Конспект урока по рускому языку "Безударные окончания имен существительных в единственном числе" 3класс ПНШ
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок направлен на формирование умения правильно писать безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе. Дети научатся пользоваться таблицей и инструкцией, которые помогут в выборе правильного окончания существительных и для самопроверки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по русскому языку 3 класс ПНШ | 27.58 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Организационный момент.
- Проверим свои рабочие места.
II. Психологический настрой. Целеполагание к уроку.
- Я рада начать наш урок, на котором присутствуют наши мудрые гости. Пусть будет сегодня нам всем светло, уютно и всем очень легко. Давайте, ребята, подарим свои улыбки друг другу и, обязательно, нашим гостям и поздороваемся с ними.
Я желаю, чтобы вы на уроке помогали другу!
Я желаю, чтобы вы всегда решали, возникающие у вас проблемы вместе!
Чтобы вы открыли что – то новое и интересное сегодня на уроке!
И, самое главное, чтобы хорошее настроение всегда присутствовало у вас на уроке!
- Итак, устремимся по ступенькам знаний к новым открытиям. Готовы?
- К сегодняшнему уроку я подготовила девиз:
«Если знания – сила,
Мы хотим, чтоб она,
Наконец, победила!».
- Прочитайте его, пожалуйста.
- Как вы понимаете выражение?
- Что такое знания?
(совокупность усвоенных норм и представлений)
Т.е., человек обладает определенной информацией, и это ему позволяет решать поставленные задачи.
Выражение «Знание - сила» принадлежит английскому мыслителю и философу 16 века Френсису Бекону.
- Ребята, а можете ли вы добывать эти знания сами?(ответы детей)
- А зачем нам эти знания добывать самим? (ответы детей)
- Правильно, чтобы это нам пригодилось на практике, в жизни.
-А хотите сегодня на уроке узнать что - то важное, то что пригодится в жизни? (ответы детей)
III. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.
- А сейчас давайте приготовим свои руки, пальчики к новому этапу.
Будем пальчики считать
Раз, два, три, четыре, пять.
Вот, какие дружные
Крепкие и нужные. Потрите их хорошенько!
- Скажите, а к какому этапу мы с вами подготовились?
- Что мы сейчас будем делать?
- А какой этап урока? Кто догадался?
- Правильно, чистописание.
- А цель этого этапа какая?
- Что мы делаем? (ответы детей)
- На улице чудесная погода и она нас заставила задуматься о чем – то интересном.
- Посмотрите на доску. Прочитайте слова.
Шайба
коньки
клюшка
вратарь
игра
ворота
Третьяк
- Что общего в этих словах?
- Может быть, их объединяет какое – то слово, которого нет среди них?
- Какого? (хоккей)
- Правильно. Посмотрите на слово, прочитайте по слогам.
- Что такое хоккей?
Хоккей – это командная спортивная игра на льду, заключающаяся в противоборстве двух команд, которые стремятся забить в ворота сопернику как можно больше шайб. Родина хоккея – Канада.
- Что необычного заметили в записи этого слова?
- Запишите к себе в тетрадь, соблюдая такой красивый узор «с завиточками», как у меня. (проверяю)
- Какая орфограмма встретилась в этом слове?
- Кто заметил? (удвоенная -н-)
- Какая гласная стоит в первом слоге? (-О-)
- Гласная -о-, ударная или безударная ? ( безударная )
- Какая гласная стоит во втором слоге? (- Е-)
- А теперь, над той буквой, которая понравилась вам больше всего, нарисуйте синим карандашом снежинку.
(этот вид спорта традиционно считается зимним, хотя проводят и летом, и называется хоккей на траве )
- Оцените свою работу, а я посмотрю, у кого какие красивые буквы! Молодцы!
- Сможем проверить безударную гласную? Почему?
- Значит, она какая? (непроверяемая)
- Значит, какое это слово? (словарное)
- Кто из вас догадался, какой следующий этап урока?
- Правильно, словарная работа.
III. Актуализация опорных знаний.
1) Словарный диктант.
- Я раздала вам листочки со словами, в которых пропущены буквы. В течение одной минуты вы должны вставить буквы и положить листочек на край парты. Я их соберу и поставлю отметки за словарный диктант.
- Листочки необходимо подписать. Приступайте к работе. Время пошло!
…втобус, …птека, ...ллея, вин…грет, в…зал, в…сток, г…рох, д…рога, за…трак, зап…д, к...мп…тер, м…лина.
2) Орфографическая работа
- Прочитайте слова. Разделите их на две группы. Выполните задание в парах. Вам даётся на это 2 минуты. Время пошло.
Из рек…, из книг…, по вод…, по комнат…, в степ…,в повест… .
- Скажите, по какому принципу делили слова на группы? (ударные и безударные окончания)
- Прочитайте, какие слова записали в 1 столбик. Выделите окончания. (Из реки, по воде, в степи.)
- Прочитайте, какие слова записали во 2 столбик. Выделите окончания. (Из книги, по комнате, в повести.)
IV. Постановка проблемы
- В каком столбике написание падежных окончаний не вызвало у вас затруднений? (1столбика)
- Почему?(Окончания ударные, ясно слышим.)
- Написание каких слов вызвало затруднения?
(2 столбика)
- Почему?
(Окончания безударные, звук может не соответствовать букве)
- Возникает вопрос, как же проверить?
- Трудно ответить на этот вопрос?
- Почему трудно? (Не знаем правило проверки)
- Попробуйте определить тему урока.
(Правописание безударного падежного окончания. )
- А цель нашего урока?
(Научиться правильно писать безударные окончания существительных.)
IV. Построение проекта выхода из затруднения
- Работа по учебнику, стр.6.
– Интрига урока (читает Яна до слов… «…успокоила всех Анишит Йокоповна».
- Работа по рядам.
- Поработайте в группах по таблице.
1 ряд – рассмотрите окончания существительных I скл., что заметили?(-е- в Д.п. и П.п.)
2 ряд – рассмотрите окончания существительных II скл., что заметили вы?( -о-,-е- в И.п. и В.п. в словах «село», «поле»; -е- в П.п.)
3 ряд – рассмотрите окончания существительных III скл., что интересного вы увидели? (-и- в Р.п., Д.п., П.п.)
- Какой можете сделать вывод об окончаниях имен существительных I, II, III склонений?
ВЫВОД: (делают ученики)
V. Решение проблемы
1) Продолжение работы по учебнику, стр.7 – 8.
- Дослушаем интригу урока до конца.
- Что же мы напишем на месте пропуска в двустишии?
- Что нам поможет правильно написать безударное падежное окончание?
- Как вы думаете, сможет нам помочь таблица, с которой нас познакомила Анишит Йокоповна?
- Давайте проверим и докажет это.
1. От какого слова зададим вопрос к слову «у дорожки»? (плачет)
2. Какой падежный вопрос необходимо задать?
(у чего?)
3. Какой это падеж? (Р.п.)
4. Обратимся к таблице. В Р.п. какие окончания? (-ы-,-и-)
5.Какое окончание напишем? (-и-)
VI. Первичное закрепление
- А сможет ли нам помочь инструкция?
- Кто нас с ней познакомит? Прочитайте. Спасибо.
- Обратите внимание на опорные слова.
- Почему они так называются?
- Правильно, потому что они нам будут помогать правильно определять падежные окончания.
- А теперь с помощью инструкции докажем , какое же окончание нужно записать в предложении?
- Помним, что все шаги алгоритма проговариваем вслух.
- Можно использовать опорные слова, слова – помощники. (ответы детей)
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой
1)Работа по учебнику, стр.10, упр. 2.
- Что нужно сделать, прочитайте.
Работаем по вариантам.
1 вариант – выполнить первую часть упражнения. Т.е., подчеркните предлоги вместе с существительными, в форму которых они входят.
2 вариант – выполнить 2 часть задания. Над существительными с пропущенными окончаниями укажите склонение, падеж и число.
- Необходимо пользоваться инструкцией. На эту работу отводится 3 минуты. Будьте сосредоточенными! Время пошло!
- Объясните написание подчёркнутых орфограмм и свой выбор пропущенных орфограмм.
- Проверим. (слайд)
-Оцените результат своей работы.
- Поднимите руку, кто справился с поставленной задачей?
- Кто справился без затруднений?
- Кто справился, но испытывал небольшие затруднения?(какие?)
- Кто справился с поставленной задачей с помощью одноклассника, учителя?
- Кто не справился?
- Какую отметку сами себе поставили?
VIII. Включение в систему знаний и повторение
- Работа в ТПО, стр.5, упр. 4.
- Работайте в паре.
- Выполните по заданию. Прочитайте про
себя. Что нужно сделать?
- Как найти словосочетания?
- От какого главного слова зададите вопрос к зависимому? (от глагола)
-Вставьте безударные падежные окончания имен существительных.
- Укажите число, склонение и падеж.
- Найдите слово с безударными гласными в корне, проверяемые ударением.
- Подчеркните синим карандашом слова с безударным гласным в корне, проверяемым ударением.
- Найдите слова с парным согласным в корне слова и подчеркните желтым карандашом.
- Проверим.
IX. Рефлексия деятельности
- Какую проблему ставили в начале урока?
- Удалось ли справиться?
- Каким способом решали проблему?
- Кто считает, что не испытывает затруднений при определении, написании безударных окончаний?
- А кто думает, что нужно потренироваться еще, чтобы хорошо научиться?
- Как оцениваете свою работу на уроке?
- Продолжите фразу : « Могу похвалить своих одноклассников за…».
X.Домашнее задание
Стр.10, упр.3.
XI. Итог урока
- Какая была тема сегодняшнего урока?
- Материал урока был понятен/не понятен?
- Урок показался коротким/длинным?
- За урок устал(а)/не устал(а)?рок окончен. Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку по теме "Безударные окончания имен существительных в единственном числе"
Данный урок итоговый по теме "Имя существительное". Он направлен на закрепление и обобщение знаний о правописании безударных окончаний имен существительных в единственном числе. Конспект урока с...
Конспект урока по теме «Падежные окончания имен существительных 1-го склонения».
Конспект урока по теме «Падежные окончания имен существительных 1-го склонения»....
Конспект урока по теме: "Безударные окончания имён существительных в единственном числе. Закрепление".
Наглядный материал, для большей заинтересованности детей....
Конспект урока «Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных» 3 класс
Цели деятельности учителя:Формирование умения правильно писать безударные окончания имен существительных;Планируемые результатыПредметные:знать правописание безударных окончаний имен существител...
Конспект урока русского языка «Варианты окончаний имен существительных во множественном числе» (УМК «Перспектива», 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление с вариантами окончаний имен существительных во множественном числе; повторение темы «Имя существительное»Планируемые результатыПредметные:Знать: как...
Конспект урока русского языка "Безударные окончания имен существительных в единственном числе" (УМК «ПНШ», 3 класс)
Цели деятельности учителя: закрепление навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе, закрепление знаний о склонениях имен существительных.Планируемы...
Конспект урока русского языка "Падежные окончания имен существительных в дательном падеже" 4 класс. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: Правильно писать окончания существительных в Д.п., осознанно работать по алгоритму для правильного написания падежных окончаний имён существительных в Д.п.Планируемые резуль...