Конспект и презентация к уроку по русскому языку. Тема: «Разбор имени существительного по составу». 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Белова Ольга Викторовна

             Конспект и презентация к открытому уроку по русскому языку. Тема: "Разбор имени существительного по составу". 3 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

 по теме:  «Разбор имени существительного по составу». 3 «г» класс.

Урок проводит: учитель начальных классов Белова Ольга Викторовна

Тема

Разбор имени существительного по составу.

Цель:

Повторение, обобщение и закрепление знаний  о составе слова,  родственных словах и формах слова; о порядке разбора слов по составу; формирование умения разбора по составу имён существительных.

Задачи:

предметные: повторить состав слова; расширить знания обучающихся о родственных словах; учить пользоваться разными видами словарей;

 формировать умение видеть красоту в простом, создать условия для успешного закрепления изученного  материала.

метапредметные: развитие навыка работы с учебником;  развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения; развитие памяти, внимания, орфографической зоркости, уточнение и расширение словарного запаса учащихся при использовании  терминологии;

воспитательные: формирование норм нравственно-этического  поведения в разных формах работы; воспитание интереса к русскому языку, чувства коллективизма и индивидуальности, взаимопомощи.

здоровьесберегающие: профилактика утомления учащихся.

Планируемый результат

Познавательные умения:

— объяснять отличительные особенности родственных слов и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с правилом.

Коммуникативные умения:

— формулировать понятные высказывания, используя термины.

Предметные умения:

- Знать и уметь  применять общее правило написания корней родственных слов.

- Уметь разбирать слова по составу.

- Уметь находить в тексте родственные слова.

- Уметь решать проблемные ситуации.

Основные понятия

Понятия: состав слова; родственные слова; части слова: корень, приставка, суффикс, окончание, основа.

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение, окружающий мир.

Ресурсы:

Учебник  « Русский язык» 3класс, 2 часть. Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина.

Тема: «Разбор имени существительного по составу».

  • Методическое пособие,  
  • рабочая тетрадь;
  • компьютер,
  •  проектор,
  • презентация;
  • карточки-задания № 1, № 2 (разноуровневые: базовый и повышенный уровни);
  • оценочная таблица;
  • сигнальные карточки  красного и зелёного цвета; смайлики.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Этапы урока

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

I. Организацион-

ный  момент

Цель:  мотивировать обучающихся  к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

определить содержательные рамки урока.

Проверяют готовность рабочего места, приветствуют учителя и гостей. Настраиваются на работу.

Настраивает детей на работу, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе.

Прежде чем начать урок, создадим себе и окружающим хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнемся друг другу. Подарим улыбки нашим гостям.

Мы с вами будем работать под девизом

«Не говори – не умею, а говори – научусь!»

- Покажем, как мы учимся.

Чтоб многое успеть,

Чтоб многое узнать,

                                  Скорее урок

  Нам нужно начинать.

Проверим готовность к уроку.

Личностные УУД

II. Актуализация  опорных знаний.

Цель: сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке.

Работать с инфор-мацией, участвовать

в обсуждении проб-лемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать фронтальную работу по нахождению орфограмм в разных частях слова, создать условия для повторения признаков родственных слов; включить учащихся

в обсуждение проб-лемных вопросов.

Послушайте загадку и узнайте, со словами какой части речи мы будем работать в словарной работе?

Все что существует, оно обозначает,  

На вопросы Кто? и Что? верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честный народ.

Оно всегда имеет и число, и род

     Эпиграф к уроку «Способность видеть чудесное в обыкновенном-несомненный признак мудрости» 

Ральф Уолдо  Эмерсон.(Амер. поэт и философ)

 - Сегодня мы с вами в обыкновенных словах  постараемся увидеть что-то  чудесное и необыкновенное.

Запишем дату в тетрадь.

Чистописание.

-Выписать каллиграфическим почерком буквы, буквосоче-тания, которые являются определёнными частями слова.

-окончание в слове вьюги

-окончание в слове зимний

-суффикс в слове снеговик

-суффикс в слове льдина

-суффикс в слове пушистый

-корень в слове играть

-приставка в слове измениться

                                           (и, ий, ик, ин, ист, игр, из)

Выберите самое красивое сочетание и обведите в кружок.

Словарная работа.

На доске слова в 3 столбика.  Вставить пропущенные буквы.

дев-чка

м-роз

вес-ло

т-тра-ь

к-р-ндаш

уч-ник

х-р-шо

р-бина

сах-р

т-традочка

л-пата

м-г-зин

м-две-ь

с-ница

п-года

п-мидор

д-журный

с-поги

к-ньки

к-ток

ин-й

т-тради

с-бака

в-рона

Какой ряд быстрее и правильнее справится. ( По сигналу учителя ребята цепочкой  подходят к доске, вставляют пропущенные буквы.)

- В этих столбиках есть однокоренные слова. Найдите их.           - Какие слова мы называем однокоренными? Какие слова не являются однокоренными? Почему?

 - Запишем в тетрадь однокоренные слова. Разберём по составу.

Познавательные УУД

III.  Создание проблемной ситуации.

.

- Назовите значок, обозначающий часть слова и дайте определение.

Свободные высказывания детей.

Обозначение проблемной ситуации.

- Послушайте сказку «Родственница».

- Вы кто такие?

-Мы гусята. У нас есть папа гусь и мама гусыня. А ты кто?

- А я ваша родственница – гусеница.

- Права ли гусеница?

- Назовите 2 признака родственных слов. (однокоренные слова имеют общий корень и общее основное значение)

- Найдите в данной записи тему нашего урока.

ВЗБРТКРАЗБОРПРЕОНВЯИМЕНИЧКВАТИРО

ОНКТЬДРЛСУЩЕСТВИТЕЛЬНОГОТРНЕРОЛДХЗ

- Тема нашего урока:  Разбор имени существительного по составу.

IV.Разрешение проблемной ситуации в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации(конструктивные)

Цель: закреплять знания о родственных словах и корне слова;

-развивать орфографическую зоркость, творческое воображение;

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать  в парах).

Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу в парах;  обеспечить

контроль за выполне-нием задания.

--Следующее задание:

искристый, земля, лежит, снежок, на

-Является ли эта запись предложением?

- Составьте предложение.

На земле лежит искристый снежок.

- Что выражает предложение? Как связаны слова в предложении?

- Какое это предложение по цели высказывания?(Повество-вательное).

- А какое оно по интонации? (Невосклицательное).

- Какая часть слова помогла нам составить предложение? Какую часть слова нам пришлось изменить? (Окончание, т.к. окончание служит для связи слов в предложении).

- А теперь САМОСТОЯТЕЛЬНО запишем это предложение.

- Выделите в словах окончания, подчеркните  все изученные  орфограммы.

- Найдём в предложении все имена существительные и разберём их по составу.

- Обменяйтесь с соседом по парте тетрадками и проверьте его работу. А один человек будет комментировать проверку вслух.

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

V.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Цель – развивать умение находить родственные слова; создать условия для успешного закрепления изученного  материала.

Участвовать впрактической работе  по подбору родственных слов.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать  в группах).

Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать практическую  самостоятельную  работу по нахождению и выделению корня в родственных словах.

Организовать работу  в группах

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов

Дети следят глазками за снежинкой, кото-рая летает по небу.

Работа в группах.

Каждая группа  выбирает карточку,(№ 1) на обратной стороне которой написан корень

карточка -  корень " зим";

карточка - корень "лёд";

карточка - корень "мороз";

группа - корень "снег";

группа –  корень "холод";

группа - корень "ветер".

Каждая группа должна дать ответ (вопросы для всех групп одинаковые, на слайде)

  • Подберите и запишите однокоренные слова разных частей речи с данным корнем.
  • Назовите слово, которое состоит  только из корня и окончания (окончание может быть нулевым).
  • Подберите и назовите слово, которое образовано при помощи приставки (приставочный).
  • Подберите и назовите слово, которое образовано при помощи суффикса (суффиксальный).
  • Подберите и назовите слово, которое образовано при помощи приставки и суффикса одновременно. (приставочно-суффиксальный).
  • А у кого получились сложные слова?(сложением)

Отчёт групп и оценка.   Если группа ответила правильно, поднимите вверх  зелёную сигнальную карточку, если допустила ошибки - красную сигнальную карточку.

ИТОГ. Существует 4 способа образования существительных:

1)приставочный

2)суффиксальный

3)приставочно –суффиксальный

4) сложение

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Физминутка для глаз.

VI.Творческое применение знаний (проблемные задания)

Цель – развивать умение находить родственные слова; создать условия для успешного закрепления изученного  материала.

Участвовать в  практической работе  по нахождению  родственных слов в предложении.

Оценивать правильность выполнения заданий.

- Закройте глаза и шепотом произнесите: «Зима…». Какое чувство возникло?(Стало холодно и грустно. А мне стало радостно, я люблю зиму и т.д.).

- Зиму можно представить по-разному. Посмотрите, как представлена зима в работе известного художника. Очень ярко изобразил красоту зимнего леса известный русский художник, живописец Иван Иванович Шишкин в своей картине «Зима».

- Что можно сказать об этой работе художника?

- Иван Иванович Шишкин воспевал былинное величие русского леса.

- Художник для описания использует краски. А вот писатель и поэт при помощи слов описывает зиму.

-  Давайте прочитаем  стихотворение

«Снежная сказка»  Сергея Погореловского

         Проплясали по снегам

Снежные метели,
    Снегири снеговикам
   Песню просвистели.
    У заснеженной реки,
     В снежном переулке,
         Звонко носятся снежки,
    Режут лёд снегурки.
           А в завьюженных лесах -
Снежные палаты,
         На сверкающих кустах -
Снежные халаты.
         Скрипнут лыжи на бегу
    В белом Снегограде,
       Впишут синюю строку
  В снежные тетради.
      А вокруг в снега одет
              Весь простор безбрежный,
             Чем не сказка, белый свет -
                 Снежный, снежный, снежный
.

-  Как поэт описывает зиму? Какая она у него?

Работа в парах.

- Выпишите однокоренные  слова. Какие слова являются формами одного и того же слова?

- Какие корни выделили в каждом слове? Подчеркните чередующиеся согласные в корне.

(Ключ на слайде) Взаимопроверка.

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

Регулятивные УУД

VII. Динамическая пауза.

Цель: соблюдение санитарно-гигиенических норм,

мотивировать к изучению темы.

Задание: если слово будет состоять только из корня –присесть, если в слове есть другие части слова - встать.

Мороз, снеговик, лёд, шубка, вьюга, следы, снежки,

прокатиться, новый, год, глаз, заморозки, нос.

VIII. Практическое применение знаний.

Цель: оценивать свои знания при выборе заданий базового и повышенного уровня.

Применять знания при выполнении самостоятельной работы.

IX. Итог урока. Рефлексия деятельности.

 Цель: подвести итог проделанной работе на уроке; соотнести полученный результат с поставленной целью;

 оценивать результат своей деятельности;

- оценивать результат учебной деятельности.

X. Домашнее задание.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

- Следующее задание - самостоятельная работа. Перед вами два пакета с материалами: на синих листах - карточки - задания №2 с четырьмя звёздочками (базовый уровень); на зелёных листах - карточки - задания №2 с пятью звёздочками (повышенный уровень). Выберите, пожалуйста, для себя ту карточку, которую вы пожелаете. На эту работу вам отводится 5минут.

- Кто справится с заданием раньше остальных, может выполнить дополнительное задание.

Карточка№2 (базовый уровень)

1. Определите и подчеркните лишнее слово в каждой строчке:

Честный, честь, чесночный, чествовать.

Седло, седловина, седина, оседлать.

Смешной, смешать, смех, смешить.

2.Опредете слова с приставкой «по-  и выделите из знаком (+).

поездка

полевой

поверить

потемнеть

полезный

Карточка№2 (Повышенный уровень)

3. Определите слово, которое соответствует схеме: приставка-корень-суффикс-окончание и укажите его знаком (+):

крылышко

нагрузка

переход

походка

4. Из предложенных слов выберите те, которые соответствуют данной схеме img2 и подчеркните их.

Грибник, хохотушка, засветит, весельчак, тетрадка, комариный, сохранишь, подорожник, зорька.

Дополнительное задание (базовый уровень)

1. Отметь "+ " слова, в которых первая буква «о» является приставкой.

  1. осина
  2. осмотреть
  3. овраг
  4. ослабить
  5. олень

2. Запиши слово, в котором правильно выделен корень.

Речушка, побелить, высокая, ручной.

___________________

Дополнительное задание (повышенный уровень)

1. Отметь "+ " слова, в которых сочетание букв «до» является частью корня?

  1. достирать
  2. дожди
  3. дошкольник
  4. дорога
  5. доктор

2. Каждое словосочетание замени одним словом с подходящим суффиксом. Выдели суффикс.

Тот, кто любит мечтать -

Участок, где растёт виноград -

Стебелёк соломы -

- Перед вами ключи к вашим заданиям. Проверьте сами себя.

Ключи:

№ задания

****

*****

1.

Чесночный

Седина

Смешать

Нагрузка

Походка

2.

Поездка

Поверить

Потемнеть

Хохотушка

Тетрадка

Комариный

Зорька

Дополнительные

задания

Осмотреть

Ослабить

Дожди

Дорога
Доктор

Побелить

Ручной

Мечтатель Виноградник

Соломинка

Проверка: самоконтроль

- Поднимите руки, кто выполнил работу без ошибок. Молодцы!

Подходит к концу наш урок. Есть такие фразеологизмы : «Зри в корень», «Смотри в корень»

- Когда так говорят? ( Когда о чём-то важном, просят выделить самое основное»)

- Давайте выделим самое главное из нашего урока:

Закончите предложения:

1. Мне важно  знать части слова и уметь разбирать слова по составу для того… (Чтобы правильно писать слова)

2.  Чтобы правильно разобрать слово по составу нужно……

Приклейте смайлик  в нужный столбик общей таблицы:

Я полностью и самостоятельно выполнял все задания

Я выполнял задания хорошо, но иногда мне требовалась помощь товарищей или учителя

Я не смог выпол--нить все задания так, как   мне хо-телось.Мне надо еще поучиться…

А теперь, отгадайте, что вас ждёт дальше: составьте слово по подсказкам.

1.Слово состоит из 4 частей.

2.Корень тот же, что и в словах: обмен, изменить, меняла(мен).

3.Приставка, как в слове переход.

4. Суффикс тот же, что в словах травка, шубка (к).

5.Окончание  – первая буква алфавита (-а).

Ответ: ПЕРЕМЕНКА

И у вас –переменка. Урок окончен. Отдыхайте!!!

Личностные УУД

Коммуникативные УУД


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 «г» КЛАССЕ Автор : учитель Белова О. В . Тема: «Разбор имени существительного по составу.»

Слайд 2

Девиз: «Не говори не умею, а говори-научусь!»

Слайд 3

«Способность видеть чудесное в обыкновенном – несомненный признак мудрости». Ральф Уолдо Эмерсон . (Американский поэт и философ),

Слайд 4

Минутка чистописания. и ий ик ин ист игр из

Слайд 5

¬ ˄ ВЗБРТКРАЗБОРПРЕОНВЯИМЕНИЧКВАТИРО ОНКТЬДРЛСУЩЕСТВИТЕЛЬНОГОТРНЕРОЛДХЗ

Слайд 6

и скристый, земля, лежит, снежок, на

Слайд 7

Задания для работы в группах. Подберите и запишите однокоренные слова разных частей речи с данным корнем. Назовите слово, которое состоит только из корня и окончания (окончание может быть нулевым). Подберите и назовите слово, которое образовано при помощи приставки. Подберите и назовите слово, которое образовано при помощи суффикса. Подберите и назовите слово, которое образовано при помощи приставки и суффикса одновременно. Подберите и назовите сложные слова?

Слайд 8

Иван Иванович Шишкин «Зима»

Слайд 9

Сергей Погореловский «Снежная сказка». Проплясали по снегам Снежные метели, Снегири снеговикам Песню просвистели. У заснеженной реки, В снежном переулке, Звонко носятся снежки, Режут лёд снегурки. А в завьюженных лесах - Снежные палаты , На сверкающих кустах - Снежные халаты. Скрипнут лыжи на бегу В белом Снегограде , Впишут синюю строку В снежные тетради. А вокруг в снега одет Весь простор безбрежный , Чем не сказка, белый свет - Снежный, снежный, снежный .

Слайд 10

Ключ. Сне г ам, сне ж ные, сне г ири, сне г овикам, засне ж енной, сне ж ки, сне г урки, Сне г ограде .

Слайд 11

Ключ к самостоятельной работе. № задания * ** 1. Чесночный Седина Смешать Нагрузка Походка 2 Поездка Поверить Потемнеть Хохотушка Тетрадка Комариный Зорька Дополнительные задания Осмотреть Ослабить Дожди Дорога Доктор Побелить Ручной Мечтатель Виноградник Соломинка

Слайд 12

Фразеологизмы. «Зри в корень» «Смотри в корень» Закончите предложения: 1. Мне важно знать части слова и уметь разбирать слова по составу для того… 2. Чтобы правильно разобрать слово по составу нужно…

Слайд 13

Домашнее задание: Упр . 329, с. 89-90.

Слайд 14

Переменка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку. Тема: Падеж имен существительных.

Тип урока: изучение нового материалаЦель:- познакомить учеников с падежами русского языка; Задачи:- формировать  умения  правильно изменять имена существительные  по падежам;- разв...

Развивающая система учебных заданий. Разработка уроков по русскому языку. Тема "Изменение имен существительных по падежам" 4 класс.

В данном материале представлена разработка  уроков по  русскому  языку  в системе учебных заданий.   Тема  "Изменение имен существительных по падежам" 4 класс....

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Разбор имён существительных по составу» 3 класс.

Образовательная система: «Школа 2100» Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.Цель: развитие умений устного и письменного разбора имён существительных по составу с опорой на смысловые связи слов (на основ...

Проект урока по русскому языку.Тема: «Род имен существительных».

Проект урока по русскому языку.Тема: «Род имен существительных»....

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: Род имен существительных

Представляю технологическую карту урока русского языка, проведенного мною в 3 классе УМК "Школа России", по теме "Род имени существительного" по ФГОС с использованием блок -схемы....

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Падеж имен существительных» (4 класс)

Тема: Падеж имени существительного. Цели деятельности учителя: формирование навыка по распознаванию падежей имени существительного.Планируемые результатыПредметные:- знать падежи, падежные опросы...

Презентация к уроку по русскому языку "Морфологический разбор имени прилагательного"

Презентация по русскому языку для учащихся 4 класса по программе "Школа России"...