Урок русского языка 3 класс "Написание удвоенной буквы согласного на стыке корня и суффикса" УМК "Перспективная начальная школа"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Разработка урока русского языка в 3 классе по теме: "Правописание удвоенной буквы согласного на стыке корня и суффикса"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_moego_uroka_2_.docx | 31.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова
Цель урока: познакомить со словами, в которых появляется удвоенная согласная буква на стыке корня и суффикса; научить выполнять четкий разбор слова по составу для сознательного воспроизведения удвоенной согласной на стыке; на примере словообразовательного анализа слов с основой на -Н и с суффиксом -НИК- дать понять учащимся, почему в них пишется удвоенная буква Н.
развивать в учащихся такие мыслительные операции как аналогия, логическое мышление, ассоциация, умение классифицировать и анализировать ситуацию; продолжить работу над развитием выразительной осознанной речи; воспитывать в детях чувство удовлетворения от собственной деятельности.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности
Цель: мотивировать учащихся посредством создания условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность
- Рубрика «Это интересно».
Одному профессору на лекции о будущих космических путешествиях подали записку с вопросом: «Что должен взять с собой космонавт, готовясь к многолетнему полету на Венеру?»
Профессор ответил: «Прежде всего, школьную тетрадь с пятеркой по русскому языку».
- Вы поняли, почему? Видно у автора письма были проблемы с орфографией.
- Что же надо делать этому человеку? ( И ему, и нам надо изучать русский язык, узнавать новые орфограммы, …)
2) - Вы готовы? Вспомним, что изучали на прошлых уроках? (Части речи, их правописание)
2. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.
Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; организовать самостоятельное выполнение пробного действия и фиксацию затруднения в выполнении пробного действия.
- С чего начнем?
- Предлагаю вашему вниманию слова. Прочтите их. Какой частью речи являются эти слова? Узнали?
чайный, лунный, шумный, ценный, ананасный, длинный (СЛАЙД №1)
- Надо разделить слова в две группы. Как вы думаете, по какому признаку можно это сделать? ( В первый столбик – слова с одной буквой –Н, а во второй – с двумя буквами –НН).
- Запишите их в два столбика.
чайный лунный
ананасный ценный
шумный длинный (СЛАЙД №1)
- Рассмотрите слова. Как вы думаете, почему слова первого столбика написаны с одной буквой –Н, а второго – с двумя –НН?
- Какое задание вы можете предложить для работы с этими словами?
( Разбор по составу ).
Комментирование с места во фронтальной работе и запись в тетрадь.
- Что нужно уметь хорошо делать для выполнения этого задания? (Находить в слове окончание, корень, приставку и суффикс), а для этого нужно уметь изменять слова, т,к, окончание – это изменяемая часть слова, подбирать однокоренные слова, чтобы выделить корень слова, выделять приставку и суффикс.
- Что мы повторили этим заданием? (Алгоритм разбора слова по составу)
1) Выделить окончание
2) Выдели корень
3) Выдели суффикс
4) Выдели приставку (СЛАЙД №2)
- В чем же испытали трудность? (В подборе родственных слов)
3. Выявление места и причины затруднения
Здесь нужно восстановить выполняемые операции, тем самым выявить и зафиксировать во внешней речи причины затруднения, которые возникли при выполнении задания, и это не дает нам возможность решить исходную задачу
- Где возникло затруднение? (В подборе однокоренных слов)
- О чем нужно помнить, подбирая … (о значении слова, происхождении)
- Значит, главная причина затруднения какова? (Мы не все знаем про правописание удвоенных согласных)
4. Построение проекта выхода из затруднения
На этом этапе ученики ставят цель проекта, уточняют и согласовывают тему, определяют средства (алгоритмы, опоры, справочники), формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
- Какую цель ставим перед собой? (Узнать, почему одни прилагательные пишутся с одной буквой –Н, а другие с двумя буквами –НН )
- Цель поставлена, какой способ выберем для ее выполнения? (Попробуем рассуждать…)
- Как же получилось, что в слове удвоенная согласная?
- Как думаете, это орфограмма? (Есть опасное место при письме)
- Как она может называться? (Мнения учеников)
ПОМОГАЮ: как называется место, где соединяются, сходятся 2 конца чего-нибудь? СТЫК! (СЛАЙД №3)
- Попробуйте сформулировать тему…
Написание удвоенной буквы согласного на стыке корня и суффикса
(СЛАЙД №4 )
Запись темы урока на доске.
- Сумеете ли сформулировать правило правописания удвоенной согласной на стыке…
- Реализация построенного проекта
Здесь нужно организовать реализацию построенного проекта, фиксацию нового способа действия в речи, в знаках (с помощью эталона)
(СЛАЙД №5)- НОВЫЙ АЛГОРИТМ
- Как думаете, в русском языке только 3 таких слова? (Кто-то может уже сам подобрать такие слова…)
- К чему мы всегда обращаемся, когда работаем над словами? Что нам всегда помогает в трудных случаях правописания?
Словарики!
- Что же нужно хорошо уметь делать, чтобы не ошибиться в правописании удвоенных согласных на стыке корня и суффикса? (Части слова различать)
- Кто же попытается сформулировать общее правило о правописании удвоенной согласной? (Напоминаю эталон…) –Алгоритм 2
- Кто скажет, какие слова стали ключевыми сегодня при изучении новой темы?
корень
суффикс
Так появляется эталон.
6. Первичное закрепление.
Главное на этом этапе – проговаривание во внешней речи: фронтально, в парах.
С. 129-130. Упражнение 122. Цель этого упражнения - на примере словообразовательного анализа слов с основой на -Н и с суффиксом -НИК- дать понять учащимся, почему в них пишется удвоенная буква Н.
Из Обратного словаря (с. 170) ученики выписывают слова рябин/ник/ и осин/ник/, разбирают их по составу и показывают, как образовано одно из них. Например:
рябин/а рябин/; рябин/ + -ник- + □ = рябин/ник/.
Далее дети объясняют (возможно, с помощью учителя), что означают другие слова:
малинник - заросли малины; конник - всадник на коне; сторонник - человек на чьей-либо стороне; сонник - книга о значениях снов; обезьянник - место, где содержат обезьян. Из этих слов от основы женского рода образованы слова малинник, сторонник, обезьянник. Дети показывают образование этих слов. Например:
малин/а малин/; малин/ + -ник- + □ = малин/ник/
ВЫВОД: У всех этих слов корень оканчивается на букву Н, суффикс начинается на букву Н. Поэтому в этих словах на границе корня и суффикса пишется две буквы Н. Объяснение соседу по парте будет способствовать лучшему усвоению этого материала.
- Какой вывод сегодня сделали?
- Каков ваш следующий шаг в изучении данной орфограммы? (Закрепление)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (Стр. 131)
Организовать самостоятельное выполнение типовых заданий на новый способ действий. И по результатам организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действий
- Вы уверены в своих знаниях? Как в этом убедиться? (Провести самостоятельную работу) – РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ (СЛАЙД №6)
С. 131-132. Упражнение 125. В данном упражнении дети уже смогут применить свои знания о суффиксах -н- и -енн- при написании слов с изучаемой орфограммой. Также здесь содержатся орфограммы «написание Ь после шипящих на конце существительных женского рода» и «безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением».
Дети объясняют написание удвоенной буквы Н в прилагательных. Для этого они выделяют в них суффикс и корень: лимон/н/ые, сон/н/ые, апельсин/н/ые, пен/н/ые, лун/н/ые.
Слово утр/енн/юю выделено особо, так как в нем содержится суффикс -енн-, в котором пишется две буквы Н.
РЕЗЕРВ С. 132. Упражнение 126. В Обратном словаре дети читают слова, начиная от слова диванный до слова пустынный включительно. Особенность образования этих слов заключается в том, что суффикс -н- присоединяется к корню также с Н на конце. Дети объясняют написание удвоенной буквы Н и выполняют задания упражнения:
1 группа: диванный сменный чуланный туманный тюльпанный телефонный кочанный
2 группа: ценный пенный длинный былинный лунный струнный
По ходу выполнения упражнения учитель при необходимости поясняет значения непонятных слов.
- Что было сложным в работе? (Определить корень)
- Что же делать, чтобы быть уверенным в себе?
8. Включение в систему знаний и повторение
Организация повторения учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
- Посмотрите на слова, которые вы выписали и выполните следующие задания.
РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ:
1 группа: составить предложения с выписанными словами
2 группа: составить из этих слов несколько предложений, которые будут между собой связаны (5-7мин: 1-2 сочинения прослушиваются
9. Рефлексия учебной деятельности.
Важно: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке и оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
- С какой новой орфограммой познакомились? (Написание удвоенной буквы согласного на стыке корня и суффикса).
- Все ли одинаково овладели навыком правописания удвоенной согласной?
- Что было труднее всего?
- Какое домашнее задание вы бы хотели задать себе и своим одноклассникам для доработки возникших затруднений?
- Наш урок вышел на финишную прямую. И в конце попробуйте высказаться одним предложением о том, что узнали, и того, как работали. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1.Сегодня я узнал…
2.Было интересно…
3.Было трудно…
4.Я выполнял задания…
5.Я понял, что…
6.Теперь я могу…
7.Я приобрел…
8.Я научился…
9.У меня получилось…
10.Я смог…
11.Я попробую…
12.Мне захотелось…
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: упр. 124. Составить предложения или текст с этими словами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Учимся обозначать на письме звук [Ы] после звука [Ц]. "Начальная школа XXI века", 3-в класс
Подробный план - конспект урока русского языка...
Урок русского языка "Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова"
Представлена разработка урока русского языка в 3 классе по УМК "Перспективная начальная школа". Имеется презентация....
Технологическая карта урока по русскому языку «СЛОВО. УДВОЕННЫЕ БУКВЫ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА»
Технологическая карта урока в формате ФГОС...
Презентация к уроку русского языка во 2 классе. Безударные гласные в корне слова. (УМК "Начальная школа 21 века)
Презентация к уроку русского языка во 2 классе. УМК "Начальная школа 21 века"...
Системно-деятельностный подход на уроке русского языка по теме "Буквы безударных гласных в корне слова"
Проект урока разработан с опорой на теоретические основы формирования учебной деятельности младших школьников и с учётом требований к организации урока в системно-деятельностном подходе....
Урок русского языка «Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова»
laquo;Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова», 2 класс, УМК «Начальная школа ХХI века»...
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА "Правописание слов с безударными гласными в корне", 3 класс, УМК Школа России
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Правописание слов с безударными гласными в корнеЦели деятельности учителя: формирование знаний о правописании слов с безударными гласными в корне, о способах их п...