Технологическая карта урока по русскому языку по теме: Наречие как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Чудина Татьяна Васильевна,
учитель начальных классов высшей категории
Технологическая карта урока
- Педагогическое обоснование урока
Тема | Тема урока: Наречие как часть речи. Тип урока: урок объяснения нового материала. |
Цель темы | Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи. |
Планируемые результаты | Предметные (обучающие) освоение знаний о наречии как части речи, отличительные признаки. Метапредметные (развивающие) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы. Личностные (воспитывающие) формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности. |
Основные понятия | наречие |
Межпредметные связи | Литературное чтение, окружающий мир |
Организация пространства (работа фронтальная, индивидуальная, в парах) | Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая |
- Содержание урока и деятельности участников образовательного процесса
Этап урока | Содержание урока | Деятельность ученика | Деятельность учителя | УУД |
Организационный момент | Учите русский годы кряду С душой, с терпением, с умом. Вас ждет великая награда. И та награда в нем самом! - Мне хочется, чтобы весь наш урок был окрашен только радужными красками. - Запишем число, классная работа. Объясните орфограммы | Слушают учителя | Настраивает на активную работу на уроке, создает эмоциональный настрой | Личностные: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
Актуализация знаний | -Урок начнём с минутки чистописания, цель которой повторить правильное написание букв и их соединения. - Вам будут предложены довольно простые вопросы, однако работа усложняется тем, что её придётся выполнять в быстром темпе. Ваша задача: прослушав вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав его в тетради. Итак, приступаем! В слове билет безударная гласная … Звук парный звуку {ж}. Запишите букву, которой он обозначается… Пунктуационный знак, похожий на действие деление… Буква мягкого согласного в слове часы… Приставка в слове улететь… Приставка в слове выбежишь… У существительных женского рода после шипящих на конце пишется … - Давайте проверим себя (учитель открывает ответы). Поднимите руку у кого всё верно. Если есть ошибки у кого-то, не расстраивайтесь. Надеюсь, в следующий раз получится лучше. (и ш : ч у вы ь) - Среди данных графических знаков найдите лишний. Почему? - Посмотри внимательно на оставшиеся буквы. Какое задание вы бы предложили? - Из данных букв составьте слово, запишите его (выучишь) - Дайте характеристику слову ( Глагол, н.в.,2 спр.,2 л.. ед.ч., безударная гласная в окончании, ь на конце глаголов 2 л.. ед.ч.,,) -Придумайте еще слова на эту орфограмму. - Что еще знаете о глаголах? | Слушают Выполняют задание в тетради Проверяют по эталону | Формулирует задание, дает инструктаж. Организует проверку | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно. Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности |
Изучение нового материала | Прочитать пословицу. Выучишь правило – выполнишь верно задание. – Как понимаете её смысл? – Спишите пословицу, укажите над каждым словом, какой частью речи является. -Поднимите руку, кто разобрал всё предложение без сомнений. -А теперь тот, кто засомневался? -С какой проблемой вы столкнулись? (Как обозначить слово « верно» в предложении) -Давайте разберемся. Ваши предположения. Поставьте вопрос и назовите словосочетание. - Это не имя сущ., т.к. слово отвечает на вопрос «как?». - Это и не имя прилаг., т.к. слово « прочно» поясняет глагол, а не имя сущ. -Это и не глагол, т.к. слово не обозначает действие предмета. - А кто знает, что это за часть речи? -Откуда знаете? – Представляю вам новую часть речи – наречие -Что знаете о наречии? А чтобы вы хотели узнать об этой части речи? – Предлагаю исследовать наречие со всех сторон. Составим план нашего исследования. Вспомните, по какому плану построены определения других частей речи. Например, глагол. 1. На какие вопросы отвечает? - У нас получилось много вопросов, на которые надо ответить. На какой из вопросов вы уже можете ответить? (На доске записываются предположения детей) Работа предстоит сложная. Но у нас всё это получится, если будем работать сообща, помогать друг другу и добросовестно относится к выполняемой работе. -Для исследования предлагаю текст о весне, и, я думаю, с его помощью мы сможем ответить на все вопросы. Текс на карточке и на доске Дыхание весны чувствуется повсюду. По-разному встречают это время звери и птицы. У зайчихи скоро появятся зайчата. В норе быстро подрастает барсучонок. Везде мы слышим пение птиц. Вчера прилетели грачи. Радостно возвещают приход весна синицы. Посмотришь вверх и увидишь красоту весеннего неба. -Читаем текст. (Дети читают про себя). -Какие слова вы предложили бы для исследования? Обсудите в группах и скажите. (Дети называют слова, учитель их подчёркивает). -Почему именно эти слова вы выделили? ( К ним не подходят вопросы существительного, прилагательного, глагола. Наверное, это наречие) -Выписываем словосочетания с этими словами (комментированное письмо) чувствуется (где?) повсюду, встречают (как?) по-разному, появятся (когда) скоро, подрастает (как?) быстро, слышим (где?) везде, прилетели (когда?) вчера, возвещают (как?) радостно, посмотришь (куда?) вверх. - На какие вопросы отвечают наши слова? (На доске выставляются карточки: (где? когда? куда? как?) -Что же обозначают наши слова? (Время, признак, место действия) - Исследуем наречие дальше. Ответим на следующий вопрос. Понаблюдайте, с какой частью речи связано наречие. От какого слова мы задавали вопрос? -Давайте обратимся к словарю. Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., числит. и глаголов). Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали её точно также. -А почему? Вы догадались? (Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его) -Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол? (Если глагол обозначает действие, значит, наречие будет обозначать признак этого действия) -Как найти наречие? (Чтобы найти наречие – найди глагол и поставь от него вопрос) Физминутка. Скажу я слово «высоко», а ты ответишь: ... -Ответим на вопрос 4. Понаблюдаем, изменяется ли форма наречия. Выскажите предположение: как может изменяться наречие? (по родам, числам, временам, лицам и падежам). -Предлагаю вам задания для работы в группе. Приложение -Какой вывод сделали? (Проверка по группам) - Какой вывод напрашивается из выше сказанного? (наречия не изменяются) -Отвечаем на последний пункт нашего плана. - Как вы думает, каким членом предложения является наречие? -Верно, этот член предложения называется «ОБСТОЯТЕЛЬСТВО» -Как подчеркнуть наречие? -Вернемся к нашей пословице и подчеркнем наречие верно - Обратимся ещё раз к предложениям, с которыми мы работали. Прочитайте их без наречий, а теперь с наречиями. - Что заметили? Изменился ли текст? (Стало скучным, не эмоциональным) - Какую роль выполняют наречия в нашей речи? (украшают её, делают её более точной и выразительной) -Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.) -Составьте правило, пользуясь планом о наречии. Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, отвечает на вопрос как? когда? где? и в предложении является обстоятельством. -В ходе исследования получилась блок-схема: | Читают пословицу Записывают пословицу Формулируют собственное мнение и аргументируют его Предполагают свои действия, ориентируясь на приобретённый ранее опыт Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Читают текст. Высказывают свои предположения в паре Выписывают словосочетания Отвечают на вопросы учителя Работают со словарем Высказывают предположения Работают в группах Формулируют выводы наблюдений Высказывают предположения Анализируют, отвечают на вопросы учителя Формулируют выводы наблюдений | Побуждает к высказыванию собственного мнения. Организует самооценку Побуждает к высказыванию собственного мнения Совместно с детьми составляет план исследования Организует работу в паре Организует подводящий диалог, уточняет Правило Организует подводящий диалог, уточняет правило Организует работу в группах Организует подводящий диалог | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование вербальных способов коммуникации формирование умения работать в парах и малых группах; Регулятивные целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий. |
Закрепление изученного | -Мы много на уроке работали в группе, а теперь каждый поработает самостоятельно. В качестве закрепления полученных знаний выполним упр. 4, с.124 -Самопроверка по эталону. Оцените свою работу. Кто не допустил ошибок, поставьте на полях «+», кто немного сомневается в своих знаниях – «?», кто допустил ошибки и ему нужно ещё тренироваться, поставьте «-». | Работают самостоятельно с учебником, контролируют и оценивают результат по эталону | Организует самостоятельную работу с учебником | Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения |
Итог урока (рефлексивная деятельность учащихся) | -Расскажите о наречии все, что вы узнали. -Откройте учебник на с.124 и прочитайте правила. Все ли выводы мы с вами сделали? - Да, но мы узнали о наречии еще больше, чем в учебнике. -Мы не встретились с наречиями, которые поясняют имена прилагательные. -Верно, эту задачу мы решим на следующих уроках, а также попытаемся отыскать ответы на те вопросы, которые остались нерешёнными -Вы довольны уроком? Как бы вы закончили наш урок? - Я сегодня неожиданно для себя на уроке сделал открытие. Я знаю, что такое наречие! - Сегодня я не напрасно был на уроке, потому что я умею находить наречие в предложении. - Я непременно расскажу маме об уроке, о наречии и о том, как у меня все получалось и о том, что у меня остались вопросы. | Работают с учебником, находят информацию, сравнивают, анализируют. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | Организует самостоятельную работу с учебником Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности |
Домашнее задание | -Дома найдите и выпишите 3-5 предложений с наречиями из литературных произведений. Найдите наречия, подчеркните их и укажите их роль в предложении. Или выполните упр. № 5 стр.125 | Слушают | Дает комментарий к домашнему заданию. Создает ситуацию выбора | Личностные: Смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
Рефлексия | – А сейчас узнаем, не зря ли мы провели время на уроке. На доске плакат с изображением Дерева Знаний (яблоня). Дети самостоятельно анализируют свою работу на уроке и прикрепляют на дерево яблочко, цветок или жёлтый листик.
| организует самоконтроль и самооценку | Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: адекватно оценивают свои достижения; понимают значение знаний для человека и принимают его. |
Приложение
Карточка 1.
Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия вверх, если оно сочетается с глаголами
разного _______________.
смотрю ____________________
смотрел ___________________
буду смотреть __________________
Сделайте вывод, изменяется ли форма наречия по _________________.
Карточка 2.
Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия вчера по ___________________.
И.п. (что?) __________________
Р.п. (чего?) ___________________
Д.п. (чему?) ____________________
В.п. (что?) _____________________
Т.п. (чем?) ______________________
П.п. (о чем?) ___________________
Сделайте вывод, изменяется ли форма наречия по ______________.
Карточка 3.
Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия везде, если оно сочетается с глаголами
разного _________________.
слышу __________________
слышишь ________________
слышит __________________
Сделайте вывод, изменяется ли форма наречия по _____________.
Карточка 4.
Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия радостно, если оно сочетается с глаголами
разного _____________ или разного ___________
возвещал ___________________
возвещала ____________________
возвещало ____________________
возвещали _____________________
Сделайте вывод, изменяется ли форма наречия по _________________ и по _________________.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи. Признаки наречия"
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."...
Технологическая карта урока русского языка на тему:" Предлог как часть речи".
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема: Предлог как часть речи Цели деятельности учителя: формирование представления о предлогах как части речи и их значении в тексте; формирование коммуни...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Местоимение как часть речи» ( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о местоимении как части речи, его роли в предложении; Задачи урокаДидактические:1) способствовать проду...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Местоимение как часть речи" УМК "Школа России" 2 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования знаний учащихся о новой части речи - местоимении, ознакомление с его значением и употреблением в речи.Задач...
Урок по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи. Правописание наречий"
Урок по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи. Правописание наречий"....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме наречие как часть речи
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме наречие как часть речи...