Разработка урока по русскому языку. Тема: Падеж имен существительных.
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) на тему

Тип урока: изучение нового материала

Цель:

- познакомить учеников с падежами русского языка;

 

Задачи:

- формировать  умения  правильно изменять имена существительные  по падежам;

- развивать интеллектуальные способности детей;

- воспитывать любовь к русскому языку.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка  урока по русскому языку

  Класс   3

 Учитель Петроченко С.И.

 Дата  28.01.2014 г.  

Тема: Падеж  имен  существительных.

Тип урока: изучение нового материала

Цель:

- познакомить учеников с падежами русского языка;

Задачи:

- формировать  умения  правильно изменять имена существительные  по падежам;

- развивать интеллектуальные способности детей;

- воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование  и материалы: 

  • мультимедийная презентация;
  • компьютер;
  • интерактивная доска;
  • мультимедийный проектор;
  • учебник «Русский язык», часть 2, 3 класс, авторы С.В. Иванов и др., М: Вентана-Граф, 2013 г.

Ход урока

Оргмомент

Прозвенел  звонок!

Начинается  урок!

Повторение  изученного.  Постановка цели

- Какое задание вы выполняли дома?

- С какой частью речи вы работали?

- Что мы знаем об  имени существительном?

- Как вы думаете, всегда ли в речи мы используем существительные  так, чтобы они отвечали на вопрос кто? что? Приведите примеры.

Слайд № 1 (см. Приложение)

Словарная работа.

Слайд № 2

- Составьте слова из букв:   а я г е р л е,    ч ь е с с а т,  и п с я е с р ф о

Слайд № 3

 ГАЛЕРЕЯ,  СЧАСТЬЕ,  ПРОФЕССИЯ

-Что такое галерея?

- Какие орфограммы  в этих  словах?

                       

(Запись слов  в тетрадях и на интерактивной доске).

-Галерея, счастье, профессия – эти слова какой  части речи?

-О чем будет  тема урока?

- Мы уже знаем несколько грамматических признаков имен существительных  (род, число).

- А сегодня узнаем еще один.

Слайды № 4-6     Зарядка для глаз 

Изучение нового материала.

Слайд № 7. Текст.

           Друг – это человек, который все поймет и поможет. Друга не забудешь через годы. Другу доверишь любую тайну. Я уважаю своего друга. Я горжусь другом. Многие мечтают о настоящем друге.

Чтение текста. 

- Какое слово повторяется в каждом предложении. Какая это часть речи?

- Одинаковы ли по форме  эти слова? Почему?

- Как называется изменение формы имени существительного? (изменением по падежам)

- С чем мы сегодня будем работать? (с падежами имен существительных)

- Выпишем в столбик  формы слова друг  с вопросами. Оставим  слева красную строку.

(Один ученик пишет на интерактивной доске, остальные – в тетрадях)

Слайд № 8

…….кто? друг

……кого? друга

……кому? другу

……кого? друга

……кем? другом

……о ком? о друге

-Что менялось в слове друг?  (окончание)

- Почему менялись окончания?

-Изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам.

-Сколько строчек мы записали?

- В русском языке шесть падежей.

Физминутка активная

Слайд № 9 и таблица в учебнике  с. 11

-Чему же мы должны научиться на уроке? (изменять имена существительные  по падежам)

-Изменяем  словарное слово  счастье  по падежам и записываем во второй столбик рядом со словом друг.

-Изменятся ли вопросы по сравнению со словом друг?

(Один ученик пишет на интерактивной доске, остальные – в тетрадях)

Слайд № 10

             И…….кто? друг                 что? счастье

Р……кого? друга               чего? счастья

Д……кому? другу              чему? счастью

В……кого? друга               что? счастье

Т……кем? другом              чем? счастьем

             П……о ком? о друге          о чём? о счастье

Слайд № 11

Проговаривание падежей и вопросов. Определенный порядок падежей.

- Давайте обобщим наши рассуждения:

  1. Какой новый грамматический  признак имен  существительных  мы узнали?
  2. Какие падежи имеются в русском языке?

Слайды № 12-13.    Зарядка для глаз

Слайды  № 14-15

(Один ученик пишет на интерактивной доске, остальные – в тетрадях)

  Выполнение заданий.

Поставь к выделенным словам падежные вопросы, определи падеж этих слов, выдели окончания.

Рисую (   ) карандашом (   ), кукла (  ) сестры (  ),

звоню (     ) дедушке   (    ), читаю (    ) книгу (     ),

радуюсь  (   )  солнцу  (    ).

Слайд № 16

- Как  определить падеж имени существительного  (за) окном  в предложении?

За окном кружатся легкие снежинки.

Работа с учебником.

 С. 12, таблица, упр. 3

Итог  урока:

- С каким грамматическим признаком имени существительного мы познакомились?

- Какие падежи существуют в русском языке?

- Чем отличаются падежи?

Домашнее задание: с 11-12 таблица, упр. 2

Источники

  1. Русский язык : 3 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Ч. 2/С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др. – 3-е изд., перераб. – М. : Вентана-Граф, 2013
  2. Изменение имен существительных по падежам. Иллюстрация

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/a3decf2b-97f2-4c9d-8f68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема: Речь и язык. Их значение в жизни человека.

Тема: речь и язык, их значение в жизни людей....

Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»

В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...

План декады русского языка. Тема: «Знай и люби русский язык»

План декады русского языка Тема: «Знай и люби русский язык»Сроки проведения: 06.12.11 – 16.12.11     Цель декады:  - развитие интереса к предметам «Русский язык»...

Сценарий урока русского языка Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от основ существительных»

Предмет: «Русский язык»Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.ПронинаКласс:3Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от ...