Технологическая карта урока русского языка УМК " Школа России" 4 класс. Тема:" Три склонения имен существительных. Первое склонение."
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Технологическая карта урока русского языка. УМК " Школа России" 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_2_variant.doc | 208 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Латышева Елена Михайловна
Класс: 4
УМК: Школа России
Предмет: русский язык
Тема: «Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цели: организовать деятельность учащихся по открытию нового знания: понятие о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; по включению нового знания в систему имеющихся.
Место и роль урока в изучаемой теме: урок первичного ознакомления с новым материалом.
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия Признаки имени существительного как части речи. Грамматические признаки имен существительных: род, число, падеж, склонение. Представление о типах склонения имен существительных. Определение типа склонения имен существительных. Умение изменять имена существительные по падежам. Знание изученных орфограмм, умение находить орфограммы, объяснять их. Знание словарных слов. | УУД | |||
Регулятивные 1.Прогнозировать тему урока, проблему. 2. Высказывать предположения на основе наблюдений. 3.Самостоятельно планировать и контролировать свою деятельность. 4. Осуществлять самоконтроль и самооценку, взаимоконтроль. | Познавательные 1.Анализировать объекты (информацию), выявлять главное, систематизировать. 2.Находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке. 3. Умение сравнивать. 4. Умение устанавливать причинно- следственные связи. 5. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока; | Коммуникативные 1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое. 2. Планировать учебное сотрудничество. 3. Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и целями общения. | Личностные 1.Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу 2 Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в своей работе 3. Умение применять правила охраны своего здоровья |
Ход урока
*Название этапа урока
| Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, УУД ) | Результат взаимодействия (продукт, УУД) | Диагностика достижения планируемых результатов урока | |
1 | Организационный момент. | Формировать умение контролировать свою деятельность. | Общеклассная. | Приветствует учащихся. Настраивает на работу. | Проверяют готовность рабочего места, приветствуют учителя, настраиваются на работу. | Учащиеся контролируют уровень своей готовности к уроку. | Контроль готовности учащихся к предстоящей деятельности. |
2 3
4 6 7 8 9 10 11 | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Музыкальная физминутка. Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения Реализация построенного проекта Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Включение в систему знаний повторение. Рефлексия УД на уроке | Развивать положительное отношение к учебной деятельности и внутреннюю готовность к выполнению поставленной учебной задачи. Скорректировать опорные понятия. Актуализация опорных знаний и умений для подготовки к введению в новую тему. Повторение гигиенических норм письма. Развивать умение анализировать объект с целью выделения существенных и несущественных признаков. Активизировать словарь школьников. Повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания» Повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания» Снять психическое напряжение у учащихся путем переключения на другой вид деятельности. Создать проблемную ситуацию для определения цели и задач урока. Зафиксировать затруднение в выполнении пробного действия. Проанализировать возникшее затруднение. Организовать наблюдение над склонением имен существи- тельных. Раскрыть сущность нового понятия, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности. Сформулировать тему урока и цель будущих учебных действий. Выполнение обучающих упражнений на основе полученной информации. Обобщение и систематизация знаний; Формирование рациональных способов применения новых знаний на практике. Систематизация знаний. Выполнение разноуровневых упражнений. Обсуждение результатов предыдущего этапа. Знакомство с работами учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание Развитие творческого потенциала учащихся и создание предпосылок для изучения материала следующего урока. Заключительная беседа по вопросам. | Общеклассная. Фронтальная. Фронтальная. Индивидуальная. Работа в мини-группах (парах) Фронтальная Групповая работа Общеклассная. Фронтальная Работа по выбору: индивидуально, в группе. Групповая работа Групповая работа. Индивидуальная, групповая. Мини- групп (пары) Групповая. По выбору: индивидуально, в паре. Групповая. Общеклассная. Индивидуальная. | Предлагает учащимся познакомиться с эпиграфом урока: « Всё, что мы делаем – нужно! Значит, давайте трудиться -честно, усердно и дружно!» Ю.Тувим Предлагает ответить на вопрос: - Как связан девиз урока с нашей предстоящей работой? --------- Организует проверку домашнего задания по эталону (слайд). Организует повторение изученного, корректирует и направляет работу детей. 1 Чистописание: Узнайте по какому логическому принципу составлена данная последовательность букв : ая, бю, вэ… и продолжите, записав ещё 5 «своих» буквосочетаний. 2. Работа со словарными словами. Прочитайте слово, записанное в транскрипции [б'и с'э д а] 3 Запишите слово, выделите орфограммы, подберите и запишите синонимы. 4. Прочитайте слова: лиса, сестра, папа, гнездо, стол, окно, степь, рожь, глушь. 5. -Что у них общего? 6. -Что вы знаете об имени существи- тельном? Составьте кластер. Организует движения под музыку. 8. На какие группы можно разделить эти имена существительные? После каждого ответа учитель спрашивает отношение других учащихся к ответу. 9. – На какие группы ещё можно разделить эти имена существительные? 10 Записывает проблемный вопрос на доске. 10. Выдает карточки со словами. - Работая на карточках, выделите окончания имен существительных и определите род. 10. -Используя перфокарты, просклоняйте каждую группу имен существительных и сделайте вывод, какие падежные окончания имеют данные имена существительные. 11. - По какому признаку ещё можно объединить данные имена существительные в группы? 12 -Проверьте свои наблюдения по учебнику, стр.89 и сделайте выводы.
12 -Сформулируйте тему и цель урока. 13 – Что может нам помочь в определении типа склонения? 14 Дает задание: составить алгоритм определения склонения имен существительных 16. -Дополните кластер 17. Предлагает выполнить упражнение № 154, стр.89 или № 155, стр.90 учебника ( по выбору учащихся) 18 Организует самопроверку по образцу ( карточки – « помощницы») 18 – Обсудите в группах, какие вопросы для исследования изученной темы мы можем рассмотреть на следующем уроке? 19. Домашнее задание: из предложенных учителем карточек выписать имена существительные, распределяя их в группы, в зависимости от типа склонения. 20 Организует рефлексию учебной деятельности -Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? – Как вы их преодолевали? - Получилось ли у вас работать в соответствии с эпиграфом нашего урока? – Понравилось ли вам на уроке? – Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом. Спасибо вам за урок! | Читают девиз вслух. Отвечают на вопрос учителя. Предполагаемые ответы детей: - Нужно хорошо учиться! - Нужно трудиться на уроке, активно работать. Выполняют самопроверку по предъявленному образцу. Анализируют информацию, выявляют главное, систематизируют, выполняют записи в тетрадях, соблюдая гигиенические нормы письма. Читают и записывают слова, объясняют орфограммы, подбирают слова-синонимы. Читают слова « по цепочке» Дают ответы на вопросы учителя. Делают выводы и обобщения на основе имеющихся знаний. Планируют учебное сотрудничество со сверстниками. Презентуют результат работы группы. Танцуют, выполняя движения сообразно словам – существительным, звучащим в песне. Сравнивают, выявляют общие признаки слов. Предполагаемые высказывания ( проговаривания) детей: - Мы пока не знаем, т.к. все способы деления этих слов на группы уже использовали. Получают карточки со словами, читают слова, выделяют окончания. Проводят исследование: сравнивают окончания имен существительных 1 группа – карточка №1 2 группа – карточка №2 3 группа – карточка №3 Проверяют результаты работы группы. Формулируют тему урока: « Три склонения имен существительных». Ставят цель: - Учиться определять тип склонения имен существительных. Обсуждение в группах. Предполагаемый ответ: « Алгоритм» Работая в группах, составляют алгоритм определения типа склонения. Записывают новые понятия в кластер. Определяют индивидуальный уровень « трудности» выполняемого задания. Выдвигают предположения, обсуждают, формулируют, планируют выступление группы. Записывают домашнее задание. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют листы достижений. | Готовность к сотрудничеству. Самооценка. Составление «цепочки» буквосочетаний: гь, ды, еъ,жщ,зш По просьбе учителя отдельные ученики дают устные ответы – обоснования своего выбора. Возможный ответ учеников: - Это сочетание букв по их месту в алфавите: первая и последняя буквы. Потом вторая и предпоследняя и так далее. Работая в мини-группе, планируют учебное сотрудничество. Возможные слова – синонимы: разговор, общение, речь. Высказывают предположения. Возможный ответ детей: - Все эти слова – имена существительные. Кластер «Что мы знаем об имени существительном?» Имя существительное - * часть речи, * обозначает предмет
Повышение уровня работоспособности. Снятие психо- эмоционального напряжения. Предположения на основе наблюдений и имеющихся знаний. Предполагаемые ответы детей: - Можно разделить на группы по роду, по окончанию, по наличию или отсутствию в слове ь знака, одушевленные и неодушевленные. Карточка 1 Лиса сестра папа Карточка 2 Гнездо стол окно Карточка 3 Степь рожь глушь Презентация наблюдений в группе. Перфокарты с записями. Проговаривание . Предполагаемые ответы детей:-Некоторые имена существительные имеют одинаковые окончания при изменении по падежам. Предполагаемый ответ учащихся: - Имена существительные в единственном числе можно распределить в группы по склонению. Вывод: имена существительные, которые при изменении по падежам имеют одинаковые окончания в одних и тех же падежах, распределяются в три группы по склонениям. Имена существительные бывают 1, 2 и 3 склонений. Умение выделять и формулировать познавательную цель урока. Алгоритм определения типа склонения: 1.Определяем род имени существительного. 2. Выделяем окончание. 3.Определяем склонение. Кластер с включенным в него новым понятием «склонение» В сотрудничестве с учителем записывают и выполняют упражнения с комментированием. Осуществляют самопроверку по образцу. Предполагаемые ответы детей: - Зачем надо уметь определять тип склонения? - Склонение – это постоянный признак или нет? Карточки со словами: Дружба, радостный, радость, достижение, успехи, волноваться, успех, цель, опыт. Листы достижений. | Взаимодействие. Уровень сформированности навыка самоконтроля и самооценки. Логическое обоснование в устных и письменных ответах детей. Умение полно и точно выражать свои мысли. Взаимодействие и сотрудничество. Выборочный контроль правильности выполнения учебного задания в мини- группах. Выявление сущности объектов. Умение выделять главное. Построение речевых высказываний для полного и точного выражения своих мыслей. Взаимодействие и сотрудничество. Построение речевых высказываний для полного и точного выражения своих мыслей. Умение выделять главное при воспроизведении имеющихся знаний. Умение применять правила охраны своего здоровья Систематизация и анализ. Речевые высказывания. Взаимоконтроль. Рефлексия результато в учебного действия. Правильность выполнения учебной задачи. Этапы выполнения заданий. Воспроизведение имеющихся знаний по предмету ( род, окончание ) Распределение ролей в группе. Анализ информации. Взаимодействие и сотрудничество. Умение прогнозировать тему урока. Взаимодействие. Умение работать с информацией. Умение извлекать новую информацию. Умение извлекать новую информацию. Умение находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке. Умение выслушивать чужое мнение и формулировать своё. Усвоение нового понятия, действия. Умение самостоятельно планировать и контролировать свою деятельность. Уровень усвоения нового материала. Умение применять новое знание. Понимание причин успеха – неуспеха в своей работе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка, проведенного в 3 классе Тема: Повторение изученного о частях речи.
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. В основе лежит системно- деятельностный подход, который опирается на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся...
Технологическая карта урока русского языка во 2 а классе ТЕМА: «КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»
Формировать представление об особенностях согласных звуков; уточнить способы различения согласных звуков; показать смыслоразличительную роль согласных в слове...
«Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».
Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....
Технологическая карта урока русского языка для 3-го класса. Тема: "Антонимы".
Тема: "Антонимы"....
Урок русского языка. 4-й класс.Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных.
Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.Задачи:Создать условия для «от...
Технологическая карта урока русского языка, УМК "Перспектива", 4 класс, тема: "Слово как часть речи"
Цель урока: формированиеу обучающихся представленияо слове как о части речи, умения определять часть речи по грамматическому значению.Задачи урока:Дидактические:1) дать представление о «граммати...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 «Б» КЛАССЕ ТЕМА: «ЗАКОМСТВО С ВОЗВРАТНЫМИ ГЛАГОЛАМИ»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА русского языка В 4 классе. Тема: «Закомство с возвратными глаголами»...