Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Разбор имён существительных по составу» 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Бакурина Надежда Людвиговна

Образовательная система: «Школа 2100» Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.

Цель: развитие умений устного и письменного разбора имён существительных по составу с опорой на смысловые связи слов (на основе словообразовательного анализа), соблюдение правильного порядка и графического оформления разбора по составу, умений подбирать слова к заданным схемам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon razbor_sushch._po_sostavu.zip442.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Разбор имён существительных по составу» 3 класс.

Образовательная система: «Школа 2100» Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.

Цель: развитие умений устного и письменного разбора имён существительных по составу с опорой на смысловые связи слов (на основе словообразовательного анализа), соблюдение правильного порядка и графического оформления разбора по составу, умений подбирать слова к заданным схемам.

Вид занятия: урок обобщения и систематизации знаний.

Используемые методы обучения: работа в группе, метод демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод, исследовательский метод.

Способы контроля: в форме устного опроса учителя, самоконтроль, самостоятельная работа во время письменного выполнения задания, рефлексия.

Оборудование:

             - учебник «Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева;

            - презентация;

            - каточки;

            - орфографические словари.

Ход урока.

Этапы  урока

Деятельность  учителя

Деятельность  учеников

Формирование УУД

 Эмоциональный настрой

- Каждой группе прошу встать в круг и по очереди пожелать успеха в работе друг другу.

Учащиеся каждой группы встают в круг и желают друг другу: «Ты, молодец!»   «У тебя на уроке всё получиться!» « Ты обязательно получишь пятёрку!»    «Ты самый лучший!»

Коммуникативные УУД

1. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

 Личностные результаты

1. Развитие доверия к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе.

Словарная работа

Учитель  диктует словарные слова: квартира, винегрет, салат, вокзал, какао, кенгуру.

-Как можно проверить написанное, какие приёмы проверки существуют?

-Теперь проверьте написание словарных слов в тетрадях.

Оцените свою работу в оценочной таблице в разделе словарные слова.  

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Ученики по очереди выходят к доске с каждой группы и выделяют орфограмму.

- Можно проверить написанное:

     - по словарю;

     - с помощью интернета;

     - с помощью нашего учебника;

     - спросить у учителя;

     - спросить у взрослых.

Каждая группа выбирает способ проверки написания словарных слов у доски.

Ученики сравнивают свою работу в тетради с образцом на доске и оценивают свою деятельность.

Познавательные УУД

1. Поиск и выделение источников информации.

2. Структурирование знаний.

Регулятивные УУД

1. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 2. Сличение с эталоном, осуществление пошагового контроля.

Личностные результаты

1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в группе.

2. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Введение в тему, формулирование цели урока.

Учитель называет ключевые слова:

-имя существительное

- состав слова

- разбор  (СЛАЙД 2)

- Сформулируйте тему урока.

- Какие ставим перед собой задачи?

Учитель записывает на доске задачи, которые ставят перед собой ученики.

- Разбор существительного по составу. (СЛАЙД 3)

1)Вспомнить, какие мы знаем части слова и их значение.

2) Вспомнить алгоритм разбора слов по составу.

3) Учиться разбирать существительные по составу.

  Познавательные УУД

1 Выделение и  формулирование познавательной цели.

2. Поиск и выделение источников информации.

3. Выдвижение гипотез.

Регулятивные УУД

1.  Развиваем умение высказывать своё предположение.

2. Постановка и планирование учебных задач.

Личностные результаты

1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1.  Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

3. Умение работать в группе.

Актуализация изученного.

- С какой задачи начнём?

Для этого выполним тест. В тетради напишите выбранную букву из каждого задания. (СЛАЙДЫ 4-7)

- Какое слово получилось?

- Оцените правильность выполнения теста  в оценочных листах.

Правильно:  +

1-2 ошибки:  (полплюса)

Более 2-ух ошибок: -

- Что такое порядок? О каком порядке идёт речь?

- Обсудите в группе порядок разбора слов по составу. Составьте с помощью символов алгоритм разбора на листах.

Устно оцените работу в своей группе по алгоритму.

– Что вам нужно было сделать?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

- Какую задачу выполнили?

- Какую задачу осталось выполнить?

Ученики  выбирают  первую задачу:  какие мы знаем части слова и их значение.

 Выполняют тест:  

ПОРЯДОК

 - О порядке разбора слова по составу.

Ученики работают в группах над алгоритмом разбора слов и вывешивают листы с результатами на доске.

 Оценивают свою работу.

 Алгоритм:

  1. Удалось выполнить задание?
  2. Вы сделал всё правильно или были недочёты?
  3. Какой был уровень задания?
  4. Какие умения формировались при выполнении этого задания?

- Учиться разбирать существительное по составу.

   Познавательные УУД

1 Выделение и  формулирование познавательной цели.

2. Поиск и выделение источников информации.

3. Структурирование знаний.

4. Выбор критериев для классификации.

5. Анализ выполнения признаков.

6. Постановка знаково-символических действий.

Регулятивные УУД

1.   Осуществление пошагового контроля.

2 . Оценка качества  и уровня освоения учебных задач.

3.  Развиваем умение высказывать своё предположение.

4. Постановка и планирование учебных задач.

Личностные результаты

1. Формируем мотивы регулирующие  потребность в оцениваемой деятельности.

2. Осознание причастности к успеху в учебной деятельности.

3. Развитие адекватной самооценки личности.

Коммуникативные УУД

1.  Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

Физминутка.

Игра «Кто самый внимательный?»

Ведущий быстро показывает разные движения, а остальные ученики повторяют.

Те, кто ошибается, садятся за парту. Остаются стоять самые внимательные.

Разбор существительных по составу.

1. Для этого выполним упражнение 281.

- Какую часть задания надо обсудить в группе?

- Какие группы получились?

Запишите существительные  по группам.

- Какое задание ещё нужно выполнить?

 

- Оцените правильность выполнения упражнения  в оценочных листах.

Правильно:  +

1-2 ошибки:  (полплюса)

Более 2-ух ошибок: -

2. Предлагаю выполнить упражнение  283.

- Прочитайте задание, обсудите ответ в группе.

 

- Найдите ещё один способ образования имён существительных.

 Разберите по составу любое сложное имя существительное у доски.

- Оцените правильность выполнения упражнения  в оценочных листах.

Правильный разбор по составу:  +

Неправильный разбор по составу:  --

Ученики читают задание.

Сначала называют признаки, по которым сгруппировали слова: общее в значении

 I группа: род деятельности

II группа: уменьшительно-ласкательное значение,

IIIгруппа: животные/детёныши животных/птиц). (СЛАЙД 8)

Самостоятельно записывают слова по группам:

Истребитель, мыслитель, читатель; пчельник, мельник.

Лисонька, чемоданчик, Танечка, изюмчик, нолик, рябинушка, крестик, Серёженька.

Галчонок, соколёнок, кукушата, козлята, воробьиха.

Разобрать слова по составу. Комментированный разбор  существительных женского рода единственного числа (кисонька , Танечка , рябинушка , воробьиха) и существительных во множественном  числе (кукушата, козлята) (СЛАЙД 9)

 Ученики оценивают свою работу.

Схемы слов правильно разделены на группы:

1) существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

2) с суффиксами -тель- и -ник-, значения слов – названия людей по их занятиям, действиям;

3) существительные-названия животных и их детёнышей;

4) сложные слова-имена существительные.

По очереди выходят ученики из каждой группы одновременно к доске и разбирают существительные по составу. Остальные контролируют выполнение задания.

Ученики оценивают свою работу.

Познавательные УУД

1 Выделение и  формулирование познавательной цели.

2. Поиск и выделение источников информации.

3. Структурирование знаний.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

1.   Осуществление пошагового контроля.

2 . Оценка качества  и уровня освоения учебных задач

Личностные результаты

1. Формируем мотивы регулирующие  потребность в оцениваемой деятельности.

2. Осознание причастности к успеху в учебной деятельности.

3. Развитие адекватной самооценки личности.

Коммуникативные УУД

1.  Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

3. Умение работать в группе.

 

 

Работа с текстом.

Учитель обращает внимание, что в каждой группе дан  текст (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)  и просит определить его жанр. (СЛАЙД 10)

Уточка, пташка, подружка моя!

В тёплые ты собралась края…

Лютый мороз твой полёт оборвал,

Быстрые крылья лёд оковал!..

- Какое задание можно придумать к тексту?

Учитель подводит учеников к тому, какое из предлагаемых заданий более рационально к теме данного урока и даёт задание выписать из текста имена существительные, разобрать их по составу.

- Оцените правильность выполнения задания  в оценочных листах.

Правильно:  +

1-2 ошибки:  (полплюса)

Более 2-ух ошибок: -

Учащиеся обсуждают в группе, какой текст по жанру.

Определяют какие задания можно придумать к тексту и озвучивают свои предположения.

Ученики коллективно выделяют существительные и  самостоятельно разбирают их по составу.

Проверка и оценка своей работы.

(СЛАЙД 11)

Познавательные УУД

1 Выделение и  формулирование познавательной цели.

2. Структурирование знаний.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД

1.   Осуществление пошагового контроля.

2 . Оценка качества  и уровня освоения учебных задач

3. Выбор учебного действия.

Личностные результаты

1. Формируем мотивы регулирующие  потребность в оцениваемой деятельности.

2. Осознание причастности к успеху в учебной деятельности.

3. Развитие адекватной самооценки личности.

4. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.

Коммуникативные УУД

1.  Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

3. Умение работать в группе.

Итог урока. Рефлексия.

- Чему учились на уроке? Было ли интересно? Когда?

– Что было труднее всего? Легче всего?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

Ученики подводят итог урока и оценивают свою работу с помощью сигналов-смайликов. (СЛАЙД 12)

Регулятивные УУД

1 . Оценка качества  и уровня освоения учебных задач

2  Адекватное восприятие оценки учителя, адекватная оценка выполненных действий.

Личностные результаты

1. Формируем мотивы регулирующие  потребность в оцениваемой деятельности.

2. Осознание причастности к успеху в учебной деятельности.

3. Развитие адекватной самооценки личности.

Домашнее задание.

Составить карточку для соседа по парте с заданием: разбери данные существительные по составу.


Приложение 1.

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Дательный падеж имён существительных» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Дательный падеж имён существительных»Цель урока: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.План...

Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур

Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур. Открытый урок по реализации PLC проекта (УМК "Перспек...

Технологическая карта урока русского языка «Морфологический разбор имени существительного как части речи»(УМК «Школа России, 4 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: совершенствование знаний о морфологическом разборе имени существительного как части речи, падежных окончаниях имён существительных.Задач...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТЕМА: ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ3 класс...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: Падежи имён существительных

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТЕМА: Падежи имён существительных...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание окончаний имён существительных во множественном числе" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства учащихся с правилами написания падежных окончаний имён существительных множественного числа и имён сущес...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства с системой падежных окончаний имён существительных на –ий, ие, ия.Задачи урокаДидактические:Познак...