"Правописание суффиксов -ек-, -ик-" Урок русского языка. 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Разработка урока по теме "Правописание суффиксов -ек-, -ик-" для 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok_pravopisanie_suffiksov_ik_i_ek.ppt109.5 КБ
Файл suffiksy_-ek_-ik.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Правописание суффиксов –ек-, -ик- »

 3 класс

 программа «Перспективная начальная школа»

Цель урока: научить писать слова с орфограммой «Суффиксы –ек-, -ик- в существительных».

Задачи урока:

  1. Познакомить с правилом написания суффиксов –ек-, -ик- в русском языке.
  2. Учить применять правило при написании слов с данной орфограммой.
  3. Развивать устную речь при работе с пословицей.
  4. Развитие мыслительных умений анализа, синтеза, обобщения (выделение главных признаков, обобщение слов по  основным признакам в группы)
  5. Воспитание коммуникативных умений в работе в парах постоянного и сменного состава (умение выслушать собеседника, согласиться с предложенным мнением или доказать ошибочность суждения).

Ход урока

1.Организационный момент.

Настройка «Энергия».

2.  Повторение изученного материала.

- Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие по стране русского языка. Транспорт – необычный «эскалатор».

1 вариант – ученики. Они выполняют задания карточек в тетрадях и двигаются по сигналу вперед.

2 вариант – учителя. Они объясняют задание, проверяют его выполнение и, если всё правильно, зелёной ручкой ставят крестик на полях в тетради себе и ученику.

«Ладошки» (ученики в парах поворачиваются лицом друг к другу, соприкасаются ладошками, затем прячут руки за спину, закрывают глаза и снова находят ладони соседа).

- Какая морфема встретилась вам в пути? (суффикс)

- Что вы знаете о суффиксе? (часть слова, стоит перед корнем, служит для образования новых слов, может придавать новому слову оттенки значений)

- Какое слово, образованное с помощью суффикса вам запомнилось, назовите суффикс.

3. Постановка учебной задачи.

- Вы замечательно справились с заданием. Что перед нами? (на доске нарисована дверь, закрытая на замок). Эта дверь может нам помочь совершить удивительное путешествие по стране русского языка. Как же нам войти внутрь? (открыть замочек ключиком)

В процессе работы ученики называют слова

замоч…к

ключ..к

        - Каким способом образованы эти слова?

- Как вы думаете, почему пропущена гласная в этих суффиксах? (это орфограмма)

- Сформулируйте тему  урока. (1 слайд)

4. Получение нового знания.

- Нам помогут слова из «Толкового словаря».

Работа в «четвёрках». Договоритесь, кто будет читать статью, остальные внимательно слушают, далее обсуждаете предполагаемые варианты ответа. Если с заданием группа справилась – ребята берутся за руки и поднимают их вверх.

Проверка задания. Ученик читает статью, называет слово, которое по предположению группы, объяснялось в статье. Полученную карточку со словом  ребята размещают на доске.

орех-орешек

горошек-горошки

барашек-барашки

бантик-бантики

гвоздик-гвоздики

         

- Что можете рассказать об этих словах?

- На какие две группы их можно разделить, по каким признакам? ( два человека работают у доски, остальные записывают пары слов по столбикам в тетрадь). Выделите в записанных словах корень и суффикс. Какой вывод можете сделать? (выведение правила детьми - 2 слайд).

- Где можно проверить верно ли вы определили правило?  (в учебнике).

- Откройте учебники. Прочитайте правило.- Что же будете делать, если в слове встретится орфограмма в суффиксах –ек, -ик? (выведение алгоритма – 3 слайд).

- Придумайте или найдите слово в учебнике на эту орфограмму.

Физминутка. «Печатная машинка» ( если в слове пишется суффикс –ек , ребята делают хлопок в ладоши внизу, суффикс –ик, делают хлопок в ладоши над головой).

- Теперь вы можете открыть дверь в страну русского языка? Ребята вставляют пропущенные орфограммы в слова ключик, замочек, объясняют написание.

5. Первичное закрепление нового материала.

- Подберите к прилагательным подходящие по смыслу имена существительные. Запишите полученные словосочетания, выделите изученную орфограмму. ( два ученика работают у доски, остальные в парах).

Золотой ……………….        ключик

Заботливый…………….        сыночек

Грибной…………………..        дождик

Деревянный………………        столик

Мелодичный……………….        звоночек

- Наш путь приводит к «Острову  пословиц».

- Какие пословицы вы знаете?

- Сегодня на уроке вы познакомитесь с новой пословицей. Составьте из слов пословицу. ( Не разгрызёшь орешек – ядра не съешь ) Запишите её в тетрадь. Как вы понимаете её смысловое значение? Найдите орфограмму в суффиксе и выделите её. Объясните написание.

- А вас уже ждет новое приключение. Работа в парах. Достаньте слова из конвертов на парте. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы.

Звучит спокойная музыка.

- Придумайте и запишите несколько связных предложений , используя эти слова. (домик, садик, ёжик, ключик, замочек, листочек).

Далее ребята по желанию зачитывают получившиеся истории.

5. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке, чему научились?

- Запишите слова, подбирая проверочные и выделяя орфограмму в суффиксе. (слайд 4 – проверка)

- У вас на партах лежат маленькие замочки и ключики. Если сегодня на уроке вы открыли для себя новое знание по русскому языку, возьмите ключик и прикрепите его на доску. Если вы считаете, что не до конца разобрались с правилом, что остались вопросы по этой орфограмме, возьмите замочек и прикрепите его на доску.

- Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание суффиксов –ЕК, -ИК» Урок русского языка в 3 классе

 «Правописание суффиксов –ЕК, -ИК»Урок русского языка в 3 классеЦели:познакомить с правописанием суффиксов –ек-, -ик, закрепить знания о правописании изученных суффиксов и их значении;учить делать умо...

"Правописание предлогов и приставок" - урок русского языка во 2 классе

Данная методическая разработка урока русского языка поможет учителям начальных классов интересно представить детям тему "Правописание предлогов и приставок". Дети очень быстро научатся различать предл...

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Правописание суффиксов -ек и -ик. Русский язык 3 класс

Данная презентация включает в себя задания, направленные на отработку правильного написания слов с суффиксами -ек и -ик....

Правописание приставок и предлогов Урок русского языка в 3 классе

Тип урока. Урок открытия нового знания.Цели урока.Предметные: ·        развитие умения различать сходные приставки и предлоги;·...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

"Образование слов при помощи суффиксов". Презентация к уроку русского языка

quot;Образование слов при помощи суффиксов". Презентация к уроку русского языка...