Урок русского языка 3 класс "Написание удвоенной буквы согласного на стыке корня и суффикса" УМК "Перспективная начальная школа"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Разработка урока  русского языка  в 3 классе по теме: "Правописание удвоенной буквы согласного на стыке корня и суффикса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_moego_uroka_2_.docx31.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова

Цель урока: познакомить со словами, в которых появляется удвоенная согласная буква на стыке корня и суффикса; научить выполнять четкий разбор слова по составу для сознательного воспроизведения удвоенной согласной на стыке; на примере словообразовательного анализа слов с основой на  и с суффиксом -НИК- дать понять учащимся, почему в них пишется удвоенная буква Н.

развивать  в учащихся такие мыслительные операции как аналогия, логическое мышление, ассоциация, умение классифицировать и анализировать ситуацию; продолжить работу над развитием выразительной осознанной речи; воспитывать в детях чувство удовлетворения от собственной деятельности.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности

 Цель: мотивировать учащихся посредством создания условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

  1. Рубрика «Это интересно».

Одному профессору на лекции о будущих космических путешествиях подали записку с вопросом: «Что должен взять с собой  космонавт, готовясь к многолетнему полету на Венеру?»

Профессор ответил: «Прежде всего, школьную тетрадь с пятеркой по русскому языку».

- Вы поняли, почему? Видно у автора письма были проблемы с орфографией.

- Что же надо делать этому человеку? ( И ему, и нам надо изучать русский язык,  узнавать новые орфограммы, …)

2) - Вы готовы? Вспомним, что изучали на прошлых  уроках? (Части речи, их правописание)

2. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.  

Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое  и достаточное  для восприятия нового материала; организовать  самостоятельное выполнение пробного действия и фиксацию затруднения в выполнении пробного действия.

- С чего начнем?

- Предлагаю вашему вниманию слова. Прочтите их.  Какой частью речи являются эти слова?  Узнали?

 чайный,  лунный,  шумный,  ценный,  ананасный, длинный (СЛАЙД №1)

                                                                                               

- Надо разделить слова в две группы. Как вы думаете, по какому признаку можно это сделать? ( В первый столбик – слова с одной буквой –Н, а во второй – с двумя буквами –НН).

- Запишите их в два столбика.

чайный                                                         лунный

ананасный                                                    ценный

шумный                                                        длинный  (СЛАЙД №1)

- Рассмотрите слова. Как вы думаете, почему слова первого  столбика написаны с одной буквой –Н, а второго – с двумя –НН?

- Какое задание вы можете предложить для работы с этими словами?    

( Разбор по составу ).

Комментирование с места во фронтальной работе и запись в тетрадь.

- Что нужно уметь хорошо делать для выполнения этого задания?   (Находить в слове окончание, корень,  приставку и суффикс),  а для этого нужно уметь изменять слова, т,к, окончание – это изменяемая часть слова, подбирать однокоренные слова, чтобы выделить корень слова, выделять приставку и суффикс.

 - Что мы повторили этим заданием? (Алгоритм разбора слова по составу)

1) Выделить окончание

2) Выдели корень

3) Выдели суффикс

4) Выдели приставку                                                             (СЛАЙД №2)

- В чем же испытали трудность?  (В подборе родственных слов)

3. Выявление места и причины затруднения

Здесь нужно восстановить выполняемые операции, тем самым выявить и зафиксировать во внешней речи причины затруднения, которые возникли при выполнении задания, и это не дает нам возможность решить исходную задачу

- Где возникло затруднение?   (В подборе однокоренных слов)

- О чем нужно помнить, подбирая …  (о значении слова, происхождении)

- Значит, главная причина затруднения какова?  (Мы не все знаем про правописание удвоенных согласных)

4.  Построение проекта выхода  из затруднения

На этом этапе ученики ставят цель проекта, уточняют и согласовывают тему, определяют средства (алгоритмы, опоры, справочники), формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

- Какую цель ставим перед собой?  (Узнать, почему одни прилагательные пишутся с одной буквой –Н, а другие   с двумя буквами –НН )

- Цель поставлена, какой способ выберем для ее выполнения?  (Попробуем рассуждать…)

- Как же получилось, что в слове удвоенная согласная?

- Как думаете, это орфограмма?  (Есть опасное место при письме)

- Как она может называться? (Мнения учеников)

ПОМОГАЮ: как называется место, где соединяются, сходятся 2 конца чего-нибудь? СТЫК!                                                                  (СЛАЙД  №3)

- Попробуйте сформулировать тему…

Написание удвоенной буквы согласного на стыке корня и суффикса

                                                                                                 (СЛАЙД №4 )

Запись темы урока на доске.

-  Сумеете ли сформулировать правило правописания удвоенной согласной на стыке…

  1. Реализация построенного проекта

Здесь нужно организовать реализацию построенного проекта, фиксацию нового способа действия в речи, в знаках (с помощью эталона)

                                                                  (СЛАЙД №5)- НОВЫЙ АЛГОРИТМ

- Как думаете, в русском  языке  только 3  таких  слова?   (Кто-то может уже сам подобрать такие слова…)

- К чему мы всегда обращаемся, когда работаем над словами?  Что нам всегда помогает в трудных случаях правописания?

Словарики!

- Что же нужно хорошо уметь делать, чтобы не ошибиться в правописании удвоенных согласных на стыке корня и суффикса?  (Части слова различать)

- Кто же попытается сформулировать общее правило о правописании удвоенной согласной?  (Напоминаю эталон…) –Алгоритм 2

- Кто скажет, какие слова стали ключевыми сегодня при  изучении новой темы?

       корень

      суффикс

Так появляется эталон.

6. Первичное закрепление.

Главное на этом этапе – проговаривание во внешней речи: фронтально, в парах.

С. 129-130. Упражнение 122. Цель этого упражнения - на примере словообразовательного анализа слов с основой на  и с суффиксом -НИК- дать понять учащимся, почему в них пишется удвоенная буква Н.

Из Обратного словаря (с. 170) ученики выписывают слова рябин/ник/ и осин/ник/, разбирают их по составу и показывают, как образовано одно из них. Например:

рябин/а рябин/; рябин/ + -ник- + □ = рябин/ник/.

Далее дети объясняют (возможно, с помощью учителя), что означают другие слова:

малинник - заросли малины; конник - всадник на коне; сторонник - человек на чьей-либо стороне; сонник - книга о значениях снов; обезьянник - место, где содержат обезьян. Из этих слов от основы женского рода образованы слова малинник, сторонник, обезьянник. Дети показывают образование этих слов. Например:

малин/а малин/; малин/ + -ник- + □ = малин/ник/

ВЫВОД: У всех этих слов корень оканчивается на букву Н, суффикс начинается на букву Н. Поэтому в этих словах на границе корня и суффикса пишется две буквы Н. Объяснение соседу по парте будет способствовать лучшему усвоению этого материала.

- Какой вывод сегодня сделали?

- Каков  ваш  следующий шаг  в изучении  данной орфограммы?   (Закрепление)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (Стр. 131)

Организовать самостоятельное  выполнение  типовых заданий на новый способ действий. И по результатам организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действий

- Вы уверены в своих знаниях? Как в этом убедиться?  (Провести самостоятельную   работу) – РАБОТА  ПО  КАРТОЧКАМ  (СЛАЙД №6)

С. 131-132. Упражнение 125. В данном упражнении дети уже смогут применить свои знания о суффиксах -н- и -енн- при написании слов с изучаемой орфограммой. Также здесь содержатся орфограммы «написание Ь после шипящих на конце существительных женского рода» и «безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением».

Дети объясняют написание удвоенной буквы Н в прилагательных. Для этого они выделяют в них суффикс и корень: лимон/н/ые, сон/н/ые, апельсин/н/ые, пен/н/ые, лун/н/ые. 

Слово утр/енн/юю выделено особо, так как в нем содержится суффикс -енн-, в котором пишется две буквы Н.

РЕЗЕРВ С. 132. Упражнение 126. В Обратном словаре дети читают слова, начиная от слова диванный до слова пустынный включительно. Особенность образования этих слов заключается в том, что суффикс -н- присоединяется к корню также с Н на конце. Дети объясняют написание удвоенной буквы Н и выполняют задания упражнения:

1 группа: диванный сменный чуланный        туманный тюльпанный телефонный кочанный

   2 группа: ценный        пенный длинный былинный лунный струнный

По ходу выполнения упражнения учитель при необходимости поясняет значения непонятных слов.

- Что было сложным в работе?   (Определить корень)

- Что же делать, чтобы быть уверенным в себе?

8. Включение в систему знаний и повторение

Организация повторения учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности

ТВОРЧЕСКАЯ    РАБОТА

- Посмотрите на  слова, которые вы выписали и выполните следующие задания.

РАЗНОУРОВНЕВЫЕ  ЗАДАНИЯ:

1 группа: составить предложения с выписанными словами

2 группа: составить из этих слов несколько предложений, которые будут между собой связаны (5-7мин: 1-2 сочинения прослушиваются

9. Рефлексия учебной деятельности.

Важно: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке и оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

- С какой новой орфограммой познакомились? (Написание удвоенной буквы согласного на стыке корня и суффикса).  

- Все ли одинаково овладели навыком правописания удвоенной согласной?

- Что было труднее всего?

- Какое домашнее  задание вы бы хотели задать себе и своим одноклассникам для доработки возникших затруднений?

- Наш урок вышел на финишную прямую. И в конце попробуйте высказаться одним предложением о том, что узнали, и того, как работали.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1.Сегодня я узнал…

2.Было интересно…

3.Было трудно…

4.Я выполнял задания…

5.Я понял, что…

6.Теперь я могу…

7.Я приобрел…

8.Я научился…

9.У меня получилось…

10.Я смог…

11.Я попробую…

12.Мне захотелось…

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: упр. 124. Составить предложения или текст с этими словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова"

Представлена разработка урока русского языка в 3 классе по УМК "Перспективная начальная школа". Имеется презентация....

Презентация к уроку русского языка во 2 классе. Безударные гласные в корне слова. (УМК "Начальная школа 21 века)

Презентация к уроку русского языка во 2 классе. УМК "Начальная школа 21 века"...

Системно-деятельностный подход на уроке русского языка по теме "Буквы безударных гласных в корне слова"

Проект урока разработан с опорой на теоретические основы формирования учебной деятельности младших школьников и с учётом требований к  организации урока в системно-деятельностном подходе....

Урок русского языка «Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова»

laquo;Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова», 2 класс, УМК «Начальная школа ХХI века»...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА "Правописание слов с безударными гласными в корне", 3 класс, УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Правописание слов с безударными гласными в корнеЦели деятельности учителя: формирование знаний о правописании слов с безударными гласными в корне, о способах их п...