Русский язык.Уроки.
план-конспект занятия по русскому языку (1, 2 класс)
Урок- основная форма обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_perenosa_slov_1_kl.docx | 247.19 КБ |
glagol_kak_chast_rechi._vidy_glagola.doc | 53 КБ |
glasnye_bukvy_oboznachayut_myagkost_soglasnyh_zvukov.docx | 58.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку в 1 классе «Правила переноса слов»
Тема: Правила переноса слов.
Цели урока:
1. Знакомство с правилами переноса слов.
2. Совершенствование умения выполнять звукобуквенный анализ слова
3. Развитие умения слышать и видеть в словах «опасные» места ( орфограмму).
4. Воспитывать положительную мотивацию в обучении.
I. Организационный момент. Психологический настрой.
(Мотивация к деятельности и развитие организационных умений; самоорганизация и организация своего рабочего места).
- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
II. Чистописание.
1. Рисование «бордюра», состоящего из домиков.
- Откройте тетрадь на стр. 9. Рассмотрите рисунок (В тетради рисунок с изображением цапли).
- Куда спешит цапля? Интересно, кто её там ждет?
- Нарисуем домики на строчке (Учитель показывает последовательность выполнения на доске. Затем, дети рисуют самостоятельно).
2. Самостоятельное прописывание букв и сочетаний.
- Назовите буквы алфавита, с которых не начинаются слова (Мягкий знак, твердый знак, ы).
- Есть в русском языке эти заглавные буквы? (нет)
- Какой одинаковый элемент есть в написании этих букв? (ь)
- Напишите по образцу (Ученики проговаривают написание букв и прописывают по образцу).
3. Чтение слов, их запись.
Самостоятельное выполнение заданий с написанными словами:
а) Подчеркните слово, состоящее из одного слога.
в) Обведи в зеленый овал то слово, в котором букв больше, чем звуков.
г) Обведи в синий овал слово, в котором звуков и букв поровну.
д) Подчеркни красным карандашом слова, состоящие из двух слогов.
е) Подчеркни волнистой линией слова, состоящие из трех слогов.
- Запиши слова, диктуя их по слогам.
- Какую роль играют в словах буквы мягкий и твердый знак?
- Подчеркните их в словах.
4. Упражнение для самоконтроля.
Цапля в гости к буквам поспешила,
А адрес дома взять забыла.
Вам надо за неё решить,
Куда отправиться гостить!
Принять её готовы, факт,
«ы», твёрдый или мягкий знак.
( Дети лучшую букву из трёх вписывают в окошко домика).
III. Словарная работа.
1. Работа с однокоренными словарными словами.
- Прочитайте на доске стихотворение.
Петушки.
Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно перышек лишиться.
(В.Берестов)
- Выпишите из стихотворения однокоренные слова.
- Поставьте ударение, подчеркните непроверяемую безударную гласную в корне.
2. Работа по рисункам, с. 18-19.
- Рассмотрите рисунок.
- Какие слова составили зверята – ученики? (корова, собака, мяч).
- Правописание каких слов надо запомнить? (корова, собака).
- Запомните эти слова.
- Послушайте сказку, почему слово собака пишется с буквой о.
Жила давно бака. Она умела лаять, вилять хвостом, сторожить дом, любила выть на круглую луну, которая похожа на букву «о» и грызть бублик, похожий на букву «о». Любила смотреть на круглое облако, солнце, любила осень. Полюбила бака букву «о» и захотела с ней писаться.
- Ну, хорошо, сказали ей, будем писать тебя «бока».
- Нет. Я так не хочу! С какого еще бока?! - обиделась бака.- Я не хочу так называться! Я просто хочу писаться с «о». И стали её писать с «о». Вот так: с «о» бака. А потом просто собака.
Так и до сих пор пишут.
(По О.Соболевой)
IV. Актуализация знаний.
- Сегодня вы будете в роли учителя Карандаша. Он задавал вопросы своим ученикам: коту, обезьянке, зайчику. Их ответы вы услышите. С чьим ответом вы согласны, того нарисуйте на строчке в тетради (На доске рисунки кота, обезьянки, зайца).
- Рисуйте так:
1-ый вопрос Карандаша:
- Сколько букв в русском алфавите?
Ответили так: Кот: 30. Обезьянка: 10. Заяц: 33.
2-ой вопрос Карандаша:
- Как определить количество слогов в слове?
Кот: «Надо посчитать гласные. Сколько в слове гласных, столько и слогов».
Обезьянка: «Надо посчитать согласные. Столько же будет и слогов».
Заяц: «Сколько букв, столько и слогов».
3-ой вопрос Карандаша:
- Какой слог в слове может быть ударным?
Кот: «Любой».
Обезьянка: «Только первый».
Заяц: «Только последний».
- Кто из учеников дал больше всего правильных ответов? (кот)
- Молодец, котик! Зайчик и обезьянка, не унывайте, все у вас получится!
V. Постановка проблемного вопроса.
Сообщение темы урока.
- Как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает? (Мы перенесем это слово).
- Как вы думаете, переносить слово нужно по правилам или так, как захочет пишущий?
- Что бы вы предложили? (Варианты ответов детей).
- Сегодня вы узнаете правила переноса, потренируетесь в переносе слов.
VI. Знакомство с новым материалом.
1. Работа на доске под руководством учителя
- Запишите предложение.
У розы шипы.
- Разделите каждое слово на слоги (Ученики проводят карандашом вертикальные линии: У ро/зы ши/пы).
- Вот так можно перенести эти слова с одной строчки на другую (Учитель показывает на доске: У ро-зы ши-пы).
- Как надо переносить слова? (Предложения детей).
- Запомните правило:
Здесь порядок очень строгий.
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам:
Бро-дит ста-до по лу-гам.
-Но помните, что одну букву, даже если она составляет слог, на строке оставлять или переносить нельзя!
2. Работа в учебнике. Упр.18, с. 18.
Ученики составляют трехсложные слова: бараны, лошади, ослики, коровы. Записывают их. Выполняют все задания. Делят слова для переноса: ба-ра-ны, ло-ша-ди, ос-ли-ки, ко-ро-вы.
3. Таблица «Правила переноса слов» (На доске).
- Рассмотрите таблицу и сформулируйте правила!
Дети предлагают свои варианты правил.
- Теперь прочитайте правила переноса слов в учебнике на с.21.
- Правильно вы сформулировали?
- Эти правила надо запомнить.
4.Первичное закрепление.
Упражнение в делении слов для переноса. Ученики выполняют на доске и в тетрадях.
Слова: диван, барсук, рейка, семья, подъем, письмо, змея, кольцо, огонь.
VII. Закрепление пройденного.
Упражнение 19, стр. 19.
- Прочитайте задание.
- Как вы понимаете смысл данной пословицы: Птица рада весне, а младенец - матери. (Людям дорога теплота отношений).
- Спишите предложение, подчеркните гласные буквы, поставьте ударение.
(Дети записывают предложение, обозначают гласные буквы, называют их, ставят ударение).
- Разделите вертикальной чертой слова на слоги.
Образец записи:
Пти/ца ра/да вес/не, а мла/де/нец – ма-те-ри.
VIII. Итог урока.
- Прочитайте на зеленой полосе в тетради слова и расскажите о правилах переноса слов.
- Разделите одно слово по вашему желанию для переноса.
- Запишите его на зеленой полосе.
- Что на сегодняшнем уроке показалось вам самым интересным?
Предварительный просмотр:
Глагол как часть речи. Виды глагола.
цель урока: в течение урока определят тему урока, вспомнят всё, что они знают о глаголе; закрепят свои знания на практике.
Оборудование урока: презентация, раздаточный материал
Тип урока: урок-повторение
Ход урока.
1.Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.
2. Определение темы и постановка цели.
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет,
Чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам глагол.
Запись в тетради числа и темы урока.
3. Актуализация знаний.
Учитель: Продолжая свое путешествие по стране Морфология, мы посетим город под названием Глагол. Что вы знаете о жителях этого города?
- Глагол — часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
- Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени — по родам (в единственном числе) и числам.
- В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим
- Игра «Редактор»
— А теперь давайте представим, что каждый из вас уже не ученик V класса, а редактор какой-либо газеты, журнала, еженедельника... И вот начинающий автор приносит вам рассказ, где в каждом предложении употреблено несколько глаголов-синонимов. Ваша задача — выбрать наиболее подходящий из них и записать текст в окончательной редакции. Попробуйте!
(Текст записывается на доске, или детям раздаются распечатки.)
Сказка про одуванчики. (Встало, взошло, поднялось) весеннее солнышко. Умылось оно теплым дождем и пошло (шагать, гулять) по небу. (Взмахнуло, встряхнуло) солнышко золотым рукавом. (Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки. (Засветились, засверкали, заискрились, заблестели) на земле маленькие желтые огоньки - одуванчики.
Зима (пряталась, скрывалась, таилась) в дремучем лесу. (Выглянула, посмотрела) она. В траве блестели миллионы маленьких солнышек. (Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) зима. (Закрыла, запорошила) она снегом веселые огоньки и (скрылась, ушла, убежала) на север.
Так теперь одуванчики сначала в желтом платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку надевают. (По Н. Толмачевой).
Взошло (сов.в, ед.ч., ср.р, прош.вр), умылось (сов.в, ед.ч., ср.р, прош.вр), пошло гулять (несов.в, наст.вр ед.ч, инфиитив), Взмахнуло(сов.в, ед.ч., ср.р, прош.вр), посыпались (сов, прош. мн.ч,), заблестели (сов, прош. мн.ч,)Пряталась(несов, прош.вр., ж.р., ед.ч) – выглянула, разгневалась (сов.в, прош.вр., ж.р.,ед.ч) – запорошила, убежала, щеголяют (несов в., наст.вр.,3 лицо, мн.ч.)
- Физминутка
- Работа в парах
Я пришел из школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
«Кричать» – кричу,
«Вертеть» – верчу,
«Двигать» – двигаю,
«Прыгать» – прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел!..
Открываю: наш сосед…
(Он живет под нами)
Не причесан, не одет –
В тапках и пижаме.
Он кричит:
– Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
– Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришел из школы
И учу глаголы…?!
Учитель: Молодцы, отлично справились с этим заданием.
- Рефлексия.
- Обратная связь
синквейн - Д.з.
Учитель: Домашним заданием для вас будет написание мини-сочинения на тему «Путешествие в весенний лес». В своем тексте вы подчеркнете глаголы как члены предложения, определите их лицо и число. Желаю вам успехов!
Я пришел из школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
«Кричать» – кричу,
«Вертеть» – верчу,
«Двигать» – двигаю,
«Прыгать» – прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел!..
Открываю: наш сосед…
(Он живет под нами)
Не причесан, не одет –
В тапках и пижаме.
Он кричит:
– Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
– Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришел из школы
И учу глаголы…?!
Я пришел из школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
«Кричать» – кричу,
«Вертеть» – верчу,
«Двигать» – двигаю,
«Прыгать» – прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел!..
Открываю: наш сосед…
(Он живет под нами)
Не причесан, не одет –
В тапках и пижаме.
Он кричит:
– Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
– Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришел из школы
И учу глаголы…?!
Встало, взошло, поднялось) весеннее солнышко. Умылось оно теплым дождем и пошло (шагать, гулять) по небу. (Взмахнуло, встряхнуло) солнышко золотым рукавом. (Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки. (Засветились, засверкали, заискрились, заблестели) на земле маленькие желтые огоньки - одуванчики.
Зима (пряталась, скрывалась, таилась) в дремучем лесу. (Выглянула, посмотрела) она. В траве блестели миллионы маленьких солнышек. (Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) зима. (Закрыла, запорошила) она снегом веселые огоньки и (скрылась, ушла, убежала) на север.
Так теперь одуванчики сначала в желтом платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку надевают
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 1 классе
Гласные буквы, которые обозначают мягкость
согласных звуков на письме.
Цель: 1. Расширение понятия – гласный звук
2. Формирование представления о том, что он может указывать на мягкость согласного.
3.Формирование способности к построению нового способа действия.
4. Формирование умения адекватно оценивать свою деятельность.
Демонстративный материал: Рисунок Дракоша;
Карточки с буквами е, ё, ю, я, и ;
Плакаты мячученикисиний
′′′′′
Язык, собака, обед, ягода, рябина.
Материал для минутки чистописания (на доске)
ф фф фя фл
уф юф фиф
Таблица для самооценки деятельности на уроке
(красный) - все получилось
( желтый ) - были трудности, но я разобрался
( зеленый) - мне нужна помощь
Раздаточный материал
Карточка №1 Самостоятельная работа
- Найти и подчеркнуть в словах букву, указывающую на мягкость предыдущего
согласного.
Яма гриб утюг зелёная
Карточка №2 Образец для проверки самостоятельной работы
Яма, гриб, утюг, зелёная
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Каждый день - всегда, везде
На занятиях, в игре,
Смело, четко говори,
И тихонечко сиди.
- Какой у нас начался урок? (урок русского языка)
- Чему мы учились на прошлых уроках русского языка? ( писать, читать,выделять звуки, …)
- Вы уже научились это делать? (да) У вас всё получалось? (да)
- У нас сегодня необычный урок, к нам пришли гости.
- Вот еще один гость.
Учитель достаёт Дракошу.
- Вы узнали кто это? (Дракоша)
- Посмотрите на него. Что в нем необычного? (На нем написаны буквы, ? ! )
- Правильно, этот дракон пришел из огромной страны Русский язык. Он хочет посмотреть, готовы ли ученики 1"Б" класса отправиться в путешествие по стране Русский язык. Вы готовы? (Да)
- Посмотрите, он нам не верит. Нам надо доказать ему.
- А как это сделать? (Красиво писать, быть внимательным и т.д.)
- Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности
- С чего мы начинаем урок русского языка? (С минутки чистописания)
- Почему? (Подготовить руку к письму)
- Откройте рабочие тетради с.13.
- Какую букву принес Дракоша? (эф)
- Как пишется буква эф?
(Начинаю писать полуовал, веду вверх как у буквы а, пишу длинную наклонную линию, пишу второй полуовал)
- Посмотрите на доску.
ф фф фя фл
уф юф фиф
- Как соединяются буквы ф с другими буквами?
(С помощью верхнего и нижнего соединения)
- Пропишите букву и соединения с ней.
- Молодцы! Дракоша очень доволен вашим письмом, но сможете ли вы выполнить его задание.
Открываю дополнительную доску. ′′′′′
Язык, собака, обед, ягода, рябина.
- Что за слова он приготовил? (словарные)
- Что вы заметили? (В словах собака, ягода не правильно обозначено ударение)
- Выпишите те слова, в которых ударение обозначено правильно)
Дети выписывают слова: язык, обед, рябина.
- Проверьте, эти ли слова вы выписали?
Стираю с доски лишние слова.
- Кто выписал все 3 слова? Молодцы!
Комментируем слова, которые учащиеся не выписали.
- А это что за головоломка?
Открыть плакат мячученикисиний
- Какие слова спрятал Дракоша? (мяч, ученики, синий)
- Как вы думаете, почему Дракоша приготовил такое задание?
(Проверить, внимательны ли мы, сможем ли увидеть слова)
- Помогите мне разделить.
2 человека разделяют слова на доске
- Запишите слова с новой строчки.
- Ребята, Дракоша передал вам маркеры 3 цветов - синий, зеленый, красный.
- Как вы думаете, зачем? (Чтобы мы обозначили цветом звуки)
- Что обозначим красным цветом? (гласный)
- Что обозначим синим цветом? (согласный, твердый)
- Что обозначим зеленым цветом? (согласный, мягкий)
- Обозначьте в этих словах звуки цветными точками.
3 человека работают у доски, остальные в тетради.
III.Выявление причины затруднения
- Что вы заметили на доске? (У одного ученика все согласные мягкие, а у двоих есть и твёрдые согласные, и мягкие)
- Кто согласен с первым учеником? Кто согласен со вторым учеником? Почему
мнения разделились? (Забыли, точно не знаем какие гласные указывают
на мягкость согласного звука)
- Какую цель поставим на уроке? (Найти гласные, которые указывают на мягкость согласного звука)
IV. Проблемное объяснение нового знания
- Как обозначена мягкость согласных на письме? (гласными буквами, мягким знаком)
- В этих словах есть мягкий знак? (нет) Значит, какие буквы были нашими помощниками? (гласные)
- Какие гласные буквы встретились в этих словах? (е, я, и)
Буквы прикрепляются на доску.
- Они указывают на мягкость предыдущего согласного? (да) Вы уверены? (да)
Как это проверить? (Посмотреть правило в учебнике)
- В рабочей тетради на стр.13 в рамке есть это правило. Убедитесь, что вы
не ошиблись. Правильно? (да) Что ещё вы заметили? (Мы назвали
не все буквы, там ещё есть ю, ё)
Буквы прикрепляются на доску.
- Какая же тема нашего урока?
(Обозначение мягкости согласных с помощью гласных е, ё, ю, я, и)
- Вернёмся к нашим словам. Какой же нужно было сделать вывод?
(Во всех словах согласные мягкие)
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Давайте посмотрим, как эти буквы выполняют свою роль и указывают на мягкость согласных.
- Один человек у доски комментирует слово ветер.
- Слова обед и рябина прокомментируйте в паре.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Молодцы! Все вместе вы хорошо с заданием справились. Но Дракоша засомневался, а сможет ли каждый из вас выполнить такое задание - найти и подчеркнуть в словах букву, указывающую на мягкость предыдущего согласного.
- Возьмите листочки это карточка №1.
Карточка №1 Самостоятельная работа
- Найти и подчеркнуть в словах букву, указывающую на мягкость предыдущего
согласного.
Яма гриб утюг зелёная
- Выполнили работу? (да) Что теперь нужно сделать? (Проверить)
- Возьмите карточку №2. Около каждой буквы, которую вы подчеркнули правильно, ставьте знак «+».
Карточка №2 Образец для проверки самостоятельной работы
Яма, гриб, утюг, зелёная
- Проверим качество вашей работы. У кого 4 «+»? Молодцы! Все
остальные смогли увидеть и исправить свои ошибки? (да)
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Цели:
- Молодцы! Дракоша очень доволен. Он придумал последнее задание и спрятал его в нашем учебнике на с.22 упр.22.Найти и выписать пары слов, которые отличаются одной буквой. Подчеркнуть в этих словах буквы. Обозначающие мягкость на письме)
Учащиеся выполняют по заданию учебника коллективно с комментированием.
Образец выполнения Рад - ряд [р] - [р]
′
Ров - рёв [р] - [р]
VIII Рефлексия деятельности на уроке
- Какую цель вы ставили перед собой на этом уроке? (Уточнить гласные
буквы, которые показывают на мягкость предыдущего согласного)
- Вы справились с этой задачей? (да)
- Дракоше очень понравилась ваша работа на уроке, и он приглашает
вас в свою страну.
- Скажите, какие новые знания с нашего урока мы возьмем с собой?
( Гласные е, ё, ю, я, и - указывают на мягкость согласного)
- Были у вас трудности? (Да, запомнили не все буквы) Вы с ними справились?
(справились)
- На память о нашем уроке, нарисуйте на шею Дракоше ,
который у вас в тетради, свой бантик.
Учитель открывает дополнительную доску.
(красный) - все получилось
( желтый ) - были трудности, но я разобрался
( зеленый) - мне нужна помощь
- Покажите мне и гостям. У вас всё получилось! Все молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
4 класс Русский язык Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода Тема: «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения». Цель урока: развивать умения изменять глаголы по лицам и числам в настоящем
4 классРусский языкУрок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подходаТема: «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения»....
урок русского языка. урок-исследование
Урок-исследование разработан к Дню языков народов Казахстана, в ходе которого исследуется проблема "Зачем человеку речь?"...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Карточки для урока русского языка. Урок №12. 2 класс. Школа России
Карточки для урока русского языка. Урок №12. 2 класс. Школа России...
Методическая разработка урока русского языка "Урок письма" (3 класс)
Тема урока: "Правила написания писем".Цель урока. Возрождение русских традиций эпистолярного жанра, получение первоначальных навыков правильного написания письма....
урок русского языка "Урок одного слова" по теме: Обобщение знаний об имени существительном
Предмет: русский языкТема урока: Обобщение по теме: Имя существительное.Тип урока: закрепление знаний, полученных обучающимися при изучении темы «Имя существительного»Цели урока:- фо...
Урок русского языка. Урок - путешествие. Тема: Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? (Закрепление)
Урок построен в виде игры, путешествие на воздушном шаре....