Конспект урока русского языка по теме "какие слова отвечают на вопрос (кто?), а какие - на вопрос (что?)" (урок 1)
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Талапова Ксения Александровна

Конспект урока по программе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_russkiy_1.doc679 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка на тему

«Какие слова отвечают на вопрос (кто?), а какие – на вопрос (что?)»

(урок 1)

Учитель Талапова Ксения Александровна

ГБОУ школа №371

Московского района

Санкт-Петербурга

 

  1. Учебник: Русский язык ( Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина). Учебник стр. 34-35.

  1. Цель урока: формирование умений ставить к слову вопросы: кто? или что? и разграничивать слова – названия людей, животных и предметов.

  1. Задачи урока: 
  • формирование умения  соотносить вопросы кто? и что? и слово- название предмета;
  • формирование умения  анализировать результаты работы и делать выводы;
  • воспитывать у обучающихся  радость от процесса творчества;
  • актуализировать знание правил общения с животными;
  • развивать у обучающихся желание знать больше по предмету;
  • умение работать с ЭОР; 
  • развиваем умение добывать новые знания.

  1. Тип урока: урок открытия новых знаний. 

  1. Планируемые результаты

Предметные 

  • Формируем умение ставить к слову вопросы: кто? или что? и разграничивать слова – названия людей, животных и предметов.

 Личностные

  • Развиваем умения выражать свои эмоции.
  • Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  • Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные УУД

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом.
  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

  • Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
  • Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
  • Осуществлять синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.
  • Осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
  • Строить логическую цепь рассуждений.
  • На основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД

  • Развиваем умение слушать и понимать других.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 
  • Оформлять свои мысли в устной форме.
  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.

  1. Формы работы: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.

  1. Средства обучения: АРМ учителя; компьютерная презентация; интерактивное задание «Поиск существенного»; карточки с заданиями для парной и индивидуальной работы учащихся; лист самооценки.

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Оргмомент. Эмоциональный настрой на урок

Прозвенел сейчас звонок.

 Начинаем наш урок.

-Прочитайте слова, записанные на доске. (Сл.1)

Если хочешь много знать –

Надо потрудиться.

-Эти слова станут девизом нашего урока. Сегодня вам потребуется не только трудолюбие, а также ваши знания, внимание и сообразительность.

Проверка готовности к уроку

Читают хором  слова, записанные на доске.

Познавательные (уметь выделять признаки предметов).

2. Введение в тему урока. Определение и формулирование проблемы. Постановка целей урока

. Создание проблемной ситуации

-Внимание на слайд. Рассмотрите картинку. Прочитайте предложение. (Сл.2)

Рыжик лежит в корзинке.

Image0184.BMP

- О котенке или о грибе говорится в предложении? Что вы можете предположить?

-Какой вопрос к первому слову поможет понять, о грибе или о котенке идет речь?

-На какие же вопросы могут отвечать слова?

- К словам – названиям предметов можно задавать два вопроса: кто? и что?, а к отдельному слову можно задать только один вопрос.

?! - Как узнать, какой вопрос задать к слову – кто? или что? Как выбрать вопрос? Что  для этого нужно знать?

Это основной вопрос (проблема) нашего урока. (Сл.3)

-Исходя из выявленной проблемы, какую цель можно поставить перед собой.

Рассматривают картинку, читают предложение.

Высказывают свои предположения.

- Кто? или что?

Самостоятельно или с помощью учителя формулируют цели урока.

Узнать, какой вопрос задать к слову – кто? или что? Как выбрать вопрос? Что  для этого нужно знать?

Научиться правильно ставить вопросы кто? или что?

Регулятивные (умение формулировать цель деятельности на уроке)

3. Открытие новых знаний

Предлагает составить слова по  модели представленной на слайде, определить, какая буква спряталась (развивается умение определять вопрос по тому, что обозначают слова: людей (животных) или предметы).(Сл.4)

к

           

                                           

                                              Т      М     Л       К      Н

-Задайте вопрос кто? или что? к  каждому слову. Запишите в тетради.

– Какие слова вы бы дописали в каждую группу?

– Сделайте вывод, какие слова отвечают на вопрос: кто?, а какие на вопрос: что?   

Проводят наблюдения, анализируют модель, составляют слова по представленной модели (кот, ком, кол, кок, кон)

Задают вопросы кто? или что? к  каждому слову и

записывают в тетради:

Кто? кот, кок.

Что? ком, кол, кон.

Устно приводят свои примеры.

Делают вывод: о людях и животных спрашивают: кто?, о других предметах: что?

Познавательные    ( умение делать выводы в результате совместной работы учителя и класса.)

4. Первичное закрепление открытых знаний, развитие умений

1. Представляет на слайде картинки лопата, сапоги, коньки, капуста, карандаш, медведь, корова, девочка, ворона, собака, сорока.(Сл.5)

-Назовите картинки. Что общего у этих слов?

- Запомните предметы.  Запишите слова, распределив их в два столбика. Подумайте, как это можно сделать.

Предлагает проверить правильность  выполнения задания по эталону. (Сл.6)

2. Организует работу в парах.

-Установите связь между словами, записанными парами. По аналогии составьте такую же пару, выбрав одно слово из  4 предложенных в скобках. Подчеркните его в карточке.

СОБАКА – ШЕРСТЬ

ЩУКА - … (РЕКА, РЫБА, ЧЕШУЯ, ВОДА)

ТЕАТР – ЗРИТЕЛЬ

БИБЛИОТЕКА - …(АКТЁР, КНИГИ, ЧИТАТЕЛЬ, СТОЛЫ)

ДЕРЕВО – СУК

РУКА - … (ТОПОР,  НОГА, ПАЛЕЦ, РАБОТА)

Организует проверку по эталону на доске (Сл.7-10)

- Объясните свой выбор.

-Выберите слова, к которым мы можем задать вопрос кто?

-Что обозначают эти слова?

Рассматривают картинки, называют их.

Анализируют и делают вывод, что это словарные слова, что слова можно разделить на две группы по следующему признаку: отвечают на вопрос кто? или что?

Записывают слова по памяти, распределяя в два столбика.

Сверяют написание с эталоном.

Выполняют задания в парах.

Сверяют работу с эталоном.

Объясняют свой выбор.

Называют слова, к которым можно задать вопрос кто? (собака, щука, зритель, читатель)

Отвечают, что эти слова обозначают людей или животных.

Познавательные     (уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую)

Регулятивные        (уметь проговаривать последовательность действий)

Познавательные

(уметь формулировать вывод).

5. Физпауза

Предлагает детям разбиться на две команды: девочки и мальчики.

Организует игру.

-По классу развешены карточки со словами, отвечающими на вопросы кто? или что? Задача первой команды – собрать все карточки со словами, отвечающими на вопрос кто? Вторая команда должна собрать все карточки со словами, отвечающими на вопрос что?

Дети, свободно передвигаясь по классу, выполняют задание.

Капитаны команд зачитывают слова. Проверяют правильность выполнения задания.

6. Развитие умений (продолжение)

3.  Работа на интерактивной доске.

– Выделите по два слова, наиболее существенных для слова, стоящего перед скобками.

БОЛЬНИЦА (САД, ВРАЧ, РАДИО, БОЛЬНЫЕ, ПОМЕЩЕНИЕ)

РЕКА (БЕРЕГ, РЫБА, ТИНА, ВОДА, РЫБОЛОВ)

ВОЙНА (ПУШКИ, СОЛДАТЫ, САМОЛЁТ, СРАЖЕНИЕ)

-Запишите эти слова вместе с вопросами.

4. Работа с шифрами и кодами. (Сл.11)

Предъявляет детям таблицу на доске и на карточках, а также зашифрованные слова.

1

В

О

У

Д

2

Т

К

С

З

3

Л

М

П

Г

4

Ю

Е

И

Я

5

А

Р

Н

Б

3            4             2             5  

1           1                 1           5

3            1                3          1                 1           5          

1           1                  3           5

-Используя данную таблицу, прочитай зашифрованные слова.

-Найдите как можно больше различных оснований для распределения  этих слов на две группы.

Рассуждают. Выбирают по два слова, наиболее существенных для выделенного слова, перетаскивают слова, убирая лишние.

Записывают выбранные слова в тетради, ставя к ним вопросы.

Работают с таблицей, используя шифр, разгадывают слова лиса, вода, погода, дома.

Анализируют слова, находят различные основания для распределения  этих слов на две группы:

  1. Слова, отвечающие на вопросы кто? и что?
  2. Количество слогов.
  3. Количество букв.
  4. Количество звуков.

Число предметов.

7. Рефлексия. Самооценка.

– Что нового узнали на уроке?

– Как выбрать вопрос к слову? Что для этого нужно знать?

– Какие слова отвечают на вопрос: кто?, а какие на вопрос: что? 

- Оцените себя с помощью таблицы. Воспользуйтесь подсказками на экране и на парте (лист самооценки). (Сл.12)

  • Я НАУЧИЛСЯ…
  • БЫЛО ТРУДНО…
  • МОГУ ПОХВАЛИТЬ СЕБЯ ЗА ТО, ЧТО …
  • МОГУ ПОХВАЛИТЬ ОДНОКЛАССНИКОВ ЗА …
  • МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ…
  • МНЕ ПОКАЗАЛОСЬ ВАЖНЫМ…
  • ДЛЯ МЕНЯ БЫЛО ОТКРЫТИЕМ ТО, ЧТО …

-К словам можно задавать вопрос: кто? или что?

- Что называет слово – людей, животных или предметы.

Дают самооценку  деятельности на уроке.

Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

Регулятивные (оценивать учебную деятельность)

Личностные (анализировать и осмысливать свои достижения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка по теме "Слова, отвечающие на вопрос кто? что?" в 1 классе по программе "Перспектива"

План-конспект урока русского языка в 1 классе по программе "Перспектива". План- конспект урока-сказки построен учитывая требованиям ФГОС, указаны универсальные учебные действия к данной теме, с исполь...

Урок русского языка по теме "Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое?

Урок русского языка во 2 классе по УМК  «Школа 2100» по теме " Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?" Цели и задачи:воспитывать интерес к русскому языку и потребност...

Какие слова отвечают на вопрос: кто?, а какие – на вопрос: что?

Планируемые результаты: Предметные·        Формируем умение ставить к слову вопросы: кто? или что? и разграничивать слова – названия людей, животных и предметов....

«Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?»

Данный урок по программе «Школа России», авторы Канакина В.П., Горецкий В.Г в 1 классе , На данном уроке используется технология  деятельностного метода обучения, технология сотрудничества и ИКТ-...

Тема урока «Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?»

Учить умению отличать слова, отвечающие на вопрос кто?  от слов, отвечающих на вопрос что?; расширять знания учащихся о словах – предметах; формировать умение находить слова-предметы в предложени...

Конспект урока русского языка 2 класс "Слова,отвечающие на вопросы какой?какая? какое?какие?" с презентацией

Конспект с использованием элементов ТРИЗ технологии,ИКТ. Разнообразие видов деятельности учащихся с использованием пословиц и поговорок....