Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.
Цель: создать условия для формирования умений различать имена существительные собственные и нарицательные
Задачи:
предметные
-содействовать навыки правописания заглавных букв в именах собственных, классифицировать слова на группы;
- способствовать развитию навыка самостоятельного поиска решения поставленной задачи, умение решать проблемные задачи, содействовать развитию у обучающихся кругозора, умению собирать, анализировать и систематизировать информацию;
- воспитывать умение общаться, умение работать дружно в паре, в группе, создать условия для воспитания познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии, бережного отношения к миру природы, любви к родному краю, к животным.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Коммуникативные УУД – стимулирование обучающихся к выражению собственного мнения; к умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; к умению работать в паре, оказывать взаимопомощь, формирование умения слушать собеседника, договариваться.
Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация обучающимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности (умение соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности).
Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии, об истории города и его улиц, о людях, живущих в городе.
Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, ответственности за свою деятельность, развитие творческого воображения, умения объективно оценивать результат собственной деятельности.
Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_sobstvennye_i_narits.docx | 22.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.
Цель: создать условия для формирования умений различать имена существительные собственные и нарицательные
Задачи:
предметные
-содействовать навыки правописания заглавных букв в именах собственных, классифицировать слова на группы;
- способствовать развитию навыка самостоятельного поиска решения поставленной задачи, умение решать проблемные задачи, содействовать развитию у обучающихся кругозора, умению собирать, анализировать и систематизировать информацию;
- воспитывать умение общаться, умение работать дружно в паре, в группе, создать условия для воспитания познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии, бережного отношения к миру природы, любви к родному краю, к животным.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Коммуникативные УУД – стимулирование обучающихся к выражению собственного мнения; к умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; к умению работать в паре, оказывать взаимопомощь, формирование умения слушать собеседника, договариваться.
Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация обучающимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности (умение соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности).
Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии, об истории города и его улиц, о людях, живущих в городе.
Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, ответственности за свою деятельность, развитие творческого воображения, умения объективно оценивать результат собственной деятельности.
Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
Ход урока
- Организационный момент.
1. Проверка готовности урока
2. Повторение правил посадки
3. Постановка учебных задач
Прозвенел звонок для вас.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбкою вздохнем,
Наш урок начнем.
- Каллиграфическая работа
- Дети, для чего нужно красиво и правильно писать?
- А что значит красиво писать?
- Прежде чем мы начнем писать разомнем нашу руку.
Вот помощники мои, (Смотрим на ладоши)
Их, как хочешь, поверни:
И вот этак, и вот так, (Потираем руками)
Не обидятся никак.
Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладони друг с другом соседом по парте)
Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)
- Прочитайте слова на слайде: Роман, город, Россия, Белгород, родина, кремль (Слайд 2)
- Найдите одинаковый согласный звук в этих словах. (Звук [р]).
- Какой это звук? (Согласный, сонорный, непарный, твердый, парный.)
- Какой буквой этот звук обозначается на письме? - Сегодня на уроке мы пропишем буквы «р» заглавную и строчную. Напишите буквы красиво и правильно.
(Слайд 3. Демонстрация на экране написания заглавной буквы Р: щёлкнуть на слове «Прописные», (прописная буква Р в своем составе имеет два элемента: удлиненная наклонная палочка с закруглением внизу влево и верхний полуовал. Затем демонстрация на экране написания строчной буквы р: щёлкнуть на слове «Строчные» (строчная буква также имеет два элемента: наклонная удлиненная палочка и наклонная палочка, закругленная внизу и вверху).
- Словарно орфографическая работа
В данном ряду есть 2 словарных слова, над которыми мы будем сегодня работать – город и Россия.
- Как вы понимаете толкование данных слов?
- На какой слог падает ударение в первом слове? Во втором?
- Какие слоги безударные в первом слове? Во втором?
- Где мы можем сделать ошибку в данных словах?
- Где мы можем сделать ошибку?
- Запишем теперь эти слова в тетрадь
- Подчеркнем буквы, в которых можем сделать ошибки, поставим ударение
- Придумайте словосочетания с данными словами
4. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, давайте еще раз прочитаем слова.
- Почему некоторые слова записаны с большой буквы?
- Кто знает, как называются существительные, которые пишутся с заглавной буквы? (собственные)
- А как называются имена существительные, которые пишутся с маленькой буквы? (нарицательные)
5. Определение и формулирование темы урока.
- Ребята, как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок?
(Тема урока «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных»).
Чему мы будем учиться на уроке?
- уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных,
- закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
- Первичное усвоение новых знаний:
а) работа над грамматико-орфографическим правилом;
- Какие слова относят к именам собственным? (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.)
- Где в жизни мы встречаемся с именами собственными? ( название книг,фильмов, газет, журналов).
- Как будем писать их названия? (с заглавной буквы)
- А сейчас откройте учебник на с. 52-53. Давайте прочитаем, что об именах собственных и нарицательных говорится в учебнике.
- Значит, ребята, ФИО, имена сказочных героев, и названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор, а ещё клички животных - это собственные имена. Они пишутся с заглавной буквы, а названия одинаковых или однородных предметов – это имена нарицательные, они пишутся со строчной буквы.
б) упражнения для закрепления (работа по учебнику)
-выполним упр. 88, стр. 52
Мама, папа, бабушка, дедушка, дядя, тетя, сестра, брат.
- Являются ли данные слова именами существительными собственными?
- Какие еще общие названия родственников вы знаете?
- Подберите к одному из слов собственное имя существительное: имя одного из родителей или родственников.
- Составьте предложение с любыми именами существительными.
Физкультминутка
Руки вверх, проснулось Солнце
И тихонько поднялось
Наклонилось вправо, влево
И в улыбке расплылось
Покрутилось, повертелось,
На земную глянув ось,
И с хорошим настроеньем
За работу принялось
Откройте стр. 56, прочитайте происхождение русских фамилий.
Сергеев. Это одна из самых распространенных на Руси фамилий. Фамилия дана по имени Сергей, или, по-церковнославянски, Сергий, что значит «высокочтимый». От этого имени образовались и другие фамилии: Сергачев, Сергиев, Сергунов, Серёгин и др.
Кузнецов. Это одна из известных русских фамилий, образованных от названия профессий на Руси (она связана с кузнечным ремеслом).
Смоленцев. Фамилия указывает на место жительства и дина по названию древнего русского города Смоленска. От названия этого города произошли и такие фамилии, как Смолянинов, Смоляков, Смоленский.
- Теперь выполним упр. 92, стр. 54.
В былинах славных богатырей земли Русской величали по имени и отчеству: Добрыня Никитич, Микула Селянинович, Вольга Святославович. Вот как говорит о себе Илья Муромец при встрече с князем Владимиром:
- Ай по имени зовут меня да Илья Муромец, по отцу-то величают сын Иванович.
- Догадайтесь, как звали отцов русских богатырей. От названия какого города произошло прозвище Ильи – Муромец?
- Запишите, как звали богатырей земли Русской?
-Дети однажды читая книгу, я увидела, что слово лев написано с маленькой буквы, а потом встретила слово Лев, написанное с большой буквы. Могло ли так быть? Почему одинаковые слова записаны по-разному? (Ответы обучающихся.)
- Приведите ещё примеры слов, которые произносятся одинаково, а различаются написанием первой заглавной или строчной буквы. (Роза – роза, Шарик – шарик, Земля – земля, родина – Родина, Роман - роман)
- Чем ещё различаются слова? (Значением.)
7. Первичное закрепление полученных знаний
Класс разбивается на группы по 4-5 человек. Каждая из групп получает карточку с контуром какой-либо заглавной буквы (РОДИНА!). Детям предлагается красочно оформить заглавную букву, чтобы она была похожа на предмет, чье название начинается с этой буквы.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Задание по выбору:
- Упражнение №87 (2-3).
- Записать названия улиц нашего города.
- Творческое задание. Придумать сказку о большой букве.
9. Рефлексия
- Что интересного вы узнали на уроке?
- Чем запомнился сегодняшний урок?
- Какое задание понравилось больше всего?
10. Итог урока
Расскажите по схеме:
Сегодня на уроке я
- узнал, открыл для себя…
- научился, смог…
- могу похвалить себя и своих одноклассников за …
Своей работой на уроке я ……………………………
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе "Правописание окончаний имен существительных на -ия, -ие, ий" с использованием современных образовательных технологий
Урок русского языка в 3 классе "Правописание окончаний имен существительных на -ия, -ие, ий" с использованием современных образовательных технологий : ИКТ:...
Правописание падежных окончаний существительных трех склонений имен существительных
Урок по русскому языку в 4 классе. УМК "Перспектива"Тип урока: Комбинированный.Элементы содержания: Падежные окончания имен существительных Требования к уровню подготовки учащихся: Уметь правильн...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...
Урок русского языка в 3 классе "Правописание окончаний имен существительных множественного числа".
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Правописание окончаний имен существительных множественного числа". УМК "Начальная школа 21 века". ФГОС. Урок первичного освое...
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе "Собственные и нарицательные имена существительные"
В публикации представлен открытый урок по русскому языку в 3 классе. В образовательной деятельности учителем применяются современные технологии. Для достижения положительных результатов применяются ра...
Урок русского языка. 4-й класс.Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных.
Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.Задачи:Создать условия для «от...
открытый урок по русскому языку в 3 классе "Собственные и нарицательные имена существительные"
план-конспект и презентация к уроку....