Конспект урока русского языка «Суффикс. Образование новых слов при помощи суффиксов» .2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Крутякова Татьяна Михайловна

Тип урока: изучение нового материала

Цель: дать представление о суффиксе, как значимой части слова.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять в слове суффикс; определять значение, которое суффикс придаёт слову.

Задачи урока:

  • показать роль суффиксов в передаче оттенков значения слова и образования  новых слов,  отрабатывать правописание слов с ними.
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, речь, мышление;
  • воспитывать дружеские отношения, уверенность в своих силах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krutyakova_t.m._urok_russkogo_yazyka.odt421.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  русского языка во 2  классе

Учитель: Крутякова Т.М.

Тема:  «Суффикс. Образование новых слов при помощи суффиксов»

    Тип урока: изучение нового материала

Цель: дать представление о суффиксе, как значимой части слова.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять в слове суффикс; определять значение, которое суффикс придаёт слову.

Задачи урока:

  • показать роль суффиксов в передаче оттенков значения слова и образования  новых слов,  отрабатывать правописание слов с ними.
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, речь, мышление;
  • воспитывать дружеские отношения, уверенность в своих силах.

Ход урока

I. Мотивационно-организационный  момент.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.

Работаем старательно, слушаем внимательно.

   -Давайте пожелаем друг другу хорошего настроения, новых знаний и удачи.

  

II. Актуализация знаний  

- Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.

 - Сегодня на уроке мы продолжаем изучать тайны русского языка. Вы сами сформулируете тему урока. Но сначала мы поработаем со словами.

- Отгадайте загадку:

 Это дерево — символ России,
От него исходит нежный свет,
Делится своей целебной силой,
И роднее дерева нам нет.

Как распустит кудри золотые —
Так девчата встанут в хоровод.
А полюбит дерево кого-то —
Счастье и удачу принесёт.
 (Берёза)

- Запишите слово берёза, подчеркните «опасные» места.

- Выполним звуко-буквенный анализ этого слова. ( Бе-рё-за, [б'ир'оза] – 3 слога, 6 б., 6 зв.)

 -Если берёза маленькая, как мы её назовем? (Берёзка)

- Как называют гриб, который растёт под берёзой?  (Подберёзовик)

- Как называется сок от берёзы? (Берёзовый)

- Как называли это дерево в старину? ( Берёзонька)

- Какие слова получились?( Записывают в тетради: Берёза, берёзка, подберёзовик, берёзовый, берёзонька)

- Ребята, давайте исследуем с вами эти слова.

- Что можете сказать о данных словах (родственные, одинаковый корень)

- От какого слова они образовались? (берёза)

- С помощью чего образовались новые слова? (с помощью суффиксов)

- Что такое суффикс?

- Для чего служат суффиксы? (суффиксы служат для образования новых слов) (Суффиксы имеют значение)

- Назовите суффиксы в этих словах, которые помогли образовать новые слова.

- Какие суффиксы знаете?

- Итак мы с вами исследовали новые слова  и пришли к такому результату, что суффикс служит для образования новых слов.

III. Постановка целей и задач урока.

- Давайте ребята сформулируем тему урока  (суффикс слов, образование новых слов при помощи суффиксов)          

Какую цель мы поставим на уроке? Чему будем учиться сегодня на уроке?

 (Научиться образовывать новые слова с помощью суффиксов)

- Верно. Сегодня на уроке мы будем образовывать новые слова при  помощи суффиксов.

IV. Усвоение новых знаний и способ действия.

 1. Упражнения в образовании  слов с помощью суффиксов.

  - От данных слов образуйте новые слова используя  суффиксы

 -ик-, ушк-, -ник-,  -н -,- ист-, -ок-          

- Выделите суффикс.

Зима –  зимушка, зимний

лес- лесник, лесной, лесок

чай –  чайник (это предмет, в котором заваривают чай)

пианино – пианист  ( профессия, род занятий)

 школа – школьник (это тот, кто учится в школе)

- Какое значение имеют эти суффиксы? (Выборочно называют слова и значения )

Какой вывод можем сделать, выполняя данное задание?

Вывод:  - какую из поставленных задач мы выполнили?   образовывали новые слова при помощи суффиксов, определяли значения суффиксов.

V. ФИЗМИНУТКА

VI.   Закрепление знаний.  

1. Работа по учебнику  

 - Теперь выполним задания, которые предлагают нам авторы учебника. Откройте учебник на стр.63 упр.83

- Я предлагаю поработать вам в парах.  Вспомните основные правила работы в парах:

  - Измени сочетания слов по образцу. Обозначь корни и суффиксы в полученных прилагательных. Определи способ словообразования.

- Как найти суффикс в словах? (обозначить в слове окончание, потом – корень).  Часть слова между окончанием и корнем и будет суффиксом)

- как найти корень (подобрать родственные слова)

- как найти окончание? (изменить слово)

2. Работа в парах

Образец:  тропинка в лесу – лесная тропинка

- Какой способ словообразования? (суффиксальный)

Проверка работы.   

  дорожка в саду –  (садовая дорожка) – Все ли так сделали?

- Какую часть речи образовали?  (прилагат). Садовая

- Какая часть речи была? (сущ.) Сад

Подробный разбор каждого словосочетания!!!

воротник их меха – (меховой воротник)

варенье из вишни – (вишнёвое варенье)

-Какую часть речи мы образовывали?  

-Какой же вывод можно сделать? (С помощью суффиксов можно образовывать другие части речи).

-  Можно сказать, что с помощью суффиксов от существительных образуются имена прилагательные?

Сделаем вывод: с помощью суффиксов  можно образовать  новые  слова.

3. Работа с электронными образовательными ресурсами.

3. Самостоятельная работа.

 Повторить значения, правописания суффиксов.

- А теперь предлагаю вам поработать самостоятельно.

- У  вас на партах лежат карточки.    

- От данных слов при помощи суффиксов образуйте  новые слова с данными значениями:

  Выделите суффиксы, которые помогли вам в образовании новых слов. (Работа с карточками)

        дождь – дождик  (уменьшительно-ласкательное)

        двор –   дворник   (профессия)

        слон – слонёнок (название детёнышей животного)

       Алексей  – Алексеевна, Алексеевич  (отчества людей)

Взаимопроверка!!!  

- Обменяйтесь с соседом карточкой, возьмите простой  карандаш и проверьте работу своего соседа.  Если есть ошибки – исправьте.

На доске появляется слайд с выполненным заданием.

Проверка.

- У кого есть минусы? Сколько???

-Что не получилось?

-Над чем ещё надо поработать?

V. Итог урока. Рефлексия.

- Над какой темой мы работали на уроке? (Образование слов при помощи суффиксов)

- Какова роль суффиксов в нашей речи? (служат для образования новых слов, придают словам различные смысловые оттенки)

     - Какую цель мы сегодня ставили?   (Научиться образовывать слова с помощью суффиксов)

 - Достигли мы цели? Научились образовывать новые слова при помощи суффиксов?

-  Мы сейчас проверим.  Оцените себя по таблице. (Листочки у вас на парте)

Учитель читает пункты. Дети ставят + или  -

Определи степень достигнутых результатов.

Результат деятельности

Да

Нет

Не уверен

1.Я могу находить суффиксы в словах

2. Я могу образовывать новые слова при помощи суффиксов

3. Я могу правильно писать суффиксы

- У кого в первом пункте ДА ? НЕТ?

- Во втором?

- В третьем?

-Я проверю ваши листы самооценки. Завтра на уроке мы продолжим работу  с суффиксами и нам предстоит ещё много нового узнать.

VI. Домашнее задание.  с.64 упр. 84, Учи. ру - задание от учителя по теме «Суффикс. Словообразование с помощью суффиксов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Суффикс. Образование новых слов с помощью суффиксов

Цели: 1. показать способ образования новых слов с помощью суффикса;           2. развивать навык выделять суффикс графически...

Образование новых слов с помощью суффиксов

Конспект урока по русскому языку 4 класс...

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Образование новых слов с помощью суффиксов"

Цели деятельности учителя: Формирование представлений учащихся о семантике суффиксов и единообразии их написания.Планируемые результаты:Предметные:- знать способы словообразования с помощью суффи...

Практическое овладение навыками образования новых слов с помощью суффиксов.

Закрепить знания, полученные на уроках русского языка о составе слов, о суффиксе как о значимой части слова;показать разнообразие значений суффиксов;научить правильно образовывать слова, обозначающие ...

Урок русского языка в 3 классе. УМК «Школа России». Тема: Суффикс как значимая часть слова. Образование новых слов с помощью суффикса...

Тип урока: Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыковЦель урока: знакомство с понятием «Суффикс» как частью словаЗадачи: познакомить учащихся с новой зн...

Конспект занятия в 3 классе "Образование новых слов при помощи суффиксов"

Конспект логопедического занятия для группы учащихся 3-го класса, имеющих нерезко выраженное общее недоразвитие речи «Образование новых слов при помощи суффиксов».Использование на логопеди...