Урок русского языка "Значение суффиксов". 2 класс.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Сопина Юлия Александровна

Урок по УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rya_otkr_urok_znachenie_suffiksov.docx17.26 КБ
Файл otsenochnyy_list.docx12.03 КБ
Файл samostoyatelnaya_rabota.docx11.22 КБ
Файл prezentaciya2.pptx1.46 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Значение суффиксов»

Цели: познакомить с некоторыми значениями суффиксов, их написанием, развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Прозвенел уже звонок,

Нам пора начать урок.

Повернитесь и поздоровайтесь с гостями.

  1. Чистописание.

- Посмотрим на слайд. Какую букву будем сегодня писать?

Вспомним,  как пишется эта буква. Внимание на слайд.

- Проверим положение тетради, свою посадку, красиво и аккуратно пишем до конца строки.

3. Актуализация знаний.

1) - Наш сегодняшний урок будет посвящен одной из частей слова. Давайте  вспомним, какие вы знаете части слова. (Слайд)

 - Какую работу выполняют эти части слова?

2)  - Посмотрим на картинку.(Слайд) Кто это? (кот). Он пришёл к вам в гости.

 - Если мы посмотрим на него через увеличительное стекло, то он уже не кот, а …

- Какая часть слова помогла образовать новое слово?

- А теперь посмотрим в другое стекло, уменьшительное, и теперь он …

- Какая часть слова помогла образовать это слово?

3) – Вспомним, что такое суффикс. (Слайд). Выберите из каждой пары утверждений правильное. Прочитайте, что у нас получилось.

4. Объявление темы, целей урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим работу с суффиксом и узнаем о том, какие значения могут быть у суффиксов. (Слайд)

5. Наблюдение над уменьшительно-ласкательным значением суффиксов.

1) Словарная работа.

 - Сейчас мы напишем словарный диктант с использованием картинок.

Берёза, город, карандаш, корова, тетрадь, пенал.

Самопроверка по слайду. Оценивание: без ошибок 5, 1 ошибка – 4, 2-3 ошибки – 3, 4 и более – 2.

 - После проверки я тоже оценю вашу работу. Буду учитывать не только правильность написания, но и качество проверки.

2) Образование слов при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов.

 - А теперь от словарных слов образуем родственные слова:

Маленькая берёза (березка). А когда мы хотим ласково назвать, можно сказать «березка»? А как еще можно ласково назвать березу? (березонька)

Маленький город (городок). А ласково?

Маленький карандаш (карандашик). А ласково?

Как ласково назвать корову? (коровушка)

Маленькая тетрадь (тетрадочка). А ласково?

Маленький пенал (пенальчик) А если ласково?

- Какая часть помогла нам образовать эти слова? (суффикс). Какие суффиксы мы использовали? (дети называют). Какое значение придали эти суффиксы словам?

3) Вывод: суффиксы –к-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ик-, -ушк-, -очк-, - ечк-,  -чик- имеют уменьшительно-ласкательное значение.

ФИЗМИНУТКА

6. Упражнения в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

1) Игра «Волшебник»

 - Сейчас вы все будете волшебниками. Какой волшебный предмет помогает волшебнику делать чудеса?  (Волшебная палочка)

 - На экране вы видите суффиксы. Сейчас при помощи этих суффиксов и волшебной палочки вы будете превращать все предметы в маленькие.

Я диктую слово, а вы превращаете его (волшебные слова) и записываете только те слова, которые у вас получились, выделите в них суффиксы.

Шар, дым, трава, вагон.

2) Образование ласковых форм имен

- Многие предметы можно назвать ласково. А кого еще мы называем ласково? (детей)

- Откройте учебник с. 112. Запишите в тетрадь: Упражнение 3.

- Прочитайте про себя задание и расскажите, что вы будете делать.

- Слова будем писать парами, через запятую. Какое правило надо вспомнить при написании имен? (Имена пишутся с большой буквы). Записать 6 имен.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

7. Наблюдение и образование слов с суффиксами –их-, -иц-, -онок-, -ёнок-

- Как вы думаете, могут ли суффиксы иметь другое значение?

-Прочитайте цепочку слов. Измените следующие слова по такому же принципу.

Медведь – медведица – медвежонок

Волк –

Лось –

Ёж –

Обращаем при записи внимание на написание слов «волчонок», «ежонок» (слова заранее записаны на доске.  Ставим цель на последующие уроки.

- Какие суффиксы мы использовали при образовании этих слов. Какое значение придают словам суффиксы –иц-, -их-?  -онок-, -ёнок-?

8. Повторение. Кластер.

Что такое суффикс?

Какое место в слове занимает суффикс?

Как обозначается суффикс?

Для чего служит суффикс?

Имеет ли значение суффикс?

Какие бывают суффиксы по значению?

9. Рефлексия

- Отметьте на листочках, как вы усвоили тему. Оценивать будем по четырем критериям (Слайд) цветом

Красный – согласен с утверждением

Желтый – согласен не совсем

Зеленый – не согласен



Предварительный просмотр:

Фамилия ______________________

Моя оценка

Понимаю, что такое суффикс

Знаю, как обозначается суффикс в слове

Умею образовывать новые слова с помощью суффикса

Знаю три значения, которые может иметь суффикс

Умею находить суффикс в слове

Фамилия ______________________

Моя оценка

Понимаю, что такое суффикс

Знаю, как обозначается суффикс в слове

Умею образовывать новые слова с помощью суффикса

Знаю три значения, которые может иметь суффикс

Умею находить суффикс в слове

Фамилия ______________________

Моя оценка

Понимаю, что такое суффикс

Знаю, как обозначается суффикс в слове

Умею образовывать новые слова с помощью суффикса

Знаю три значения, которые может иметь суффикс

Умею находить суффикс в слове



Предварительный просмотр:

Фамилия ______________________________   Вариант   1

От каждого слова образуй родственное с помощью суффикса  - ёнок-,

 -ик-, -очк-, -еньк-. Запиши получившиеся слова.

Тигр - __________________________

Ключ - __________________________

Сказка - __________________________

Катя - ___________________________

Фамилия ______________________________   Вариант   2

От каждого слова образуй родственное с помощью суффикса  - ёнок-,

 -ик-, -очк-, -еньк-. Запиши получившиеся слова. Выдели суффикс.

Слон - __________________________

Зонт - __________________________

Сумка - __________________________

Оля - ___________________________

Фамилия ______________________________   Вариант   1

От каждого слова образуй родственное с помощью суффикса  - ёнок-,

 -ик-, -очк-, -еньк-. Запиши получившиеся слова.

Тигр - __________________________

Ключ - __________________________

Сказка - __________________________

Катя - ___________________________

Фамилия ______________________________   Вариант   2

От каждого слова образуй родственное с помощью суффикса  - ёнок-,

 -ик-, -очк-, -еньк-. Запиши получившиеся слова. Выдели суффикс.

Слон - __________________________

Зонт - __________________________

Сумка - __________________________

Оля - ___________________________

Фамилия ______________________________   Вариант   1

От каждого слова образуй родственное с помощью суффикса  - ёнок-,

 -ик-, -очк-, -еньк-. Запиши получившиеся слова.

Тигр - __________________________

Ключ - __________________________

Сказка - __________________________

Катя - ___________________________

Фамилия ______________________________   Вариант   2

От каждого слова образуй родственное с помощью суффикса  - ёнок-,

 -ик-, -очк-, -еньк-. Запиши получившиеся слова. Выдели суффикс.

Слон - __________________________

Зонт - __________________________

Сумка - __________________________

Оля - ___________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка раздел «Как устроен наш язык» 2 класс

Слайд 3

Части слова корень суффикс окончание общая часть родственных слов для образования новых слов для изменения формы слова

Слайд 4

Части слова

Слайд 5

Части слова корень

Слайд 6

Части слова корень окончание

Слайд 7

Части слова корень суффикс окончание

Слайд 8

Части слова корень суффикс окончание общая часть родственных слов

Слайд 9

Части слова корень суффикс окончание общая часть родственных слов для изменения формы слова

Слайд 10

кот котик котище

Слайд 12

кот

Слайд 13

кот

Слайд 14

кот котище

Слайд 15

кот котище

Слайд 16

Суффикс – это маленькое слово. Суффикс – это часть слова. Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении. Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня. Суффикс имеет значение. Суффикс не имеет значение. 1) 2) 3) 4)

Слайд 17

Суффикс – это часть слова. Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс стоит после корня. Суффикс имеет значение. 1) 2) 3) 4)

Слайд 18

Значение суффиксов

Слайд 25

Словарь: б е рёза, гор о д, к а р а ндаш, к о рова, т е традь, п е нал.

Слайд 26

берёза город карандаш корова тетрадь пенал

Слайд 27

берёза - берёз к а город карандаш корова тетрадь пенал

Слайд 28

берёза - берёз к а - берёз оньк а город карандаш корова тетрадь пенал

Слайд 29

берёза - берёз к а - берёз оньк а город - город ок карандаш корова тетрадь пенал

Слайд 30

берёза - берёз к а - берёз оньк а город - город ок карандаш - карандаш ик корова тетрадь пенал

Слайд 31

берёза - берёз к а - берёз оньк а город - город ок карандаш - карандаш ик корова - коров ушк а тетрадь пенал

Слайд 32

берёза - берёз к а - берёз оньк а город - город ок карандаш - карандаш ик корова - коров ушк а тетрадь - тетрад очк а пенал

Слайд 33

берёза - берёз к а - берёз оньк а город - город ок карандаш - карандаш ик корова - коров ушк а тетрадь - тетрад очк а пенал - пеналь чик

Слайд 34

берёза - берёз к а - берёз оньк а город - город ок карандаш - карандаш ик корова - коров ушк а тетрадь - тетрад очк а пенал - пеналь чик

Слайд 35

-к-, - оньк -, - еньк -, - ок -, - ик -, - ушк -, - очк -, - ечк -, -чик-

Слайд 37

Игра «Волшебник» - ик - - ок - -к- -чик-

Слайд 38

Физкультминутка для глаз

Слайд 40

Берегите зрение

Слайд 41

Медведь – медведица – медвежонок

Слайд 42

Медведь – медведица – медвежонок Волк – Лось – Ёж –

Слайд 43

Медведь – медведица – медвежонок Волк – волчица – волчонок Лось – лосиха – лосёнок Ёж – ежиха – ежонок

Слайд 44

Что такое суффикс? Какое место в слове занимает суффикс? Как обозначается суффикс? Для чего служит суффикс? Имеет ли значение суффикс? Какие бывают суффиксы по значению?

Слайд 45

Понимаю, что такое суффикс. Знаю, как обозначается суффикс в слове. Умею образовывать новые слова с помощью суффиксов. Знаю три значения, которые может иметь суффикс. Умею находить суффикс в слове. К согласен Ж сомневаюсь З не согласен

Слайд 46

Молодцы !

Слайд 47

Заяц и ёж. Беленький, гладенький зайчик сказал ежу: «Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье!» - «Правда, - отвечал ёж, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так твоя хорошенькая шкурка?» Зайчик вместо ответа только вздохнул. (К.Ушинский)

Слайд 48

Басня. Небольшое аллегорическое произведение, чаще стихотворное, с нравоучительным содержанием. Герои басен – аллегории жадности, глупости, тупости, хвастовства, зазнайства и других отрицательных человеческих качеств. Басня часто заканчивается моралью – выводом автора, в котором разъясняется основная поучительная или нравоучительная мысль басни.

Слайд 49

Алгоритм нахождения суффикса в слове. Ветерок -? Найти в слове окончание (изменить слово) Ветерок , ветерки, ветерка. В слове ветерок нулевое окончание. 2) Найти в слове корень (подобрать родственные слова) Ветерок, ветер, ветреный, ветрище. В слове ветерок корень ветер. 3) Найти суффикс (часть слова, которая находится между корнем и окончанием). В слове ветерок суффикс – ок - стоит между корнем ветер и нулевым окончанием.

Слайд 50

Серёжа написал: « Лидачка » и обозначил суффикс – чк -, так как слово образовано от слова Лида; « Алёшинька », потому что сочетания жи - ши надо писать через и . Учитель назвал такие ответы ошибочными. Почему?

Слайд 51

- евн - Сергеевна - евич - Сергеевич - овн - Петровна - ович - Петрович - еничн - Ильинична - ич - Ильич Образуют отчества

Слайд 52

Образуйте отчества от следующих имён и выделите суффиксы: Андрей – Роман – Кузьма – Андреевич, Андреевна. Романович, Романовна. Кузьмич, Кузьминична.

Слайд 53

домик дом домище

Слайд 54

Найдите суффикс в словах: голосок, столик, стебелёк, стульчик, тигрёнок.

Слайд 56

Части слова корень суффикс окончание общая часть родственных слов для образования новых слов для изменения формы слова

Слайд 57

Суффикс – это маленькое слово. Суффикс – это часть слова. Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении. Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня. Суффикс имеет значение. Суффикс не имеет значение. 1) 2) 3) 4)

Слайд 58

Что такое суффикс? Какое место в слове занимает суффикс? Как обозначается суффикс? Для чего служит суффикс? Имеет ли значение суффикс? Какие бывают суффиксы по значению?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка, 2 класс. "Правописание корней и суффиксов имён существительных"

Цели:способствовать формированию учебной деятельности- самооценки, самоконтроля, взаимоконтроля, навыков  грамотного , безошибочного письма; содействовать развитию коммуникативно –деятельной куль...

Урок русского языка 3 класс "Написание удвоенной буквы согласного на стыке корня и суффикса" УМК "Перспективная начальная школа"

Разработка урока  русского языка  в 3 классе по теме: "Правописание удвоенной буквы согласного на стыке корня и суффикса"...

"Правописание суффиксов -ек-, -ик-" Урок русского языка. 3 класс

Разработка урока по теме "Правописание суффиксов -ек-, -ик-" для 3 класса....

Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

Конспект урока русского языка, 2 класс. Тема урока: Правописание суффиксов : -ик-, -ек- в именах существительных (УМК "Начальная школа XXIвека")

Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных-ик-, -ек-....

Урок русского языка 3 класс Программа «Школа России», Тема. Суффикс - значимая часть слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса

Урок русского языка3 классПрограмма «Школа России», Тема. Суффикс - значимая часть слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса...

Конспект урока русского языка «Суффикс. Образование новых слов при помощи суффиксов» .2 класс

Тип урока: изучение нового материалаЦель: дать представление о суффиксе, как значимой части слова.Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять в слове суффикс; определять значение, которое суффи...