Урок русского языка. Урок - путешествие. Тема: Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? (Закрепление)
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Евстигнеева Светлана Ивановна

Урок построен в виде игры, путешествие на воздушном шаре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Что такое корень слова? Что такое  однокоренные слова? (Закрепление)

Цели: 1. Формировать умение находить в словах корень, образовывать однокоренные слова.

2. Развивать речь.

3. Пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты:

1. Учащиеся научатся находить в словах корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи.

2. Аргументировано отвечать, доказывать своё мнение.

3. Анализировать, делать выводы, сравнивать.

Задачи урока через планируемые результаты.

Личностные:

  • создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Предметные

  •  формировать умение находить однокоренные слова, выделять корень слова;

Метапредметные:

Регулятивные УУД

  • формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные УУД

  • учить соблюдению правил работы в группах,  учиться договариваться и приходить к  общему решению в совместной деятельности.

 Познавательные УУД

  • развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения.

Методы: словесный, наглядный,  репродуктивный

Приемы: рассуждение, создание проблемной ситуации.

Формы организации: работа в парах, коллективная,фронтальная

Технологии:   здоровьесберегающего обучения,  интерактивные технологии.

Оборудование:   учебник «Русский язык. 2 класс» В.Канакина, В.Горецкий, 2012 год;  ручки, карандаши,  листы  с изображением воздушного шара,  карточки для учащихся; мультимедийная слайдовая презентация  в программе «Power Point, электронное приложение к учебнику.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель.- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поздороваемся.

-Вы приготовились к уроку русского языка.

- Каким вы хотите видеть наш урок?

- От чего это зависит?

- Я желаю, чтобы урок прошёл с пользой и может быть вам удастся открыть что-то необычное в себе и своих друзьях.

-Какая сегодня погода?

-Возьмитесь за руки, повернитесь друг к другу. Давайте улыбнёмся, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс и пожелайте друг другу успеха.

- У нас сегодня будет урок – путешествие.

- Скажите, что значит путешествовать?

- А на чём можно путешествовать?

- Я вам предлагаю путешествие необычное. На воздушном шаре. Согласны?

  • Чтобы отправиться в путешествие нам необходимо иметь хорошее настроение и ясную погоду.

- Откройте тетради. Запишите дату нашего путешествия. 23 октября. Классная работа.

II.  Актуализация знаний.

  1. Самоопределение к деятельности.

1)- Учитель: Очень хорошо занимаем места

- Посмотрите на слова (слайд)

Гора                      Весельчак

Горный                 Весёлый

Гористый              Радостный

Горе                       Веселье

- Найдите в каждом столбике лишнее слово.

-Давайте сравним слова в первом столбике.(Здесь лишнем будет слово горе,т,к. оно не связано с горами. Значение у этого слова другое, отличное от остальных. А общая часть (корень) одинаковая у всех слов.

- Рассмотрим слова, записанные во втором столбике.(Значение у всех слов одинаковое, а общая часть в одном из слов отличается от остальных. Следовательно, слово радостный будет лишним)

-Какие слова называются родственными?

-Как называется общая часть?

- Подберите синоним к слову родственные? (Однокоренные)

- По какой теме мы продолжаем работать сегодня на уроке? (Что такое корень? Что такое однокоренные слова)

-На какие вопросы мы будем учиться отвечать? (Слайд)

III. Работа по теме урока.

  1. – Чтобы взлететь,нужно отсоединить канат, а для этого выполним задание

Игра «Третий лишний» . Работа в рабочей тетради с печатной основой. С.25 упр.51

  1. Прочитайте задание .
  2. Работа с упражнением.
  3.  Выписать  выделенное  слова, подобрать однокоренное,  выделить корень.

Работа в парах.

  1. 1 ряд- выписывает слово ВОДА

2 ряд – слово ЛИСА

3 ряд – слово ГОРКА

Проверка.

2)  Словарная работа. Работа по учебнику.

        Учитель: Вот мы взлетели и летим над океаном. Смотрите внизу пиратский флаг. А вот и сами пираты. Они не хотят нас пропускать дальше, пока мы не выполним следующее задание .  Откройте учебники. Обратите внимание на правило с.63 ЗАПОМНИТЕ.

- Прочитайте правило шёпотом 2 раза. На что мы должны обратить внимание?

Упр.89 стр. 63

- Прочитайте и ответьте на вопросы?

- Чем похожи слова? ( это словарные слова)

- Какая буква пропущена в каждом из слов?  (Дети называют и вставляют простым карандашом)

- Запишите слова, выделите  пропущенную букву зелёным цветом.

-- Выделите корень в однокоренных словах.

- Вдруг поднялся ветер. Ребята, мы падаем. Нужно срочно сбросить груз. (На корзине шара крепятся мешки со словарными словами, учитель показывает словарное слово, дети проверяют по своей тетради)

--оцените себя

«!» - я сегодня молодец, у меня всё получилось, я написал всё правильно.

«+» - надо ещё слова поучить

« - » - У меня всё получится в следующий раз.

Вывод 

- Что такое корень слова?

-Какие слова называются однокоренными ?

- Что нам предлагают запомнить? (с. 63 запомнить)

IV.Физкультминутка.

«Ленивые восьмерки»,  Ленивые восьмерки (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

Шапка для размышлений (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

«Перекрестные движения»

V. Работа по теме урока.

1). Учитель: Летим дальше. А вот заколдованный остров Попугая. Попугай выполнил задание, давайте проверим. На слайде Устно

Рис-рисунок

Гора-горе

Делить-дело

Соль-солист

- Остров расколдован,летим дальше.

  1. Работа по учебнику.

Учитель: -Пролетаем над лесом однокоренных слов.  

Упр. 91. (с.63)

- Прочитайте слова. Чем они похожи?  (Они обозначают предметы, в которые что-то кладут.)

- По какому признаку нужно подобрать однокоренные слова? (Нужно вспомнить, что хранят в этом предмете.)

(Самостоятельное выполнение. )

-  Посмотрите солнышко нам светит.

  1. Работа с электронным приложением к учебнику.

(Работа в парах по рядам)

- Мы встретили старых знакомых, поможем им спуститься.

1 ряд-1 воздушный шар

2 ряд – 2 воздушный шар

3 ряд- 3 воздушный шар.

Выполнение задания на листах с рисунком воздушного шара. Проверка по диску.

- Все на месте. И нам пора возвращаться

IV. Физкультминутка.    

 

VII. Работа с текстом.   На слайде . И на листочках индивидуально.

 

-Прочитайте задание.

-  Работаем в паре.Найдите однокоренные слова. Подчеркните. Повернитесь в группу. Проверьте, все ли слова подчеркнули.

-Проверяем. Каждая четвёрка говорит слово, которое подчеркнула.(4 слова)

- Выпишите, слова, которые подчеркнули и выделите корень слова.

- Подберите ещё однокоренные слова.(родственники, родители…)

Прочитайте отрывок из текста  К. Паустовского. Найдите в нём однокоренные слова.

Родник родит реку, а река льётся-течёт через всю нашу матушку-землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, - родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой.

VIII.Итог урока.  По таблице. На слайде

Назовите тему сегодняшнего урока.

- Какие слова мы называем родственными?
– Как называется общая часть родственных слов?
– Как по-другому называются родственные слова?

- Зачем нам нужно умение находить однокоренные слова?
– Где нам могут пригодиться знания об однокоренных словах?

-Эти умения и знания нам помогут писать грамотно! Как? Вы узнаете на следующих уроках

 Рефлексия  - Дорогие ребята, наш урок подошёл к концу. Вспомните свои впечатления на уроке. Заполним наше небо воздушными шарами .

  • Красный -Я молодец!  У меня все получалось! Я чувствую себя уверенно!
  • Синий - У меня получалось почти все! Но я чувствую себя не  совсем уверенно!
  • Зелёный -  Я старался! Но не сумел справиться со всеми заданиями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Конспект урока русского языка. 2 класс . Тема "Состав слова. Корень"

Урок разработан по ФГОС. Цель урока: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов...

Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Что такое обращение ( УМК Перспектива)

Конспект урока по русскому языкуТема: Что такое обращениеЦели деятельности учителя: ввести понятие «об­ращение»; учить находить в тексте обращения и выделять их. Планируемые результаты:...

Методическая разработка урока русского языка. 4 класс. Тема "Что такое склонение? Три склонения имён существительных"

Урок проводится в 4-м классе по Образовательной системе "Школа 2100" с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ). Учащиеся знакомятся с понятием склонение имён существи...

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: "Что такое распространенные и нераспространенные предложения?". УМК "Школа Росии"

Цели деятельности учителя: формирование представления о распространенных и нераспространенных предложениях; формирования навыка различать распространенные и нераспространенные предложения;Планируемые...

Конспект урока по русскому языку (2 класс). Тема: Что такое корень? Что такое однокоренные слова? УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:- формирование знаний о родственных словах, корне слова и однокоренных словах.Планируемые  результаты:Предметные:- знать понятия «родственные слова», «...

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: «Что такое текст-описание? Роль имен прилагательных в тексте-описании». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование с понятием «текст-описание» и с его отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные: Знать: знать, что такое текст-описание, его структур...