Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок русского языка в 3 классе для национальных школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка | 25.61 КБ |
urok_russkogo_yazyka.docx | 25.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
На современном этапе развития якутской школы основной целью
изучения русского языка является практическое овладение им как средством общения в устной и письменной форме, умение разговаривать, читать и писать по-русски.
Современная методика обучения второму языку строится на следующих трех принципах: на принципе речевой направленности обучения, на принципе функционального подхода к явлениям языка и на принципе учета родного языка.
Ведущим методическим принципом, по отношению к которому все остальные занимают подчиненное положение, является принцип речевой направленности обучения. Он означает, что все стороны процесса обучения второму языку должны быть подчинены выработке у учащихся речевых умений и навыков. Именно этим принципом определяется соотношение знаний и умений и навыков, которые должны получить обучающиеся языку.
Принцип функционального подхода к явлениям изучаемого языка предполагает, что из всей совокупности языковых средств, в первую очередь должны быть усвоены учащимися те, которые необходимы для речи на данном этапе обучения. При этом отдельные стороны языка (фонетика, грамматика, лексика) не должны изолироваться друг от друга, а должны выступать в естественной взаимосвязи, в какой они функционируют в речевом процессе. Функциональный принцип обучения тесно связан с принципом учета родного языка, так как функционирование того или иного факта русского языка (звука, слова, грамматической формы) рассматривается детьми через призму родного языка. Учет явлений сходства и расхождения в родном и русском языках при опережающем обучении родному языку может существенно облегчить процесс усвоение второго.
Данный урок проводится в 3 классе в начале второй четверти. Это второй урок в разделе «Части речи».
Тема урока: Имя существительное. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. (Аат тыл. Тыыннаах уонна тыыммат предметтэр ааттара) (Урок № 24)
Цели: Обобщить знания об имени существительном; ознакомить с ролью суффиксов в речи (-к, -ик, -ок,- чик); развивать осознанное распознавание одушевленных и неодушевленных имен существительных; развивать умения употреблять слова с суффиксами; воспитывать интерес к предмету, создать атмосферу радости совместного труда.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, сигнальные картинки к рефлексии, учебник для 3 класса, презентация к уроку.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Учебник 3 класса «Русский язык», авторы В.М.Анисимов, Л.В.Сокорутова, Л.П.Шамаева, 2004 г
Программа «Русский язык 1-4», 1996 г.
Методы: словесные, объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые.
Формы организации: групповая, индивидуальная, фронтальная
Количество часов в неделю – 3 часа
На данном уроке учащиеся знакомятся с обобщенным лексическим значением имен существительных. Существительные обозначают предметы: людей, вещей, события, явления природы и т.д. С помощью вопросов кто? что? Находят имена существительные (упражнение 102), определяют что ни обозначают.
Разбить имена существительные на группу одушевленных и неодушевленных предметов учащиеся могут без большого труда (упражнение 103), но под влиянием родного языка они могут допустить подмену вопроса кто? вопросом что?: белуги – что? поскольку на вопрос кто? в якутском языке отвечает только название человека. Затем учащиеся составляют предложения, употребляя имена существительные в роли подлежащего или второстепенного члена. Например: В лесу растет белая береза. Я видел волка и т.д.
В русском языке суффиксы различаются:
- Словообразовательные (рыбак, охотник, богатство, местность..)
- Оценочные (домик, рыбка, дымок, мячик ленточка …)
- Формообразующие (писал, сильнее..).
На данном уроке учащиеся знакомятся с оценочными суффиксами.
(упражнение 104) дети упражняются в употреблении новых слов в предложениях, в правильном их написании.
Содержание материала урока, методы и средства обучения соответствуют интерпретирующему уровню активности познавательной деятельности учащихся.
На уроке осуществляется деятельностный подход, формируются способы умственной деятельности (отгадывание загадки, кроссворда, составление предложений, текстов).
Задания для самостоятельной работы подобраны с нарастающей степенью сложности, постепенно переходя в творческие, требующие активности познавательной деятельности учащихся.
Структура урока
Организационный момент – 1 мин.
Минутка чистописания– 3 мин.
Актуализация знаний – 4 мин. Отгадывание кроссворда, словарная работа
Постановка проблемы. Открытие нового– 12 мин.
Физкультминутка – 3 мин.
Работа по теме урока - 15 мин.
Подведение итогов урока. Рефлексия – 5 мин.
Домашнее задание – 2 мин.
Тема: Имя существительное. Имена существительные одушевленные и неодушевленные
Цели:
Обобщить знания об имени существительном; ознакомить с ролью суффиксов в речи (-к, -ик, -ок,- чик);
Развивать осознанное распознавание одушевленных и неодушевленных имен существительных; развивать умения употреблять слова с суффиксами;
Воспитывать интерес к предмету, создать атмосферу радости совместного труда.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, сигнальные картинки к рефлексии, учебник для 3 класса, презентация к уроку.
Ход урока:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
На современном этапе развития якутской школы основной целью
изучения русского языка является практическое овладение им как средством общения в устной и письменной форме, умение разговаривать, читать и писать по-русски.
Современная методика обучения второму языку строится на следующих трех принципах: на принципе речевой направленности обучения, на принципе функционального подхода к явлениям языка и на принципе учета родного языка.
Ведущим методическим принципом, по отношению к которому все остальные занимают подчиненное положение, является принцип речевой направленности обучения. Он означает, что все стороны процесса обучения второму языку должны быть подчинены выработке у учащихся речевых умений и навыков. Именно этим принципом определяется соотношение знаний и умений и навыков, которые должны получить обучающиеся языку.
Принцип функционального подхода к явлениям изучаемого языка предполагает, что из всей совокупности языковых средств, в первую очередь должны быть усвоены учащимися те, которые необходимы для речи на данном этапе обучения. При этом отдельные стороны языка (фонетика, грамматика, лексика) не должны изолироваться друг от друга, а должны выступать в естественной взаимосвязи, в какой они функционируют в речевом процессе. Функциональный принцип обучения тесно связан с принципом учета родного языка, так как функционирование того или иного факта русского языка (звука, слова, грамматической формы) рассматривается детьми через призму родного языка. Учет явлений сходства и расхождения в родном и русском языках при опережающем обучении родному языку может существенно облегчить процесс усвоение второго.
Данный урок проводится в 3 классе в начале второй четверти. Это второй урок в разделе «Части речи».
Тема урока: Имя существительное. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. (Аат тыл. Тыыннаах уонна тыыммат предметтэр ааттара) (Урок № 24)
Цели: Обобщить знания об имени существительном; ознакомить с ролью суффиксов в речи (-к, -ик, -ок,- чик); развивать осознанное распознавание одушевленных и неодушевленных имен существительных; развивать умения употреблять слова с суффиксами; воспитывать интерес к предмету, создать атмосферу радости совместного труда.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, сигнальные картинки к рефлексии, учебник для 3 класса, презентация к уроку.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Учебник 3 класса «Русский язык», авторы В.М.Анисимов, Л.В.Сокорутова, Л.П.Шамаева, 2004 г
Программа «Русский язык 1-4», 1996 г.
Методы: словесные, объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые.
Формы организации: групповая, индивидуальная, фронтальная
Количество часов в неделю – 3 часа
На данном уроке учащиеся знакомятся с обобщенным лексическим значением имен существительных. Существительные обозначают предметы: людей, вещей, события, явления природы и т.д. С помощью вопросов кто? что? Находят имена существительные (упражнение 102), определяют что ни обозначают.
Разбить имена существительные на группу одушевленных и неодушевленных предметов учащиеся могут без большого труда (упражнение 103), но под влиянием родного языка они могут допустить подмену вопроса кто? вопросом что?: белуги – что? поскольку на вопрос кто? в якутском языке отвечает только название человека. Затем учащиеся составляют предложения, употребляя имена существительные в роли подлежащего или второстепенного члена. Например: В лесу растет белая береза. Я видел волка и т.д.
В русском языке суффиксы различаются:
- Словообразовательные (рыбак, охотник, богатство, местность..)
- Оценочные (домик, рыбка, дымок, мячик ленточка …)
- Формообразующие (писал, сильнее..).
На данном уроке учащиеся знакомятся с оценочными суффиксами.
(упражнение 104) дети упражняются в употреблении новых слов в предложениях, в правильном их написании.
Содержание материала урока, методы и средства обучения соответствуют интерпретирующему уровню активности познавательной деятельности учащихся.
На уроке осуществляется деятельностный подход, формируются способы умственной деятельности (отгадывание загадки, кроссворда, составление предложений, текстов).
Задания для самостоятельной работы подобраны с нарастающей степенью сложности, постепенно переходя в творческие, требующие активности познавательной деятельности учащихся.
Структура урока
Организационный момент – 1 мин.
Минутка чистописания– 3 мин.
Актуализация знаний – 4 мин. Отгадывание кроссворда, словарная работа
Постановка проблемы. Открытие нового– 12 мин.
Физкультминутка – 3 мин.
Работа по теме урока - 15 мин.
Подведение итогов урока. Рефлексия – 5 мин.
Домашнее задание – 2 мин.
Тема: Имя существительное. Имена существительные одушевленные и неодушевленные
Цели:
Обобщить знания об имени существительном; ознакомить с ролью суффиксов в речи (-к, -ик, -ок,- чик);
Развивать осознанное распознавание одушевленных и неодушевленных имен существительных; развивать умения употреблять слова с суффиксами;
Воспитывать интерес к предмету, создать атмосферу радости совместного труда.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, сигнальные картинки к рефлексии, учебник для 3 класса, презентация к уроку.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А какой урок у нас начинается? Правильно, урок русского языка. Ну-ка, проверь-ка, дружок, | Раз, два – выше голова, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа. Послушайте загадку. (стр.50, упр.105) Слайд №2 На лугу растут сестрички – Желтый глазок, белые реснички. Что это? -Запишите слово реснички (ресницы). Кто знает значение этого слова? Слайд №3 -Посмотрите внимательно на записанное нами слово. В этом слове на первом слоге есть буква, которая обозначает мягкость согласного звука. - Что это за буква? -Вспомним, как пишется буква “Е”. Из скольких элементов она состоит? Слайд 4 - Начинаю писать чуть ниже верхней линии строки. Пишу маленький полуовал, затем большой полуовал, среднее соединение и начинаю писать строчную букву. Выполняю верхнюю петельку и веду вниз наклонную линию с закруглением вправо. -Посмотрите внимательно на доску и в тетрадь. Перед вами цепочка. Определите последовательность написания букв в этой цепочке. Еес Ееу Еещ Еее …. (Первые две буквы повторяются, а последние буквы, если соединить вместе образуют слово “СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ”) -Какую букву надо дописать в мою группу? -Запишите эту цепочку самостоятельно -Написание, какой буквы мы повторили сегодня на минутке чистописания? Ещё раз вспомним всё, что мы знаем об этой букве. | Ромашка Кыламаннар. Е Заглавная буква “Е” состоит из 2 элементов, а строчная буква “Е” состоит из одного элемента Гласная буква “Е” может обозначать один звук Э, когда стоит после согласной буквы, а может обозначать два звука Й/Э, когда стоит в начале слова, после гласной буквы, после мягкого и твердого знаков.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Актуализация знаний 1.Отгадывание кроссворда (стр.50) ( слайд 5) Слева направо: 4. Игра, в которой ходят с песнями по кругу. 5.Друг, приятель,6. Ударный музыкальный инструмент. Сверху вниз: 1. Домашнее животное. 2. Инструмент для копания. 3.Страна или местность, в которой человек родился.
2. Словарный диктант. -Запишите слова, выделите орфограммы. 4. Постановка проблемы. -Посмотрите внимательно на слова. -На какие две группы можно распределить вот эти слова? Поставьте к словам вопросы. Слай №6 -К какой части речи относятся эти слова? Существительные, которые отвечают на вопрос что?, называются неодушевлёнными. -Определите тему и цель нашего урока. Чем мы будем заниматься на уроке? - А для этого мы должны быть внимательными, помогать друг другу, отвечать правильно, полными ответами. | Корова, лопата, родина хоровод, товарищ, барабан На две группы. Слова, отвечающие на вопрос кто? и что? Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что?, называются именами существительными. Слова мальчик, волк, петух, комар, стол, книга, зима - имена существительные (Аат тыллар) Сегодня мы будем учиться ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Физкультминутка на внимание - Если слово на картинке будет отвечать на вопрос «КТО?» - руки вверх, «ЧТО» - руки в стороны, если встретятся другие слова части речи, - присесть. Слад № 8-17 Стол, медведь, платье, обезьяна, шорты, шляпа, белка, стул, заяц, трамвай, тарелка, красный, играет. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Работа по теме урока Откройте учебники на стр. 48 . слайд №18 1. Первичное закрепление. Упражнение 102. Прочитайте. Найдите с помощью вопросов кто? или что? имена существительные. - Как можно озаглавить текст? - Определите тип текста. 2. Работа по группам. Слайд № 20-22 Первая группа рассказывает о Республике Саха, вторая группа о своем улусе. | Что? Страна, пальмы, ветры, реки, моря, горы, озера, металл, камни… Кто? Медведи, зайцы, лоси, олени, бобры…. «Россия», «Наша родина» … Текст-описание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Самостоятельная работа. Слайд№ 23- 24 Упражнение103. Выпишите сначала одушевленные (тыыннаах) имена существительные, затем неодушевленные(тыыммат). Составьте 5-6 предложений. Сравните: на вопрос кто? (ким?) в якутском языке отвечает только название человека. | Кто? Врач, волк, ворона, комар – одушевленные имена существительные Что? Вертолет, береза, ружье, ум- неодушевленные имена существительные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Открытие нового - Посмотрите на слайд №25-26. -Разберите слова по составу слова. -Из чего состоит слово? - Сравните слова: дом- дом-ик. - Изменилось ли значение слова? (диван-диван-чик, лента- лент-очк-а, рыба- рыб-к-а - Что заметили? ( Упражнение 104). - Сейчас будем работать по группам. 1 ряд пишет 1-2 строки, 2 ряд 3-4 строки. Образуйте при помощи суффиксов (-ок, -ик, -чик, -к ) новые имена существительные. Взаимопроверка. Составьте 5 предложений. | Корень, суффикс, окончание, приставка Да. Дом-дьиэ Домик- кыра дьиэ, оччугуй дьиэ При помощи суффикса образуются имена существительные с новым значением. Составление предложений. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Итог урока. Рефлексия. (3 минуты) - С какими понятиями мы работали на уроке? - Что такое имя существительное? - В чем различие имени существительного в русском языке от якутского языка? - Как вы оцениваете свою работу на уроке? - Что показалось самым интересным на уроке? - Добились ли мы поставленной цели? - Что было самым сложным? - Если вы довольны своей работой на уроке, кладёте розовый цветочек, если не очень - желтый, совсем недовольны - синий. | Имя существительное. Ответы детей Одушевленные и неодушевленные имена сущ. Кто? Что? Правильно ставить вопросы В якутском языке на вопрос кто? отвечает только название человека. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8.Выставление оценок. Домашнее задание Стр.50. Упражнение 106. Спишите, вставляя вместо точек суффикс –очк или –еньк Спасибо за урок. Слайд №27 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Цели урока:продолжить формировать умение различать одушевлённые и неодушевлённые предметы по вопросам и лексическим значе...
Урок русского языка во 2 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
В материалах вы можете познакомиться с разработкой урока с использованием развивающих методов и приемов.А также прилагается слайд-презентация, соответствующая плану урока....
Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме:"Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Урок по предложенной теме предполагает создание коллизии при объяснении нового материала, расширяют знания учащихся об имени существительном как о части речи.Урок разработан по системе развивающего об...
Открытый урок по русскому языку в 3 "Б" классе, 2013-2014 уч.г.г. Имя существительное. Имена существительные одушевленные и неодушевленные
Тема: Имя существительное. Имена существительные одушевленные и неодушевленные....
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Конспект урока разработан по программе РО Л.В. Занкова (учебник А.В. Поляковой). Тип урока: урок открытия новых знаний....
Презентация к уроку русского языка "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Данная презентация составлена к уроку русского языка в 1 классе по программе РО Л.В. Занкова по учебнику А. Поляковой....
Повторение знаний об имени существительном. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Учебный предмет: русский языкКласс: 4Тема урока: Повторение знаний об имени существительном. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.Тип урока: общеметодологической направленности.Цели уро...