Методическая разработка урока русского языка "Урок письма" (3 класс)
план-конспект урока (3 класс) на тему
Тема урока: "Правила написания писем".
Цель урока. Возрождение русских традиций эпистолярного жанра, получение первоначальных навыков правильного написания письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_pisma.docx | 44.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
русского языка для 3 класса
«Урок письма» (УМК «Начальная школа XXI века)
Разработала учитель
высшей квалификационной категории
Сердюкова Г.И.
г. Железноводск 2017год
Тип урока: Отработки умений и рефлексия.
Тема урока: «Правила написания писем»
Цель урока: возрождение российских традиций эпистолярного жанра, получение первоначальных навыков правильного написания письма.
Задачи урока:
Предметные:
- формирование системы знаний о правилах написания и оформления письма, его различных видах;
- обеспечение глубокого понимания понятия «эпистолярный жанр»;
- формирование навыка самоконтроля;
- умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме, расширение словарного запаса учащихся;
- овладение навыками использования различных обращений, слов-приветствий.
Метапредметные:
- умение принимать и сохранять учебную задачу, планирование способов и путей достижения, учебных и прикладных целей,
- умение работать с различными источниками информации;
- использование устной и письменной речи для аргументированного отстаивания своей точки зрения, взаимодействия в группе и оказания помощи одноклассникам;
Личностные:
- воспитание патриотизма и любви к своей семье, Родине;
- формирование уважительного и доброжелательного отношения к другим людям;
- обучение навыкам коммуникативной компетентности;
- воспитание культуры письменной речи.
Планируемый результат:
Предметные умения: иметь представления об эпистолярном жанре. структуре письма и видах письма; ввести новые понятия «адресат», «адресант».
Универсальные регулятивные учебные действия: формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные вопросы.
Универсальные познавательные учебные действия: формирование представления о видах письма, формирование познавательного интереса к ним через работу с разными информационными источниками.
Универсальные коммуникативные учебные действия: формирования умения общаться с товарищами, сотрудничая в малой группе.
Формы работы: фронтальная, в группах, в парах, индивидуальная.
Оборудование: презентация, письма учеников прошлого выпуска учителю, карточки «Структура письма», оформление доски, толковые словари в, карточки с заданиями, аудиозапись «Письма к сыну» читает – В. Особик.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Игра-приветствие «Здравствуй, друг». | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку |
2.Мотивация к деятельности | Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес к изучению темы: «Как написать письмо». | 1.Прослушивание аудиозаписи Письма к сыну. Читает – В. Особик.
| Работа в группах определение «особого» вида текст. . |
3.Учебно – познавательная деятель ность. 1.Постановка темы и целей урока. 2.Открытие новых знаний. | сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижения цели апробация способа действий, направленного на решение проблемной ситуации, его вербальное фиксирование. | 1.Фронтальная беседа. -Письма писали всегда. Даже в древности. Вспомните из истории с уроков окружающего мира, как писали и переправляли письма? -Это только кажется, что письма долго ждать. Если их писать каждый день, то и получать будешь каждый день: такой уговор был у нас с детьми, если они куда-то уезжали. - Я храню письма моих детей, теперь уже взрослых, часто перечитываю, когда хочется вспомнить, какими они были маленькими. Эти письма, написанные от души, долгие годы помогают преодолевать какие-то трудности, они хранят яркие события жизни. Старые письма напоминают о полузабытых одноклассниках, сослуживцах, соседях и др. -Хотите, я прочитаю вам некоторые отрывки из детских писем? 2.Зачитываю отрывки писем -Можно ли было по телефону рассказать обо всём написанном? -Какие чувства у вас вызвали эти письма? -Кому захотелось получить письмо и от кого? -Хотели бы вы сами научиться писать письма? -Кому в первую очередь написали бы письмо? -Кто в вашей семье получает и пишет письма? -У кого в семье хранятся старые письма и чьи они? -Если вы убедились, что письма нельзя заменить телефонными разговорами, и хотите научиться их писать, то ставим перед собой цель… Приступаем к работе. Тем более, что многое вы уже умеете. Ведь письмо – это особый вид текста, а некоторые виды текстов вы составлять умеете. Знакомство с планом работы. -Перед вами вопросы, на которые мы ответим. Для этого прочитайте вопросы на листочках. Поставьте +, рядом с теми вопросами, на которые вы знаете ответ и ? , если не знаете ответ, но хотите узнать. Итак, вы поставили перед собой вопросы на которые хотите получить ответ, т.е. определили для себя план нашего урока. Прочитайте, на какие вопросы вы хотите получить ответ? 1.Словарная работа (составление кластера) -Назовите, пожалуйста, знакомые вам слова, связанные со словом « письмо». Новые слова: адресат и адресант. Знакомы ли вам эти слова? Это действительно в наше время редко используемые слова. Где вы можете узнать, что обозначают эти слова? Итак, мы узнали новые слова, связанные с письмом. Хотелось бы вам больше узнать о них? 2.Историческая страничка. (Материал для данного этапа может быть подготовлен учащимися самостоятельно на уроках окружающего мира) За несколько тысячелетий существования письменности люди употребляли для письма разнообразные материалы . Глиняная табличка — древнейший письменный инструмент, появившийся в Египте. Она представляла собой деревянную дощечку со слоем сырой глины на лицевой поверхности. На глиняной табличке писали тростниковыми или костяными палочками. Затем табличку подсушивали. На Руси первые письма и документы представляли собой берестяные грамоты. Бересту кипятили, сушили, обрезали по краям и процарапывали буквы костяным «писалом». А 5 тыс. лет назад в качестве материала для письма стали применять папирус – тропический тростник. Позже был найден более прочный и долговечный материал – специально выделанная кожа молодых животных – пергамент, название было дано по городу Пергама в Сирии. Бумага - одно из величайших изобретений человечества. Появилась она сначала в 5 веке в Китае ,а затем в 12-13 вв. в государствах Европы. Первые конверты были из глины. А первый в мире бумажный конверт. увидел свет в 1820 году Это изобретение предписывают владельцу фабрики по производству бумаги Бреверу из города Брайтона. Почтовый ящик был придуман моряками в шестнадцатом веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды. В настоящее время этот ящик хранится в музее Кейптауна. В России самый первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге. Датой его рождения считают 01 декабря 1848 года. Почта существует с древних времён. Для передачи важных сообщений посылали также пеших и конных гонцов. Помогали передавать информацию и голуби. Потом появились почтовые дилижансы, поезда, самолёты. В труднодоступные районы и на морские корабли письма доставляют вертолёты. Почта-это одно величайших изобретений человечества. 9 октября- отмечается всемирный день почты. 3.Проблемный диалог. Виды писем. - А теперь попробуйте ответить на вопрос: для чего нужны письма? -Несмотря на смену времён, традиций, эпох до наших дней сохраняется деление писем на группы. Послушайте два письма. -Чем отличаются эти письма? Какое содержит деловую информацию, а какое личную? (письмо-деловое, письмо личное) Личные письма существуют более 10 видов. Обратите внимание на экран. Мы же на уроке разберём только некоторые из них. Личное: письмо-повествование, письмо-поздравление, письмо-просьба, письмо-благодарность и другие. Работа в группах Вы получите разные образцы писем, прочитайте их, сами определите, к какому виду они относится и почему? - Ребята, вспомните в начале урока мы прочли письмо А.М. Горького к детям, к какому виду относится это письмо? - О чем второе письмо? - О чем третье письмо? - Мы можем сделать вывод: письма бывают разные.
| -Пока не умели писать, писали письма в виде рисунков, на камне, на берёсте, отправляли в бутылках по воде, с почтовыми голубями,. -Позднее доставляли на лошадях от одной почтовой станции до другой. -Теперь на почтовых поездах, самолётах письма доставляются очень быстро в почтовые отделения населённых пунктов, а дальше их разносят почтальоны по домам. Отвечают на вопросы и высказывают своё мнение. Делают вывод. По телефону можно быстро справиться о здоровье, спросить домашнее задание, пригласить на прогулку, сообщить что - то срочное и больше об этом не думать, а в письме информация более подробная, душевная, долговременная. В письме можно рассказать о своём секрете, т. к. читать чужие письма никто не имеет права. Это закон для всех. научиться писать письма Какие бывают виды письма? Какие существуют правила письма? Из каких частей состоит письмо? Что такое письмо? Дети записывают словарные слова. Адрес, конверт, почта, индекс, марка, город, деревня, улица, квартира, фамилия. Работа со словарем. Адресат – человек, который получает письмо. Адресант – человек, который пишет письмо. (синоним –отправитель). -Сообщают о каких-то событиях. -Делятся впечатлениями. -Обращаются с просьбами. Работа в группах. Один человек от группы доказывает свою точку зрения. -Это письмо – повествование, в котором писатель М. Горький раскрывается как любящий отец. В каждом письме запечатлевается образ человека, который его пишет. -Это письмо – поздравление, в котором девочка поздравляет свою подругу с днем рождения и желает ей здоровья, успехов в учебе.. -Это письмо – информация. В нем Коля сообщает родителям о том, что ему в лагере живется хорошо, но он скучает и просит маму и папу поскорее приехать и привезти ему кроссовки. Особенностью этого письма является то, что оно не только содержит информацию, но и отражает настроение мальчика. |
4.Физминутка | снятие утомления через физические упражнения. | «Молекулы» - игра, которая подталкивают детей к образованию групп. Каждый ребенок получает табличку со словом. Далее дается задание: какой путь проделывает письмо, чтобы от адресанта попасть к адресату? | Адресант, почтовый ящик, почта, сортировщик, вагон, почтальон, домашний почтовый ящик, адресат. |
5.Закрепление изученного материала Контроль и самоанализ. Самостоятельная работа | организовать решение учащимися практико-ориентированных заданий в микрогруппах и самостоятельно | Повторение правил переписки и структуры письма. -Мы с вами сегодня неслучайно слушали письма А.М. Горького и его сына, они помогут нам написать письмо об отношениях в наших семьях. Тема письма «Рецепты семейного счастья». -Помните, есть добрые традиции написания писем: отвечать на ранее заданные вопросы; просить передавать приветы только близким людям; письмо заканчивать добрыми пожеланиями; писать разборчивым почерком, правильно писать адрес на конверте. - Ещё два правила я предлагаю вам использовать для написания хорошего письма: письма должны быть написаны от души, не наспех и для отписки, а по велению сердца, в них обязательно должны быть переданы чувства: радости или печали, гордости или восхищения, благодарности, сочувствия и т. д. Каждое такое письмо, в отличие от телефонных разговоров, надолго остаётся в памяти и обязательно является поучительным. Прежде, чем начать писать письмо, чтобы оно получилось красивым, надо продумать его мысленно, составить план. Самостоятельная работа Проверка написанного письма. | Структура письма. 1.Зачин( Обращение). 2.Информационная часть (Начальная фраза о состоянии переписки. Основное содержание письма, сообщение новостей. Вопросы адресату. Благодарность. Просьба писать письма. Приветы.) 3.Подпись (Концовка и подпись. Дата написания.) План написания письма. 1.Обдумываю содержание письма (о чём хочу написать). 2.Выбираю вид основного текста (описание, рассуждение, повествование). 3.Составляю план текста (последовательность изложения мыслей). 4.Обдумываю слова-обращения. 5.Продумываю вопросы и пожелания. 6.Подбираю слова прощания.
Проверка написанного письма. 1. Перечитай текст целиком для проверки последовательности изложения мыслей. 2. Перечитай слова, в написании которых сомневался и подбери проверочные слова или посмотри в словаре. 3.Если нашёл ошибки, исправь их аккуратно, чисто. 4.Дай, по возможности, проверить взрослым, или заранее извинись за возможные ошибки. |
6.Рефлексия деятельности | соотносить полученный результат с поставленной целью; оценивать результат своей деятельности; -оценивать результат учебной деятельности | - Что получилось? - Что не получилось, почему? - С каким настроением закончили урок? Самоанализ Закончите предложения: - Для меня важно научиться ….., потому что… Самооценка Закончите предложение: Я … (очень, не очень) доволен(льна) результатом своей работы, которую сделал(а) сам(а). -Мы продолжим работу по составлению красивых интересных писем, предназначенных разным людям на следующих уроках. | Участие в оценки результативности и процессуальной стороной работы класса и отдельных учащихся |
7.Информироваие учащихся о домашнем задании. | формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи | Захотелось ли вам после сегодняшнего урока вести переписку? Почему? Пользуясь знаниями , полученными на уроке , закончите письмо. Адресата выберите сами. Спасибо всем. | |
Приложение.
- Письма учащихся. « Рецепты семейного счастья.»
Здравствуйте, мои милые, родные, самые-самые любимые! Здравствуй, моя семья! Мама, папа, бабушка!
Вы, наверное, очень удивитесь, когда обнаружите в почтовом ящике письмо от меня. Мы ведь живём вместе, видим друг друга каждый день. Вот и сегодня: мама разбудила меня в школу тёплым поцелуем в щеку, на завтрак меня ждали свежие блинчики по фирменному бабушкиному рецепту, а папа, как всегда, вышел из дома пораньше, чтобы успеть завезти меня в школу и проводить до класса. Увидела ли мама мою улыбку в ответ на её поцелуй? Услышала ли бабушка «спасибо» за завтрак? Понял ли папа уверенное «пока»? А ведь так хочется сказать красивые, добрые слова, чтобы вы поняли, как сильно я люблю вас.
Моя семья – самое дорогое, что у меня есть. Дороже праздничных подарков, роликов и самоката. Я понял это в первый раз, когда оказался в летнем лагере. В «Солнышке», конечно, здорово. Игры, соревнования, сладости, вожатые, много ребят… Каждый день – веселье! Но я скучал без вас!..
Надеюсь, пап, ты не подумаешь сейчас, что я жалуюсь, как маленький. Ты ведь считаешь меня взрослым! Ты мне доверяешь. Мы вместе целую неделю хранили в тайне, что подарим маме на день рождения. Недавно мы собирали новую гардеробную для прихожей и вместе работали шуруповёртом. Ты научил меня кататься на велосипеде, подсекать рыбу, стоять на голове, быстро одеваться, рано вставать. А ещё уважать старших и отвечать за свои слова и поступки. Много чему. Спасибо, что общаешься со мной, как с равным.
Мама! Добрая, милая, заботливая! Ты беспокоишься о том, как я выучил уроки, как одет, как себя чувствую. Тебе важно, кто мои друзья и как мы относимся друг к другу. Хочешь, чтобы я стал хорошим человеком. Я стараюсь, мам. Правда! Стараюсь быть воспитанным, отзывчивым, а ещё исполнительным и опрятным. Я прикладываю усилия, чтобы хорошо учиться. Ценю твою заботу и терпение. Благодарю за поддержку и понимание.
Дорогая бабушка! Ты мой друг, только взрослый. Мы часто бываем дома вдвоём, когда родителей нет. И ты первой узнаёшь, что я порвал портфель, когда катался с горки, или что девочка с соседней парты забывает постоянно ручку и просит именно у меня. Друзья всегда помогают. И не только зашить портфель... Спасибо за дружбу, бабуля!
Моя семья – самая лучшая, самая счастливая! Любовь, забота, дружба, понимание, доверие – вот основные секреты счастья нашей семьи.
Спасибо, родные, что вы у меня есть!
С любовью, ваш Темка,
Артём Амбарцумян.
17 февраля 2017 года.
Дорогие, друзья!
Хочу поделиться с Вами рецептом счастливой семьи. Ведь я живу именно в такой. И это мое счастье!
Мама и папа – важнейшие «ингредиенты» моего рецепта. Два слова, восемь букв – всего-то, но это море любви, ласки, тепла и света, которого хватит, чтобы осветить всю планету.
Мамочка! Это она открывает для меня удивительный мир. Воспитывает? Да нет же, нет! Она просто любит меня.
Папа для меня - это первый и самый главный мужчина в жизни. Он может ласково и нежно назвать меня «принцессой». Рядом с папой я чувствую себя в безопасности, потому что он сильный и смелый. Я убеждена в том, что между дочерью и отцом существует сильнейшая связь.
Наши родные и любимые бабушка и дедушка – это тоже компоненты счастливой семьи.
А вот украшением семьи, я считаю – доверие. Доверие – это залог крепкого семейного союза.
В рецепте счастливой семьи важную роль играет общение. Оно является лучшим человеческим даром.
Мне всего девять лет, но уже сейчас я мечтаю о создании своей семьи. А Вам, дорогие друзья, хочу пожелать – пусть и Ваша семья будет любящей, дружной, надёжной. Ведь семья – это самое дорогое, что может быть у человека.
Не зря народ говорит: «Семьёй дорожить - счастливым быть».
До свидания.
С уважением, Каирова Ясмина.
- евраля 2017 года.
2.План написания письма.
1.Обдумываю содержание письма (о чём хочу написать).
2.Выбираю вид основного текста (описание, рассуждение, повествование).
3.Составляю план текста (последовательность изложения мыслей).
4.Обдумываю слова-обращения.
5.Продумываю вопросы и пожелания.
6.Подбираю слова прощания.
3.Проверка написанного письма.
1. Перечитай текст целиком для проверки последовательности изложения
мыслей.
2. Перечитай слова, в написании которых сомневался и подбери
проверочные слова или посмотри в словаре.
3. Если нашёл ошибки, исправь их аккуратно, чисто.
4. Дай, по возможности, проверить взрослым, или заранее извинись за
возможные ошибки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».
Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...
Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"
Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....
Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"
Урок с игровыми элементами ....
методическая разработка урока русского языка 2 класс УМК "Гармония"
Аннотация.Урок русского языка разработан в соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Оборудование: презентации «Словарная работа. Фрукт...
Методическая разработка урока русского языка 2 класс УМК "Перспектива"
Роль учебного предмета «Русский язык» огромна, так как именно на уроках русского языка мир общения становится для обучающихся предметом изучения и осмысления, а родной язык – главным...
Методическая разработка урока русского языка (3 класс).Тема "Словоизменение и словообразование"
Материал содержит конспект урока по русскому в 3 классе по теме"Словоизменение и словообразование" по программе Л.В.Занокова....
Методическая разработка урока русского языка "Письмо строчной буквы “ Щ".
Методическая разработка урока русского языка для учеников 1 класса с целью научить писать букву «щ», различать твёрдые и мягкие согласные, закрепить навыки комментированного письма...