Презентация к уроку русского языка 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме
Презентация на урок. Помогает структурировать учебный материал по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivaya_li_kukla.ppt | 2.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сравните словоформы существительных стол и слон в высказываниях: Мы долго рассматривали этот стол. Мы долго рассматривали этого слона. Отличаются ли эти слова по падежу? По числу? По роду? Сравните окончания?
Но если у слов одного и того же рода в одном и том же падеже и числе окончания разные, то это указывает на какое-то различие в их значении.
Чем же отличаются словоформы стол и слона по своему значению? Стол Слона
Что обозначает слово «стол» – живое существо или неживой предмет? А слово «слона»?
Изменим слово слон по падежам И.п. слон Р.п. слон а Д.п. слону В.п. слон а Т.п. слоном П.п. о слоне С каким падежом совпадает винительный падеж? В.п. = Р.п.
Изменим слово стол по падежам И.п. стол Р.п. стола Д.п. столу В.п. стол Т.п. столом П.п. о столе С каким падежом совпадает винительный падеж? В.п. = И.п.
Сравним изменения по падежам И.п. слон Р.п. слона Д.п. слону В.п. слона Т.п. слоном П.п. о слоне И.п. стол Р.п. стола Д.п. столу В.п. стол Т.п. столом П.п. о столе
Форма существительного, которая указывает на то, что оно обозначает живое существо, называется одушевлённое существительное.
Форма существительного, которая указывает на то, что оно обозначает неживой предмет, называется неодушевлённое существительное.
А всегда ли у существительных, обозначающих живые существа и неживые предметы, разные формы В.п.? Проверим, одинаковы ли окончания в В.п. ед.ч. у слов сестра и стена? А в В.п. мн.ч.?
Изменим по падежам: Ед.ч. И.п. сестр а Р.п. сестр ы В.п. сестр у Нет совпадений окончаний. И.п. стен а Р.п. стен ы В.п. стен у Нет совпадений окончаний. Мн.ч. И.п. сёстры Р.п. сестёр В.п. сестёр В.п. = Р.п. - одуш. И.п. стен ы Р.п. стен В.п. стен ы В.п. = И.п. – неодуш.
Вывод : Одушевлённые сущ. К одушевлённым сущ. относятся слова, у которых форма В.п. (в обоих числах или хотя бы во мн.числе) совпадает с формой Р.п. В.п. = Р.п. Неодушевлённые сущ. К неодушевлённым сущ. относятся слова, у которых форма В.п. хотя бы в одном из чисел совпадает с формой И.п. В.п. = И.п.
А всегда ли грамматическая форма одушевлённого сущ. указывает на то, что оно обозначает живое существо? Проверим это! Матрёшка – это живое существо? А одушевлённое существительное?
Изменим по падежам Единственное число И.п. матрёшк а Р.п. матрёшк и В.п. матрёшк у Нет совпадений. Множественное число И.п. матрёшк и Р.п. матрёшек В.п. матрёшек В.п. = Р.п. – одуш.сущ.
Вывод: Не всегда грамматическая форма одушевлённого существительного указывает на то, что оно обозначает живое существо! Матрёшка – это одуш. сущ., но обозначает неживой предмет.
А всегда ли грамматическая форма неодушевлённого сущ. указывает на то, что оно обозначает неживой предмет? Проверим это!
Что называет слово «толпа» – множество неживых предметов или множество людей?
Изменим слово по падежам: Единственное число И.п. толп а Р.п. толп ы В.п. толп у Совпадений нет. Множественное число И.п. толп ы Р.п. толп В.п. толп ы В.п.= И.п. Значит слово толпа – это неодуш.сущ.
Вывод: Неодушевлённые существительные иногда могут обозначать живых существ, а одушевлённые – неживые предметы!
В некоторых учебниках говорится, что одушевлённые и неодушевлённые существительные различаются тем, что первые из них отвечают на вопрос кто?, а вторые – на вопрос что? Проверим это!
На какой вопрос отвечает слово народ? КТО? Народ – это одуш.сущ?
Изменим по падежам: И.п. народ Р.п. народа В.п. народ В.п. = И.п. Значит, слово народ- неодуш.сущ.
А на какой вопрос отвечает слово кукла? Что? Кукла – неодуш.сущ.?
Изменим по падежам: Единственное число И.п. кукл а Р.п. кукл ы В.п. кукл у Совпадений нет. Множественное число И.п. куклы Р.п. кукол В.п. кукол В.п. = Р.п. Значит слово кукла – одуш.сущ.
Вывод: По вопросам кто? или что? нельзя определить каким является существительное - одушевлённым или неодушевлённым. Необходимо проверять изменяя слова по падежам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка на тему Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Конспект урока русского языка 2 класс ОС школа 2100...
Урок русского языка по теме: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"2 класс (система Л.В. Занкова)
урок по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" система Л.В. Занкова...
Презентация к уроку русского языка 3 класс "одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
Презентация к уроку русского языка 3 класс "одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"...
урок русского языка (4 класс) по теме «Одушевлённость – неодушевлённость существительных как особое грамматическое значение существительных» (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) Учебник В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, Т.В.Некрасовой
Цели:1. Познакомить с новым грамматическим значением существительных – одушевлённость, неодушевлённость 2. Развивать способность к анализу и обобщению, находчивость, сообразительность; развивать...
Урок русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" 2 класс
Разработка урока русского языка для 2 класса, содержит подробный сценарий урока, презентацию....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (1 урок)" (УМК "Школа России", 3 класс)
Научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; выделять имена существительные среди других частей речи...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (2 урок)" (УМК "Школа России", 3 класс)
Научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; выделять имена существительные среди других частей речи...