урок русского языка "Урок одного слова" по теме: Обобщение знаний об имени существительном
план-конспект урока (2 класс)

Назарова Марина Александровна

Предмет: русский язык

Тема урока: Обобщение по теме: Имя существительное.

Тип урока: закрепление знаний, полученных обучающимися при  изучении темы «Имя существительного»

Цели урока:

- формирование общего понятия об имени существительном

Задачи:

  • учить различать предмет и слово как часть речи;
  • учить соотносить вопросы кто? и что?;
  • показать различие между одушевленными и неодушевленными    существительными;
  • определить тематические группы, в которые могут входить одушевленные и неодушевленные  существительные;
  • развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;
  • развитие речи, памяти, мышления, орфографической зоркости, наблюдательности, умения работать в сотрудничестве с другими;

Регулятивные УУД :

осуществлять пошаговый контроль деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной целью.

Познавательные УУД:

научить распознавать имена существительные, самостоятельно подбирать имена существительные по группам, находить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, использовать специальную терминологию при определении части речи.

Коммуникативные УУ :

вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности.

Личностные УУД:

формирование познавательной потребности, умение оценивать свои действия, выполнять задания в соответствии с целью.

Оборудование:

  • школьная доска
  • компьютер;
  • проектор;
  • ручка, тетрадь
  • демонстрационный материал;
  • карточки для работы в группах

Литература:

  • Русский язык 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений
  • в 2ч.Ч.2/Л.Ф.Климанова,  Т.В.Бабушкина.

Форма проведения урока: деловая игра «Детективное агентство». Урок одного слова

Технологии обучения:

  • деятельностный метод,
  • проблемное обучение,
  • практическая работа

Методы и формы:

  • объяснительно-иллюстративный,
  • проблемный,
  • работа по учебнику, игра, практическая работа,
  • самостоятельная работа, соревнование

Скачать:


Предварительный просмотр:

слайд

этап

1

Психологический настрой на урок

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях.

В звучанье солнца слышим торжество,

Все на Земле зависит от него.

2

Расшифруйте формулу успеха: осанка- настроение-старание-результат.

- Что необходимо ученику  на уроке, чтобы добиться успеха?

4

Целеполагание.  Постановка учебной задачи.

Итак, в наше детективное агентство поступило срочное сообщение: потерялась слово из области «Часть речи». А вот из какой,  это нам предстоит узнать. Что будем делать? (Собирать информацию.)

вопросы

цель

Как называется это слово?

На какие вопросы отвечает?

Что обозначает?

  • повторим изученную часть речи
  • научимся распознавать ее среди других слов

Определить часть речи

6

Следственный эксперимент

Определите  значение слова город

Следствие ведут знатоки – это задание для вас.

Первая группа учащихся разгадывают загадки на карточках

Задание: разгадать загадки, подчеркнуть ключевые слова к отгадке, работа в парах

В нём живут,

Но не сеют, не жнут,

Населённым пунктом является,

Подскажи, как называется?

По-разному называются,

Количеством проживающих отличаются.

Заводы, фабрики стоят,

И магазинов много,

И люди разные снуют,

Так это же ведь …

Работа в архиве – это задание для вас

Вторая группа  задает вопросы на основе загадок

В нем занимаются сельским хозяйством?

Он является населенным пунктом больших масс населения?

Какое это слово? (город)

Вставьте пропущенные слова в предложение

Город – это …. населенный центр.

С каким словарным словом познакомились?

В какой  части речи живет?

Детективы оцените свою работу в журналах.

3

Организационный момент

  • Кто такой детектив? 

специалист по расследованию уголовных преступлений; агент сыскной полиции, сыщик.

  • Какими качествами должен обладать хороший детектив?

По ходу ответов детей появляется запись или вывешивается плакат на левой стороне доски:

  • иметь зоркий глаз;
  • уметь слушать и слышать;
  • быть внимательным.

- Сегодня я предлагаю вам превратиться в детективов, а наш класс будет называться так: (вывешивается табличка)

ДЕТЕКТИВНОЕ АГЕНТСТВО        «Урок одного слова»

Интересно, кто станет лучшим сыщиком?

Запись в журнале «Понимашка».

Каждый хороший детектив ведет журнал, в котором записывает, как проходит расследование. Мы тоже будем вести такой журнал. Откройте тетради и запишите число.

Разгадайте анаграмму  огрей

- это слово герой!

-кого называют героем?

человек исключительной смелости и доблести

- назовите парные согласные звуки в слове герой. (г)

- Что вы знаете про звук? (Звонкий, парный согласный)

- Какой буквой обозначается эти звуки? (буквой гэ.)

- Сегодня на минутке чистописания напишем строчную букву г.  

- Детективы оцените свою работу в журналах.

5

Экспресс - опрос.

Подготовка детективов

Работа над значением слова. Вычеркни нерусские буквы и прочитай слово. Z J Г Y ГО N U Р W O V Z F G Д Q W

  • Ответ: город
  • Запищите слово город в свои журналы
  • Запишите это слово в свои журналы
  • Обозначьте опасности в этом слове (о,д)
  • Какую орфограмму можем проверить?  (парного согласного)
  • Подберите проверочное слово и запишите?

Город - города

  • Какую орфограмму не можем проверить? (безударного гласного)
  • Какое  это слово? (словарное)

Поставьте точку под буквой, которую надо запомнить

  • Какому слову посвящается урок?

7

Фоторобот

составляют фоторобота   Что обозначает? (предмет)

Задание: замените одним словом и запишите

крупный населенный центр – город

маленький городок - городишко

название населённого пункта, находящегося за границей города -  пригород

фамилия, которая обозначает страж порядка – Городничий

Город, городок, городишко, Городничий.

Что общего в этих словах? (корень)

Как называются такие слова? (однокоренные)

В каком из этих слов есть орфограмма парного согласного? (город)

Как  называется такое слово? (проверяемое)

А остальные? (проверочные)

Какое слово лишнее? (Городничий)

Почему (имя собственное)

А слово город? нарицательное

Задание на карточках

-Исключите лишнее (работа в парах)

Проверка: желтые карточки

Грач – значение слова

Галина

Город

Проверка: зеленые карточки

Городище

Герой

Громова

Проверка: розовые  карточки

Пригород

Глеб

Голубь

Почему слово город лишнее? (неодушевленное) Отвечает на вопрос? (что?)

Название крупного населенного центра

предмет

Неодушевленное

Что?

Нарицательное

город

Число

Ед.ч.     Мн. ч.

Физминутка

Школа разведки

8

Вещественное доказательство

Работа с шифровкой

Мы составили фоторобот слова город. Осталось назвать,  в каком крупном центре живет это слово? Вы узнаете, правильно прочитав шифрограмму.

3, 4, 1, 5, 12, 10, 2, 5, 13, 6, 3, 13, 2, 7, 11, 8, 9, 2.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Я

Е

И

М

С

В

Л

Н

О

Щ

Ь

У

Т

Имя существительное (вывесить на доске – вместо  таблички  ЧАСТЬ РЕЧИ)

Какие еще группы предметов называет имя существительное?

Чувства

Инструменты

Профессии

Растения

10

Экспертиза

Выполнить тест

Выдача домашнего задания

Посмотрите свой журнал «Понимашка» и выберите себе домашнее задание

Домашнее задание

Задание в учебнике

Творческое задание

с.      упр.

Карточка

Рассказать по фотороботу все об имени существительном от себя

11

Аттестация подтверждение уровня знаний и умений человека

- рефлексия

12

Самооценка

5 разряд сыщика    0 ошибок  

4 разряд сыщика      1-2 ошибки

3 разряд сыщика      3-5 ошибок

9

Дознание

Разноуровневые задания

  1. Запишите  только имена существительные                                                             город, городской, городить, городишко, пригород
  2. Укажите все признаки слова город
  3. Составьте из слов предложение                                                                                Хабаровск, воинской, город, славы.

Почему это предложение?

А один из учеников 2б класса это предложение вчера записал вот так: Горд славы воинской – Хабаровск.

Чей вариант наиболее удачный? Почему?

Проверка на слайде задание 1,2

Проверка задание 3

Какое звание присвоено городу Хабаровску?  Город воинской Славы

5 ноября 2012 года Президент России Владимир Путин подписал Указ о присвоении городу Хабаровску почетного звания «Город воинской славы». Согласно Указу, почетное звание было присвоено городу «за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества».

Какие улицы города Хабаровск носят имя участников Вов? Малиновского, Рокоссовского, Ворошилова, Дикопольцева, Заслонова

F:\img2.jpg

В России есть день памяти участников Вов. Какой это день? Который раз  наша страна отмечает эту дату?



Предварительный просмотр:

слайд

этап

1

Психологический настрой на урок

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях.

В звучанье солнца слышим торжество,

Все на Земле зависит от него.

2

Расшифруйте формулу успеха: осанка- настроение-старание-результат.

- Что необходимо ученику  на уроке, чтобы добиться успеха?

4

Целеполагание.  Постановка учебной задачи.

Итак, в наше детективное агентство поступило срочное сообщение: потерялась слово из области «Часть речи». А вот из какой,  это нам предстоит узнать. Что будем делать? (Собирать информацию.)

вопросы

цель

Как называется это слово?

На какие вопросы отвечает?

Что обозначает?

  • повторим изученную часть речи
  • научимся распознавать ее среди других слов

Определить часть речи

6

Следственный эксперимент

Определите  значение слова город

Следствие ведут знатоки – это задание для вас.

Первая группа учащихся разгадывают загадки на карточках

Задание: разгадать загадки, подчеркнуть ключевые слова к отгадке, работа в парах

В нём живут,

Но не сеют, не жнут,

Населённым пунктом является,

Подскажи, как называется?

По-разному называются,

Количеством проживающих отличаются.

Заводы, фабрики стоят,

И магазинов много,

И люди разные снуют,

Так это же ведь …

Работа в архиве – это задание для вас

Вторая группа  задает вопросы на основе загадок

В нем занимаются сельским хозяйством?

Он является населенным пунктом больших масс населения?

Какое это слово? (город)

Вставьте пропущенные слова в предложение

Город – это …. населенный центр.

С каким словарным словом познакомились?

В какой  части речи живет?

Детективы оцените свою работу в журналах.

3

Организационный момент

  • Кто такой детектив? 

специалист по расследованию уголовных преступлений; агент сыскной полиции, сыщик.

  • Какими качествами должен обладать хороший детектив?

По ходу ответов детей появляется запись или вывешивается плакат на левой стороне доски:

  • иметь зоркий глаз;
  • уметь слушать и слышать;
  • быть внимательным.

- Сегодня я предлагаю вам превратиться в детективов, а наш класс будет называться так: (вывешивается табличка)

ДЕТЕКТИВНОЕ АГЕНТСТВО        «Урок одного слова»

Интересно, кто станет лучшим сыщиком?

Запись в журнале «Понимашка».

Каждый хороший детектив ведет журнал, в котором записывает, как проходит расследование. Мы тоже будем вести такой журнал. Откройте тетради и запишите число.

Разгадайте анаграмму  огрей

- это слово герой!

-кого называют героем?

человек исключительной смелости и доблести

- назовите парные согласные звуки в слове герой. (г)

- Что вы знаете про звук? (Звонкий, парный согласный)

- Какой буквой обозначается эти звуки? (буквой гэ.)

- Сегодня на минутке чистописания напишем строчную букву г.  

- Детективы оцените свою работу в журналах.

5

Экспресс - опрос.

Подготовка детективов

Работа над значением слова. Вычеркни нерусские буквы и прочитай слово. Z J Г Y ГО N U Р W O V Z F G Д Q W

  • Ответ: город
  • Запищите слово город в свои журналы
  • Запишите это слово в свои журналы
  • Обозначьте опасности в этом слове (о,д)
  • Какую орфограмму можем проверить?  (парного согласного)
  • Подберите проверочное слово и запишите?

Город - города

  • Какую орфограмму не можем проверить? (безударного гласного)
  • Какое  это слово? (словарное)

Поставьте точку под буквой, которую надо запомнить

  • Какому слову посвящается урок?

7

Фоторобот

составляют фоторобота   Что обозначает? (предмет)

Задание: замените одним словом и запишите

крупный населенный центр – город

маленький городок - городишко

название населённого пункта, находящегося за границей города -  пригород

фамилия, которая обозначает страж порядка – Городничий

Город, городок, городишко, Городничий.

Что общего в этих словах? (корень)

Как называются такие слова? (однокоренные)

В каком из этих слов есть орфограмма парного согласного? (город)

Как  называется такое слово? (проверяемое)

А остальные? (проверочные)

Какое слово лишнее? (Городничий)

Почему (имя собственное)

А слово город? нарицательное

Задание на карточках

-Исключите лишнее (работа в парах)

Проверка: желтые карточки

Грач – значение слова

Галина

Город

Проверка: зеленые карточки

Городище

Герой

Громова

Проверка: розовые  карточки

Пригород

Глеб

Голубь

Почему слово город лишнее? (неодушевленное) Отвечает на вопрос? (что?)

Название крупного населенного центра

предмет

Неодушевленное

Что?

Нарицательное

город

Число

Ед.ч.     Мн. ч.

Физминутка

Школа разведки

8

Вещественное доказательство

Работа с шифровкой

Мы составили фоторобот слова город. Осталось назвать,  в каком крупном центре живет это слово? Вы узнаете, правильно прочитав шифрограмму.

3, 4, 1, 5, 12, 10, 2, 5, 13, 6, 3, 13, 2, 7, 11, 8, 9, 2.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Я

Е

И

М

С

В

Л

Н

О

Щ

Ь

У

Т

Имя существительное (вывесить на доске – вместо  таблички  ЧАСТЬ РЕЧИ)

Какие еще группы предметов называет имя существительное?

Чувства

Инструменты

Профессии

Растения

10

Экспертиза

Выполнить тест

Выдача домашнего задания

Посмотрите свой журнал «Понимашка» и выберите себе домашнее задание

Домашнее задание

Задание в учебнике

Творческое задание

с.      упр.

Карточка

Рассказать по фотороботу все об имени существительном от себя

11

Аттестация подтверждение уровня знаний и умений человека

- рефлексия

12

Самооценка

5 разряд сыщика    0 ошибок  

4 разряд сыщика      1-2 ошибки

3 разряд сыщика      3-5 ошибок

9

Дознание

Разноуровневые задания

  1. Запишите  только имена существительные                                                             город, городской, городить, городишко, пригород
  2. Укажите все признаки слова город
  3. Составьте из слов предложение                                                                                Хабаровск, воинской, город, славы.

Почему это предложение?

А один из учеников 2б класса это предложение вчера записал вот так: Горд славы воинской – Хабаровск.

Чей вариант наиболее удачный? Почему?

Проверка на слайде задание 1,2

Проверка задание 3

Какое звание присвоено городу Хабаровску?  Город воинской Славы

5 ноября 2012 года Президент России Владимир Путин подписал Указ о присвоении городу Хабаровску почетного звания «Город воинской славы». Согласно Указу, почетное звание было присвоено городу «за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества».

Какие улицы города Хабаровск носят имя участников Вов? Малиновского, Рокоссовского, Ворошилова, Дикопольцева, Заслонова

F:\img2.jpg

В России есть день памяти участников Вов. Какой это день? Который раз  наша страна отмечает эту дату?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: «Обобщение знаний об имени существительном».

Тема: «Обобщение знаний об имени существительном».Цель урока: повторить и обобщить об имени существительном.Задачи урока:   Обучающие: актуализировать знания, приобретённые при изучении...

Урок русского языка в третьем классе: «Обобщение знаний об имени существительном»

Обобщение  знаний  учащихся о постоянных признаках имени существительного;           закрепление  умений  определять род, склонени...

Урок русского языка во 2 классе "Обобщение знаний об имени существительном"

Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Обобщение знаний об имени существительном"   во 2 классе, УМК "Школа России"...

Урок русского языка во 2 классе. Обобщение знаний об именах существительных

Проведен во 2 «А» класс 12 февраля 2014 г.Учитель: Иншина Н. Н. Тема урока: Обобщение знаний об именах существительныхТип урока: закрепление знанийУМК: Школа РоссииЦель урока: О...

Технологическая карта урока русского языка (3 класс). Тема: "Обобщение знаний об имени прилагательном". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение полученных знаний об имени прилагательном как части речи, закрепление навыка определения рода, числа и падежа имен прилагательных.Планируемые результаты: Пре...

Конспект урока русского языка в 3 классе "Обобщение знаний об имени существительном".

Цель урока: обобщить и систематизировать изученное по теме "Имя существительное"....