Урок с постановкой проблемной ситуации "Творительный падеж имен существительных в единственном числе".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Толстова Юлия Владимировна

Урок по русскому языку «Творительный падеж имен существительных в единственном числе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okonch_tvor_pad.docx30.47 КБ
Файл krit_ots.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Творительный падеж имен существительных в единственном числе»

Педагогическая цель: способность развитию умения распознавать творительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу, предлогу, упражняться в правописании безударных окончаний существительных в творительном падеже.

Планируемые результаты: проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применяют орфографические правила при записи предложений; владеют умением проверять написанное.

Личностные УУД(смыслообразование): формирование интереса к учению (побуждение и к деятельности)

Проявлять эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя, оценивать результаты собственной деятельности

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебной ситуации; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать; сотрудничать в совместном решении учебной задачи, уметь договариваться и приходить к общему решению.

Познавательные УУД: отбирать необходимый материал для решения учебной задачи; самостоятельно предполагать, делать выводы на основе обобщения знаний.

Познавательные УУД: определить круг своего знания, незнания

Коммуникативные УУД:

Регулятивные УУД: планировать свою деятельность при решении учебной задачи; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнение своей работы.

Ход урока

Структура урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся. (УУД)

  1. 1. Мотивация познавательной деятельности (организационный момент)

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

  1. 2. Актуализация знаний
  2. Работа в группах

-Сколько падежей в русском языке?

-С какой целью изучают падежи имен существительных?

-Достаточно ли только знать падежи, чтобы правильно написать безударные окончания существительных? Игра «Узнай падеж» (Ответ показать карточкой)

  1. Ребята, давайте разомнем пальчики и сотворим маленькое чудо. Украсим наш класс. (снежинки из салфеток) Чем мы сейчас работали? В каком падеже стоит это слово? Оформление раб. Тетради.

- с.118 упр.220. Стих – е на доске. Прочитайте.

-В каком падеже стоят выделенные имена существительные?

-Докажите.

-Почему у них разные окончания?

Словарн.раб. Что обозначает слово сегодня. Где можно узнать толкование слов. Ищут толкование по группам. 1 - в интернете, 2 и  3 -  в толковом словаре, 4 - в учебнике. А какую пословицу вы знаете с этим словом. Словарная работа по интерактивной доске.

3. Постановка проблемы и определение темы, цели урока. Работа в парах. Предлагает выбрать верные утверждения. (диагн.) Предлагает назвать утверждение, которое вызвало затруднение, определить тему, поставить учебную задачу.

  1. 4. Организация познавательной деятельности

Физминутка – игра

Если сущ. творительного падежа – хлопок.

с болота р.п
за тучей т.п
возле чашки р.п.
по небу д.п.

с земляникой т.п.
с грохотом т.п
на свет в.п
над пустыней т.п.

Предлагает провести исследование по заданию к упр 222 в учебнике.

5. Закрепление знаний и способов действий.

Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр 223 с.119 Работа в тетрадях № 153. Игра меткий стрелок. Проверка в парах.

Работа с интерактивной доской. Игра «Помоги лосям»

  1. Диагностика достижения планируемых результатов

Домашнее задание с. 120 упр. 225 уч.

  1. 6. Подведение итогов
  2. Предлагает уточнить тему, задачу урока. Нацеливает на сопоставление поставленной задачи и полученного результата. Просит сделать вывод: чему планировали учиться, чему научились и чему еще следует учиться.

Личностные УУД(смыслообразование): формирование интереса к учению (побуждение и к деятельности)

Проявлять эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя, оценивать результаты собственной деятельности

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебной ситуации; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать; сотрудничать в совместном решении учебной задачи, уметь договариваться и приходить к общему решению.

Познавательные УУД: отбирать необходимый материал для решения учебной задачи; самостоятельно предполагать, делать выводы на основе обобщения знаний.

Записывают число, классная работа.

Читают вопросы, анализируют. Рассуждают в группах. Отвечают на вопросы.

Познавательные УУД: определить круг своего знания, незнания

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Беседуют в группах, отвечая на вопросы. Коллективная работа. Изготавливают снежинки, украшают доску. Называют признаки, по которым можно определить твор. падеж, учиться писать безударные окончания. Не откладывай на завтра точто можно сделать сегодня.

Читают высказывания, выбирают верные ответы. Обосновывают свое мнение.

Выполняют задание. Представляют результаты.

Регулятивные УУД: планировать свою деятельность при решении учебной задачи; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнение своей работы.

Читают пары сущ. Доказыв., что они в Т.п. Проводят наблюдение за написанием букв перед окончанием в зависимости от места ударения. Делают вывод о том, в каких случаях после шипящих и ц пишется 0, а когда е. Проверяют сделанный вывод по учебнику.

Вступают в диалог по наводящим вопросам. Делают выводы.

Игра «Узнай падеж» (Ответ показать карточкой)

1.Этот падеж не дружит

   с предлогами, но подлежащее

   всегда стоит в этом падеже.  (И.п.)

2.Кого же нет?

  Я очень беспокоюсь,

  Чего же нет?

  Отправлюсь я на поиск

   Прошу, друзья, скорее помогите!

   И как зовут меня, скажите.  (Р.п.)

  1. Этот падеж мы вчера изучали. (Т.п)

СЕГОДНЯ, севодни в сей день, в который говорится это, ныне, еще до полуночи.

наречие сегодня образовалось путем слияния слова сего, что означало «этого», и слова дня.)

Сегодня — наречие, указывающее на «текущий» 24-часовой отрезок времени (с 00 до 24 часов по местному времени). Слово старое, состоит из двух частей: "Сего" (этого) и "Дня".

Дружить с Миш…й

Нашёл под берёз…й

Построил под крыш…й                        О                        

Угостил борщ…м

Гордился товарищ…м                                        

Любовался кольц…м                                Е

Стал врач…м

Летели над мор…м

Тема: Повторение о падежах имен существительных

Блок А. (3)

1.Что такое склонение имен существительных? _______________________________________________________

2. Сколько падежей в русском языке? __________

3. На какие вопросы отвечает именительный падеж? _________
__________. Чем является в предложении? _________________
4. На какие вопросы отвечает родительный падеж? _______________________
5. На какие вопросы отвечает дательный падеж? _______________________
6. На какие вопросы отвечает винительный падеж? _______________________
7. На какие вопросы отвечает творительный падеж?  _______________________
8. На какие вопросы отвечает предложный падеж? _______________________

Блок Б. (4)

      Определи, в каком падеже стоит существительное и напиши:

слетел лист, думаю о маме, гуляю с собакой, иду по дороге, читаю про лису, играть около дома, хвалить внучку, растет дерево, встретился с другом, сидеть на диване, выныривает из воды, подойти к реке, принести в ведре, бросит шишку, растет без дождя.

Блок В. (5)

Просклоняйте существительные журавль и сосна с предлогами:

И.п. кто? журавль                               что? сосна

Р.п. у кого? _________________       у чего? ___________________

Д.п. к кому?_________________       _________________________

В.п. про кого? _______________       про что? _________________

Т.п. с кем? __________________       __________________________

П.п. о ком? __________________       __________________________



Предварительный просмотр:

Ф.И

Ф.И

Выберите верные утверждения:

  • Имена существительные в творительном падеже отвечают на вопросы о ком? о чём?
  • Имена существительные в творительном падеже отвечают на вопросы кем? чем?
  • Имена существительные в творительном падеже употребляются с предлогами о, в, на, при.
  • Имена существительные в творительном падеже употребляются с предлогами с, за, под, над, между.
  • Имена существительные 1 склонения в творительном падеже имеют окончания – ой, - ей.
  • Имена существительные 2 склонения в творительном падеже имеют окончания – ом,  ем,  ём.
  • Имена существительные 3 склонения в творительном падеже имеют окончания – ю.
  • Имена существительные в творительном падеже в предложении могут быть второстепенными членами предложения.
  • В окончаниях имён существительных после шипящих и ц в творительном падеже под ударением пишется буква о, без ударения – буква ё.

Выберите верные утверждения:

  • Имена существительные в творительном падеже отвечают на вопросы о ком? о чём?
  • Имена существительные в творительном падеже отвечают на вопросы кем? чем?
  • Имена существительные в творительном падеже употребляются с предлогами о, в, на, при.
  • Имена существительные в творительном падеже употребляются с предлогами с, за, под, над, между.
  • Имена существительные 1 склонения в творительном падеже имеют окончания – ой, - ей.
  • Имена существительные 2 склонения в творительном падеже имеют окончания – ом,  ем,  ём.
  • Имена существительные 3 склонения в творительном падеже имеют окончания – ю.
  • Имена существительные в творительном падеже в предложении могут быть второстепенными членами предложения.
  • В окончаниях имён существительных после шипящих и ц в творительном падеже под ударением пишется буква о, без ударения – буква ё.

Выберите верные утверждения:

  • Имена существительные в творительном падеже отвечают на вопросы о ком? о чём?
  • Имена существительные в творительном падеже отвечают на вопросы кем? чем?
  • Имена существительные в творительном падеже употребляются с предлогами о, в, на, при.
  • Имена существительные в творительном падеже употребляются с предлогами с, за, под, над, между.
  • Имена существительные 1 склонения в творительном падеже имеют окончания – ой, - ей.
  • Имена существительные 2 склонения в творительном падеже имеют окончания – ом,  ем,  ём.
  • Имена существительные 3 склонения в творительном падеже имеют окончания – ю.
  • Имена существительные в творительном падеже в предложении могут быть второстепенными членами предложения.
  • В окончаниях имён существительных после шипящих и ц в творительном падеже под ударением пишется буква о, без ударения – буква ё.

  1. Сколько падежей в русском языке?
  2. С какой целью изучают падежи имен существительных?
  3. Достаточно ли только знать падежи, чтобы правильно написать безударные окончания существительных?
  4. Что вы уже знаете о безударных падежных окончаниях имен существительных.

  1. Сколько падежей в русском языке?
  2. С какой целью изучают падежи имен существительных?
  3. Достаточно ли только знать падежи, чтобы правильно написать безударные окончания существительных?
  4. Что вы уже знаете о безударных падежных окончаниях имен существительных.

  1. Сколько падежей в русском языке?
  2. С какой целью изучают падежи имен существительных?
  3. Достаточно ли только знать падежи, чтобы правильно написать безударные окончания существительных?
  4. Что вы уже знаете о безударных падежных окончаниях имен существительных.

  1. Сколько падежей в русском языке?
  2. С какой целью изучают падежи имен существительных?
  3. Достаточно ли только знать падежи, чтобы правильно написать безударные окончания существительных?
  4. Что вы уже знаете о безударных падежных окончаниях имен существительных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе (Школа 2100) Тема: Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числах.

Урок дан с использованием электронного тренажера ("Русский язык 4 класс" - рабочая тетрадь и CD-диск, составитель Баркалова Н.М.). Электронный тренажер помогает обучающимся 4 класса в формировании осн...

Конспект урока для 3 класса "Безударные окончания имен существительных в единственном числе". +презентация, раздаточный материал

Цель: повторить безударные окончания существительных в единственном числе.Планируемы результаты:-Личностные: учиться положительно относиться к изучаемому предмету-русскому языку; -Предметные: уме...

Конспект урока по рускому языку "Безударные окончания имен существительных в единственном числе" 3класс ПНШ

Урок направлен на формирование умения правильно писать безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе. Дети научатся  пользоваться таблицей и инструкцией, которые помогут...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. "Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе" (4 класс) УМК "Школа России"

Тема урока: «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения распознавать падеж имён прилагател...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. "Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе", УМК "Школа России", 4 класс

Тема урока: «Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся понятия об изменении по пад...