Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: Род имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Представляю технологическую карту урока русского языка, проведенного мною в 3 классе УМК "Школа России", по теме "Род имени существительного" по ФГОС с использованием блок -схемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта с подробным описанием этапов урока | 36.82 КБ |
Блок-схема для работы учащихся | 13.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая урока русского языка
по теме: «Род имён существительных»
УМК «Школа России»
Тип урока | Открытие нового знания. |
Предмет | Русский язык |
Класс | 3 класс |
Учитель | Басейн Зинаида Семеновна |
Тема урока | Род имён существительных |
Цель | Создать условия для развития умения определять род имени существительного. |
Задачи | Познакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся; Развивать логическое мышление, умение выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки через работу в группах, оценку и самооценку деятельности. Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, осознание необходимости самосовершенствования, желания осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда. |
Проблема | Как определить род имён существительных? |
Формируемые УУД | Предметные: - определять грамматический признак имени существительных - род; - находить имена существительные; -видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания. Личностные: - признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия; -формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; -проводить самооценку на основе критерия успешности; -прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок. Метапредметные: Регулятивные: - планировать, определять последовательность действий для решения задачи; -определять и формулировать тему и цель урока; - разрабатывать алгоритм действий и работать по заданному плану; - сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников; - вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно, оценивать правильность выполнения своих и чужих действий. Познавательные: - классифицировать слова по определённым признакам; - делать выводы на основе обобщения; - подтверждать аргументы фактами; -разрешать проблемную ситуацию; - ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного; -строить рассуждения в форме простых суждений; -перерабатывать полученную информацию: делать выводы; Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; -стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения -использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.
|
Оборудование | -Мультимедийный проектор; -Экран; -Компьютер; - Слайд-презентация, аудиосказка - Блок-схема (у каждого ребенка) -Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» |
Формы работы | фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная. |
Методы | постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, игровые, наглядные, практические методы, использование информационных технологий , технологии критического мышления. |
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
1 | Самоопределение к учебной деятельности. | Организационный момент. 1.Приветствие гостей. Девизом нашего урока будет пословица: «Знание собирается по капле». Как понимаете значение пословицы?
Сегодня на уроке вы положите в свою копилочку новую капельку знаний. Для этого надо выполнить несколько заданий - Итак, за работу. Начинаем с разминки: Задание №1 в Б-С Прочитайте слова, записанные на доске/по Блок-схеме. Ро..ия, сн.гирь, обл.ко, Сн.гурочка, , со.нце, горо. Вставьте пропущенные орфограммы.
Какой частью речи являются данные слова? Что же будет объектом нашего наблюдения? 3. Формирование цели наблюдения - Зачем будем исследовать существительное?
Итак, всё по порядку. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок, проверяют свою готовность к уроку. -Знания человек получает постепенно, в течение всей жизни, а не все сразу. Вставляют пропущенные орфограммы с комментированием - Это имена существительные - Чтобы узнать что-то новое об имени существительном
| Регулятивные УУД: -нацеливание на успешную деятельность. ЛичностныеУУД: -выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познавать новое. Коммуникативные УУД: - формирование умения слушать и слышать. | |
2 | Актуализация знаний. | -Проверим, какие знания у вас имеются по этой теме на данный момент. Расскажите, что знаете о существительном. -Что общего? (ед.ч.) На какие 2 группы вы можете разделить эти имена существительные? | Пост.признаки: Одуш\неодуш Собств\нариц Непост признак: ед ч\мн ч | Регулятивные УУД: - ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Познавательные УУД: - постановка и решение проблемы, -анализировать, проверять, фиксировать информацию. Коммуникативные УУД: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. Личностные УУД: - развитие познавательных интересов учебных мотивов. | |
3 | Фиксация затруднения в деятельности. Выявление места и причины затруднения. | А теперь разделите эти существительные на 3 группы. Какое слово спряталось в слове город.?(род). Какой признак имени существительного мы будем изучать? Сформулируйте тему нашего урока. -Какие задачи поставим? | -Тема урока: « Род имени существительного» Задачи определяют дети: узнать ... ( какого рода бывают имена существительные) научиться… (определять род имён существительных) применить… (новое знание при выполнении заданий) | ||
4 | Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала) | Решить эти задачи нам поможет сказка. -Что нового вы узнали из сказки? -Какого рода бывают существительные? -На какие 3 группы делятся существительные? Мы выполнили 1 задачу. -Какую 2 задачу поставили? -Может кто-то догадался, как определить род? Вывод: Она,моя – ж.р., он,мой – м.р., оно-моё –ср.р. Определим род наших имен существительных с помощью слов-помощников. Назовите сущ ж.р., м.р., ср.р. Мы решили 2 з-чу урока. | Учащиеся слушают аудиозапись. Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. С помощью местоимений: «Она, моя», «Он, мой», «Оно, моё» Дети выходят к доске и определяют род сущ, используя слова-помощники | Регулятивные УУД: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно. Познавательные УУД: - анализ объектов, классификация, выдвижение гипотез и доказательств, - постановка и решение проблемы; - умения делать выводы в результате совместной работы класса, - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении учебной задачи. Личностные УУД: - развитие познавательных интересов учебных мотивов. Коммуникативные УУД: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. РегулятивныеУУД: - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные УУД: классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку). Коммуникативные УУД: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. | |
5 | Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач) | -Ребята, как вы думаете, изменяются ли имена существительные по родам? Она-моя – Россия, а он-мой - Россия? Он- мой - снегирь, а она- моя … снегирь? Значит, род –это какой признак? И новое открытие: по родам имена существительные не изменяются , т.е. род – это постоянный признак. Каждое существительное может быть только м.р., ж.р. или с.р. | Предположения детей Ответы детей | Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Регулятивные УУД - постановка учебной задачи. Личностные.УУД: - развитие познавательных интересов учебных мотивов. Коммуникативные УУД: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. | |
Работа в группах Работа в парах | Давайте решать 3 задачу: учиться применять наши знания. Разделитесь на 3 группы . Задание: каждая группа получает карточку с известным вам стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро». Определите род выделенных имен существительных. Проверка: 1группа называет сущ м.р.; 2 – ж.р.; 3 – ср.р. Отдайте карточки для проверки нашим гостям-экспертам. Прочитайте задание № 3: определить род сущ в словах: радость, веселье, небо, вьюга, холод, снежки. Определите род каждого сущ в парах, используйте слова-помощники. -О чём задумались? Слово снежки- мн.ч. -Как определить род сущ во мн. числе? Проверка. | Дети делятся на 3 группы и работают в группах, определяют род всех сущ, называют сущ своего рода.
Снежки, т.к. слово стоит в форме множественного числа. Поставить это существительное в форму единственного числа. | Познавательные УУД: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные УУД: коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, управление поведением партнёра - контроль, коррекция. | ||
Самостоятельная работа .
| Прочитайте следующее задание №4: Составить из данных слов предложение: Мороз, стекла, разрисовал, узором, красивым (Мороз разрисовал стекла красивым узором.) Найти существительные, определить род Проверка -Как определили род сущ стёкла? Узором? | Учащиеся восстанавливают и записывают предложение, находят существительные, определяют род | Личностные УУД: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. Регулятивные УУД: - составление плана и последовательности действий. Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
7. | Домашнее задание | Домашнее задание: выписать из словаря по 5 имен существительных разного рода (записать их в тетрадь) - найти з | |||
6 | Рефлексия учебной деятельности. | Итог урока. -Ребята, вы молодцы, хорошо потрудились. Оцените свою работу.(№5) - я не понял, что такое род имён существительных и не знаю, как определить род им.сущ. – я понял, что такое род, не уверен в своих силах – мне всё понятно, я научился определять род имени сущ.
В конце урока я хочу, чтобы вы поделились своими впечатлениями об уроке. Прочитайте задание № 7. Выполните задание Прочтение нескольких вариантов синквейна и эссе. Слово экспертам. Урок закончен. | Дети работают в карточках. Самооценка. Дети на выбор составляют синквейн или пишут эссе. | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: рефлексия. Регулятивные УУД: контроль, оценка. |
Предварительный просмотр:
Блок-схема к уроку русского языка. 3 класс. 21 января 2019 года.
Знание собирается по капле.
- Прочитай слова:
Ро..ия , сн.гирь, обл.ко, со.нце, Сн.гурочка, горо. .
Вставь пропущенные орфограммы.
- Тема урока :_________________
Задачи урока: узнать…
научиться…
применить…
- Определи род имён существительных:
Радость, веселье, небо, вьюга, холод, снежки.
- Составь из данных слов предложение:
Мороз, стёкла, разрисовал, узором, красивым
_____________________________________________________________
- Оцени свою работу:
- я не понял, что такое род имён существительных и не знаю, как его определить
- я понял, что такое род имён существительных, но не уверен в своих силах
- мне всё понятно, я научился определять род имён существительных
- Домашнее задание: выписать из словаря по 5 существительных м.р., ж.р.и ср.р.(записать их в 3 столбика)
- Составь синквейн или напиши эссе по теме «Урок»:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка. Тема "Род имени существительного". 3 класс.
ТК разработана в соотвествии с УМК "Начальная школа 21 века". В рамках изучению новой темы "Род имени существительного"На данном уроке я использовала предметные картинки. Можно использовать презентаци...
Технологическая карта урока русского языка «Дательный падеж имен существительных.»
Конспект урока...
Технологическая карта по русскому языку "Морфологический разбор имени существительного" 4 класс
Разработка урока по русскому языку по теме "Морфологический разбор имени существительного"...
Технологическая карта по русскому языку "Правописание окончаний имен существительных первого склонения в родительном, дательном и предложном падежах"
Технологическая карта разработана в сответствии с ФГОС....
Технологическая карта урока русского языка. Тема "Род имен существительных" 3 класс. УМК "Школа России"
Технологическая карта урока русского языка. Тема "Род имен существительных" 3 класс. УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»
Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...
Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Связь имени прилагательного с именем существительным" (УМК "Школа России", 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование представления о способе связи имени прилагательного с именем существительным.Задачи урокаДидактические:Сформировать умени...