Образование имён существительных от основ существительных и глаголов (конспект урока)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Целью урока является рассмотрение способов словообразования существительных с разными значениями от основ имён существительных и глаголов при помощи суффиксов, стимулирование мотивации к учению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Стенина 218-913-730
Краснодарский край
Бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования Динской район
«Средняя общеобразовательная школа № 29
имени Героя Советского Союза Броварца Владимира Тимофеевича»
Урок русского языка
3 класс
«Образование имён существительных
от основ существительных и глаголов».
Автор: учитель начальных классов
Стенина Любовь Борисовна
2010 год
Урок русского языка в 3 классе по теме «Образование имён существительных от основ существительных и глаголов».
Цели: познакомить учащихся со способом образования существительных с разными
значениями от основ существительных и глаголов при помощи суффиксов
Задачи: дидактические, образовательные:
- обеспечить в ходе урока повторение и закрепление пройденного материала,
- рассмотреть случаи словообразования существительных,
коррекционно-развивающие:
- коррекция навыка образования новых слов на основе упражнений,
- упражнения на развитие речи уч-ся, пополнение словарного запаса и объёма
памяти,
- стимулирование развития у уч-ся познавательного интереса,
воспитательные:
- формирование мотивации к учению,
- воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: учебник русского языка 3 класс, ч. 2 ( авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева,
О. В. Пронина); загадки для словарной работы; тетради уч-ся;
схемы к восприятию нового материала; цветные стики для рефлексии.
Ход урока
I Орг. момент.
1. Психологический настрой уч-ся.
- У вас впереди рабочий день. Постарайтесь сделать так, чтобы он был успешным. Для этого пожелайте себе удачи с помощью приятных поглаживаний:
- обними себя руками (удача),
- погладь шею,
- погладь себя по голове,
- опусти руки на лицо,
- помассируй руки и пожелай удачи своему соседу.
- Займите свои места.
2. Запись даты и вида работы.
II Актуализация знаний.
1. Части речи.
- Какую тему мы изучаем на уроках русского языка? Какая часть речи называется именем существительным? Перечислите все известные вам части речи .
- Внимательно послушайте шуточное стихотворение. О чём идёт речь в одном из предложений?
На доске (устно)
прил. сущ. гл.
Хливкие шорьки пырялись по наве.
- Ясен ли смысл предложения? (не определяется значение слов)
- А можно определить к какой части речи относятся эти слова? Как это сделать? (задать вопрос)
2. «Назови одним словом» (словарная работа).
- Отгадки записывайте в столбик (образец на доске).
Словарь: 1) медведь – медведица - медвежонок (медвежата)
заяц – зайчиха - зайчонок (зайчата)
2) мечтать - мечтатель
учить - учитель
3) салат - салатник
багаж - багажник
1) а) Вперевалку зверь идёт по малину и по мёд,
Любит сладкое он очень, а когда приходит осень,
Лезет в яму до весны, где он спит и видит сны.
б) У косого нет берлоги, не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги, а от голода-кора.
2) а) Воображать или представлять что-то заветное.
б) Передавать кому-либо какие-нибудь знания.
3) а) Блюдо очень интересное, овощам хватает места:
Всё порезать, посолить и сметанкою полить,
Добавить зелень, помешать и на стол скорей подать
Ну, и что это…?
б) Упакованные для отправки поездом, самолётом, машиной вещи пассажиров.
III Постановка проблемы.
- Понаблюдайте за словами 1 и 2 столбиков. Что вы заметили? Изменились ли значения слов?
С помощью какой части слова? (суффикса) - Какое значение они приобрели?
На доске
Нос-носик перо-пёрышко ухо-ушко
поле-полюшко глаза-глазоньки колокол-колокольчик
- В высказываниях малышей встречаются такие слова:
- Рыбёнок-это рыбкина детка. У луковицы-луковёнок, у корзинки-корзинёнок..
- Жили-были царь с царицей, и был у них маленький царёнок…
- Понятно ли значение этих слов? Какой общий смысл выражается? (название детёнышей)
-А знают ли малыши о существовании в языке другого названия детёнышей? (нет)
-Давайте посмотрим как образуются такие слова. Вернёмся к словарю.
- Прочитайте 1 слово, определите род существительного, образуйте от этого первичного слова сущ. ж.р. (самку медведя), теперь их детёныша.
-Как образовались эти слова (от основы сущ. м.р.+ суффикс –иц, -онок (детёныш).
-Как назвать детёнышей медведя во множественном числе? С помощью какого суффикса образовалось нов. слово? Какой частью речи являются эти слова? Почему?
(Аналог. разбор со вторым словом)
На доске появляется схема:
их, -иц,
-онок, -ёнок,
-ат, -ят
2) Чтение вывода на с.42
3) Наблюдение. - Образуйте новые слова (дифференциация по группам)
1гр.- грач, лев, петух.
2 гр.- с. 42, упр. 274
3 гр.- с.42, упр.273
- У кого возникли проблемы? В литературном языке нет суффиксов для образования названия самок этих животных, но в речи мы их употребляем:
На доске
Петух-курица-цыплёнок.
Бык-корова-телёнок (графически выделяются суффиксы).
IV Физминутка.
1. Упр-е «Ёжик».
2. Упр-е «Снеговик».
V Образование существительных с суффиксом -тель.
1 Исследование.
-Вернёмся ко 2-й группе словарных слов. Какая это часть речи? Раскрою вам один секрет (вы будете изучать это чуть позже),что у глаголов -ть - это суффикс, и он не входит в основу.
-Как называют человека, который любит мечтать? Как образовалось это слово? (аналог с др.
словом)
2. Чтение вывода на с.44.
3. Наблюдение.( упр. 277)
-Что называют слова с суффиксом –тель? (указывают на занятие человека)
На доске появляется схема
-тель
VI Психологическая разгрузка.
1. Упражнение « Гармошка».
2. Упражнение « Змея».
VII Образование существительных с суффиксом -ник.
1. Исследование(аналог. предыдущим заданиям).
2.Чтение вывода на с.185.
3.Наблюдение.( упр.278)
-Слова с каким значением образуются с помощью этого суффикса?
На доске появляется схема
-ник
VIII Итог урока. Рефлексия.
-Какие значения имеют имена существительные , образованные с помощью этих суффиксов?
Дети, по просьбе учителя, отмечают на доске усвоение темы.
IX Домашнее задание.
-Послушайте текст.
Как их зовут?
У нас на земле просто.У волка-волчата,у лося-лосята, у зайца-зайчата, у глухаря-глухарята, у гуся-гусята. А попробуй-ка под водой! Ну, у щуки-щурята…А дальше? Запишите названия водных обитателей, графически выделите суффикс.
-Спасибо за работу. Урок окончен (учитель объявляет отметки).
Список использованной литературы.
1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Руский язык». Учебник
3 класс.
2. Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебнику
«Русский язык» для 3 класса.
3. Справочник школьника (эталоны) для 1–4 классов.
4. Сборник упражнений. Русский язык З класс. Шклярова Т. В., Грамотей
2009 г.
5. К пятёрке шаг за шагом.Русский язык. Начальная школа. Ахременкова
Л. А., М., Просвещение, 2005 г. (для работы с сильными учащимися).
существительное
глагол
глагол
существительное существительное
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе Способы образования имён существительных.
Урок русского языка в 3 классе ( автор С.В. Иванов №Начальная школа ХХ1 века») Учитель Верменик О.Г. Тема урока:«Способы образования имён существительных» Тип урока:комбин...
Способы образования имён существительных. Урок русского языка в 3 классе
Урок русского языка в 3 классе ( автор С.В. Иванов №Начальная школа ХХ1 века») Учитель Верменик О.Г.Тема урока:«Способы образования имён существительных»Тип урока:комбинированный, про...
Урок русского языка в 3 классе «Способы образования имён существительных» Учител ь Верменик О.Г.
Урок русского языка в 3 классе ( автор С.В. Иванов № Начальная школа ХХ1 века») Учител ь Верменик О.Г. Тема урока: «Способы образования имён существительных» Тип урока: комбини...
урок русского языка в 3 классе "Способы образования имён существительных"
Урок русского языка в 3 классе (УМК «Начальная школа ХХIвека», автор учебника С.Иванов)Тип: урок исследовательской деятельности.Оптимальные методы обучения: мозговой штурм, групповая работа, про...
"Образование имён существительных от основ существительных и глаголов"
Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа 2100" даётся в 3 четверти. Дети знакомятся со способами образова...
Сценарий урока русского языка Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от основ существительных»
Предмет: «Русский язык»Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.ПронинаКласс:3Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от ...
Технологическая карта урока по русскому языку. Тема "Способы образования имён существительных"
Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе составлена в соответствии с требованиями ФГОС по учебнику С.В. Иванова, УМК "Начальная школа XXI века". Цели урока: создать усло...