Открытый урок по русскому языку "Путешествие в страну Глаголию"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Урок направлен на систематизацию знаний о глаголе. Проведён в нестандартной форме. Урок-путешествие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_stranu_glagoliyu.docx | 22.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ТЕМА: «Путешествие в страну Глаголия»
Цели: образовательные: обобщение и систематизация знаний учащихся о глаголе;
закрепление умений определять морфологические признаки глагола;
развивающие: развитие речи детей, логического мышления, внимания, памяти;
воспитательные: воспитание любви к русскому языку.
Ход урока.
- Мотивация к учебной деятельности
Девиз урока. Слова должны образовывать живые гирлянды и хороводы, они должны петь, трубить и плакать.
Сабир Абдулла «Выучи русский язык»
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
Он твой наставник — великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово — свободы зарница,
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово —
Выучи русский язык!
Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаянных мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!
- Актуализация знаний
Упражнение «Оживите картинку»
На доске текст.
Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле.
(наступила, уснула, погасли, шумит, качаются, пошёл, белеет)
- Прочитайте текст.
- Чем можно «оживить» картинку?
- Почему именно эти слова «оживили» картинку?
- Назовите тему урока
- Поставьте цель урока.
- Мы сегодня проведём необычный урок
- У нас будет урок-путешествие по стране Глаголии.
Карта страны Глаголии:
- Город «Исторический»
- Город «Орфографический»
- Город «Грамматический»
- Город «Творческий»
3. Включение в систему знаний
- Мы с вами попали в город «Исторический».
- Хотелось бы вам узнать откуда взялось это странное слово глагол, без которого не построишь никакого предложения?
Выступление детей с мини сообщениями
- Слово глагол вообще и означало по старославянски слово, существовало и слово глаголати. Предки рассматривали его как слово из слов, важнейший вид слов. Значит, глагол выражает действие? Но вот, что самое интересное бездействие мы выражаем тоже с его помощью: молчать, стоять.
- В разговорном языке мы это грамматическое понятие не употребляем. Мы не говорим «что ты мне глаголешь?» Однако в произведениях наших великих писателей и поэтов встречается само слово глагол.
У Пушкина: И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
У Лермонтова: Вот у ног Ерусалима,
Богом сожженна,
Безглагольна, недвижима
Мёртвая страна.
- Судьба слова глаголь ( то есть говори) в русском языке в письме довольно причудлива. Оно стало в старорусской азбуке названием буквы Г: так и читалось: Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро…, т.е. А, Б, В, Г, Д. Азбука раньше называлась Абевега.
- Расскажите о глаголе по плану:
1. Что такое глагол?
2. Что обозначает?
3. На какие вопрсы отвечает?
4. Как изменяется?
5. Каким членом предложения чаще всего бывает?
По плану составить кластер. (грамматические признаки глагола: лицо, вид, форма, спряжение, время, наклонение, число, род)
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета или его состояние, отвечает на вопросы что делать, что сделать. Глагол изменяется по временам, числам, лицам. В предложении чаще всего является сказуемым.
Следующий наш сказочный город «Орфографический»
- На этом удивительном острове растут чудо-деревья. А на деревьях удивительные плоды с орфограммами.
1 яблочко – правописание приставок в глаголах.
((по) явился, (на)клеить, (на)поляне, (по)воде, (за)помнить)
2 яблочко – правописание приставок на з-с.
((и…пугаться, ра…дать, и…править, ра…сказать, ра…бежаться)
3 яблочко – правописание не с глаголами.
((не)помогать, (не)смотреть, (не)годовать, (не)волить, (не)спорить
4 яблочко – мягкий знак после шипящих в глаголах.
((береч…, помоч…, сидиш…, чертиш…, знаеш…)
5 яблочко – правописание ться и тся в глаголах.
((удивляе(ца), случае(ца), улыбае(ца), торопи(ца), давно готови(ца)
- Следующий сказочный остров «Грамматический»
- Допиши пословицы. Выдели окончание глаголов, укажи спряжение.
Работа в парах.
1. С кем поведёшься, от того и (наберёшься)
2. По платью встречают, по уму (провожают)
3. Декабрь год кончает, зиму (начинает)
4. Что посеешь, то и (пожнёшь)
5. У скупого зимой снега (не выпросишь)
6.Горе старит, а радость (молодит)
- Укажите спряжение глаголов с ударным окончанием.
Вот передо мною чудный сад цветёт;
В том саду большое дерево растёт.
Золотая клетка на сучке висит;
В этой клетке птица точно жар горит;
Прыгает в той клетке, весело поёт;
Ярким, чудным светом сад весь обдаёт.
- Следующий сказочный остров «Творческий»
Работа в группах
- Восстановите текст (восстановительный диктант)
Учитель читает текст. Дети записывают только глаголы, а затем восстанавливают текст по памяти.
(Даны глаголы: жила, взяла, забросила, рассыпалась, пролегла, освещает, возвращались, находили)
Африканская сказка.
В давние времена жила девушка. Взяла она однажды горсть золы и забросила её на небо. Зола рассыпалась там, и по небу пролегла звёздная дорога. С тех пор эта звёздная дорога освещает ночью Землю мягким светом, чтобы люди возвращались домой не в полной темноте и находили свой дом.
- Составление синквейна «Глагол»
1. Существительное (1 слово)
2. Прилагательное (2 слова)
3. Глагол (3 слова)
4. Фраза, раскрывающая суть, пословица…
5. Существительное – вывод
4.Рефлексия.
- Какой сегодня был урок?
- Назовите тему урока.
- Какую цель вы себе сегодня на уроке поставили?
- Вы достигли цели?
- Что понравилось больше всего?
Оцените себя. Посмотрите на экран и оцените свою работу на уроке, используя подходящий фразеологизм.
- зарубить на носу – запомнить навсегда
- спустя рукава – работать кое- как
- закатив рукава – потрудиться на славу
- быть на седьмом небе от счастья – безграничное счастье
- лебедь, рак и щука – несогласованность
-дело выгорело – благополучно закончилось.
С благоговеньем прикасайся
К тому, чем ты вооружён,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком
Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.
Ему к лицу и термин узкий,
И междометный вздох и клич.
Гордись, что понимаешь русский,
Старайся глубину постичь!
- Домашнее задание – творческое.
Сочинение-миниатюра «Зима». Включить как можно больше глаголов.
Используемая литература:
- Волина В.В. «Весёлая грамматика» , год издания 1999;
- Ушакова О.Д. «Полный курс русского языка», год издания 2008
- Фёдорова Т.Л. «Правила и упражнения по русскому языку», год издания 2015
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку по теме "Глагол"
Цели: 1. Систематизировать знания детей о глаголе, развивать умение правильно употреблять их в речи. 2. Углубить знания учащихся о данной части речи. ...
Открытый урок по русскому языку "Неопределенная форма глагола: особенности, строение. написание"
Познакомить учащихся с неопределенной формой глагола как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам; научить выделять глаголы неопределенной формы в контексте; образовывать от глаголов ...
Открытый урок по русскому языку "Понятие о глаголе как части речи"
Очень интересный урок. На уроке используются разные виды и формы работ . Есть задания,которые носят разноуровневый и творческий характер....
Открытый урок по русскому языку «Неопределённая форма глагола» 4 класс. УМК «Школа России»
Интересный урок. На уроке используются разные виды работ. На протяжении всего урока детям будет интересно....
Открытый урок по русскому языку "Обобщение о глаголе" 4 класс, Школа России
Интересный урок. На протяжении всего урока учащиеся будут закреплять знания о постоянных и непостоянных грамматических признаках глагола....
Открытый урок по русскому языку по теме :"Глагол"
Открытый урок по русскому языку по теме :"Глагол" (УМК Школа России)...
Открытый урок по русскому языку "Не с глаголами"
Правописание частицы НЕ с глаголами...