Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Разбор имён существительных по составу» 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Образовательная система: «Школа 2100» Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.
Цель: развитие умений устного и письменного разбора имён существительных по составу с опорой на смысловые связи слов (на основе словообразовательного анализа), соблюдение правильного порядка и графического оформления разбора по составу, умений подбирать слова к заданным схемам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razbor_sushch._po_sostavu.zip | 442.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Разбор имён существительных по составу» 3 класс.
Образовательная система: «Школа 2100» Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.
Цель: развитие умений устного и письменного разбора имён существительных по составу с опорой на смысловые связи слов (на основе словообразовательного анализа), соблюдение правильного порядка и графического оформления разбора по составу, умений подбирать слова к заданным схемам.
Вид занятия: урок обобщения и систематизации знаний.
Используемые методы обучения: работа в группе, метод демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод, исследовательский метод.
Способы контроля: в форме устного опроса учителя, самоконтроль, самостоятельная работа во время письменного выполнения задания, рефлексия.
Оборудование:
- учебник «Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева;
- презентация;
- каточки;
- орфографические словари.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формирование УУД |
Эмоциональный настрой | - Каждой группе прошу встать в круг и по очереди пожелать успеха в работе друг другу. | Учащиеся каждой группы встают в круг и желают друг другу: «Ты, молодец!» «У тебя на уроке всё получиться!» « Ты обязательно получишь пятёрку!» «Ты самый лучший!» | Коммуникативные УУД 1. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 2. Оформлять свои мысли в устной форме. Личностные результаты 1. Развитие доверия к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе. |
Словарная работа | Учитель диктует словарные слова: квартира, винегрет, салат, вокзал, какао, кенгуру. -Как можно проверить написанное, какие приёмы проверки существуют? -Теперь проверьте написание словарных слов в тетрадях. Оцените свою работу в оценочной таблице в разделе словарные слова. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) | Ученики по очереди выходят к доске с каждой группы и выделяют орфограмму. - Можно проверить написанное: - по словарю; - с помощью интернета; - с помощью нашего учебника; - спросить у учителя; - спросить у взрослых. Каждая группа выбирает способ проверки написания словарных слов у доски. Ученики сравнивают свою работу в тетради с образцом на доске и оценивают свою деятельность. | Познавательные УУД 1. Поиск и выделение источников информации. 2. Структурирование знаний. Регулятивные УУД 1. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 2. Сличение с эталоном, осуществление пошагового контроля. Личностные результаты 1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Умение работать в группе. 2. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Введение в тему, формулирование цели урока. | Учитель называет ключевые слова: -имя существительное - состав слова - разбор (СЛАЙД 2) - Сформулируйте тему урока. - Какие ставим перед собой задачи? Учитель записывает на доске задачи, которые ставят перед собой ученики. | - Разбор существительного по составу. (СЛАЙД 3) 1)Вспомнить, какие мы знаем части слова и их значение. 2) Вспомнить алгоритм разбора слов по составу. 3) Учиться разбирать существительные по составу. | Познавательные УУД 1 Выделение и формулирование познавательной цели. 2. Поиск и выделение источников информации. 3. Выдвижение гипотез. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение. 2. Постановка и планирование учебных задач. Личностные результаты 1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Оформлять свои мысли в устной форме. 3. Умение работать в группе. |
Актуализация изученного. | - С какой задачи начнём? Для этого выполним тест. В тетради напишите выбранную букву из каждого задания. (СЛАЙДЫ 4-7) - Какое слово получилось? - Оцените правильность выполнения теста в оценочных листах. Правильно: + 1-2 ошибки: (полплюса) Более 2-ух ошибок: - - Что такое порядок? О каком порядке идёт речь? - Обсудите в группе порядок разбора слов по составу. Составьте с помощью символов алгоритм разбора на листах. Устно оцените работу в своей группе по алгоритму. – Что вам нужно было сделать? Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. - Какую задачу выполнили? - Какую задачу осталось выполнить? | Ученики выбирают первую задачу: какие мы знаем части слова и их значение. Выполняют тест: ПОРЯДОК - О порядке разбора слова по составу. Ученики работают в группах над алгоритмом разбора слов и вывешивают листы с результатами на доске. Оценивают свою работу. Алгоритм:
- Учиться разбирать существительное по составу. | Познавательные УУД 1 Выделение и формулирование познавательной цели. 2. Поиск и выделение источников информации. 3. Структурирование знаний. 4. Выбор критериев для классификации. 5. Анализ выполнения признаков. 6. Постановка знаково-символических действий. Регулятивные УУД 1. Осуществление пошагового контроля. 2 . Оценка качества и уровня освоения учебных задач. 3. Развиваем умение высказывать своё предположение. 4. Постановка и планирование учебных задач. Личностные результаты 1. Формируем мотивы регулирующие потребность в оцениваемой деятельности. 2. Осознание причастности к успеху в учебной деятельности. 3. Развитие адекватной самооценки личности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Оформлять свои мысли в устной форме. |
Физминутка. | Игра «Кто самый внимательный?» | Ведущий быстро показывает разные движения, а остальные ученики повторяют. Те, кто ошибается, садятся за парту. Остаются стоять самые внимательные. | |
Разбор существительных по составу. | 1. Для этого выполним упражнение 281. - Какую часть задания надо обсудить в группе? - Какие группы получились? Запишите существительные по группам. - Какое задание ещё нужно выполнить?
- Оцените правильность выполнения упражнения в оценочных листах. Правильно: + 1-2 ошибки: (полплюса) Более 2-ух ошибок: - 2. Предлагаю выполнить упражнение 283. - Прочитайте задание, обсудите ответ в группе.
- Найдите ещё один способ образования имён существительных. Разберите по составу любое сложное имя существительное у доски. - Оцените правильность выполнения упражнения в оценочных листах. Правильный разбор по составу: + Неправильный разбор по составу: -- | Ученики читают задание. Сначала называют признаки, по которым сгруппировали слова: общее в значении I группа: род деятельности II группа: уменьшительно-ласкательное значение, IIIгруппа: животные/детёныши животных/птиц). (СЛАЙД 8) Самостоятельно записывают слова по группам: Истребитель, мыслитель, читатель; пчельник, мельник. Лисонька, чемоданчик, Танечка, изюмчик, нолик, рябинушка, крестик, Серёженька. Галчонок, соколёнок, кукушата, козлята, воробьиха. Разобрать слова по составу. Комментированный разбор существительных женского рода единственного числа (кисонька , Танечка , рябинушка , воробьиха) и существительных во множественном числе (кукушата, козлята) (СЛАЙД 9) Ученики оценивают свою работу. Схемы слов правильно разделены на группы: 1) существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; 2) с суффиксами -тель- и -ник-, значения слов – названия людей по их занятиям, действиям; 3) существительные-названия животных и их детёнышей; 4) сложные слова-имена существительные. По очереди выходят ученики из каждой группы одновременно к доске и разбирают существительные по составу. Остальные контролируют выполнение задания. Ученики оценивают свою работу. | Познавательные УУД 1 Выделение и формулирование познавательной цели. 2. Поиск и выделение источников информации. 3. Структурирование знаний. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные УУД 1. Осуществление пошагового контроля. 2 . Оценка качества и уровня освоения учебных задач Личностные результаты 1. Формируем мотивы регулирующие потребность в оцениваемой деятельности. 2. Осознание причастности к успеху в учебной деятельности. 3. Развитие адекватной самооценки личности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Оформлять свои мысли в устной форме. 3. Умение работать в группе.
|
Работа с текстом. | Учитель обращает внимание, что в каждой группе дан текст (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) и просит определить его жанр. (СЛАЙД 10) Уточка, пташка, подружка моя! В тёплые ты собралась края… Лютый мороз твой полёт оборвал, Быстрые крылья лёд оковал!.. - Какое задание можно придумать к тексту? Учитель подводит учеников к тому, какое из предлагаемых заданий более рационально к теме данного урока и даёт задание выписать из текста имена существительные, разобрать их по составу. - Оцените правильность выполнения задания в оценочных листах. Правильно: + 1-2 ошибки: (полплюса) Более 2-ух ошибок: - | Учащиеся обсуждают в группе, какой текст по жанру. Определяют какие задания можно придумать к тексту и озвучивают свои предположения. Ученики коллективно выделяют существительные и самостоятельно разбирают их по составу. Проверка и оценка своей работы. (СЛАЙД 11) | Познавательные УУД 1 Выделение и формулирование познавательной цели. 2. Структурирование знаний. 3. На основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные УУД 1. Осуществление пошагового контроля. 2 . Оценка качества и уровня освоения учебных задач 3. Выбор учебного действия. Личностные результаты 1. Формируем мотивы регулирующие потребность в оцениваемой деятельности. 2. Осознание причастности к успеху в учебной деятельности. 3. Развитие адекватной самооценки личности. 4. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Оформлять свои мысли в устной форме. 3. Умение работать в группе. |
Итог урока. Рефлексия. | - Чему учились на уроке? Было ли интересно? Когда? – Что было труднее всего? Легче всего? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? | Ученики подводят итог урока и оценивают свою работу с помощью сигналов-смайликов. (СЛАЙД 12) | Регулятивные УУД 1 . Оценка качества и уровня освоения учебных задач 2 Адекватное восприятие оценки учителя, адекватная оценка выполненных действий. Личностные результаты 1. Формируем мотивы регулирующие потребность в оцениваемой деятельности. 2. Осознание причастности к успеху в учебной деятельности. 3. Развитие адекватной самооценки личности. |
Домашнее задание. | Составить карточку для соседа по парте с заданием: разбери данные существительные по составу. |
Приложение 1.
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка «Дательный падеж имён существительных» 3 класс
Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Дательный падеж имён существительных»Цель урока: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.План...
Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур
Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур. Открытый урок по реализации PLC проекта (УМК "Перспек...
Технологическая карта урока русского языка «Морфологический разбор имени существительного как части речи»(УМК «Школа России, 4 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: совершенствование знаний о морфологическом разборе имени существительного как части речи, падежных окончаниях имён существительных.Задач...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТЕМА: ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ3 класс...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: Падежи имён существительных
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТЕМА: Падежи имён существительных...
Технологическая карта урока русского языка "Правописание окончаний имён существительных во множественном числе" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"
Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства учащихся с правилами написания падежных окончаний имён существительных множественного числа и имён сущес...
Технологическая карта урока русского языка "Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"
Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства с системой падежных окончаний имён существительных на –ий, ие, ия.Задачи урокаДидактические:Познак...