Конспект урока русского языка «Суффикс. Образование новых слов при помощи суффиксов» .2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тип урока: изучение нового материала
Цель: дать представление о суффиксе, как значимой части слова.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять в слове суффикс; определять значение, которое суффикс придаёт слову.
Задачи урока:
- показать роль суффиксов в передаче оттенков значения слова и образования новых слов, отрабатывать правописание слов с ними.
- развивать орфографическую зоркость, внимание, речь, мышление;
- воспитывать дружеские отношения, уверенность в своих силах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krutyakova_t.m._urok_russkogo_yazyka.odt | 421.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка во 2 классе
Учитель: Крутякова Т.М.
Тема: «Суффикс. Образование новых слов при помощи суффиксов»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: дать представление о суффиксе, как значимой части слова.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять в слове суффикс; определять значение, которое суффикс придаёт слову.
Задачи урока:
- показать роль суффиксов в передаче оттенков значения слова и образования новых слов, отрабатывать правописание слов с ними.
- развивать орфографическую зоркость, внимание, речь, мышление;
- воспитывать дружеские отношения, уверенность в своих силах.
Ход урока
I. Мотивационно-организационный момент.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.
-Давайте пожелаем друг другу хорошего настроения, новых знаний и удачи.
II. Актуализация знаний
- Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.
- Сегодня на уроке мы продолжаем изучать тайны русского языка. Вы сами сформулируете тему урока. Но сначала мы поработаем со словами.
- Отгадайте загадку:
Это дерево — символ России,
От него исходит нежный свет,
Делится своей целебной силой,
И роднее дерева нам нет.
Как распустит кудри золотые —
Так девчата встанут в хоровод.
А полюбит дерево кого-то —
Счастье и удачу принесёт. (Берёза)
- Запишите слово берёза, подчеркните «опасные» места.
- Выполним звуко-буквенный анализ этого слова. ( Бе-рё-за, [б'ир'оза] – 3 слога, 6 б., 6 зв.)
-Если берёза маленькая, как мы её назовем? (Берёзка)
- Как называют гриб, который растёт под берёзой? (Подберёзовик)
- Как называется сок от берёзы? (Берёзовый)
- Как называли это дерево в старину? ( Берёзонька)
- Какие слова получились?( Записывают в тетради: Берёза, берёзка, подберёзовик, берёзовый, берёзонька)
- Ребята, давайте исследуем с вами эти слова.
- Что можете сказать о данных словах (родственные, одинаковый корень)
- От какого слова они образовались? (берёза)
- С помощью чего образовались новые слова? (с помощью суффиксов)
- Что такое суффикс?
- Для чего служат суффиксы? (суффиксы служат для образования новых слов) (Суффиксы имеют значение)
- Назовите суффиксы в этих словах, которые помогли образовать новые слова.
- Какие суффиксы знаете?
- Итак мы с вами исследовали новые слова и пришли к такому результату, что суффикс служит для образования новых слов.
III. Постановка целей и задач урока.
- Давайте ребята сформулируем тему урока (суффикс слов, образование новых слов при помощи суффиксов)
Какую цель мы поставим на уроке? Чему будем учиться сегодня на уроке?
(Научиться образовывать новые слова с помощью суффиксов)
- Верно. Сегодня на уроке мы будем образовывать новые слова при помощи суффиксов.
IV. Усвоение новых знаний и способ действия.
1. Упражнения в образовании слов с помощью суффиксов.
- От данных слов образуйте новые слова используя суффиксы
-ик-, ушк-, -ник-, -н -,- ист-, -ок-
- Выделите суффикс.
Зима – зимушка, зимний
лес- лесник, лесной, лесок
чай – чайник (это предмет, в котором заваривают чай)
пианино – пианист ( профессия, род занятий)
школа – школьник (это тот, кто учится в школе)
- Какое значение имеют эти суффиксы? (Выборочно называют слова и значения )
Какой вывод можем сделать, выполняя данное задание?
Вывод: - какую из поставленных задач мы выполнили? образовывали новые слова при помощи суффиксов, определяли значения суффиксов.
V. ФИЗМИНУТКА
VI. Закрепление знаний.
1. Работа по учебнику
- Теперь выполним задания, которые предлагают нам авторы учебника. Откройте учебник на стр.63 упр.83
- Я предлагаю поработать вам в парах. Вспомните основные правила работы в парах:
- Измени сочетания слов по образцу. Обозначь корни и суффиксы в полученных прилагательных. Определи способ словообразования.
- Как найти суффикс в словах? (обозначить в слове окончание, потом – корень). Часть слова между окончанием и корнем и будет суффиксом)
- как найти корень (подобрать родственные слова)
- как найти окончание? (изменить слово)
2. Работа в парах
Образец: тропинка в лесу – лесная тропинка
- Какой способ словообразования? (суффиксальный)
Проверка работы.
дорожка в саду – (садовая дорожка) – Все ли так сделали?
- Какую часть речи образовали? (прилагат). Садовая
- Какая часть речи была? (сущ.) Сад
Подробный разбор каждого словосочетания!!!
воротник их меха – (меховой воротник)
варенье из вишни – (вишнёвое варенье)
-Какую часть речи мы образовывали?
-Какой же вывод можно сделать? (С помощью суффиксов можно образовывать другие части речи).
- Можно сказать, что с помощью суффиксов от существительных образуются имена прилагательные?
Сделаем вывод: с помощью суффиксов можно образовать новые слова.
3. Работа с электронными образовательными ресурсами.
3. Самостоятельная работа.
Повторить значения, правописания суффиксов.
- А теперь предлагаю вам поработать самостоятельно.
- У вас на партах лежат карточки.
- От данных слов при помощи суффиксов образуйте новые слова с данными значениями:
Выделите суффиксы, которые помогли вам в образовании новых слов. (Работа с карточками)
дождь – дождик (уменьшительно-ласкательное)
двор – дворник (профессия)
слон – слонёнок (название детёнышей животного)
Алексей – Алексеевна, Алексеевич (отчества людей)
Взаимопроверка!!!
- Обменяйтесь с соседом карточкой, возьмите простой карандаш и проверьте работу своего соседа. Если есть ошибки – исправьте.
На доске появляется слайд с выполненным заданием.
Проверка.
- У кого есть минусы? Сколько???
-Что не получилось?
-Над чем ещё надо поработать?
V. Итог урока. Рефлексия.
- Над какой темой мы работали на уроке? (Образование слов при помощи суффиксов)
- Какова роль суффиксов в нашей речи? (служат для образования новых слов, придают словам различные смысловые оттенки)
- Какую цель мы сегодня ставили? (Научиться образовывать слова с помощью суффиксов)
- Достигли мы цели? Научились образовывать новые слова при помощи суффиксов?
- Мы сейчас проверим. Оцените себя по таблице. (Листочки у вас на парте)
Учитель читает пункты. Дети ставят + или -
Определи степень достигнутых результатов.
Результат деятельности | Да | Нет | Не уверен |
1.Я могу находить суффиксы в словах | |||
2. Я могу образовывать новые слова при помощи суффиксов | |||
3. Я могу правильно писать суффиксы |
- У кого в первом пункте ДА ? НЕТ?
- Во втором?
- В третьем?
-Я проверю ваши листы самооценки. Завтра на уроке мы продолжим работу с суффиксами и нам предстоит ещё много нового узнать.
VI. Домашнее задание. с.64 упр. 84, Учи. ру - задание от учителя по теме «Суффикс. Словообразование с помощью суффиксов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Суффикс. Образование новых слов с помощью суффиксов
Цели: 1. показать способ образования новых слов с помощью суффикса; 2. развивать навык выделять суффикс графически...
Образование новых слов с помощью суффиксов
Конспект урока по русскому языку 4 класс...
УМК: "Начальная школа XXI века" План - конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема: "Суффикс. Образование новых слов"
Конспект урока по русскому языку во 2 классе....
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Образование новых слов с помощью суффиксов"
Цели деятельности учителя: Формирование представлений учащихся о семантике суффиксов и единообразии их написания.Планируемые результаты:Предметные:- знать способы словообразования с помощью суффи...
Практическое овладение навыками образования новых слов с помощью суффиксов.
Закрепить знания, полученные на уроках русского языка о составе слов, о суффиксе как о значимой части слова;показать разнообразие значений суффиксов;научить правильно образовывать слова, обозначающие ...
Урок русского языка в 3 классе. УМК «Школа России». Тема: Суффикс как значимая часть слова. Образование новых слов с помощью суффикса...
Тип урока: Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыковЦель урока: знакомство с понятием «Суффикс» как частью словаЗадачи: познакомить учащихся с новой зн...
Конспект занятия в 3 классе "Образование новых слов при помощи суффиксов"
Конспект логопедического занятия для группы учащихся 3-го класса, имеющих нерезко выраженное общее недоразвитие речи «Образование новых слов при помощи суффиксов».Использование на логопеди...