Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Жубанова Наталия Шукургалиевна

Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

 

Цель: создать условия для формирования умений различать имена существительные собственные и нарицательные

Задачи:

предметные

-содействовать навыки правописания заглавных букв в именах собственных, классифицировать слова на группы;

 - способствовать развитию навыка самостоятельного поиска решения поставленной задачи, умение решать проблемные задачи, содействовать развитию у обучающихся кругозора, умению собирать, анализировать и систематизировать информацию;

- воспитывать умение общаться, умение работать дружно в паре, в группе, создать условия для воспитания познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии, бережного отношения к миру природы, любви к родному краю, к животным.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

  Коммуникативные УУД – стимулирование обучающихся к выражению собственного мнения; к умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; к умению работать в паре, оказывать взаимопомощь, формирование умения слушать собеседника, договариваться.

Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация обучающимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности (умение соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности).

  Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии, об истории города и его улиц, о людях, живущих в городе.

Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, ответственности за свою деятельность, развитие творческого воображения, умения объективно оценивать результат собственной деятельности.

Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sobstvennye_i_narits.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

Цель: создать условия для формирования умений различать имена существительные собственные и нарицательные

Задачи:

предметные

-содействовать навыки правописания заглавных букв в именах собственных, классифицировать слова на группы;

 - способствовать развитию навыка самостоятельного поиска решения поставленной задачи, умение решать проблемные задачи, содействовать развитию у обучающихся кругозора, умению собирать, анализировать и систематизировать информацию;

- воспитывать умение общаться, умение работать дружно в паре, в группе, создать условия для воспитания познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии, бережного отношения к миру природы, любви к родному краю, к животным.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

  Коммуникативные УУД – стимулирование обучающихся к выражению собственного мнения; к умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; к умению работать в паре, оказывать взаимопомощь, формирование умения слушать собеседника, договариваться.

Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация обучающимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности (умение соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности).

  Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии, об истории города и его улиц, о людях, живущих в городе.

Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, ответственности за свою деятельность, развитие творческого воображения, умения объективно оценивать результат собственной деятельности.

Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

Ход урока

  1. Организационный момент.

1. Проверка готовности урока

2. Повторение правил посадки

3. Постановка учебных задач

Прозвенел звонок для вас.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбкою вздохнем,

Наш урок начнем.

  1. Каллиграфическая работа

- Дети, для чего нужно  красиво и правильно писать?

- А что значит красиво писать?

- Прежде чем мы начнем писать разомнем нашу руку.

Вот помощники мои, (Смотрим на ладоши)

Их, как хочешь, поверни:

И вот этак, и вот так, (Потираем руками)

Не обидятся никак.

Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладони друг с другом соседом по парте)

Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)

- Прочитайте слова на слайде: Роман, город, Россия, Белгород, родина, кремль (Слайд 2)

- Найдите одинаковый согласный  звук в этих словах. (Звук [р]).

- Какой это звук? (Согласный, сонорный, непарный, твердый, парный.)

- Какой буквой этот звук обозначается на письме? - Сегодня на уроке мы пропишем буквы «р» заглавную и строчную. Напишите буквы красиво и правильно.

 (Слайд 3. Демонстрация на экране написания заглавной буквы Р: щёлкнуть на слове «Прописные», (прописная буква Р в своем составе имеет два элемента: удлиненная наклонная палочка с закруглением внизу влево и верхний полуовал. Затем демонстрация на экране написания строчной буквы р: щёлкнуть на слове «Строчные» (строчная буква также имеет два элемента: наклонная удлиненная палочка и наклонная палочка, закругленная внизу и вверху).

  1. Словарно орфографическая работа

В данном ряду есть 2 словарных слова, над которыми мы будем сегодня работать – город и Россия.

- Как вы понимаете толкование данных слов?

- На какой слог падает ударение в первом слове? Во втором?

- Какие слоги безударные в первом слове? Во втором?

- Где мы можем сделать ошибку в данных словах?

- Где мы можем сделать ошибку?

- Запишем теперь эти слова в тетрадь

- Подчеркнем буквы, в которых можем сделать ошибки, поставим ударение

- Придумайте словосочетания с данными словами

4. Актуализация опорных знаний.

Ребята, давайте еще раз прочитаем слова.

 Почему некоторые слова записаны с большой буквы?

- Кто знает, как называются существительные, которые пишутся с заглавной буквы? (собственные)

- А как называются имена существительные, которые пишутся с маленькой буквы? (нарицательные)

5. Определение и формулирование темы урока.

- Ребята, как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок?

(Тема урока «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных»).

Чему мы будем учиться на уроке?

  • уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных,
  • закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
  1. Первичное усвоение новых знаний:

а) работа над грамматико-орфографическим правилом;

- Какие слова относят к именам собственным? (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.)

- Где в жизни мы встречаемся с именами собственными? ( название книг,фильмов, газет, журналов).

- Как будем писать их названия? (с заглавной буквы)

- А сейчас откройте учебник на с. 52-53. Давайте прочитаем, что об именах собственных и нарицательных говорится в учебнике.

Значит, ребята, ФИО, имена сказочных героев, и названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор, а ещё клички животных - это собственные имена. Они пишутся с заглавной буквы, а названия одинаковых или однородных предметов – это имена нарицательные, они пишутся со строчной буквы.

б) упражнения для закрепления (работа по учебнику)

-выполним упр. 88, стр. 52

Мама, папа, бабушка, дедушка, дядя, тетя, сестра, брат.

- Являются ли данные слова именами существительными собственными?

- Какие еще общие названия родственников вы знаете?

- Подберите к одному из слов собственное имя существительное: имя одного из родителей или родственников.

- Составьте предложение с любыми именами существительными.

Физкультминутка

Руки вверх, проснулось Солнце
И тихонько поднялось 
Наклонилось вправо, влево
И в улыбке расплылось
Покрутилось, повертелось,
На земную глянув ось,
И с хорошим настроеньем
За работу принялось

Откройте стр. 56, прочитайте происхождение русских фамилий.

Сергеев. Это одна из самых распространенных на Руси фамилий. Фамилия дана по имени Сергей, или, по-церковнославянски, Сергий, что значит «высокочтимый». От этого имени образовались и другие фамилии: Сергачев, Сергиев, Сергунов, Серёгин и др.

Кузнецов. Это одна из известных русских фамилий, образованных от названия профессий на Руси (она связана с кузнечным ремеслом).

Смоленцев. Фамилия указывает на место жительства и дина по названию древнего русского города Смоленска. От названия этого города произошли и такие фамилии, как Смолянинов, Смоляков, Смоленский.

- Теперь выполним упр. 92, стр. 54.

В былинах славных богатырей  земли Русской величали по имени и отчеству: Добрыня  Никитич,  Микула Селянинович, Вольга Святославович. Вот как говорит о себе Илья  Муромец при встрече с князем Владимиром:

 - Ай по имени зовут меня да Илья  Муромец, по отцу-то величают сын Иванович.

 - Догадайтесь, как звали отцов русских богатырей. От названия какого города произошло прозвище Ильи – Муромец?

- Запишите, как звали богатырей земли Русской?

-Дети однажды читая книгу, я увидела, что слово лев написано с маленькой буквы, а потом встретила слово Лев, написанное с большой буквы. Могло ли так быть? Почему одинаковые слова записаны по-разному? (Ответы обучающихся.)

- Приведите ещё примеры слов, которые произносятся одинаково, а различаются написанием первой заглавной или строчной буквы. (Роза – роза, Шарик – шарик, Земля – земля, родина – Родина, Роман - роман) 

- Чем ещё различаются слова? (Значением.)

7. Первичное закрепление полученных знаний

Класс разбивается на группы по 4-5 человек. Каждая из групп получает карточку с контуром какой-либо заглавной буквы (РОДИНА!). Детям предлагается красочно оформить заглавную букву, чтобы она была похожа на предмет, чье название начинается с этой буквы.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Задание по выбору:

  • Упражнение №87 (2-3).
  • Записать названия улиц нашего города.
  • Творческое задание. Придумать сказку о большой букве.

9. Рефлексия

- Что интересного вы  узнали на уроке?

- Чем запомнился сегодняшний урок?

- Какое задание понравилось больше всего?

10. Итог урока

Расскажите по схеме:

Сегодня на уроке я

  • узнал, открыл для себя…
  • научился, смог…
  • могу похвалить себя и своих одноклассников за …

Своей работой на уроке я …………………………… 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Правописание окончаний имен существительных на -ия, -ие, ий" с использованием современных образовательных технологий

Урок русского языка в 3 классе "Правописание окончаний имен существительных на -ия, -ие, ий" с использованием современных образовательных технологий : ИКТ:...

Правописание падежных окончаний существительных трех склонений имен существительных

Урок по русскому языку в 4 классе. УМК "Перспектива"Тип урока: Комбинированный.Элементы содержания: Падежные окончания имен существительных Требования к уровню подготовки учащихся: Уметь правильн...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...

«Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».

Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....

Урок русского языка в 3 классе "Правописание окончаний имен существительных множественного числа".

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Правописание окончаний имен существительных множественного числа". УМК "Начальная школа 21 века". ФГОС. Урок первичного освое...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе "Собственные и нарицательные имена существительные"

В публикации представлен открытый урок по русскому языку в 3 классе. В образовательной деятельности учителем применяются современные технологии. Для достижения положительных результатов применяются ра...

Урок русского языка. 4-й класс.Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных.

Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.Задачи:Создать условия для «от...