Урок русского языка. Урок - путешествие. Тема: Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? (Закрепление)
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Урок построен в виде игры, путешествие на воздушном шаре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формировать умение находить в словах корень, образовывать однокоренные слова. | 180.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? (Закрепление)
Цели: 1. Формировать умение находить в словах корень, образовывать однокоренные слова.
2. Развивать речь.
3. Пополнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты:
1. Учащиеся научатся находить в словах корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи.
2. Аргументировано отвечать, доказывать своё мнение.
3. Анализировать, делать выводы, сравнивать.
Задачи урока через планируемые результаты.
Личностные:
- создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Предметные
- формировать умение находить однокоренные слова, выделять корень слова;
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные УУД
- учить соблюдению правил работы в группах, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Познавательные УУД
- развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения.
Методы: словесный, наглядный, репродуктивный
Приемы: рассуждение, создание проблемной ситуации.
Формы организации: работа в парах, коллективная,фронтальная
Технологии: здоровьесберегающего обучения, интерактивные технологии.
Оборудование: учебник «Русский язык. 2 класс» В.Канакина, В.Горецкий, 2012 год; ручки, карандаши, листы с изображением воздушного шара, карточки для учащихся; мультимедийная слайдовая презентация в программе «Power Point, электронное приложение к учебнику.
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель.- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поздороваемся.
-Вы приготовились к уроку русского языка.
- Каким вы хотите видеть наш урок?
- От чего это зависит?
- Я желаю, чтобы урок прошёл с пользой и может быть вам удастся открыть что-то необычное в себе и своих друзьях.
-Какая сегодня погода?
-Возьмитесь за руки, повернитесь друг к другу. Давайте улыбнёмся, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс и пожелайте друг другу успеха.
- У нас сегодня будет урок – путешествие.
- Скажите, что значит путешествовать?
- А на чём можно путешествовать?
- Я вам предлагаю путешествие необычное. На воздушном шаре. Согласны?
- Чтобы отправиться в путешествие нам необходимо иметь хорошее настроение и ясную погоду.
- Откройте тетради. Запишите дату нашего путешествия. 23 октября. Классная работа.
II. Актуализация знаний.
- Самоопределение к деятельности.
1)- Учитель: Очень хорошо занимаем места
- Посмотрите на слова (слайд)
Гора Весельчак
Горный Весёлый
Гористый Радостный
Горе Веселье
- Найдите в каждом столбике лишнее слово.
-Давайте сравним слова в первом столбике.(Здесь лишнем будет слово горе,т,к. оно не связано с горами. Значение у этого слова другое, отличное от остальных. А общая часть (корень) одинаковая у всех слов.
- Рассмотрим слова, записанные во втором столбике.(Значение у всех слов одинаковое, а общая часть в одном из слов отличается от остальных. Следовательно, слово радостный будет лишним)
-Какие слова называются родственными?
-Как называется общая часть?
- Подберите синоним к слову родственные? (Однокоренные)
- По какой теме мы продолжаем работать сегодня на уроке? (Что такое корень? Что такое однокоренные слова)
-На какие вопросы мы будем учиться отвечать? (Слайд)
III. Работа по теме урока.
- – Чтобы взлететь,нужно отсоединить канат, а для этого выполним задание
Игра «Третий лишний» . Работа в рабочей тетради с печатной основой. С.25 упр.51
- Прочитайте задание .
- Работа с упражнением.
- Выписать выделенное слова, подобрать однокоренное, выделить корень.
Работа в парах.
- 1 ряд- выписывает слово ВОДА
2 ряд – слово ЛИСА
3 ряд – слово ГОРКА
Проверка.
2) Словарная работа. Работа по учебнику.
Учитель: Вот мы взлетели и летим над океаном. Смотрите внизу пиратский флаг. А вот и сами пираты. Они не хотят нас пропускать дальше, пока мы не выполним следующее задание . Откройте учебники. Обратите внимание на правило с.63 ЗАПОМНИТЕ.
- Прочитайте правило шёпотом 2 раза. На что мы должны обратить внимание?
Упр.89 стр. 63
- Прочитайте и ответьте на вопросы?
- Чем похожи слова? ( это словарные слова)
- Какая буква пропущена в каждом из слов? (Дети называют и вставляют простым карандашом)
- Запишите слова, выделите пропущенную букву зелёным цветом.
-- Выделите корень в однокоренных словах.
- Вдруг поднялся ветер. Ребята, мы падаем. Нужно срочно сбросить груз. (На корзине шара крепятся мешки со словарными словами, учитель показывает словарное слово, дети проверяют по своей тетради)
--оцените себя
«!» - я сегодня молодец, у меня всё получилось, я написал всё правильно.
«+» - надо ещё слова поучить
« - » - У меня всё получится в следующий раз.
Вывод
- Что такое корень слова?
-Какие слова называются однокоренными ?
- Что нам предлагают запомнить? (с. 63 запомнить)
IV.Физкультминутка.
«Ленивые восьмерки», Ленивые восьмерки (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
Шапка для размышлений (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
«Перекрестные движения»
V. Работа по теме урока.
1). Учитель: Летим дальше. А вот заколдованный остров Попугая. Попугай выполнил задание, давайте проверим. На слайде Устно
Рис-рисунок
Гора-горе
Делить-дело
Соль-солист
- Остров расколдован,летим дальше.
- Работа по учебнику.
Учитель: -Пролетаем над лесом однокоренных слов.
Упр. 91. (с.63)
- Прочитайте слова. Чем они похожи? (Они обозначают предметы, в которые что-то кладут.)
- По какому признаку нужно подобрать однокоренные слова? (Нужно вспомнить, что хранят в этом предмете.)
(Самостоятельное выполнение. )
- Посмотрите солнышко нам светит.
- Работа с электронным приложением к учебнику.
(Работа в парах по рядам)
- Мы встретили старых знакомых, поможем им спуститься.
1 ряд-1 воздушный шар
2 ряд – 2 воздушный шар
3 ряд- 3 воздушный шар.
Выполнение задания на листах с рисунком воздушного шара. Проверка по диску.
- Все на месте. И нам пора возвращаться
IV. Физкультминутка.
VII. Работа с текстом. На слайде . И на листочках индивидуально.
-Прочитайте задание.
- Работаем в паре.Найдите однокоренные слова. Подчеркните. Повернитесь в группу. Проверьте, все ли слова подчеркнули.
-Проверяем. Каждая четвёрка говорит слово, которое подчеркнула.(4 слова)
- Выпишите, слова, которые подчеркнули и выделите корень слова.
- Подберите ещё однокоренные слова.(родственники, родители…)
Прочитайте отрывок из текста К. Паустовского. Найдите в нём однокоренные слова.
Родник родит реку, а река льётся-течёт через всю нашу матушку-землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, - родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой.
VIII.Итог урока. По таблице. На слайде
Назовите тему сегодняшнего урока.
- Какие слова мы называем родственными?
– Как называется общая часть родственных слов?
– Как по-другому называются родственные слова?
- Зачем нам нужно умение находить однокоренные слова?
– Где нам могут пригодиться знания об однокоренных словах?
-Эти умения и знания нам помогут писать грамотно! Как? Вы узнаете на следующих уроках
Рефлексия - Дорогие ребята, наш урок подошёл к концу. Вспомните свои впечатления на уроке. Заполним наше небо воздушными шарами .
- Красный -Я молодец! У меня все получалось! Я чувствую себя уверенно!
- Синий - У меня получалось почти все! Но я чувствую себя не совсем уверенно!
- Зелёный - Я старался! Но не сумел справиться со всеми заданиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».
Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...
Конспект урока русского языка. 2 класс . Тема "Состав слова. Корень"
Урок разработан по ФГОС. Цель урока: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов...
Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Что такое обращение ( УМК Перспектива)
Конспект урока по русскому языкуТема: Что такое обращениеЦели деятельности учителя: ввести понятие «обращение»; учить находить в тексте обращения и выделять их. Планируемые результаты:...
Методическая разработка урока русского языка. 4 класс. Тема "Что такое склонение? Три склонения имён существительных"
Урок проводится в 4-м классе по Образовательной системе "Школа 2100" с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ). Учащиеся знакомятся с понятием склонение имён существи...
Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: "Что такое распространенные и нераспространенные предложения?". УМК "Школа Росии"
Цели деятельности учителя: формирование представления о распространенных и нераспространенных предложениях; формирования навыка различать распространенные и нераспространенные предложения;Планируемые...
Конспект урока по русскому языку (2 класс). Тема: Что такое корень? Что такое однокоренные слова? УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя:- формирование знаний о родственных словах, корне слова и однокоренных словах.Планируемые результаты:Предметные:- знать понятия «родственные слова», «...
Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: «Что такое текст-описание? Роль имен прилагательных в тексте-описании». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование с понятием «текст-описание» и с его отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные: Знать: знать, что такое текст-описание, его структур...