Конспект урока обучения грамоте
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Завьялкина Надежда Фёдоровна

Конспект урока обучения грамоте по теме  « Согласные буквы Г г , звуки [ г ], [ г' ]. УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umk.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:

УМК « Школа России».

Тема урока « Согласные буквы Г г , звуки [ г ], [ г' ]

  1. Обучение грамоте
  2. 1 класс.
  3. Учебник « Азбука» автор В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин и др.
  4. Цель урока: познакомить с новыми звуками и буквой.
  5. Задачи урока:
  1. Обучающие: формировать умение отвечать на вопросы учителя; формировать навыки сознательного, правильного, плавного чтения.
  2. Развивающие: развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, логическое мышление, устную речь, внимание, расширять кругозор.
  3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, интерес к чтению , умению работать в парах.
  1. Комбинированный урок.
  2. Формы работы учащихся: парная, самостоятельная, дифференцированная, беседа.
  3.  Техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация, интерактивная доска.

                                               Структура и ход урока.

№  

Этап урока

Название использо ванных

ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

( в мин.)

I

Организа -ционный момент 

Долгожданный дан звонок. Начинается урок.

-  Сегодня к нам в гости пришёл мудрый гном. Живут в подземном государстве маленькие человечки – гномы.  Ходят  они по узким коридорам,  фонарями  освещая себе путь. Плечом к плечу борются со страхом, помогают друг другу. Сегодня мы отправимся в путешествие с одним замечательным мудрым гномом. Он познакомит нас со своими друзьями и научит многим премудростям , а мы их соберем в свой багаж знаний. 

- Вы должны точно так же , как гномы помогать  друг другу, быть внимательными.

( Слайд 1)

Настраивают ся на успешную работу

1

II.

Актуализация знаний    ( повторе-

ние пройден

ного).

- Чтобы наше путешествие было интересным, давайте повторим  чистоговорочку. Но только в полголоса, чтобы гнома не напугать.

3

1

Разминка – чистоговор

ка

Ар – ур – эр – ор – вышла детвора во двор 

Ру – ол – ро – ра – прятки лучшая игра 

Ра – ро – ра – ру – разбегайтесь по двору 

- Какой звук нам часто встречался? Что это за звук? (Звук [р] – согл. тв., звонкий)

( Слайд 2)

Проговаривают. (развитие звукопроизношения)

2

3

Повторение изученных букв по       « ленте букв»

Интерактивная задача 

«Гласные звуки и буквы»

1

-Ребята , давайте расскажем гному, с какими буквами уже познакомились.

 (а, о, у, ы,      ;    н, м, л, р, б, в, д, з,

   ю. я, и, е,ё                          п, к, т, с) -Какие буквы живут в красном домике? (гласные)

-Почему  звуки  гласные? (произносятся с голосом ,  без преград произносят , образуют слог, можно петь)

- Что могу обозначать гласные буква у согласных? ( Мягкость и твёрдость согласных.)

-Сейчас мы проверим.

(Работа с интерактивной доской)

Называют изученные буквы.

Характеризу

ют гласные звуки.

На интерактив

ной доске

передвигают кубики на коврике.

III

Постановка целей и определе-

ние темы урока           ( проблем-

ная ситуация).

-Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой. Хотите узнать с какой……?

-Гном предлагает вам несколько вариантов, как можно узнать какая это буква. Давайте я прочитаю, а вы выберите  один из вариантов.

1. Назвать букву, которую будем учить.

2. Открыть «Азбуку» и найти новую букву.

3. Отгадать загадку и узнать новую букву, получив отгадку. Отгадка начинается с новой буквы

-Отгадываем загадку …?

 1. Тает снег.

     Течет ручей

     На ветвях полно…..

                                         (грачей)

2. Я в любую непогоду

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь –

Чистоплотный  серый…….

                                 ( гусь)

-Посмотрите на экран 

(Слайд 3 )

-Что объединяет эти слова?

 ( Все слова начинаются с [г]) 

-Ребята, кто может назвать тему нашего урока?

-Верно, сегодня мы познакомимся с буквой « Г».

-Давайте подумаем , что ещё мы должны узнать и чему научиться на уроке?

 1. Познакомиться с новой  буквой.

2. Узнать, какие звуки обозначает эта буква.

3. Научиться читать слоги и слова с новой буквой.

Выбирают наиболее интересный вид деятельности.

Выбрали загадку.

Отгадывают загадки.

 Находят, что объединяет слова.

 Самостоятельно пытаются сформулиро

вать (формулиру

ют) темы и цели урока

2

IV

Работа по теме урока.

-К нашему гному в гости прилетели его друзья гуси. Они принесли в своих клювиках картинки.

( Слайд 4)

8

1.

Работа в парах.

-А чтобы узнать, что изображено на картинках, надо поработать в парах. Составьте схему слова  ГУСИ.

(проверка  схемы по слайду)

( слайд 5)

Работают в паре,  договариваются  и приходят к общему решению.

 Работают со схемами.

2.

Знакомство со звуками [г], [г’]

-Открываем картинки. Что вы видите ?

        (гриб, круги) (Слайд.6)

а) Анализ схемы  слова гриб и первого звука [г]

-Произнесем слово  гриб хором.

( Слайд 7)

-Какая из двух схем соответствует слову гриб? Почему?

-Давайте произнесем первый звук [г].

-Какой он: гласный или согласный?

-Почему согласный?

(Встречаем препятствие, произнося его )

-Что ещё можно о нём  сказать? (твердый)

Исследуют схему и выделяют правильную схему слова гриб.

б) Выделение второго звука[г’]  и его анализ.

-Произнесите второе слово: круги.

-Сколько в слове слогов?

-Какой слог ударный?(2-ой).

-Произнесите этот слог хором. (ги).

-Какой новый звук вы услышали в слоге ги?

-Что вы можете о нём сказать?

([г’]- согласный, мягкий, звонкий.)

-Гном спрашивает, какой вывод мы можем сделать о новых звуках?

(Звуки  [г] и [г‘] – согласные, бывают твердыми и мягкими )

-А вы забыли ещё одно свойство звуков. Гном предлагает вам закрыть руками уши и произнести звук [г].

-Какой это звук звонкий или глухой? (звонкий)

-Почему? (произносится с голосом).

Исследуют новый звук [г‘].

 Делают вывод и дают характеристику новым звукам.

На практике находят еще одно свойство нового звука [г]

в) Упражне

ние на прослушивание звуков [г], [г‘]. (Просмотр клипа)

-Ребята , мудрый гномик взял в лесной видеотеке небольшой клип о новых звуках. Дал его ему мудрый филин. Вы должны сейчас посмотреть этот клип и назвать как можно больше предметов, где встречаются новые звуки, а также определить, в какой части слова они находятся. ( Слайд 8) (Демонстрация клипа).

Просматривают клип, наблюдают за словами с новыми звуками и находят место звука в слове.

V

Музыкаль

ная физминутка.

2

-Гномы не только трудятся, но и умеют отдыхать и заботиться о своем здоровье.

-Давайте сделаем физминутку.

 (Слайд 9)

Выполняют физминутку, повторяя движения за утёнком.

1

VI

Продолжение работы по теме урока.

- А теперь мудрый гном хочет, чтобы вы ему прочитали слова с новой буквой. Прочтете?  (нет)

- Почему? (не знаем, как выглядит буква Г)

6

1.

Знакомство с буквами Г, г

-А может, кто то из вас покажет букву г?

-Мудрый гном знакомит вас с буквой Г (гэ)

      -Подобно кочерге 

       Горбит спину буква Г.

-Гном интересуется, а на что ещё похожа буква Г?

( Слайд 10)

Ученик показывает новую букву в « Алфавите»

Знакомятся с новой буквой и сравнивают её с похожими предметами.

2.

Чтение слогов слияний.

-Гном предлагает вам подружить согласную букву г с гласными буквами .

Г протянула руку букве  А

             Получилось  ГА.

А потом и букве О, получилось ГО.

И конечно букве У, получилось ГУ.

Подружилась с буквой И, получилось ГИ

И с буквой Е, получилось ГЕ

( Слайд 11)

-Буквы подружились и получились слоги.

Читают слоги слияния

3.

Работа по учебнику с. 118.

 а) чтение слов в книге.

А теперь давайте откроем книгу и покажем гному, как мы умеем читать.

ГАЛЯ             ГРИБЫ

ГЕНА             КОРЗИНА

ГРИБ              КОРЗИНКА

-Почему слова Галя и Гена написаны с большой буквы ? (Имена людей!)

Читают слова с изученной буквой Г по учебнику.  

Повторяют правило правописания большой буквы в именах людей

б) беседа о грибах.

Читаете вы, неплохо говорит гном, а вот собирали ли вы грибы этой осенью?

-Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные)

( Слайд 12)

-Какие надо собирать?

-Какие съедобные грибы вы знаете?

-А как правильно их собирать? (низко наклоняться, чтобы увидеть гриб, срезать ножом, а не вырывать с корнем)

Отвечают на поставленные вопросы, делятся своими впечатления-

ми и высказывают своё мнение

VII

Физминутка

-Давайте все вместе покажем гному как собирать грибы.

   Гриша шёл, шёл, шёл.

   Белый гриб нашёл.

   Раз грибок, два грибок

   Положил их в кузовок.

Выполняют физминутку, проговаривая каждое слово.  

1

VIII

Продолжение работы по учебнику

- Мы с вами набрали грибов и посмотрите, куда привёл нас гном?

( В город грибов)

11

1.

Работа по иллюстрации учебника с.117.

-Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.    Что необычное в этом городе?

-Чем занимаются жители городка?

- В форме чего построены дома?

- Как вы думаете, как живётся жителям?

- Составьте предложения о жителях грибного городка.

( Мы пришли в город грибов. Хорошо живётся жителям. Они трудолюбивы и заботливы. Домики- грибочки: подосиновики, грузди, подберёзовики.)

Рассматрива-

ют иллюстрацию, отвечают на вопросы.  Рассуждают.

Составляют предложения по иллюстрации.

2.

Работа с текстом с. 118

а) дифференцированная работа

-Вы составили гному предложения о грибном городке, а теперь давайте ему прочитаем, что написал автор в « Азбуке»

 -Гном предлагает вам выбрать задание по силам и выполнить его.

1 задание- прочитать текст.

2 задание- прочитать текст и подчеркнуть слова с букой г.

Выбирают и выполняют задания по силам.

б) чтение текста

 «цепочкой»

- А теперь гном послушает как каждый из вас читает вслух.

-О ком говорится в тексте?

( О Гале и Гене).

- Что вы о них узнали?

( Собирали грибы)

Читают текст  «цепочкой» 

  

Отвечают на вопросы учителя  

в) выборочное чтение

-Найдите и прочитайте, какие грибы собрала Галя. ( Боровики).

- Прочитайте, как автор описывает гриб-боровик. ( И красив он и велик).

-Прочитайте, какие грибы собрал Гена.

( Поганки).

- Чем опасны поганки?

- Как можно назвать Гену ?( Горе- грибник).

- Что бы вы ему посоветовали?

( Лучше узнать грибы).

Как вы думаете, что сделает с грибами Галя?

Находят ответы на вопросы в тексте в результате поиска.

Делятся своими предположениями.

Дают советы.

Предлагают версии использования грибов

IX

Подведение итогов урока.

- Гном хотел бы уточнить:

-С какой буквой познакомились?

-Какие задания выполняли?

- Какие из них понравились больше всего?

- Какие вызвали затруднения?

 ( Слайд 13)

 

1

Рефлексия

Как вы думаете, гном доволен вашей работой на уроке ? 

А кто из вас считает, что гному не понравилась его работа на уроке? Почему?

- Гном надеется, что на следующем уроке, вы будете работать ещё лучше и не забудете о том, чему вас научил гном.

-А  мне гном прошептал, что вы ему очень понравились и на прощанье мудрый гном дарит каждому грибочек, который вы раскрасите дома

Анализируют свою работу и работу товарищей на уроке. Высказывают своё мнение

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте 1 класс

На данном уроке дети осваивают работу в четвёрках(подготовка к работе в группе). Работа проводится на этапе закрепления.Задания на уроке - моя педагогическая находка....

Конспект урока обучения грамоте по теме "Знакомство со строчными согласными "п", "т" и соответствующими звуками.

Конспект урока составлен по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной "Моя любимая азбука"....

Конспект урока обучения грамоте по теме "Живая природа. Знакомство с предложением"

Цель: систематизировать знания о живой природе.Задачи: 1)обобщить знания детей о слове, развивать умение слышать звучащее слово2) познакомить с понятием "предложение", ввести схему предложения3)способ...

Конспект урока обучения грамоте Тема урока: «Гласные и согласные звуки» (УМК « Система Л.В.Занкова»)

Конспект урока обучения грамоте  с использованием интерактивной доски, нетбуков для детей, Единой Коллекции ЦОР,  CD Программно-методического комплекса "Развитие речи"для интерактивной доски...

Конспект урока обучения грамоте.(Программа «Школа 2100») Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.

Урок в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш» разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе «Школа 2100». Это урок «открытия» новых знаний. Он проведён по технологии проблем...

Конспект урока обучения грамоте 1 «В» класс. Тема урока: «Век живи, век учись. Как образуется слог?»

1.      Обсудить тему «Век живи, век учись».2.      Вспомнить сказку «Волк и семеро козлят».3.      Р...

Конспект урока обучения грамоте (чтение). УМК «Перспектива». Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».

Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».Тип урока: урок открытия нового знанияЦель. Создать условия для формирования новых знаний  учащихся о звуках [в] и [в̓]...