Технологическая карта урока русского языка УМК " Школа России" 4 класс. Тема:" Три склонения имен существительных. Первое склонение."
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Латышева Елена Михайловна

Технологическая карта урока русского языка. УМК " Школа России"  4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_2_variant.doc208 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

     

      ФИО учителя: Латышева Елена Михайловна

Класс: 4

     УМК:  Школа России

Предмет: русский язык

Тема: «Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цели: организовать деятельность учащихся по открытию нового знания: понятие о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; по включению нового знания в систему имеющихся.

Место и роль урока в изучаемой теме: урок первичного ознакомления с новым материалом.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

Признаки имени существительного как части речи. Грамматические признаки имен существительных: род, число, падеж, склонение. Представление о типах склонения имен существительных. Определение  типа склонения имен существительных. Умение изменять имена существительные по падежам. Знание изученных орфограмм, умение находить орфограммы, объяснять их. Знание словарных слов.

УУД

Регулятивные

1.Прогнозировать тему урока, проблему.

2. Высказывать предположения на основе наблюдений.

3.Самостоятельно планировать и контролировать свою деятельность.

4. Осуществлять самоконтроль  и самооценку, взаимоконтроль.

Познавательные

1.Анализировать объекты (информацию), выявлять главное, систематизировать.

2.Находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке. 

3. Умение сравнивать.

4. Умение устанавливать причинно- следственные связи.

5. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока;

Коммуникативные

1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

2. Планировать учебное сотрудничество.

3. Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и целями общения.

Личностные

1.Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу

2 Адекватное  понимание причин успеха – неуспеха в своей работе

3. Умение применять правила охраны своего здоровья

Ход урока

     *Название  

       этапа урока

                                                       

             

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, УУД )

Результат взаимодействия

(продукт, УУД)

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Организационный момент.

Формировать умение контролировать свою деятельность.

Общеклассная.

Приветствует учащихся.

Настраивает на работу.

Проверяют готовность рабочего места, приветствуют учителя, настраиваются на работу. 

Учащиеся контролируют уровень своей готовности к уроку.

Контроль  готовности учащихся к предстоящей деятельности.

2

3

 

4

6

7

8

9

10

11

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

 

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Музыкальная физминутка.

Выявление места и причины затруднения.

Построение проекта выхода из затруднения

Реализация построенного проекта

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Включение в систему знаний повторение.

Рефлексия УД на уроке

Развивать положительное отношение к учебной деятельности и внутреннюю готовность к выполнению поставленной учебной задачи.

Скорректировать опорные понятия. 

Актуализация опорных знаний и умений для подготовки к введению в новую тему.

 Повторение гигиенических норм письма.

Развивать умение анализировать объект с целью выделения существенных и несущественных признаков.

Активизировать словарь школьников.

Повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания»

Повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания»

Снять психическое напряжение у учащихся путем переключения  на другой вид деятельности.

Создать проблемную ситуацию для определения цели и задач урока.

Зафиксировать затруднение в выполнении пробного действия.

Проанализировать возникшее затруднение.

Организовать

наблюдение над склонением имен существи-

тельных.

Раскрыть сущность нового понятия, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности.

Сформулировать тему урока и цель будущих учебных действий.

Выполнение  обучающих упражнений на основе полученной информации.

Обобщение и систематизация знаний;

Формирование рациональных способов применения новых знаний  на практике.

Систематизация знаний. Выполнение разноуровневых упражнений.

Обсуждение результатов предыдущего этапа.

Знакомство с работами учащихся.

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

Развитие творческого потенциала учащихся и создание предпосылок для изучения материала следующего урока.

Заключительная беседа по вопросам.

Общеклассная.

Фронтальная.

Фронтальная.

Индивидуальная.

Работа в мини-группах (парах)

Фронтальная

Групповая работа

Общеклассная.

Фронтальная

Работа по выбору:

индивидуально, в группе.

Групповая работа

Групповая

работа.

Индивидуальная, групповая.

Мини- групп (пары)

Групповая.

По выбору: индивидуально, в паре.

Групповая.

Общеклассная.

Индивидуальная.

Предлагает учащимся познакомиться с эпиграфом урока:

« Всё, что мы делаем – нужно! Значит, давайте трудиться -честно, усердно и дружно!» Ю.Тувим

Предлагает ответить на вопрос:

- Как связан девиз урока с нашей предстоящей работой?

---------

Организует проверку домашнего задания по эталону (слайд).

Организует повторение изученного, корректирует и направляет работу детей.

1 Чистописание:

Узнайте по какому логическому принципу составлена данная последовательность букв :

ая, бю, вэ

и продолжите, записав ещё 5 «своих» буквосочетаний.

2. Работа со словарными словами.

Прочитайте слово, записанное в транскрипции

[б'и с'э д а]

3 Запишите слово, выделите орфограммы, подберите и запишите синонимы.

4.  Прочитайте слова: лиса, сестра,  папа, гнездо, стол, окно, степь, рожь, глушь.

5. -Что у них общего?

6.

-Что вы знаете об имени  существи-

тельном?  

Составьте     кластер.  

Организует движения под музыку.

8. На какие группы можно разделить эти имена существительные?

После каждого ответа учитель спрашивает отношение других учащихся к ответу.

9. – На какие группы ещё можно разделить эти имена существительные?

10 Записывает проблемный вопрос на доске.

10.  Выдает карточки со словами.

- Работая на карточках,

выделите окончания имен существительных и определите род.

10. -Используя перфокарты, просклоняйте каждую группу  имен

существительных и сделайте вывод, какие  падежные окончания имеют данные имена существительные.

11. - По какому признаку ещё  можно объединить данные имена существительные в группы?

12

-Проверьте свои наблюдения по учебнику, стр.89 и сделайте выводы.

 

12  -Сформулируйте  тему и цель урока.

13 – Что может нам помочь в определении типа склонения?

14 Дает задание: составить алгоритм определения склонения имен существительных

16. -Дополните кластер

17. Предлагает выполнить упражнение  № 154, стр.89 или № 155, стр.90 учебника ( по выбору учащихся)

18 Организует самопроверку по образцу ( карточки – « помощницы»)

18 – Обсудите в группах, какие вопросы для исследования изученной темы мы можем рассмотреть на следующем уроке?

19.

Домашнее задание: из предложенных учителем карточек выписать имена существительные, распределяя их в группы, в зависимости от типа склонения.

20

Организует рефлексию учебной деятельности

-Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

– Как вы их преодолевали?

- Получилось ли у вас работать в соответствии с эпиграфом нашего урока?

Понравилось ли вам на уроке?

– Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

Спасибо вам за урок!

Читают девиз вслух.

Отвечают на вопрос учителя.

Предполагаемые ответы детей:

- Нужно хорошо учиться!

- Нужно трудиться на уроке, активно работать.

Выполняют самопроверку по предъявленному образцу.

Анализируют информацию, выявляют главное, систематизируют, выполняют записи в тетрадях, соблюдая гигиенические нормы письма.

Читают и записывают слова, объясняют орфограммы, подбирают слова-синонимы.

Читают слова « по цепочке»

Дают ответы на вопросы учителя.

Делают выводы и обобщения на основе имеющихся знаний.

Планируют учебное сотрудничество со сверстниками.

Презентуют результат работы группы.

Танцуют, выполняя движения сообразно словам – существительным, звучащим в песне.

Сравнивают, выявляют общие признаки слов.

Предполагаемые высказывания ( проговаривания) детей:

- Мы пока не знаем, т.к. все способы деления этих слов на группы уже использовали.

Получают карточки со словами, читают слова, выделяют окончания.

Проводят исследование: сравнивают окончания имен существительных

1 группа – карточка №1

2 группа – карточка №2

3 группа – карточка №3

Проверяют результаты работы группы.

Формулируют тему урока: « Три склонения имен существительных». Ставят цель:

- Учиться определять тип склонения имен существительных.

Обсуждение в группах.

Предполагаемый ответ: « Алгоритм»

Работая в группах, составляют алгоритм определения типа склонения.

Записывают новые понятия в кластер.

Определяют индивидуальный уровень « трудности» выполняемого задания.

Выдвигают предположения, обсуждают, формулируют, планируют выступление группы.

Записывают домашнее задание.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют листы достижений.

Готовность к сотрудничеству.

Самооценка.

Составление «цепочки»  буквосочетаний: гь, ды, еъ,жщ,зш 

По просьбе учителя отдельные ученики дают устные ответы – обоснования своего выбора.

Возможный ответ учеников:

- Это сочетание букв по их месту в алфавите: первая и последняя буквы. Потом вторая и предпоследняя и так далее.

Работая в мини-группе, планируют учебное сотрудничество.

Возможные слова – синонимы: разговор, общение, речь.

Высказывают предположения.

Возможный ответ детей: - Все эти слова – имена существительные.

Кластер «Что мы знаем об имени существительном?»

Имя существительное - * часть речи, * обозначает предмет

  • обозначает явление
  •  имеет грамматические категории: число, падеж, род
  • может быть собственным или нарицательным
  • в предложении чаще всего является подлежащим

Повышение уровня работоспособности. Снятие психо- эмоционального напряжения.

Предположения на основе наблюдений и имеющихся знаний.

Предполагаемые ответы детей:

- Можно разделить на группы по роду, по окончанию, по наличию или отсутствию в слове ь знака, одушевленные и неодушевленные.

Карточка 1

Лиса

сестра

папа

Карточка 2

Гнездо

стол

окно

Карточка 3

Степь

рожь

глушь

Презентация наблюдений в группе.

Перфокарты с записями. Проговаривание . Предполагаемые ответы детей:-Некоторые имена существительные имеют одинаковые окончания при изменении по падежам.

Предполагаемый ответ учащихся:

- Имена существительные в единственном числе можно распределить в группы по склонению.

Вывод: имена существительные, которые  при изменении по падежам имеют одинаковые окончания в одних и тех же падежах, распределяются в три группы по склонениям.

Имена существительные бывают 1, 2 и 3 склонений.

Умение выделять и формулировать познавательную цель урока.

Алгоритм определения типа склонения:

1.Определяем род имени существительного.

2. Выделяем окончание.

3.Определяем склонение.

Кластер с включенным в него новым понятием «склонение»

В сотрудничестве с учителем

записывают и выполняют упражнения с комментированием.

Осуществляют самопроверку по образцу.

Предполагаемые ответы детей:

- Зачем надо уметь определять тип склонения?

- Склонение – это постоянный признак или нет?

 Карточки со словами: Дружба, радостный, радость, достижение, успехи, волноваться, успех, цель, опыт.

Листы достижений.

Взаимодействие.

Уровень сформированности навыка самоконтроля и самооценки.

Логическое обоснование в устных и письменных ответах детей.  

Умение полно и точно выражать свои мысли.

Взаимодействие и сотрудничество.

Выборочный контроль  правильности выполнения учебного задания в мини- группах.

Выявление сущности объектов.

Умение выделять главное.

Построение речевых высказываний для полного и точного выражения своих мыслей.

Взаимодействие и сотрудничество.

Построение речевых высказываний для полного и точного выражения своих мыслей.

Умение выделять главное при воспроизведении имеющихся знаний.

Умение применять правила охраны своего здоровья

Систематизация и анализ.

Речевые высказывания.

Взаимоконтроль.

Рефлексия результато в учебного действия.

Правильность выполнения учебной задачи.

Этапы выполнения заданий.

Воспроизведение имеющихся знаний по предмету ( род, окончание )

Распределение ролей в группе.

Анализ информации.

Взаимодействие и сотрудничество.

Умение прогнозировать тему урока.

Взаимодействие.

Умение работать с информацией.

Умение извлекать новую информацию.

Умение извлекать новую информацию.

Умение находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

Умение выслушивать чужое мнение и формулировать своё.

Усвоение нового понятия, действия.

Умение самостоятельно планировать и контролировать свою деятельность.

Уровень усвоения нового материала.

Умение применять новое знание.

Понимание причин успеха – неуспеха в своей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка, проведенного в 3 классе Тема: Повторение изученного о частях речи.

Урок  построен  в соответствии с требованиями ФГОС. В основе лежит системно- деятельностный  подход, который опирается на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся...

Технологическая карта урока русского языка во 2 а классе ТЕМА: «КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»

Формировать представление об особенностях согласных звуков; уточнить способы различения согласных звуков; показать смыслоразличительную роль согласных в слове...

«Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».

Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....

Урок русского языка. 4-й класс.Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных.

Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.Задачи:Создать условия для «от...

Технологическая карта урока русского языка, УМК "Перспектива", 4 класс, тема: "Слово как часть речи"

Цель урока: формированиеу обучающихся представленияо слове как о части речи, умения определять часть речи по грамматическому значению.Задачи урока:Дидактические:1) дать представление о «граммати...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 «Б» КЛАССЕ ТЕМА: «ЗАКОМСТВО С ВОЗВРАТНЫМИ ГЛАГОЛАМИ»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА русского языка  В 4 классе.   Тема: «Закомство с возвратными глаголами»...