Презентация к уроку русского языка 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме

Презентация на урок. Помогает структурировать учебный материал по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zhivaya_li_kukla.ppt2.03 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Живая ли кукла? Русский язык 4 класс Программа Эльконина – Давыдова Учитель: Цурупал Т.Б. Омск

Слайд 2

Сравните словоформы существительных стол и слон в высказываниях: Мы долго рассматривали этот стол. Мы долго рассматривали этого слона. Отличаются ли эти слова по падежу? По числу? По роду? Сравните окончания?

Слайд 3

Но если у слов одного и того же рода в одном и том же падеже и числе окончания разные, то это указывает на какое-то различие в их значении.

Слайд 4

Чем же отличаются словоформы стол и слона по своему значению? Стол Слона

Слайд 5

Что обозначает слово «стол» – живое существо или неживой предмет? А слово «слона»?

Слайд 6

Изменим слово слон по падежам И.п. слон Р.п. слон а Д.п. слону В.п. слон а Т.п. слоном П.п. о слоне С каким падежом совпадает винительный падеж? В.п. = Р.п.

Слайд 7

Изменим слово стол по падежам И.п. стол Р.п. стола Д.п. столу В.п. стол Т.п. столом П.п. о столе С каким падежом совпадает винительный падеж? В.п. = И.п.

Слайд 8

Сравним изменения по падежам И.п. слон Р.п. слона Д.п. слону В.п. слона Т.п. слоном П.п. о слоне И.п. стол Р.п. стола Д.п. столу В.п. стол Т.п. столом П.п. о столе

Слайд 9

Форма существительного, которая указывает на то, что оно обозначает живое существо, называется одушевлённое существительное.

Слайд 10

Форма существительного, которая указывает на то, что оно обозначает неживой предмет, называется неодушевлённое существительное.

Слайд 11

А всегда ли у существительных, обозначающих живые существа и неживые предметы, разные формы В.п.? Проверим, одинаковы ли окончания в В.п. ед.ч. у слов сестра и стена? А в В.п. мн.ч.?

Слайд 12

Изменим по падежам: Ед.ч. И.п. сестр а Р.п. сестр ы В.п. сестр у Нет совпадений окончаний. И.п. стен а Р.п. стен ы В.п. стен у Нет совпадений окончаний. Мн.ч. И.п. сёстры Р.п. сестёр В.п. сестёр В.п. = Р.п. - одуш. И.п. стен ы Р.п. стен В.п. стен ы В.п. = И.п. – неодуш.

Слайд 13

Вывод : Одушевлённые сущ. К одушевлённым сущ. относятся слова, у которых форма В.п. (в обоих числах или хотя бы во мн.числе) совпадает с формой Р.п. В.п. = Р.п. Неодушевлённые сущ. К неодушевлённым сущ. относятся слова, у которых форма В.п. хотя бы в одном из чисел совпадает с формой И.п. В.п. = И.п.

Слайд 14

А всегда ли грамматическая форма одушевлённого сущ. указывает на то, что оно обозначает живое существо? Проверим это! Матрёшка – это живое существо? А одушевлённое существительное?

Слайд 15

Изменим по падежам Единственное число И.п. матрёшк а Р.п. матрёшк и В.п. матрёшк у Нет совпадений. Множественное число И.п. матрёшк и Р.п. матрёшек В.п. матрёшек В.п. = Р.п. – одуш.сущ.

Слайд 16

Вывод: Не всегда грамматическая форма одушевлённого существительного указывает на то, что оно обозначает живое существо! Матрёшка – это одуш. сущ., но обозначает неживой предмет.

Слайд 17

А всегда ли грамматическая форма неодушевлённого сущ. указывает на то, что оно обозначает неживой предмет? Проверим это!

Слайд 18

Что называет слово «толпа» – множество неживых предметов или множество людей?

Слайд 19

Изменим слово по падежам: Единственное число И.п. толп а Р.п. толп ы В.п. толп у Совпадений нет. Множественное число И.п. толп ы Р.п. толп В.п. толп ы В.п.= И.п. Значит слово толпа – это неодуш.сущ.

Слайд 20

Вывод: Неодушевлённые существительные иногда могут обозначать живых существ, а одушевлённые – неживые предметы!

Слайд 21

В некоторых учебниках говорится, что одушевлённые и неодушевлённые существительные различаются тем, что первые из них отвечают на вопрос кто?, а вторые – на вопрос что? Проверим это!

Слайд 22

На какой вопрос отвечает слово народ? КТО? Народ – это одуш.сущ?

Слайд 23

Изменим по падежам: И.п. народ Р.п. народа В.п. народ В.п. = И.п. Значит, слово народ- неодуш.сущ.

Слайд 24

А на какой вопрос отвечает слово кукла? Что? Кукла – неодуш.сущ.?

Слайд 25

Изменим по падежам: Единственное число И.п. кукл а Р.п. кукл ы В.п. кукл у Совпадений нет. Множественное число И.п. куклы Р.п. кукол В.п. кукол В.п. = Р.п. Значит слово кукла – одуш.сущ.

Слайд 26

Вывод: По вопросам кто? или что? нельзя определить каким является существительное - одушевлённым или неодушевлённым. Необходимо проверять изменяя слова по падежам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"2 класс (система Л.В. Занкова)

урок по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" система Л.В. Занкова...

Презентация к уроку русского языка 3 класс "одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Презентация к уроку русского языка 3 класс "одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"...

урок русского языка (4 класс) по теме «Одушевлённость – неодушевлённость существительных как особое грамматическое значение существительных» (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) Учебник В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, Т.В.Некрасовой

Цели:1. Познакомить с новым грамматическим значением существительных –  одушевлённость, неодушевлённость 2. Развивать способность к анализу и обобщению, находчивость, сообразительность; развивать...

Урок русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" 2 класс

Разработка урока русского языка для 2 класса, содержит подробный сценарий урока, презентацию....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (1 урок)" (УМК "Школа России", 3 класс)

Научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; выделять имена существительные среди других частей речи...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (2 урок)" (УМК "Школа России", 3 класс)

Научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; выделять имена существительные среди других частей речи...