Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Части речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Проровская Маргарита Андреевна

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Части речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx36.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по русскому языку во 2-м классе.

Автор: Проровская Маргарита Андреевна, учитель начальных классов МБОУ «Чернореченская СОШ №1»

Тема: Части речи.

Класс: 2 класс

Тип урока: урок обобщения и систематизации.

Педагогические технологии: технология учебного моделирования (ТУМ)

 

Цель урока:

Обобщить и систематизировать изученный материал; повысить  уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, выработка соответствующих умений и навыков..

В рамках ФГОС на данном уроке планируется достичь следующих результатов:

Личностные:

- ценить взаимопомощь и взаимоподдержку одноклассников;

- контролировать своё поведение на уроке.

- уметь выполнять самооценку.

Метапредметные

Познавательные:

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные:

- организовывать свое рабочее место;

- осуществлять контроль и самоконтроль при выполнении работы;

- при необходимости вносить необходимые исправления в свою работу.

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Коммуникативные:

- развитие словарного запаса, устной монологической речи.

- сотрудничать при выполнении заданий в группе: договариваться, соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать об ошибках, благодарить за помощь;

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Предметные:

- умение выделять существенные данные и фиксировать их в графической модели;

- умение определять  роль частей речи в нашем языке;

- умение охарактеризовать части речи устно и письменно.

Используемое оборудование:

  • учебник: Русский язык. 2 класс, авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, Издательство: Москва “Просвещение”, 2010 г);
  • компьютер учителя;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • презентация «Части речи»;
  • раздаточные материал.

Ход занятия

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания и вопросы для учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Организационный этап и мотивация к учебной деятельности

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тематические рамки.

Словесное приветствие .

Проговаривает стихотворение.

Организует проговаривание правил поведения на уроке (в группе).

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Проговаривают– правила поведения на уроке (в группе), объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Отвечают на вопросы учителя.

СЛАЙД 1

- А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

- Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Маргарита Андреевна! Урок русского языка проведу у вас я.

-Сегодня мы с вами будем работать в группах. Давайте вспомним самые важные правила, без которых наша работа не получится. СЛАЙД 2

Коммуникативные:

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

Коммуникативные:

Уметь организовывать свое рабочее место

II. Актуализация знаний

Беседа

1 этап (ТУМ) – вычленение существенных данных совместно с учителем

Проводит беседу.

Контролирует правильность ответов учеников

Дают ответы на вопросы.

Ребята, а вы любите путешествовать?

Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в замечательную страну под названием «Части речи».

Что вы знаете об этой стране?

Умеете ли вы различать части речи?

Умети ли вы  задавать вопросы к частям речи?

Мы побываем в гостях у жителей страны под названием «Части речи»,  а как их зовут, вы уже знаете (Имя существительное, имя прилагательное, глагол).

Называют основные части речи,  вопросы на которые они отвечают, определяют  их роль  в нашем языке;

Метапредметные:

развитие словарного запаса, устной монологической речи.

III. Формулировка темы урока, постановка цели

Цели:

- организовать формулировку темы урока детьми;

- организовать постановку цели урока детьми.

Формулирование темы и целей урока (фронтально)

Организует формулировку темы урока детьми.

Организовать постановку цели урока детьми.

С помощью учителя формулируют тему урока.

С помощью учителя ставят цель.

- Какая тема нашего урока?

 (Части речи) СЛАЙД 3

- Какую цель ставим? (Повторить и обобщить знания о частях речи; систематизировать)

Регулятивные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

IY. Обобщение и систематизация знаний

Цель:

- организовать обобщение знаний о частях речи

Работа в группах

2 этап (ТУМ) – собственно моделирование. Выявленные существенных данных, фиксация в графической модели с целью выявления связей между ними.

Организует работу в группах. Помогает  

зафиксировать существенные данные в графической модели с целью выявления связей между ними.

Отвечают на вопросы,

выделяют существенные данные и фиксировать их в графической модели (с помощью учителя);

Жили когда-то, очень, давно…(Приложение 1)  СЛАЙД 4,5

Выдается конверт с различными словами, каждой группе (три конверта).

1. ИМЯ СУЩ.

Попытались слова построиться … (Приложение 1)

Выдается первый домик для каждой группы. СЛАЙД 7

- Как вы думаете, какие слова могли ответить стражникам на их вопросы  КТО? ЧТО?  СЛАЙД 8

(вопросы в домик уже вписаны)

- Что обозначают эти слова? (предмет)

Впишем слово «ПРЕДМЕТ» в зеленую ячейку, нашего домика.

- Как они называются? (имена существительные)

- Поселите потерявшиеся слова в домик (вклейте).  

- Ну вот, наши слова – существительные нашли себе место жительства.  СЛАЙД 9

Предметные:

-выделять существенные данные и фиксировать их в графической модели;

охарактеризовать части речи устно и письменно.

Личностные:

ценить взаимопомощь и взаимоподдержку одноклассников;

Познавательные:

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Физкультминутка (1-2мин)

СЛАЙД 10

Обобщение и систематизация знаний (продолжение)

2.ГЛАГОЛ

СЛАЙД 11

СЛАЙД 12

-Ребята, давайте посмотрим на слова и скажем, какие слова могут что-то делать. Как вы думаете, какие слова могли ответить стражникам на их вопрос «(ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?) (вопросы в домик уже вписаны)

СЛАЙД 13

- Что обозначают эти слова? (дейтвие)

Впишем слово «ДЕЙСТВИЕ» в зеленую ячейку, нашего домика.

- Как они называются? (Глаголы)

- Поселите потерявшиеся слова в домик (вклейте).  

- Ну вот, наши слова – глаголы, своё место жительства.

СЛАЙД 14

Регулятивные:

осуществлять контроль и самоконтроль при выполнении работы;

3.ИМЯ ПРИЛ,

СЛАЙД 15

СЛАЙД 16

-Как вы думаете, какие слова могли ответить стражникам на их вопрос «(Какой? Какие?) (вопросы в домик уже вписаны)

СЛАЙД 17

- Что обозначают эти слова? (признаки)

Впишем (вклеим) слово «ПРИЗНАКИ» в зеленую ячейку, нашего домика.

- Как они называются? (Имена прилагательные)

- Поселите потерявшиеся слова в домик (вклейте).  

- Ну вот, наши слова – прилагательные, своё место жительства.

СЛАЙД 18

Коммуникатиыные:

 сотрудничать при выполнении заданий в группе: договариваться, соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать об ошибках, благодарить за помощь;

V. Применение знаний и умений в новой ситуации

Цели:

-  организовать закрепление знаний о частях речи и их признаках.

Фронтальная работа

Организует закрепление знаний  и умений в новой ситуации

Работают индивидуально на карточках.

Листы с построенными моделями вывешивают на доску, и проводится их обсуждение.

Знать вопросы  и признаки частей речи

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в письменной форме

Регулятивные:

Уметь работать самостоятельно

VI.  Контролирующее задание  

Цели:

- организовать фронтальную проверку и исправление ошибок.

Фронтальная проверка.

Самооценка.

Организует фронтальную проверку.

Выполняют проверку и исправляют ошибки.

Выполняют самооценку.

Регулятивные

при необходимости вносить необходимые исправления в свою работу.

Личностные:

Уметь выполнять самооценку.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

- Какая тема урока была?

СЛАЙД 20

                   Я                  

Знаю

Умею

Запомнил

Смог                                                             

- Оцените свою деятельность на уроке.

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

           

Приложение 1

Жили когда-то, очень, давно на земле разные слова. И в словах была настоящая неразбериха – никакого порядка.

Выдается конверт со словами, каждой группе (три конверта).

Учитель: Попытались слова построиться, становились и так и сяк – все плохо получается. И решили они пойти по свету в поисках того, кто расставить их как надо.

Бродили- бродили они по лесам и болотам и в одно прекрасное утро вышли на поляну. Смотрят, перед ними большой город стоит. Вошли они в него, а там домов и дворцов видимо- невидимо. Ходят слова по городу, по сторонам смотрят.

Постучались они в один дом.

Выдается первый домик для каждой группы.

А тут - откуда ни возьмись - стража!

Схватили их и спрашивают: «Вы КТО такие?», «ЧТО вас сюда привело?».

Одни слова растерялись, другие ответили.

- Как вы думаете, какие слова могли ответить стражникам на их вопросы  КТО? ЧТО? (вопросы в домик уже вписаны)

- Что обозначают эти слова? (предмет)

Впишем слово «ПРЕДМЕТ» в зеленую ячейку, нашего домика.

- Как они называются? (имена существительные)

- Поселите потерявшиеся слова в домик(вклейте).  

- Ну вот, наши слова – существительные нашли себе место жительства.

Учитель: Ну вот, некоторые слова нашли себе место жительства. А остальные пошли дальше. Они же не смогли ответить на вопросы стражников. Их не пустили в этот дом. Идут- идут по дороге, видят другой домик. А в нём другие слова.

Да такие работяги, все что-то делают. Одни пилят, другие рубят, третьи шьют, четвёртые стирают.

И стражники тут как тут. «ЧТО тут ДЕЛАЕТЕ?» - строго спрашивают. Мы пропускаем только тех, кто что-то делать умеет! Нам лентяи даром не нужны».

-Ребята, давайте посмотрим на слова и скажем, какие слова могут что-то делать. Как вы думаете, какие слова могли ответить стражникам на их вопрос «(ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?) (вопросы в домик уже вписаны)

- Что обозначают эти слова? (дейтвие)

Впишем слово «ДЕЙСТВИЕ» в зеленую ячейку, нашего домика.

- Как они называются? (Глаголы)

- Поселите потерявшиеся слова в домик (вклейте).  

- Ну вот, наши слова – глаголы, своё место жительства.

Учитель: И опять некоторые слова остались без дома. Опять их не пустили. Пошли они дальше. Смотрят домик красивый стоит. Заглянули в окошко - комната нарядная такая: шарами и цветами украшена. Синие, красные, зелёные шары висят. Музыка играет. И ходят там разные слова: одни весёлые, другие грустные, третьи умные, добрые. В общем, самые разные слова. И решили наши скитальцы к ним попроситься.

Глядь - и тут стражники стоят. Не пускают. «Какой у вас документ?» «Какие товары везёте?» - спрашивают.

-Как вы думаете, какие слова могли ответить стражникам на их вопрос «(Какой? Какие?) (вопросы в домик уже вписаны)

- Что обозначают эти слова? (признаки)

Впишем (вклеим) слово «ПРИЗНАКИ» в зеленую ячейку, нашего домика.

- Как они называются? (Имена прилагательные)

- Поселите потерявшиеся слова в домик (вклейте).  

- Ну вот, наши слова – прилагательные, своё место жительства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку 2класс по теме: "Части речи"

Технологическая карта урока составлена в соответствии ФГОС...

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе по теме " Местоимение как часть речи:его значение,употребление в речи."

Первый урок  по теме " Местоимение". Тип урока: изучение нового материала, знакомство с новой частью речи....

Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация

Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...

Технологическая карта урока по русскому языку, 3 класс по теме "Роль личных местоимений в речи"

Предмет: Русский зыкТема урока: Роль личных местоимений в речи.Цели урока: закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; знакомство с понятием личные местоименияПланируемые результат...

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема урока " Числительное как часть речи "

к концу урока обучающиеся должны иметь представление о числительном как части речи;уметь различать количественные и порядковые числительные                ...

Технологическая карта урока по русскому языку 3кл Части речи ПНШ

Технологическая карта урока-путешествия по русскому языку 3кл Части речи ПНШ...