"Правописание суффиксов -ек-, -ик-" Урок русского языка. 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Разработка урока по теме "Правописание суффиксов -ек-, -ик-" для 3 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pravopisanie_suffiksov_ik_i_ek.ppt | 109.5 КБ |
suffiksy_-ek_-ik.docx | 20.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Правописание суффиксов –ек-, -ик- »
3 класс
программа «Перспективная начальная школа»
Цель урока: научить писать слова с орфограммой «Суффиксы –ек-, -ик- в существительных».
Задачи урока:
- Познакомить с правилом написания суффиксов –ек-, -ик- в русском языке.
- Учить применять правило при написании слов с данной орфограммой.
- Развивать устную речь при работе с пословицей.
- Развитие мыслительных умений анализа, синтеза, обобщения (выделение главных признаков, обобщение слов по основным признакам в группы)
- Воспитание коммуникативных умений в работе в парах постоянного и сменного состава (умение выслушать собеседника, согласиться с предложенным мнением или доказать ошибочность суждения).
Ход урока
1.Организационный момент.
Настройка «Энергия».
2. Повторение изученного материала.
- Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие по стране русского языка. Транспорт – необычный «эскалатор».
1 вариант – ученики. Они выполняют задания карточек в тетрадях и двигаются по сигналу вперед.
2 вариант – учителя. Они объясняют задание, проверяют его выполнение и, если всё правильно, зелёной ручкой ставят крестик на полях в тетради себе и ученику.
«Ладошки» (ученики в парах поворачиваются лицом друг к другу, соприкасаются ладошками, затем прячут руки за спину, закрывают глаза и снова находят ладони соседа).
- Какая морфема встретилась вам в пути? (суффикс)
- Что вы знаете о суффиксе? (часть слова, стоит перед корнем, служит для образования новых слов, может придавать новому слову оттенки значений)
- Какое слово, образованное с помощью суффикса вам запомнилось, назовите суффикс.
3. Постановка учебной задачи.
- Вы замечательно справились с заданием. Что перед нами? (на доске нарисована дверь, закрытая на замок). Эта дверь может нам помочь совершить удивительное путешествие по стране русского языка. Как же нам войти внутрь? (открыть замочек ключиком)
В процессе работы ученики называют слова
замоч…к
ключ..к
- Каким способом образованы эти слова?
- Как вы думаете, почему пропущена гласная в этих суффиксах? (это орфограмма)
- Сформулируйте тему урока. (1 слайд)
4. Получение нового знания.
- Нам помогут слова из «Толкового словаря».
Работа в «четвёрках». Договоритесь, кто будет читать статью, остальные внимательно слушают, далее обсуждаете предполагаемые варианты ответа. Если с заданием группа справилась – ребята берутся за руки и поднимают их вверх.
Проверка задания. Ученик читает статью, называет слово, которое по предположению группы, объяснялось в статье. Полученную карточку со словом ребята размещают на доске.
орех-орешек
горошек-горошки
барашек-барашки
бантик-бантики
гвоздик-гвоздики
- Что можете рассказать об этих словах?
- На какие две группы их можно разделить, по каким признакам? ( два человека работают у доски, остальные записывают пары слов по столбикам в тетрадь). Выделите в записанных словах корень и суффикс. Какой вывод можете сделать? (выведение правила детьми - 2 слайд).
- Где можно проверить верно ли вы определили правило? (в учебнике).
- Откройте учебники. Прочитайте правило.- Что же будете делать, если в слове встретится орфограмма в суффиксах –ек, -ик? (выведение алгоритма – 3 слайд).
- Придумайте или найдите слово в учебнике на эту орфограмму.
Физминутка. «Печатная машинка» ( если в слове пишется суффикс –ек , ребята делают хлопок в ладоши внизу, суффикс –ик, делают хлопок в ладоши над головой).
- Теперь вы можете открыть дверь в страну русского языка? Ребята вставляют пропущенные орфограммы в слова ключик, замочек, объясняют написание.
5. Первичное закрепление нового материала.
- Подберите к прилагательным подходящие по смыслу имена существительные. Запишите полученные словосочетания, выделите изученную орфограмму. ( два ученика работают у доски, остальные в парах).
Золотой ………………. ключик
Заботливый……………. сыночек
Грибной………………….. дождик
Деревянный……………… столик
Мелодичный………………. звоночек
- Наш путь приводит к «Острову пословиц».
- Какие пословицы вы знаете?
- Сегодня на уроке вы познакомитесь с новой пословицей. Составьте из слов пословицу. ( Не разгрызёшь орешек – ядра не съешь ) Запишите её в тетрадь. Как вы понимаете её смысловое значение? Найдите орфограмму в суффиксе и выделите её. Объясните написание.
- А вас уже ждет новое приключение. Работа в парах. Достаньте слова из конвертов на парте. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы.
Звучит спокойная музыка.
- Придумайте и запишите несколько связных предложений , используя эти слова. (домик, садик, ёжик, ключик, замочек, листочек).
Далее ребята по желанию зачитывают получившиеся истории.
5. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке, чему научились?
- Запишите слова, подбирая проверочные и выделяя орфограмму в суффиксе. (слайд 4 – проверка)
- У вас на партах лежат маленькие замочки и ключики. Если сегодня на уроке вы открыли для себя новое знание по русскому языку, возьмите ключик и прикрепите его на доску. Если вы считаете, что не до конца разобрались с правилом, что остались вопросы по этой орфограмме, возьмите замочек и прикрепите его на доску.
- Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Правописание суффиксов –ЕК, -ИК» Урок русского языка в 3 классе
«Правописание суффиксов –ЕК, -ИК»Урок русского языка в 3 классеЦели:познакомить с правописанием суффиксов –ек-, -ик, закрепить знания о правописании изученных суффиксов и их значении;учить делать умо...
"Правописание предлогов и приставок" - урок русского языка во 2 классе
Данная методическая разработка урока русского языка поможет учителям начальных классов интересно представить детям тему "Правописание предлогов и приставок". Дети очень быстро научатся различать предл...
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...
Правописание суффиксов -ек и -ик. Русский язык 3 класс
Данная презентация включает в себя задания, направленные на отработку правильного написания слов с суффиксами -ек и -ик....
Правописание приставок и предлогов Урок русского языка в 3 классе
Тип урока. Урок открытия нового знания.Цели урока.Предметные: · развитие умения различать сходные приставки и предлоги;·...
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
"Образование слов при помощи суффиксов". Презентация к уроку русского языка
quot;Образование слов при помощи суффиксов". Презентация к уроку русского языка...