Конспект урока русского языка 2 класс "Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: «Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы».
Тип урока: Урок развития умений.
Цель: обеспечить выполнение следующих планируемых результатов:
Личностные – мотивация на развитие речи, рефлексия (осознание учебной цели, связь последовательных задач с конечной целью), обогащение словарного запаса.
Метапредметные – 1) познавательные синтез (из частей целое предложение;
2) регулятивные – постановка учебной задачи, план работы, контроль,
коррекция, оценка, самооценка;
3) коммуникативные – умение слушать, вступать в диалог, постановка
вопросов.
Предметные – 1) дать понятие « предложение»;
2) преобразование предложений с целью выявления грамматического строя,
анализ предложений, сбор информации.
Ход урока:
- Оргмомент.
- Самостоятельная работа по изученному на основе заданий.
- Перед вами у каждого лежат конверты . Предлагаю взять их в руки и открыть. Внутри конверта вы видите разноцветные карточки с заданиями. Красные карточки обозначают сложное задание, зеленые карточки – задание средней сложности, желтые карточки легкое задание. Вы должны выбрать то задание, которое вы считаете сможете выполнить. Выполнять вы будете в тетради, при этом на полях пометите цветным карандашом цвет какой карточки вы выбрали.
После того, как дети выполнят это задание, предлагаю отложить в сторону тетрадь и ручку.
- Словарная работа.
1.Игра «Доскажи слово» (слайд1).
- Ребята, вы должны из всех признаков выбрать те, которые всегда остаются неизменными. Свой выбор вы должны обосновать.
2. (слайд 2)
- Прочитайте предложения , записанные на доске. Что их объединяет? Правильно это пословицы.
- Объясните смысл этих пословиц. (выслушиваются ответы детей).
-А теперь разбейте эти пословицы на две группы по смыслу.(дети отвечают).
- Посмотрите еще раз на эти пословицы в течение 30 секунд и запишите одну по памяти. (дети выполняют задание).
Затем пословицы открываются. Проверьте себя, сравнив с образцом.
- Поднимите руки те, кто сделал без ошибок, с одной ошибкой, вообще не справился. Похвалить тех, кто справился.
4. Формулирование темы и цели урока.
Слайд 3.
На слайде слова:
Жила Вовы ручная У ворона.
- Что записано на доске? (слова)
Составьте из них предложение. (У Вовы жила ручная ворона.)
- Есть ли еще какие-нибудь варианты? ( Ручная ворона жила у Вовы. Ручная ворона у Вовы жила.)
- Что вы сделали для того, чтобы составить предложение? ( Поставили слова в нужном по смыслу порядке.)
- Всегда ли был одинаковый порядок слов? (нет, возможны варианты)
- Сформулируйте на основе этого задания цель урока.
- начинайте с известной формулы: Сегодня мы будем учиться… (составлять предложения из слов, расставляя слова в нужном порядке.)
5. Физкультминутка. (слайд 4)
6. Развитие речевых и правописных умений.
Работа по учебнику.
Упр 98. – развивается умение конструировать предложения из слов, расставляя их в определенном порядке. Для выработки умения вместе с детьми составляется алгоритм. Алгоритм фиксируется на доске во время рассуждения.
Дети записывают предложение из слов камыш, чуткий , дремлет. Например, Чуткий камыш дремлет.
- Что нужно найти вначале? (Главные слова, грамматическую основу.)
- Как это можно сделать? (Вспоминаем алгоритм нахождения основы предложения: определить о чем будет говориться в предложении и что именно будет говориться)
- Что поможет нам в этом?( Вопросы)
- Определяйте из каких слов будет состоять основа.
- о чем говорится в предложении? (О камыше-что? Камыш.)
На доске появляется кто? что?
- Что именно о нем говорится? (Камыш что делает? дремлет.)
- Как вы понимаете значение этого слова?
(Ниже на доске появляется 2. Что делает?)
- От какого слова надо поставить надо поставить вопрос к слову чуткий. ( От слова камыш- камыш –какой? Чуткий)
- Как вы понимаете значение слова чуткий?
(Ниже появляется еще одна запись – 3. Другие вопросы.)
- А теперь послушайте. Это строчка из стихотворения И Никитина «Утро». У него такой порядок слов:
Дремлет чуткий камыш,
Тишь, безлюдье вокруг…
- Что же произошло со словами? (Они поменялись местами.)
- Сделайте вывод, как могут располагаться слова в предложении? (слова в предложении могут располагаться свободно, они могут меняться местами.)
- Покажите графически связь слов в предложении.
- Второе предложение ученики составляют сами, опираясь на алгоритм.
1. Кто?Что?
2. Что делает?
3. Другие вопросы.
Упр.99. – совершенствуется умение конструировать из слов предложения, наблюдать разные варианты составления предложений.
Ученикам дается задание:
- Опираясь на алгоритм, расскажите еще раз о том, как нужно действовать при составлении предложения.
- Проверьте себя по памятке на стр.172.
- Есть ли расхождения? Если есть, то в чем? (Может быть не только вопрос какой?) Приведите пример. (В упр.98 – в предложении Сонная река течет медленно. Течет (как?) медленно)
- Что такое капель? (Чтение статьи из толкового словаря в учебнике.) А может капель быть летом? (Это капли тающего снега, а снега летом нет.)
- Составьте три предложения. Прочитайте их сразу.
- Есть другие варианты? (Можно послушать несколько ответов.)
- Что получилось? (Текст)
- Подберите к нему название («Начало весны». «Весна пришла»)
7. Итог урока.
- Назовите ключевые слова-сочетания урока. (составление предложений, порядок слов)
8. Домашнее задание.
Упр. 101.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка, 2 класс. Какие слова отвечают на вопрос кто? а какие на вопрос что?
Урок русского языка во 2 классе по программме "Школа 2100". Цель: познакомить учащихся со словами, отвечающими на вопросы кто? и что?...
Конспект урока русского языка во 2 классе "Слова, к которым нельзя задать вопрос" (междометия)
Цель данного урока: дать понятие о междометиях (без определения), познакомить с их особенностями, научить отличать от других частей речи. На уроке рассматриваются некоторые приемы по развитию самооцен...
Презентация урока по русскому языку: Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы.
1. Зна зна мство с новым словарным словом; 2. Закре...
Конспект урока русского языка "Как составить из слов предложение?"
Учащиеся учатся составлять предложение, устанавливать связь слов, читать предложения, делая логическое ударение....
Конспект урока русского языка по теме "какие слова отвечают на вопрос (кто?), а какие - на вопрос (что?)" (урок 1)
Конспект урока по программе "Школа 2100"...
Конспект урока русского языка по теме "какие слова отвечают на вопрос (кто?), а какие - на вопрос (что?)" (урок 2)
Конспект урока русского языка по программе "Школа 2100"...
Конспект урока по рус.языку. Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы
Тип урока:Урок рефлексииЦель:Содержательная цель: Слово, предложение, схема предложения. Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия. Главные члены предложения.Деятельностная цель:-Закрепление...