Проект урока по русскому языку.Тема: «Род имен существительных».
проект по русскому языку (3 класс) на тему
Проект урока по русскому языку.
Тема: «Род имен существительных».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka_po_russkomu_yazyku._rod_imen_sushchestvitelnyh_bebina_t.m.docx | 44.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития
образования»
Кафедра начального образования
Курсы «Формирование профессиональной
компетентности педагога в реализации общего
развития младших школьников в свете
реализации ФГОС НОО»
(с 17.04.2017г. по 28.04.2017г.)
Проект урока по русскому языку.
Тема: «Род имен существительных».
Выполнил учитель начальных классов
МОУ Основная школа г. Лысково
ФИО Бебина Татьяна Михайловна
Стаж работы учителем начальных классов 39 лет
Н.Новгород
2017 год
Тема: Род имён существительных | 6 урок в разделе " Части речи", 4 урок в теме " Имя существительное" |
Тип урока:урок «открытия» нового знания | Форма урока: фронтальная, парная, групповая Методы и приемы: объяснительно – иллюстративный, словесный метод, частично - поисковый метод, самопроверка, проблемный. |
Цель урока: организация деятельности учащихся по формированию ценностного отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного. | Задачи: Образовательная: актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;организовать деятельность по выбору способа определения рода существительного. Развивающая: развивать умения определять род имени существительного, оценивать свои достижения при выполнении заданий урока; развивать мыслительные операции. Воспитательная: создать условия для формирования интереса и уважения к русскому языку; прививать навыки дружеского общения. Здоровьесберегающая: создать на уроке атмосферу, способствующую сохранению психического здоровья. |
Предполагаемый результат | |
Предметный результат: - знание о постоянных признаках существительного; - умение применять знания в жизненных ситуациях; - умение определять род существительных . | УУД: Личностные: признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия; проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач; осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. Регулятивные: определять и формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; работать по предложенному алгоритму, используя необходимые средства; умение организовать своё рабочее место и работу; умение провести рефлексию своих действий на уроке. Познавательные: формировать умение ставить и принимать познавательную задачу урока, делать выводы на основе обобщения; определять последовательность действий для решения предметной задачи;формирование умения извлекать информацию из текста и схемы; делать логические выводы. Коммуникативные: умение сотрудничать в паре, в группе, планировать совместную деятельность, доносить свою позицию и понимать других, вести диалог, извлекать информацию, данную в неявном виде, формулировать устное высказывание, аргументировать свою точку зрения. |
Оборудование:учебник русского языка, раздаточный материал, презентация ,интерактивная доска. |
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | ||
I.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (1 мин). Цель: включение учащихся в учебную деятельность,самооценка готовности к уроку | ||||
Приветствует учащихся Определяет готовность к уроку Создаёт психологический настрой. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку «пять»! -У вас хорошее настроение? (на слайде -1 смайлики, отражающие настроение.) -Только с хорошим настроением мы решим все поставленные задачи.Я желаю вамновых открытий.
| Проверка готовности к уроку.Приветствие. Выполняют самооценку готовности к уроку. Настраиваются на предстоящую работу в классе. | Личностные:установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками. Познавательные: проявление учебно-познавательного интереса; целеполагание. Регулятивные: организация своего рабочего места, определение эмоционального состояния на уроке; оценивание готовности к уроку; настрой на продуктивную работу. | ||
II.Этап актуализации знаний – 4 мин. Цель: актуализация знаний об известной части речи | ||||
-Для того, чтобы открыть новое, нужно привести в систему изученное об имени существительном. Организует диалог, актуализирующий знания. Фиксирует в виде тезисов «в корзинке идей» все высказывания и идеи, включая ошибочные; по мере освоения новой информации исправляются ошибки, вносятся необходимые дополнения. -Какие признаки имени существительного мы изучили? - Какие из этих признаков постоянные? Что значит термин «постоянный признак»? (Не изменяются). - Что значит термин «непостоянный признак» (Изменяются). | Участвуют в беседе. Выполняют тренирующие, мыслительные операции. Актуализируют ранее изученный материал. Называют уже изученные постоянные и непостоянные признаки имени существительного. Называют постоянные и признаки имени существительного (собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные) Приводят примеры -доказательства . | Личностные: ЦО к умению видеть и признавать свои ошибки. Познавательные: умение осуществлять актуализацию знаний полученных на предыдущих уроках, умение обобщать учебный материал. Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение строить речевое высказывание, слушать собеседника,вести диалог, доказывать свою точку зрения; аргументация мнения и позиции в коммуникации. Регулятивные: умениепланировать собственную деятельность на уроке;контроль, коррекция, оценка своих действий. | ||
III.Постановка учебной проблемы -3 мин Цель: выявления причин затруднения и постановка цели деятельности | ||||
В русском языке очень много разных “тайн”, в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке – раскрыть еще одну “тайну” данной части речи. Организует побуждающий диалог- исследование проблемной ситуации. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Актуализирует знания учащихся. -Прочитайте имена существительные. НА ДОСКЕ: дом, весна, окно, клей, пальто, каток, папка, добро, мебель, поземка, панцирь, пороша, солнце, окно, кофе. - Для того, чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти слова в группы по определенному признаку. Вам помогут волшебные слова «ОН», «ОНА», «ОНО». Сколько будет групп, вы должны решить сами и обосновать свое решение. - Сколько столбиков у вас получилось? (Три). - Мы с вами сделали первое открытие. Какое? - Сформулируйте тему урока. - Чему будем учиться на уроке? (Слайд 2-3) | Участвуют в диалоге. Распределяютслова в группы по определенному признаку, опираясь на слова-помощники. Высказывают предположения, с помощью учителя. Ставят цели, формулируют и уточняют тему урока. | Познавательные: проговаривать причины затруднений; формировать проблему, цель и тему для изучения; умение предлагать свои действия; разрабатывать план учебных действий по достижению цели урока (решения проблемы). Коммуникативные: -участвовать в обсуждении предложенной ситуации, высказывать свои мнения, суждения; сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и выборе информации. Регулятивные:проговаривать последовательность своих действий. | ||
IV.Открытие нового знания -10мин. Цель: построение проекта выхода из затруднения (проблемной ситуации).Формирование умения определять род имен существительных | ||||
-Молодцы, вы смогли раскрыть «секрет» определения рода имён существительных . -Какого рода бывают имена существительные? Женский род запомню я И скажу: «Она - моя». И запомню род мужской И опять скажу: «Он – мой.» Средний род – оно, мое! Это правило – твое! Организует учащихся на исследование проблемной ситуации. -Род- это постоянный признак имени существительного или непостоянный? - Назовите имена существительные, род которых вы затруднялись определить? (ответы детей). - Что вы сами для себя «открыли»? | Отвечают на вопросы. Высказывают свои предположения. Приходят к выводу, что род имени существительного – постоянный признак имени существительного. В процессе диалога «открывают» новые знания. Делают вывод. Сверяются свои выводы с научнымипо учебнику. | Личностные: проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач. Познавательные: удерживать учебную задачу; анализировать проблемную ситуацию, организовывать поиск её решения, выдвигать гипотезы; извлекать информацию, делать выводы в результате совместной работы; умение работать с учебником. Коммуникативные: сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и выборе информации; выражать свои мысли; аргументировать свои мнения и позиции в коммуникации. Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль в ходе выполнения работы. | ||
V.Первичное закрепление -5 мин. | ||||
На слайде появляется загадка Я антоним шума, стука, Предлагает поработать в паре, найти имена существительные и определить их род | Работают в паре (вспоминают правила работы в паре), делают записи в тетради. Решают проблему с проговариванием алгоритма вслух, доказывая свой выбор, выделяют окончания. 1.Найди имя существительное. 2.Поставь его в начальную форму (ед. ч. Кто?Что?) 3.Определить род имён существительных при помощи личных местоимений (он – м.р., она – ж.р., оно – ср.р.) Применяют новые знания на практике. Осуществляют взаимоконтроль | Познавательные: умение выбирать действия по достижению цели; доказывать свою точку зрения, действовать по алгоритму; строить логические цепи рассуждения; структурировать знания. Коммуникативные: сотрудничать с учителем и сверстниками; выражать свои мысли с достаточной коммуникацией. Регулятивные: осуществлять контроль, коррекцию. | ||
Физминутка - 2 мин. Цель: формировать ценностное отношение к своему здоровью | ||||
Организует и проводит физминутку с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений | Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения | Личностные: умение определять ценностное отношение к здоровому образу жизни | ||
VI. Применение знаний и способов действия (сам. работа) - 8 мин. Цель: организация деятельности по применению новых знаний; индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха | ||||
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Предлагает работу в группах. -Распределите слова в три столбика по родам. Ж.р. М.р. Ср.р. Бег, лопата, варенье, енот, окно, лебедь, игра, лицо, крот, сорока, арбуз, кольцо, аллея. -Теперь по первым буквам слов прочитаем название животных, которые оставили следы. (ж.р.-лиса, м.р.-белка, ср.р-волк). -Проверим, какая группа самая внимательная, и заметила, по какому еще признаку распределены слова в столбиках. (ж.р.-словарные слова, м.р.-слова с парной согласной в корне, ср.р.- слова с безударной гласной в корне) | Работают самостоятельно, в группах(вспоминают правила работы в группе). Пошагово сравнивают свою работу с эталоном. Осуществляют самопроверку, самоконтроль. Проверяют по образцу. Повторяют орфограммы. Оценивают свою работу. | Познавательные: структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания; работать самостоятельно, в группе по плану; сравнивать пошагово с эталоном,проговаривая во внешней речи; делать выводы. Коммуникативные: договариваться в общности общего решения; строить высказывания, участвовать в диалоге; формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: осуществлять контроль; оценивать результат, проводить коррекцию, самооценку, взаимоконтроль. | ||
VII.Включение в систему знаний и повторение -6 мин. Цель: включение нового способа действий в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | ||||
-Можно ли по окончанию определить род имени существительного? Предлагает выполнить работу в тетради. Задание по выбору с последующей взаимопроверкой
выписать словосочетания (сущ.+прил.), выделить окончания, определить род имени существительного.
списать весь текст и уже в тексте определить род вставленных имен существительных и выделить окончания. | Высказывают свои предположения.Выполняют разно-уровневые задания. С помощью сигнальных карточек демонстрируют род имен существительных. (Красная сигнальная карточка – имена существительные мужского рода; синяя – женского рода; зеленая – среднего рода) Делают вывод. Сверяютсвои предположения с учебником( имена существительные имеют родовые окончания). | Познавательные: самостоятельно создавать алгоритм деятельности; строить логические цепочки; выполнять задания, используя приобретенные знания, в практической деятельности;выполнять творческое задание. Коммуникативные: строить устные высказывания; участвовать в диалоге; формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: осуществлять контроль, оценивать результат, проводить коррекцию, самооценку. | ||
VIII. Подведение итогов. Рефлексия - 5 мин. Создание ситуации для осмысления всей работы на уроке | ||||
Организует анализ деятельности учащихся. Показывает предметную картинку -Какова была цель урока? - Какие знания мы открыли? - Чему научились? - Какого рода бывают имена существительные? Как определить? -Кто или что вам помогало справиться с заданиями? - Кто доволен своей работой? -Что понравилось вам сегодня на уроке? Оцените себя с помощью «светофора».(Отмечают свое местонахождение на листе самооценки.) Изменилось у вас настроение к концу урока? Покажите на рисунке , какое у вас сейчас настроение? Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. | Называют имя существительное , записывают, определяют род. Приводят доказательства. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Отвечают на вопросы. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют, чему учились, делают вывод. | Личностные: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока; понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Познавательные: обобщать полученные знания, делать выводы; проводить рефлексию способов действия; анализ и осмысливание, своих достижений; умение определять своё эмоциональное состояние на уроке. Коммуникативные: выражать свои мысли; формулировать и аргументировать свое мнение, учитыватьразные мнения. Регулятивные: осуществлять самооценку своей учебной деятельности, успешности на уроке, соотносить цель и результат; осуществлять контроль, коррекцию, самооценку. | ||
IX. Домашнее задание -3 мин. | ||||
Дает инструктаж по выполнению домашнего задания. 1. Подобрать к существительным пару женского рода: отец-дедушка). 2.Работа с деформированным текстом (по желанию). Учащимся выдается конверт с текстом, разрезанным на предложения. Задание: составить текст, разделить его на части, вставить подходящие по смыслу существительные, определить род им. существительных. Комментирует дифференцированное задание. Побуждает к поиску новых знаний вне урока, с учетом собственных возможностей и личными интересами учащихся. Обсуждает возможные трудности. | Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы. | Личностные: смыслообразование Познавательные: применять алгоритм при выполнении домашнего задания. Регулятивные: воспринимать информацию, выбирать домашнее задание на основе оценки своих способностей, интересов. соотносить полученное домашнее задание с изученным учебным материалом;способность организовать собственную деятельность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку, тема: «Множественное число имен существительных» 4 класс
Представлен подробный конспект урока....
Урок русского языка. Тема: "Родительный падеж имени существительного".
"Родительный падеж имени существительного"....
Урок русского языка. Тема "2 склонение имен существительных"
Урок изучения нового материала. Цель познакомить с признаками имен существительных 2 склонения. В начале урока актуализация знаний. ( работа по карточкам), создается проблемная ситуация дл...
Конспект открытого урока по русскому языку Тема: Определение рода имен существительных/ 3rkfcc
Тема: Определение рода имён существительных.Тип урока: открытие нового знания.Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительног...
Конспект урока по Русскому языку. Тема:«Падежные окончания имен прилагательных мужского, женского и среднего рода» (3 класс)
Планируемые результаты:- уметьориентироваться на понимании причин успеха в учебной деятельности, в том числе, на самоанализ и самоконтроль.- знать как изменять прилагательные по числам, падежам, родам...
Конспект урока по русскому языку. Тема: "Морфологический разбор имени прилагательного". ("УМК Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: систематизация знаний об имени прилагательном; формирование умения проводить разбор прилагательного как части речи в соответствии с заданным порядком.Планируемые результатыП...
Урок русского языка Тема ""Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже»;
Цель урока: формирование образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных обучающимися 4 класса на уроках русского языка; познакомить с правописанием безударных падежных окон...