Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: Род имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Басейн Зинаида Семеновна

Представляю технологическую карту урока русского языка, проведенного мною в 3 классе УМК "Школа России", по теме "Род имени существительного" по ФГОС с использованием блок -схемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая  урока  русского языка  

  по теме: «Род имён существительных»  

УМК «Школа России»

                                                                                                                                           

Тип урока

Открытие нового знания.

Предмет

Русский язык

Класс

3 класс

Учитель

Басейн Зинаида Семеновна

Тема урока

 Род имён существительных

Цель

Создать условия для развития умения определять род имени существительного.

Задачи

 Познакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся;

Развивать логическое мышление, умение выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки через работу в группах, оценку и самооценку деятельности.

Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, осознание необходимости самосовершенствования, желания осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.

Проблема

Как определить род имён существительных?

Формируемые УУД

Предметные:

- определять грамматический признак имени существительных - род;

- находить имена существительные;

-видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания.

Личностные:

- признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

-проводить самооценку на основе критерия успешности;

-прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок.

Метапредметные:

Регулятивные:

- планировать, определять последовательность действий для решения задачи;

-определять и формулировать тему и цель урока;

- разрабатывать алгоритм действий и работать по заданному плану;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

- вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно, оценивать правильность выполнения своих и чужих действий.

Познавательные:

- классифицировать слова по определённым признакам;

- делать выводы на основе обобщения;

- подтверждать аргументы фактами;

-разрешать проблемную ситуацию;

- ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;

-строить рассуждения в форме простых суждений;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы;

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения

-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.

   

Оборудование

-Мультимедийный проектор;

-Экран;

-Компьютер;

- Слайд-презентация, аудиосказка

- Блок-схема (у каждого ребенка)

-Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Формы работы

фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная.

Методы

постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций,  игровые, наглядные, практические методы, использование информационных технологий , технологии критического мышления.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Формируемые УУД

1

Самоопределение к учебной деятельности.

Организационный момент.

1.Приветствие гостей.

Девизом нашего урока будет пословица:  «Знание собирается по капле». Как понимаете значение пословицы? 

 

 Сегодня на уроке вы положите в свою копилочку новую капельку знаний.

 Для этого надо выполнить несколько заданий

- Итак, за работу. Начинаем с разминки:

Задание №1 в Б-С

Прочитайте слова, записанные на доске/по Блок-схеме.

Ро..ия, сн.гирь, обл.ко, Сн.гурочка, , со.нце, горо.

 Вставьте пропущенные орфограммы.

 

Какой частью речи являются данные слова?

Что же будет объектом нашего наблюдения?

3.        Формирование цели наблюдения

- Зачем будем исследовать существительное?

 

Итак, всё по порядку.

Приветствуют учителя, настраиваются  на урок,

проверяют свою готовность к уроку.

-Знания человек получает постепенно, в течение всей жизни, а не все сразу.

Вставляют пропущенные орфограммы с комментированием

- Это имена существительные

- Чтобы узнать что-то новое об имени существительном

 

Регулятивные УУД:

-нацеливание на успешную деятельность.

ЛичностныеУУД:

-выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познавать новое.

Коммуникативные УУД:

- формирование  умения слушать и слышать.

2

Актуализация знаний.

-Проверим, какие знания у вас имеются по этой теме на данный момент.

Расскажите, что знаете о существительном.

-Что общего? (ед.ч.)

На какие 2 группы вы можете разделить эти имена существительные?

Пост.признаки:

Одуш\неодуш

Собств\нариц

Непост признак: ед ч\мн ч

Регулятивные УУД:

- ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Познавательные УУД:

- постановка и решение проблемы,

-анализировать, проверять, фиксировать информацию.

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Личностные УУД:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

3

Фиксация затруднения в деятельности.

Выявление места и причины затруднения.

А теперь разделите эти существительные на 3 группы.

Какое слово спряталось в слове город.?(род).

Какой признак имени существительного мы будем изучать?

 Сформулируйте тему нашего урока.

-Какие задачи поставим?

-Тема урока: « Род имени существительного»

Задачи определяют дети:

узнать ... ( какого рода бывают имена существительные)

научиться… (определять род имён существительных)

применить…  (новое знание при выполнении заданий)

4

Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)

Решить эти задачи нам поможет сказка.

-Что нового вы узнали из сказки?

-Какого рода бывают существительные?

-На какие 3 группы делятся существительные?

Мы  выполнили 1 задачу.

-Какую 2 задачу поставили?

-Может кто-то догадался, как определить род?

Вывод:  Она,моя – ж.р., он,мой – м.р., оно-моё –ср.р.

Определим род наших имен существительных с помощью слов-помощников.

Назовите сущ ж.р., м.р., ср.р.

Мы решили 2 з-чу урока.

Учащиеся слушают аудиозапись.

 Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.

С помощью местоимений: «Она, моя», «Он, мой», «Оно, моё»

Дети выходят к доске и определяют род сущ, используя слова-помощники

Регулятивные УУД:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

Познавательные УУД:

- анализ объектов, классификация, выдвижение гипотез и доказательств,

- постановка и решение проблемы;

- умения делать выводы в результате совместной работы класса,

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении учебной задачи.

Личностные УУД:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

РегулятивныеУУД:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку).

Коммуникативные УУД:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

5

Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач)

-Ребята, как вы думаете, изменяются ли имена существительные по родам?

Она-моя – Россия, а он-мой - Россия?

Он- мой - снегирь, а она- моя … снегирь?

Значит, род –это какой признак?

И новое открытие: по родам имена существительные не изменяются , т.е. род – это постоянный признак. Каждое существительное может быть только м.р., ж.р. или с.р.

Предположения детей

Ответы детей

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Регулятивные УУД - постановка учебной задачи.

Личностные.УУД:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Работа в группах

Работа в парах

Давайте решать 3 задачу: учиться применять наши знания.

Разделитесь на 3 группы .

Задание: каждая группа получает карточку с известным вам стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро». Определите род выделенных имен существительных.

Проверка: 1группа называет сущ м.р.; 2 – ж.р.; 3 – ср.р.

Отдайте карточки для проверки нашим гостям-экспертам.

Прочитайте задание № 3: определить род сущ в словах: радость, веселье, небо, вьюга, холод, снежки.

Определите род каждого сущ в парах, используйте слова-помощники.

-О чём задумались? Слово снежки- мн.ч.

-Как определить род сущ во мн. числе?

Проверка.

Дети делятся на 3 группы и работают в группах, определяют род всех сущ, называют сущ своего рода.

 

Снежки, т.к. слово стоит в форме множественного числа.

Поставить это существительное  в форму единственного числа.

Познавательные УУД: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные УУД: коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, управление поведением партнёра - контроль, коррекция.

Самостоятельная работа .

 

Прочитайте следующее задание №4:

Составить из данных слов предложение:

Мороз, стекла, разрисовал, узором, красивым

(Мороз разрисовал стекла красивым узором.)

Найти существительные, определить род

Проверка

-Как определили род сущ стёкла? Узором?

Учащиеся восстанавливают и записывают предложение, находят существительные,

определяют род

Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Регулятивные УУД:

- составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

7.

Домашнее задание

Домашнее задание: выписать из словаря по 5 имен существительных разного рода (записать их в тетрадь)

- найти з

6

Рефлексия учебной деятельности.

Итог урока.

-Ребята, вы молодцы, хорошо потрудились.

 Оцените свою работу.(№5)

 - я не понял, что такое род имён существительных и не знаю, как определить род им.сущ.

– я понял, что такое род, не уверен в своих силах

– мне всё понятно, я научился определять род имени сущ.

 

 В конце урока я хочу, чтобы вы поделились своими впечатлениями об уроке. Прочитайте задание № 7.

Выполните задание

Прочтение нескольких вариантов синквейна и эссе.

Слово экспертам.

Урок закончен.

Дети работают в карточках.

Самооценка.

 Дети на выбор составляют синквейн или пишут эссе.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: рефлексия.

Регулятивные УУД: контроль, оценка.



Предварительный просмотр:

Блок-схема к уроку русского языка. 3 класс.   21 января 2019 года.

Знание собирается по капле.

  1. Прочитай слова:

Ро..ия , сн.гирь, обл.ко,  со.нце,  Сн.гурочка,  горо. .

Вставь пропущенные орфограммы.

  1. Тема урока :_________________  

Задачи урока:    узнать…

                               научиться…

                               применить…      

  1. Определи род имён существительных:

Радость, веселье, небо, вьюга, холод, снежки.

  1. Составь из данных слов предложение:

Мороз, стёкла, разрисовал, узором, красивым

_____________________________________________________________

  1.  Оцени свою работу:
  • я не понял, что такое род имён существительных и не знаю, как его определить
  • я понял, что такое род имён существительных, но не уверен в своих силах
  • мне всё понятно, я научился определять род имён существительных

  1. Домашнее задание: выписать из словаря по 5 существительных м.р., ж.р.и ср.р.(записать их в 3 столбика)

  1.  Составь  синквейн или напиши эссе по теме «Урок»:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Род имени существительного". 3 класс.

ТК разработана в соотвествии с УМК "Начальная школа 21 века". В рамках изучению новой темы "Род имени существительного"На данном уроке я использовала предметные картинки. Можно использовать презентаци...

Технологическая карта по русскому языку "Морфологический разбор имени существительного" 4 класс

Разработка урока по русскому языку по теме "Морфологический разбор имени существительного"...

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Род имен существительных" 3 класс. УМК "Школа России"

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Род имен существительных" 3 класс. УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»

Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Связь имени прилагательного с именем существительным" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование представления о способе связи имени прилагательного с именем существительным.Задачи урокаДидактические:Сформировать умени...