Тема: "Изменение по падежам имен существительных в единственном и во множественном числе"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Гарькуша Юлия Эдуардовна

Урок русского языка для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект30.28 КБ
Файл презентация587.9 КБ
Microsoft Office document icon карточки для детей30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока "Изменение по падежам имен существительных в единственном и во множественном числе"

Цель урока: сформулировать новые знания, умения и навыки по  теме: «Изменение имен существительных по падежам в единственном и множественном числах».

   

Задачи:

обучающие:

- сформулировать умение изменять имена существительные по падежам в единственном и  во множественном числах;

- сформулировать умение различать падежи по их признакам

развивающие:

- развивать умение анализировать, сравнивать материал

- развивать умение работать в паре (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблему, приходить к единому мнению

воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к учебе, оценивать свою работу и работу одноклассников

- формировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля и самоконтроля

Тип урока: урок развития умений и навыков.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

Ход урока:

1.Организационный момент Слайд1

- Итак, прозвенел звонок, начался урок.

 - Садитесь. Откройте тетради. Запишите число (Второе декабря ). Классная работа.
- Урок русского языка мы, как всегда начинаем с минутки чистописания. Слайд 2

- Какое соединение гласных и согласных букв используется в этих сочетаниях? (нижнее) Запишите по 2 эти сочетания.

- Какие слова здесь записаны? (холода, водяной, прячется) Объясните, пожалуйста, почему именно эти слова мы запишем? (т.к. есть эти сочетания букв)

- Запишите слова, решив орфографические задачи.  К каким частям речи относятся эти слова? Подпишите сверху.

- !!!Подумайте, какое задание нам нужно выполнить в этом предложении. (списать, вставить пропущенные буквы, поставить знаки препинания) Запишите предложение. Обозначьте орфограммы.

- А теперь поменяйтесь тетрадями. Проверяем, а (ребенок) комментирует написанное. Оцените работу соседа по сигнальным карточкам. (карточки) Слайд 3

- Почему так оценил? А ты?

2. Формулирование темы и цели урока. Постановка проблемного вопроса. Слайд 4

- А сейчас давайте запишем словарные слова в два столбика. Первый столбик будет писать и проговаривать написание слов …(ребенок), а второй -  

Профессия                 Черёмуха

Аккорд                       Иней

Дрожжи                     Сентябрь

Егерь                          Лагерь

Жужжать                   Огурец

- Молодцы, хорошо.

- Найдите, какое слово лишнее в 1-м столбике? (егерь) Почему?

- Что объединяет остальные слова 1-го столбика? (удвоенная согласная буква в корне)

- Найдите лишнее слово во 2-м столбике? (огурец). Почему? (надо запомнить букву безударного гласного о, а во всех остальных словах – буку е)

- Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова получились? (падеж, число) Слайд 5

- Что объединяет эти два понятия? (это непостоянные признаки имён существительных)

- Сегодня на уроке они являются ключевыми словами.

- Дополните группу ключевых слов. Слайд 6

http://festival.1september.ru/articles/524264/img1.gif http://festival.1september.ru/articles/524264/img2.gif

- Сформулируйте тему и цель урока. (тема- Изменение имён существительных по падежам в ед. и мн.числе. цель- научиться изменять…) Слайд 7

- Может быть, кто-то подскажет, как называется такое изменение имен существительных? (СКЛОНЕНИЕ) 

- Сегодня нам и предстоит разобраться в склонении имен существительных в единственном и множественном числе.
- Но, для начала повторим слова помощники и вопросы падежей.
(Имен. -есть – Кто?что? Род. –  нет - Кого? Чего? Дат.-дать – Кому? Чему?, Вин. -вижу – Кого? Что? Твор. -доволен – Кем? Чем? Предл.- думаю – О ком? О чём?)

- У вас на столах лежат карточки. Выполните задание. Поработайте в парах. Помните правила работы в парах. Слайд 8.  Давайте проверим. Диктуй, по цепочке …Слайд 9
- Все выполнили правильно? Молодцы.

3. Развитие учебно-языковых и речевых умений. Слайд10

- Откройте рабочие тетради на стр.30 задание 7.

(Найдите «лишнее» слово: 1) на собаке; 2) с собачкой; 3) перед собакой; 4) у собаки)

- Что объединяет все записанные слова? (падежные формы с предлогом)

- А какое слово лишнее? (Собачка) Почему? (однокоренное слово, а не форма слова собака)

- Можно ли у этих существительных определить падеж? (да)

- Что в этом помогает? (предлог)
- Теперь давайте выясним, действительно ли изменяются имена существительные во множественном числе по падежам.
- Выполним упражнение 126 стр. 100
(работа с учебником).

- Прочитайте задание про себя. Что надо сделать? (выписать имена существительные во мн.ч., выдел. основу, окончание, указать падеж)

- А знаете ли вы, что такое Мещёра? Слайд 11Читает ребёнок.

Слайд 12

И.п.     Д.п.          Д.п.            П.п.         И.п.

Леса, по лесам, по дорогам, в лесах, километры. (выделяют основу и окончание, указывают падеж)


- Сделайте вывод. (Имена существительные во множественном числе изменяются по падежам.)
- Прочитайте таблицу на стр.114 и скажите, правильно ли мы сделали вывод.

- Чем же отличаются падежные формы одного и того же слова в единственном и во множественном числе? (разные окончания)

- Какие окончания во множественном числе у существительных в Д.п., Т.п. и П.п.?

- Физминутка. Слайд 13

- Кто помог нам в проведении физкультминутки? (снеговики)

- Измените слова снеговик и снеговики по падежам. (У доски 2 ученика) Проверка. Слайд 14.

– А сейчас вам предстоит просклонять самостоятельно два слова: звезда, звёзды. Слайд 15.

- Но прежде объясните лексическое значение слова ЗВЕЗДА.( Небесное тело, Тот, кто прославился в какой-либо области деятельности, Геометрическая фигура, Морское беспозвоночное животное)

- Как называются такие слова? (многозначные) Сам. работа. Проверка.

- Как вы просклоняли эти слова. (чтение)

4. Закрепление.

- Спишите текст. В скобках запишите нужные вопросы. Определите падежи, выделите окончания. Проверка. Слайд 16.

5. Итог урока. Слайд 17

- Вспомните, какая была цель урока? Как изменяются существительные в единственном и множественном числе? (изменяются по падежам, в ед. и во мн. числе изменяют разные падежные окончания)

- Что нового узнали о падежах? (падеж есть в разных языках, падежи имеют другое, непривычное название, в разных языках разное количество падежей)

- Оцените свою работу на уроке. Почему так оценили?

6. Домашнее задание.

1) Р.т. т.5 з.4

2)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка

Слайд 2

Чистописание

Слайд 3

Ты молодец. (зеленый) Я доволен твоей работой на уроке. (желтый) Ты мог бы поработать лучше. (красный)

Слайд 5

Словарная работа П А Д Е Ж РОФЕССИЯ ККОРД РОЖЖИ ГЕРЬ УЖЖАТЬ Ч И С Л О ЕРЁМУХА НЕЙ ЕНТЯБРЬ АГЕРЬ ГУРЕЦ

Слайд 6

Непостоянные признаки имен существительных ЧИСЛО ПАДЕЖ Ед. ч . Мн. ч. И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.

Слайд 7

Изменение по падежам имён существительных в единственном и во множественном числе.

Слайд 8

Правила работы в парах Говори тихо Выслушай мнение товарища до конца Не перебивайте друг друга Будь вежлив и сдержан

Слайд 9

Соедини слова – помощники +вопросы с соответствующим падежом. Доволен Есть Думаю Вижу Дать Нет Кем? Чем? Кто? Что? О ком? О чем? Кого? Что? Кому? Чему? Кого? Чего? Р.п. В.п. Т.п. И.п. П.п. Д.п.

Слайд 11

МЕЩЕРСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ (Мещера), низменная равнина между реками Клязьма на севере, Москва на юго-западе, Ока на юге и Судогда на востоке. Высота от 80 до 130 м. Смешанные леса, на песках — сосновые боры; по долинам рек — луга; много болот и озер.

Слайд 13

физкультминутка

Слайд 14

Изменить по падежам слова (ед.ч.) снеговик снеговик снеговик снеговик снеговик о снеговик (мн.ч.) снеговик снеговик снеговик снеговик снеговик о снеговик И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. а у ? а ом е и ов ам ов ами ах

Слайд 15

звезда звёзды

Слайд 16

Моя мечта. На небе зажглись ( … ) звёзд... . Как же их много! Я люблю читать книги о далёких (о … ) звёзд.. . . Как бы хотелось полететь к этим таинственным ( … ) мир... . Я лежу на ( … ) трав… под звёздами и любуюсь ими. Ы Что? И.п. Чём? АХ Чему? АМ Чём? Е П.п. Т.п. П.п.

Слайд 17

Итог урока Какая была цель? Что нового узнали? Хочу знать больше Хорошо, но могу лучше Пока испытываю трудности Оцени свою работу



Предварительный просмотр:

Соедини слова – помощники + вопросы

с соответствующим падежом.

  • Доволен        +       кем? чем?              Р.п.
  • Есть               +       кто? что?               В.п.
  • Думаю           +      о ком? о чем?        Т.п.
  • Вижу             +       кого? что?             И.п.
  • Дать               +      кому? чему?          П.п.
  • Нет                 +      кого? чего?            Д.п.

Соедини слова – помощники + вопросы

с соответствующим падежом.

  • Доволен        +       кем? чем?              Р.п.
  • Есть               +       кто? что?               В.п.
  • Думаю           +      о ком? о чем?        Т.п.
  • Вижу             +       кого? что?             И.п.
  • Дать               +      кому? чему?          П.п.
  • Нет                 +      кого? чего?            Д.п.

Соедини слова – помощники + вопросы

с соответствующим падежом.

  • Доволен        +       кем? чем?              Р.п.
  • Есть               +       кто? что?               В.п.
  • Думаю           +      о ком? о чем?        Т.п.
  • Вижу             +       кого? что?             И.п.
  • Дать               +      кому? чему?          П.п.
  • Нет                 +      кого? чего?            Д.п.

Соедини слова – помощники + вопросы

с соответствующим падежом.

  • Доволен        +       кем? чем?              Р.п.
  • Есть               +       кто? что?               В.п.
  • Думаю           +      о ком? о чем?        Т.п.
  • Вижу             +       кого? что?             И.п.
  • Дать               +      кому? чему?          П.п.
  • Нет                 +      кого? чего?            Д.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока и презентация по теме Род имен существительных в единственном и множественном числе

конспект урока и презентация по теме "Род имен существительных в единственном и множественном числе"...

Урок русского языка в 4 классе (Школа 2100) Тема: Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числах.

Урок дан с использованием электронного тренажера ("Русский язык 4 класс" - рабочая тетрадь и CD-диск, составитель Баркалова Н.М.). Электронный тренажер помогает обучающимся 4 класса в формировании осн...

Закрепление знаний о правописании падежных окончаний имён существительных в единственном и во множественном числе (УМК "Перспектива" 4 класс, 2 часть)

Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний о правописании падежных окончаний имен существительных в ед.ч и во мн. числе....

Урок с постановкой проблемной ситуации "Творительный падеж имен существительных в единственном числе".

Урок по русскому языку «Творительный падеж имен существительных в единственном числе»...

Технологическая карта по русскому языку на тему: "Употребление имен прилагательных в единственном и во множественном числе" 2 класс

Тема: Употребление имен прилагательных в единственном и во множественном числе;Цели деятельности учителя: тренировка умения распознавать единственное и множественное число у имен прилагательныхПредмет...