Рабочая программа по русскому языку (3 класс)
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Программа курса Русский язык рассчитана на 164 часа (5 часов в неделю). Из них 4 часа в неделю из базовой части, 1час – из части, формируемой участниками образовательного процесса. Добавленный час направлен на развитие устной и письменной речи, что соответствует одной из линий развития учащихся.
Рабочая программа учебного курса по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы по русскому языку Канакиной В.П., Горецкого В.Г.
Программа обеспечена учебно-методическими материалами ОС «Школа России».
- Планируемые предметные результаты освоения программы.
Личностные результаты
Личностные результаты.
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умений ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
- Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основные виды учебной деятельности.
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (164ч.).
Систематический курс русского языка представлен следующими содержательными линиями:
• система языка (основа лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология, синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа «стол», «конь»; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных по вопросам кто? и что? Выделение имен существительных собственных и нарицательных.
Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1-му, 2-му, 3-му склонению. Словообразование имен существительных. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имен прилагательных. Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать?. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Частица. Частица не, ее значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространенные и нераспространенные. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, середине или конце предложения).
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу в положении под ударением;
• сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
• непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолет, вездеход);
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
• безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имен прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
• запятая при обращении в предложениях.
Развитие речи. Осознание ситуации обращения: с какой целью, с кем и где происходит обращение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Предварительный просмотр:
3. Календарно – тематическое планирование. 3 кл
№ п / п | Дата проведения | Раздел, тема урока | Деятельность учащихся | Внеурочная предметная деятельность | |||
план | факт | ||||||
Язык и речь (3 ч) | |||||||
1. | 04.09 | 04.09 | Наша речь. Виды речи. | Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна). Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А. Пушкина. | |||
2. | 05.09 | 05.09 | Наш язык. | ||||
3. | 06.09 | 06.09 | Входная диагностика. | ||||
Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч) | |||||||
4 | 07.09 | 07.09 | Работа над ошибками, допущенными во входном диктанте. Текст. Типы текстов. | Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст(с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст. | |||
5 | 08.09 | 08.09 | Типы текстов (повествование, описание, рассуждение). | ||||
6 | 11.09 | 11.09 | Самостоятельная работа по теме «Текст и типы текстов. Предложение. | ||||
7 | 12.09 | 12.09 | Диагностика ошибок, допущенных в самостоятельной работе. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). | ||||
8 | 13.09 | 13.09 | Виды предложений по интонации (восклицательные, невосклицательные). | ||||
9 | 14.09 | 14.09 | Предложения с обращением. | ||||
10 | 15.09 | 15.09 | Р/Р. Обучающее изложение. | Рассматривать репродукцию картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», составлять рассказ по картине, пересказывать составленный текст. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | |||
11 | 18.09 | 18.09 | Главные и второстепенные члены предложения. | Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения. Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное. | |||
12 | 19.09 | 19.09 | Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения по членам предложения. | ||||
13 | 20.09 | 20.09 | Самостоятельная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения по членам предложения». Простое и сложное предложения. | ||||
14 | 21.09 | 21.09 | Анализ ошибок, допущенных в самостоятельной работе. Простое и сложное предложения. Запятая внутри сложного предложения. | ||||
15 | 22.09 | 22.09 | Самостоятельная работа по теме «Простое и сложное предложения». Словосочетание. | Различать словосочетание и предложение. Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. | |||
16 | 25.09 | 25.09 | Диагностика ошибок, допущенных в самостоятельной работе. Словосочетание. Связь между словами. | ||||
17 | 26.09 | 26.09 | Повторный контрольный диктант. | ||||
Слово в языке и речи (20 ч) | |||||||
18 | 27.09 | 27.09 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова | Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов, находить в них необходимую информацию о слове. Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. | |||
19 | 28.09 | 28.09 | Синонимы и антонимы. | ||||
20 | 29.09 | 29.09 | Омонимы. | ||||
21 | 02.10 | 02.10 | Словарная работа. Слово и словосочетание. | Различать слово и словосочетание как сложное название предмета. | |||
22 | 03.10 | 03.10 | Фразеологизмы. | Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию. | |||
23 | 04.10 | 04.10 | Р/р. Обучающее изложение. | Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста-образца. | |||
24 | 05.10 | 05.10 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Части речи. | Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения. | |||
25 | 06.10 | 06.10 | Имя существительное. | ||||
26 | 09.10 | 09.10 | Имя прилагательное. | ||||
27 | 10.10 | 10.10 | Глагол. | ||||
28 | 11.10 | 11.10 | Что такое имя числительное? Самостоятельная работа по частям речи. | Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов — имён числительных. | |||
29 | 12.10 | 12.10 | Диагностика ошибок, допущенных в самостоятельной работе. Однокоренные слова. | Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем. | |||
30 | 13.10 | 13.10 | Самостоятельная работа по однокоренным словам. Звуки и буквы. Гласные звуки. | Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Группировать слова по типу орфограммы. | |||
31 | 16.10 | 16.10. | Анализ ошибок, допущенных в самостоятельной работе. Звуки и буквы. Согласные звуки. | ||||
32 | 17.10 | 17.10 | Звонкие и глухие согласные звуки. | ||||
33 | 18.10 | 18.10 | Р/р. Обучающее изложение. | Составлять текст-натюрморт по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды». | |||
34 | 19.10 | 19.10 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Разделительный мягкий знак. | Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации | Проектная задача «Рассказ о слове» | ||
35 | 20.10 | 20.10 | Обобщение и закрепление изученного по теме «Слово в языке и речи». | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | |||
36 | 23.10 | 23.10 | Административный срез | ||||
37 | 24.10 | 24.10 | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» Диктант за 1 четверть | ||||
Состав слова (15 ч) | |||||||
38 | 25.10 | 25.10 | Работа над ошибками, допущенными в административном срезе и контрольной работе. Что такое корень? | Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. | |||
39 | 26.10 | 26.10 | Как найти корень в слове? | ||||
40 | 27.10 | 27.10 | Сложные слова. | ||||
41 | 30.10 | 30.10 | Самостоятельная работа по однокоренным словам. Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. | |||
42 | 31.10 | 31.10 | Диагностика ошибок, допущенных в самостоятельной работе. Окончание слова. | ||||
43 | 01.11 | 01.11 | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса. | |||
44 | 02.11 | 02.11 | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? Словарная работа. | ||||
45 | 03.11 | 03.11 | Значение приставок и суффиксов. | ||||
46 | 13.11 | 13.11. | Повторение по теме части слова | Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст. | |||
47 | 14.11 | 14.11 | Что такое основа слова? | Выделять в словах основу слова. Работать со страничкой для любознательных: наблюдать за словообразовательными статьями в словообразовательном словаре. | |||
48 | 15.11 | 15.11 | Обобщение знаний о составе слова. | ||||
49 | 16.11 | 16.11 | Контрольный диктант по теме «Состав слова». | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя». | |||
50 | 17.11 | 17.11 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний о составе слова. | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя». | |||
51 | 20.11 | 20.11 | Р/р. Обучающее изложение. | Редактировать предложения с однокоренными словами. Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту. | |||
52 | 21.11 | 21.11 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Проектная задача «Семья слов». | Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы. | Проектная задача «Семья слов» | ||
Правописание частей слова (26 ч) | |||||||
53 | 22.11 | 22.11 | В каких значимых частях слова есть орфограммы? | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | |||
54 | 23.11 | 23.11 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | ||||
55 | 24.11 | 24.11 | Словарная работа. Правописание слов с безударными гласными в корне. Алгоритм. | ||||
56 | 27.11 | 27.11 | Правописание слов с безударными гласными в корне. Тест по теме урока. | ||||
57 | 28.11 | 28.11 | Анализ ошибок, допущенных в тесте. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне слова. | ||||
58 | 29.11 | 29.11 | Словарная работа. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне слова. Алгоритм. | ||||
59 | 30.11 | 30.11 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне слова. | ||||
60 | 01.12 | 01.12 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне слова и на конце слова. | ||||
61 | 04.12 | 04.12 | Обобщение знаний по теме «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне слова и на конце слова». Тест по теме урока. | Пересказывать содержание текста по коллективно составленному плану. | |||
62 | 05.12 | 05.12 | Диагностика ошибок, допущенных в тесте. Правописание слов с непроизносимыми гласными в корне слова. | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | |||
63 | 06.12 | 06.12 | Правописание слов с непроизносимыми гласными в корне слова. Алгоритм. | ||||
64 | 07.12 | 07.12 | Правописание слов с непроизносимыми гласными в корне слова. Тест по теме урока. | ||||
65 | 08.12 | 08.12 | Анализ ошибок, допущенных в тесте. Правописание слов с удвоенными согласными. | ||||
66 | 11.12 | 11.12 | Правописание слов с удвоенными согласными. | ||||
67 | 12.12 | 12.12 | Контрольный диктант за 2 четверть | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя». | |||
68 | 13.12 | 13.12 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Правописание приставок и суффиксов. Правописание суффиксов -ек, -ик. | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | |||
69 | 14.12 | 14.12 | Правописание приставок и суффиксов. Правописание в словах суффикса -ок. | ||||
70 | 15.12 | 15.12 | Правописание приставок и суффиксов. | ||||
71 | 18.12 | 18.12 | Словарная работа. Правописание приставок и суффиксов. Коллективное составление текста по рисунку. | ||||
72 | 19.12 | 19.12 | Правописание приставок и предлогов. | ||||
73 | 20.12 | 20.12 | Правописание приставок и предлогов. | ||||
74 | 21.12 | 21.12 | Тест по изученному материалу. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | ||||
75 | 22.12 | 22.12 | Анализ ошибок, допущенных в тесте. Разделительные твёрдый и мягкий знаки. | ||||
76 | 25.12 | 25.12 | Разделительные твёрдый и мягкий знаки. Тест по теме урока. | ||||
77 | 26.12 | 26.12 | Диагностика ошибок, допущенных в тесте. Разделительные твёрдый и мягкий знаки. | ||||
78 | 27.01 | 27.12. | Обобщение знаний по разделу. | Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану. Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». | Проектная задача «Составляем орфографический словарь». | ||
Части речи (79 ч) | |||||||
79 | 18.01 | 11.01 | Части речи. | Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). | |||
80 | 12.01 | 12.01 | Роль частей речи в предложении. | ||||
81 | 15.01 | 15.01 | Самостоятельная работа по частям речи. Имя существительное и его роль в речи. | Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные. Находить устаревшие слова — имена существительные. | |||
82 | 16.01 | 16.01 | Диагностика ошибок, допущенных в самостоятельной работе. Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи. | ||||
83 | 17.01 | 17.01 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению). | |||
84 | 18.01 | 18.01 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Представление об устаревших словах в русском языке. | ||||
85 | 19.01 | 19.01 | Р/р. Обучающее изложение. | Пересказывать содержание текста по коллективно составленному плану. | |||
86 | 22.01 | 22.01 | Анализ ошибок, допущенных в изложении. Собственные и нарицательные имена существительные. | Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Наблюдать за толкованием значения некоторых имён. Составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени. | |||
87 | 29.01 | 23.01 | Собственные и нарицательные имена существительные. | Проектная задача «Тайна имени». | |||
88 | 30.01 | 24.01 | Самостоятельная работа по теме «Собственные и нарицательные имена существительные». Число имён существительных. | Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных. Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа. | |||
89 | 25.01 | 25.01 | Диагностика ошибок, допущенных в самостоятельной работе. Число имён существительных. | ||||
90 | 26.01 | 26.01 | Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа по теме урока. | ||||
91 | 29.01 | 29.01 | Р/р. Работа с текстом. Письмо по памяти. | ||||
92 | 30.01 | 30.01 | Работа над ошибками, допущенными в письме по памяти. Род имён существительных. | Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. | |||
93 | 31.01 | 31.01 | Определение рода у имён существительных. | ||||
94 | 01.01. | 01.01. | Имена существительные общего рода. | ||||
95 | 02.01 | 02.01 | Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа по теме урока. | ||||
96 | 05.02 | 05.02 | Анализ ошибок, допущенных в самостоятельной работе. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь. Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. | |||
97 | 06.02 | 06.02 | Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода. | ||||
98 | 07.02 | 07.02 | Р/р. Обучающее изложение. | Подробно письменно излагать содержание текста-образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии рисунков. | |||
99 | 08.02 | 08.02 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Закрепление изученного материала. | Записывать текст под диктовку и проверять написанное. | |||
100 | 09.02 | 09.02 | Склонение имён существительных. | Анализировать таблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. Работать с текстом-памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж имён существительных. | |||
101 | 12.02 | 12.02 | Падеж имён существительных. Изменение имён существительных по падежам. | ||||
102 | 13.02 | 13.02 | Падеж имён существительных. Неизменяемые имена существительные. | ||||
103 | 14.02 | 14.03 | Р/р. Сочинение по картине И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя). | |||
104 | 15.02 | 15.02 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Именительный падеж. | Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имён существительных одушевлённых мужского рода и др.). | |||
105 | 16.02 | 16.02 | Родительный падеж. | ||||
106 | 19.02 | 19.02 | Дательный падеж. | ||||
107 | 20.02 | 20.02 | Словарная работа. Винительный падеж. | ||||
108 | 21.02 | 21.02 | Отличие винительного падежа от родительного. | ||||
109 | 22.02 | 22.02 | Творительный падеж. | ||||
110 | 26.02 | 26.02 | Предложный падеж. | ||||
111 | 27.02 | 27.02 | Р/р. Обучающее изложение | Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. | |||
112 | 28.02 | 28.02 | Анализ ошибок, допущенных в изложении. Падежи имён существительных. | Составлять сообщение об изученных падежах имён существительных. | |||
113 | 01.03 | 01.03 | Обобщение знаний об имени существительном. | Определять начальную форму имени суще- ствительного. Работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного». Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения. | |||
114 | 02.03 | 02.03 | Р/р. Сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | Составлять устно текст по репродукции кар- тины художника К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными словами (под руководством учителя). | |||
115 | 05.03 | 05.03 | Диагностика ошибок, допущенных в сочинении. Закрепление изученного материала. | ||||
116 | 06.03 | 06.03 | Контрольный диктант за 3 четверть | Записывать текст под диктовку и проверять написанное. | |||
117 | 07.03 | 07.03 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Значение имён прилагательных в речи. | Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имён прилагательных. Выделять словосочетания с именами прила- гательными из предложения. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным — имена существительные. | Проектная задача «Зимняя страничка». | ||
118 | 09.03 | 09.03 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. | ||||
119 | 12.03 | 12.03 | Употребление имён прилагательных в речи. | ||||
120 | 13.03 | 13.03 | Роль прилагательных в тексте. | ||||
121 | 14.03 | 14.03 | Текст-описание. | Распознавать художественное и научное описания, наблюдать за употреблением имён прилагательных в таких текстах. Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка. | |||
122 | 15.03 | 15.03 | Р/р. Учимся составлять отзыв по картине. Коллективное составление отзыва по картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь». | Составлять текст — описание о растении в научном стиле. | |||
123 | 16.03 | 16.03 | Род имён прилагательных. | Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных. | |||
124 | 19.03 | 19.03 | Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. | ||||
125 | 20.03 | 20.03 | Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. | ||||
126 | 21.03 | 21.03 | Число имён прилагательных. | Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов. | |||
127 | 22.03 | 22.03 | Число имён прилагательных. | ||||
128 | 02.04 | 02.04 | Изменение имён прилагательных по падежам. | ||||
129 | 03.04 | 03.04 | Изменение имён прилагательных по падежам. Начальная форма имени прилагательного. | ||||
130 | 04.04 | 04.04 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | ||||
131 | 05.04 | 05.04 | Р/р. Отзыв по картине А. А. Серова «Девочка с персиками» | Составлять (устно) текст-описание о животном по личным наблюдениям с предварительным обсуждением структуры текста. | |||
132 | 06.04 | 06.04 | Работа над ошибками, допущенными в написании отзыва. Морфологический разбор имени прилагательного. | Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке. | |||
133 | 09.04 | 09.04 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | ||||
134 | 10.04 | 10.04 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | Записывать текст под диктовку и проверять написанное. | Проектная задача «Имена прилагательные в загадках». | ||
135 | 11.04 | 11.04 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Личные местоимения. | Наблюдать за именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок. | |||
Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки лич- ных местоимений: лицо, число, род (у место- имений 3-го лица единственного числа). Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. Заменять повторяющиеся в тексте имена су- ществительные местоимениями. | |||||||
136 | 12.04 | 12.04 | Изменение личных местоимений по родам. | ||||
137 | 13.04 | 13.04 | Местоимение. | ||||
138 | 16.04 | 16.04 | Морфологический разбор местоимений. | ||||
139 | 17.04 | 17.04 | Р/р. Составление письма. | Составлять письмо другу или кому-либо из родственников. | |||
140 | 18.04 | 18.04 | Урок-исследование. Значение глаголов в речи. | Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глаголов. | |||
141 | 19.04 | 19.04 | Значение и употребление глаголов в речи. | ||||
142 | 20.04 | 20.04 | Употребление глаголов в речи. | ||||
143 | 23.04 | 23.04 | Неопределённая форма глагола. | Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы. | |||
144 | 24.04 | 24.04 | Неопределённая форма глагола. Глагольные вопросы что делать? и что сделать? | ||||
145 | 25.04 | 25.04 | Число глаголов. | Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам. | |||
146 | 26.04 | 26.04 | Изменение глаголов по числам. Самостоятельная работа по теме урока. | ||||
147 | 27.04 | 27.04 | Диагностика ошибок, допущенных в самостоятельной работе. Времена глаголов. | Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов. | |||
148 | 28.04 | 28.04 | Времена глаголов. 2-е лицо глаголов. | ||||
149 | 03.05 | 03.05 | Изменение глаголов по временам. Тест. | ||||
150 | 04.05 | 04.05 | Анализ ошибок, допущенных в тесте. Род глаголов в прошедшем времени. | Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). | |||
151 | 07.05 | 07.05 | Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-а, -о). | ||||
152 | 08.05 | 08.05 | Правописание частицы не с глаголами. | Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не. | |||
153 | 10.05 | 10.05 | Правописание частицы не с глаголами. | ||||
154 | 11.05 | 11.05 | Обобщение знаний о глаголе. | Работать с памяткой «Порядок разбора гла- гола». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи. Определять изученные грамматические при- знаки глагола и обосновывать правильность их выделения. | |||
155 | 14.05 | 14.05 | Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. | ||||
156 | 15.05 | 15.05 | Обобщение и закрепление знаний о глаголе. | ||||
157 | 16.05 | 16.05 | Обобщение знаний о глаголе. | ||||
Повторение (13 ч) | |||||||
158 | 17.05 | 17.05 | Самостоятельная работа по теме «Глагол». Части речи. | Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности. | |||
159 | 18.05 | 18.05 | Диагностика ошибок, допущенных в самостоятельной работе. Обобщение изученного о слове, предложении. Текст. | Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности. | |||
160 | 21.05 | 21.05 | Правописание окончаний имён прилагательных. | Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности для соблюдения орфоэпических норм. | |||
161 | 22.05 | 22.05 | Правописание приставок и предлогов. | ||||
162 | 23.05 | 23.05 | Правописание безударных гласных. | ||||
163 | 24.05 | 24.05 | Правописание значимых частей слова. | ||||
164 | 25.05 | 25.05 | Однокоренные слова. | Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. | |||
Итоговый контрольный диктант |
Слова с непроверяемыми написаниями:
Аккуратно, альбом, берег, вместе, вокруг, восемь, воскресенье, восток, вторник, гвоздика, герой, горох, желать, животное, завтрак, заря, интересно, картофель, квартира, килограмм, коллектив, коллекция, комната, компьютер, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, овёс, овощи, огород, огурец, однажды, одуванчик, около, орех, песок, петрушка, пирог, погода, помидор, понедельник, пороша, потом, поэт, праздник, приветливо, пшеница, пятница, ракета, растение, ромашка, рябина, самолёт, север, сирень, солдат, солома, среда, столица, трактор, трамвай, ужин, четверг, четыре, чёрный, чувство, шоссе, Новый год, День рождения, День знаний, День 8 Марта, День Победы.
ПРИЛОЖЕНИЕ Контрольно-измерительные материалы
Контрольный диктант по теме «Предложение»
Осенью
Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.
Слова для справок: ходим, воздухом.
Грамматическое задание
1. Запишите цифрой, сколько слов в первом предложении.
2. Слова русский, листья разделите для переноса.
3. В третьем предложении подчеркните грамматическую основу, выпишите словосочетания.
Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» (за 1 четверть)
Прощание с осенью
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.
Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.
Слова для справок: стало, подмёрзла.
Грамматическое задание
1. В первом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое, определите части речи.
2. Выпишите из текста два однокоренных слова, выделите в них корень.
3. Выпишите из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.
Контрольный диктант по теме «Состав слова»
В лютый зимний холод всякая птица спешит к жилью человека. Там легче добыть пищу. Голод убивает обычный страх. Люди перестают пугать осторожную лесную живность. Тетерев и куропатка залетают в хранилища с зерном. Русаки ночью постоянно скачут в сад и огород. Ласки устраивают охоту на мышей в подвалах. Беляки прибегают щипать душистое сено из стогов.
Однажды через открытую дверь в сторожку влетела синичка. Она стала клевать крошки на столе.
По В. Бианки
Слово для справки: постоянно.
Грамматическое задание
1.Разберите по составу слова сторожка, зимний, душистое.
2.Подберите однокоренные слова к слову лесную.
3.Выпишите из текста два глагола с приставками. Приставки выделите.
Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов» (за 2 четверть)
Снеговик
Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.
Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!
Грамматическое задание
1.В первом предложении подчеркните главные члены и укажите части речи.
2.Разберите слова по составу: вариант 1- зимний, шубки; вариант 2- белые, морковки.
3.Найдите в тексте и запишите по одному слову с проверяемым безударным гласным в корне, парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным. Рядом запишите проверочные слова.
Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»
Гостья
Семья лесника переехала в лесную сторожку Зимой Таня и Витя прикрепили к стволу сосны кормушку. Однажды на сосне появилась белка. Она осторожно прыгнула с сучка на кормушку. Гостья взяла в лапки гроздь рябины и начала объедать вкусные ягодки.
Ребята смастерили для белки столик. Они крошили хлеб, сухие грибки. Иногда дети зарывали съестное в сугроб. У белки отличное чутьё. Она разгребала снег и находила пищу. Белочка часто угощалась у столика.
По Г. Скребицкому.
Грамматическое задание:
- Разберите предложение по членам: 1в. – третье, 2в. – десятое.
- Разберите по составу слова: ягодки, разгребала.
- Найдите в тексте и подчеркните два слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить.
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка - ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.
Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.
Грамматическое задание
1.Запишите по два имени существительных женского, мужского и среднего рода.
2.Запишите пять имён существительных с шипящим звуком на конце.
3.Разберите по составу слова рыбка, тишина, лесною.
Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имён существительных» (за 3 четверть)
Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересное животное. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья закрывают зверька, как плащ. Гаснет последний солнечный луч. Наступает ночь. Летучие мыши ищут добычу.
Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места. Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.
На доску: ув_дели, учёные, способность.
По В. Бианки
Грамматическое задание
1. Определите падеж имён существительных в последнем предложении.
2. В первом предложении слово гараж разберите как часть речи.
3. Разберите по составу слова интересное, глазки, находит.
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.
Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.
Грамматическое задание
1. Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания: вариант 1- 4 предложение, вариант 2- пятое.
2. Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания: вариант 1 – трусливый мальчик, узкий ручей; вариант 2 – старательный ученик, высокий куст.
3. Определите род, число и падеж имён прилагательных в словосочетаниях сосновую шишку, крепким клювом.
Контрольный диктант по теме «Глагол»
Весеннее утро
Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.
Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.
По Г. Скребицкому
Грамматическое задание
1.Разберите предложение по членам: вариант 1 – седьмое, вариант 2 – девятое.
2.Разберите слова по составу: вариант 1 – засветило, утренний, берёзки; вариант 2 – развесили, весёлый, местечко.
3.Определите время, число, лицо глаголов побежал, взглянешь, принесу.
Итоговый контрольный диктант
Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.
Всё радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.
По А. Куприну
Грамматическое задание
1.Выпишите из текста два слова с безударными гласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.
2.Выпишите из текста два слова с приставками. Приставки выделите.
3.Разберите предложения по членам: вариант 1 – второе, вариант 2 – третье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В. УМК &laqu...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России
Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России...