Развивающая система учебных заданий. Разработка уроков по русскому языку. Тема "Изменение имен существительных по падежам" 4 класс.
план-конспект урока (4 класс) на тему
В данном материале представлена разработка уроков по русскому языку в системе учебных заданий. Тема "Изменение имен существительных по падежам" 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triik_razrabotka_urokov.docx | 40.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Подкорытова О.В.
учитель начальных классов,
ГБОУ № 9
Василеостровского района
Санкт-Петербурга
Тема: «Изменение имен существительных по падежам»
Класс - 4, предмет: русский язык, количество часов – 4
Цель изучения темы: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности по редактированию текста и составлению текста на основе:
представления (знания):
об изменении имен существительных по падежам
названий падежей имени существительного
падежных вопросов
алгоритма определения падежа имени существительного
понимания:
взаимосвязи падежного вопроса и падежа имени существительного
умения:
представлять текстовую информацию, редактировать текст в соответствии с правилами и нормами родного языка
Планируемый результат освоения темы
Личностный:
- проявлять интерес к учебной теме ;
- проявлять уважительное отношение к иному мнению;
- проявлять желание к самооценке.
Метапредметный Познавательные умения:
- осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием;
- переводить текстовую информацию в другую форму;
- устанавливать причинно-следственные связи
- создавать «информационную конструкцию»
- умение аргументировать.
Регулятивные умения:
- принимать и сохранять учебное задание;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном;
- контролировать выполнение результата
- выполнять взаимооценку учебного задания;
Коммуникативные умения:
- адекватно взаимодействовать с партнером (при работе в паре);
- проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач;
- учитывать позицию собеседника;
- формулировать собственное мнение, задавать вопросы, обращаться за помощью, строить понятные для партнера высказывания;
Предметные умения:
Наблюдать за словоизменением имен существительных
Выделять основу слова и окончание имени существительного
Выписывать словосочетания с именем существительным и ставить к нему вопрос
Определять падеж имени существительного по алгоритму, ставить существительные в разные падежные формы.
Изменять по падежам имена существительные в единственном и во множественном числе.
Содержание темы
Блок 1. Наблюдение за словоизменением имени существительного
Блок 2. Развитие умение изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы.
Блок 3. Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числе
Блок Д. Диагностика освоения содержания темы
Термины и понятия по теме - в результате освоения темы учащиеся должны знать значения слов:
Имя существительное, окончание, основа слова, словосочетание , падеж, склонение, падежный вопрос, словоизменение.
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи с литературным чтением, окружающим миром
Ресурсы:
- учебник «Русский язык» 4 класс, часть 1 Р.Н. Бунеев
-рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык» 4 класс, Р.Н. Бунеев
-дидактический материал к учебнику «Русский язык» 4 класс, Р.Н. Бунеев
-интерактивная доска (вывод текстов и таблиц )
Формы работы школьников: индивидуальная, парная, групповая.
Учебные задания
I этап. Самоопределение к деятельности
Ситуативное задание
К неделе Окружающего мира ребята готовили заметку в школьную газету. Вот такой текст у них получился.
Антарктида
Антарктида ученые заинтересовались очень давно. Открыли Антарктида русские исследователи в начале 19 века. Площадь Антарктида почти равна площади России.
Сейчас к Антарктида приковано внимание ученых всего мира. Антарктида скрывает в своих недрах огромные богатства.
В книгах об Антарктида можно узнать много интересного о шестом континенте мира.
Можно ли в таком виде заметку напечатать? Объясните почему?
Но перед тем как вы исправите ошибки, мы должны изучить новую тему.
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Учебные задания на «знание» (З), на «понимание» (П), на «умение» (У)
Блок 1. Наблюдение за словоизменением имени существительного
Содержание блока осваивается на основе урока учебника стр. 107-108
Задание 1 (З) индивидуально
с107 у 116
Прочитайте выделенные слова и определите к какой части речи они относятся.
Задание 2 (З) индивидуально
с107 у 116
Запишите выделенные слова и обозначьте окончание и основу.
Задание 3 (П) индивидуально
Сделайте вывод: процесс, который вы наблюдали- это процесс словоизменения или словообразования? Обоснуйте.
Задание 4 (П) индивидуально
с107 у 116
Прочитайте предложения с выделенными словами и сделайте вывод о цели изменения окончания существительных в речи.
Задание 5(У) индивидуально
Сравните свой вывод с авторским с108 у 118
Задание 6 (П-У) групповая работа
c. 109 у. 119
Прочитайте стихотворение и допишите окончания к слову «слон» в необходимой по смыслу форме.
Задание 7 (З-У) групповая работа
с. 109 у.119
Выпишите словосочетания со словом слон и выделите окончание существительного. Работа по образцу.
Задание 8 (З-П) Индивидуальная и парная работа сменного состава
На основе текста с. 110 и памяткой знакомимся с названиями падежей, вспомогательными словами и падежными вопросами
1). 1уч. называет падеж - 2уч падежный вопрос
2). 2 уч. называет вспомогательные слова -1уч падежный вопрос.
Задание 9 (П-У) Индивидуальная работа, взаимопроверка.
Напишите в скобках падежный вопрос и определите падеж, опираясь на таблицу –памятку.
Образец: Писать (в чём?) в тетради (п,п.)
Плыть (_____________) по реке ( )
Расти (_______________) на опушке( )
Укололся (_______________) иглой ( )
Идти (_______________) по тропинке ( )
Поздравить (_____________) друга ( )
Задание 10(Д) Индивидуальная работа
Заполните таблицу падежными формами имен существительных «кот» и «сосна»
И.п. | ||
Р.п. | ||
Д.п | ||
В.п. | ||
Т.п. | ||
П.п. |
Блок 2. Развитие умение изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы
Содержание блока осваивается на основе урока учебника с110-113 и листа заданий с текстами из разных источников.
Задание 1 (З)
Закончите предложения:
-Изменение существительного по падежам - это процесс слово…
-Определить падеж имени существительного можно при помощи……
Задание 2 (З)
Назовите падежи имени существительного и падежные вопросы к ним.
Задание 3 (З) Индивидуальная работа (лист заданий)
Соотнесите вспомогательное слово и вопрос с падежом имени существительного.
Вспомогательное слово + Вопрос → Падеж
есть Кто? Что? Родительный
нет Кого? Чего? Именительный
дать Кому? Чему? Предложный
вижу Кого? Что? Творительный
горжусь Кем? Чем? Винительный
думаю О ком? О чём? Дательный
Задание 4 (П-У) Индивидуальная работа (лист заданий)
Соотнесите существительное и падеж имени существительного.
сосна р.п.
сосну и. п.
сосне т.п.
сосны в.п.
сосной д.п.
о сосне п.п.
Обоснуйте свой выбор
Задание 5(З-У) Групповая работа с опорой на памятку.
Прочитайте стихотворение С.Маршака и закончите, употребив слово «Москва» во всех падежах (по порядку)
Из-за далеких рубежей доходит к нам молва.
Сто раз в любом из падежей ты названа, Москва.
Послушай радио-молву минуту или две:
..., …., …, …, …, …,
Что помогло вам определить падежную форму?
Задание 6 (У) Индивидуальная работа (лист заданий)
Пользуясь памяткой на с. 110, запишите существительные в указанных падежах.
Д.п. ( )
Вода---Т.п.( )
В.п.( )
Р.п. ( )
Кит---- П.п.( )
В.п. ( )
Задание 7 (З)
На основе текста на с. 111 знакомимся с алгоритмом «Как определить падеж имени существительного»
Задание 8(П-У) Индивидуальная работа (лист заданий). Взаимопроверка.
Пользуясь алгоритмом с. 111, определите падеж имени существительного. Обоснуйте свой выбор.
Календарь погоды ( .п.)
Подвиг героя ( .п.)
Гордиться страной ( .п.)
Читать книгу ( .п.)
Думать о друзьях ( .п.)
Задание 9 (Д) Самостоятельная работа (лист заданий)
Дополните текст недостающим словом и определите его падеж.
У норы добычи ждёт,
Притаившись, старый … .
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от … .
А теперь и за версту
Не приблизиться к … .
Крыса старая – и та,
Видя грозного … .
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретиться с … .
Там дрожит и в темноте,
Вспоминая о … .
Блок 3. Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числе
Содержание блока осваивается на основе урока учебника с114-115
Задание 1 (З-П)
Найдите лишнее слово. Обоснуйте решение.
Лес, лужа, дождь, окно, лужи, окна, дожди.
Разделите оставшиеся слова на группы по числам и дополните группы «лишним» словом.
Задание 2 (З-У) Индивидуальная работа
Измените по падежам слово «лес» в единственном числе.
Ед. число | Мн. число | |
И.п. | ||
Р.п. | ||
Д.п | ||
В.п. | ||
Т.п. | ||
П.п. |
Задание 3 (З-У) индивидуально (на экране текст упражнения)
с114. У 126
Определите: в форме какого числа стоит существительное «лес» в тексте.
Выпишите формы этого слова, выделите окончания.
Задание 4 (П -У)
Объясните, какой процесс происходил со словом «лес» в форме единственного и множественного числа: словообразование или словоизменение и сделайте вывод о том как изменяются имена существительные единственного и множественного числа.
Задание 5 (У) Парная работа. Самоконтроль с.114
Заполните вторую часть таблицы и выделите окончания.
Ед. число | Мн. число | |
И.п. | лес | |
Р.п. | леса | |
Д.п | лесу | |
В.п. | лес | |
Т.п. | лесом | |
П.п. | о лесе |
Задание 6(У) в парах устно
с. 115 у 127
Назовите существительное звезда во всех падежных формах в ед. и мн. числе.
Задание 7(У) индивидуально
Составьте 3 словосочетания глагол + существительное и определите падеж
Любуюсь
Смотрю + звезда (ед. ч. и мн. ч.)
Вижу
Задание 8 (Д) Самостоятельно (задание выведено на экран)
Спишите текст, определите в форме какого числа стоят выделенные имена существительны е и определите падеж существительного.
Вот по небу ( ) ходит
Маляр без кистей ( ),
И краской ( ) коричневой
Красит людей ( ).
Блок Д. Диагностика освоения содержания темы
Прочитайте текст и вставьте вместо точек нужное слово.
Медведь
….. – это дикое животное. Охотники говорят о …как об опасном звере. Сила … огромная. На глаза … лучше не попадаться.. В лесу за… хорошо наблюдать издали. Я видел … в зоопарке.
Заполните таблицу
№ предложения | Существительное (медведь) | Падежный вопрос | Падеж |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 |
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Задание А (информативный уровень)
Отредактируйте текст заметки для школьной газеты и спишите текст.
Антарктида
Антарктида ученые заинтересовались очень давно. Открыли Антарктида русские исследователи в начале 19 века. Площадь Антарктида почти равна площади России.
Сейчас к Антарктида приковано внимание ученых всего мира. Антарктида скрывает в своих недрах огромные богатства.
В книгах об Антарктида можно узнать много интересного о шестом континенте мира.
Задание Б (импровизационный уровень)
Запишите план рассказа о любом континенте, заменяя в тексте плана слово «континент» его названием.
- Кем и когда был открыт континент.
- Площадь континента.
- Внимание учёных к континенту
- Богатства континента.
- Из каких источников можно узнать больше об этом континенте.
Задание В (эвристический уровень)
Составьте свой рассказ о любом континенте, используя в каждом предложении его название.
Слова для справок: Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка
IV этап. Рефлексивная деятельность
Задание 1 (самоанализ)
Поставьте знак « +» рядом с теми заданиями, которые у вас хорошо получились;
значок «?» - рядом с заданиями, которые вызвали трудности.
Задание 2 (самооценка)
Оцените свою работу. Выберите предложения или продолжите:
На уроке я был внимательным и _______________________.
Я был недостаточно внимателен, так как ________________.
Я хорошо знаю названия падежей имени существительного и падежные вопросы, но пока …..
Я хорошо знаю алгоритм определения падежей имени существительного и могу……….
Я понял как важно в речи….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока на тему"Именительный падеж имен существительных" 4 класс
План-конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Именительный падеж имен существительных" учебник Рамзаева...
Разработка урока по теме «Понятие об имени существительном»
Разработка урока по теме «Понятие об имени существительном»...
Разработка урока на тему: «Именительный падеж имен существительных» 4 класс
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках...
Разработка урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 3 класс УМК"Школа России"
Разработка урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 3 класс УМК"Школа России"...
Методическая разработка по предмету:русский язык "Склонение имен существительных"
Методическая разработка по предмету русский язык "Склонение имен существительных"...
Методическая разработка урока по теме "Дательный падеж имен существительных"
Урок русского языка в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века", разработанный по ФГОС...
Разработка урока "Обобщение знаний о падежах имен существительных"
Разработка содержит орг момент, словарную работу, момент актуализации знаний, игры и задания по теме, работу по развитию речи и рефлексию....