Открытый урок по русскому языку "Путешествие в страну Глаголию"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Манушарова Ольга Владимировна

Урок направлен на систематизацию знаний о глаголе. Проведён в нестандартной форме. Урок-путешествие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_glagoliyu.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ТЕМА: «Путешествие в страну Глаголия»

Цели: образовательные: обобщение и систематизация знаний учащихся о глаголе;

закрепление умений определять морфологические признаки глагола;

развивающие: развитие речи детей, логического мышления, внимания, памяти;

воспитательные: воспитание любви к русскому языку.

Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности

Девиз урока. Слова должны образовывать живые гирлянды и хороводы, они должны петь, трубить и плакать.

Сабир Абдулла  «Выучи русский язык»

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

Он твой наставник — великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!

Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово — свободы зарница,
Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово —
Выучи русский язык!

Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаянных мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!

  1. Актуализация знаний

Упражнение «Оживите картинку»

На доске текст.

Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле.

(наступила, уснула, погасли, шумит, качаются, пошёл, белеет)

- Прочитайте текст.

- Чем можно «оживить» картинку?

- Почему именно эти слова «оживили» картинку?

- Назовите тему урока

- Поставьте цель урока.

- Мы сегодня проведём необычный урок

- У нас будет урок-путешествие по стране Глаголии.

Карта страны Глаголии:

  1. Город «Исторический»
  2. Город «Орфографический»
  3. Город «Грамматический»
  4.  Город «Творческий»

3. Включение в систему знаний

- Мы с вами попали в город «Исторический».

- Хотелось бы вам узнать откуда взялось это странное слово глагол, без которого не построишь никакого предложения?

Выступление детей с мини сообщениями

  1. Слово глагол вообще и означало по старославянски слово, существовало и слово глаголати. Предки рассматривали его как слово из слов, важнейший вид слов. Значит, глагол выражает действие? Но вот, что самое интересное бездействие мы выражаем тоже с его помощью: молчать, стоять.
  2. В разговорном языке мы это грамматическое понятие не употребляем. Мы не говорим «что ты мне глаголешь?» Однако в произведениях наших великих писателей и поэтов встречается само слово глагол.

У Пушкина: И, обходя моря и земли,

                      Глаголом жги сердца людей.

У Лермонтова: Вот у ног Ерусалима,

                             Богом сожженна,

                             Безглагольна, недвижима

                             Мёртвая страна.

  1. Судьба слова глаголь ( то есть говори) в русском языке в письме довольно причудлива. Оно стало в старорусской азбуке названием буквы Г: так и читалось: Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро…, т.е. А, Б, В, Г, Д. Азбука раньше называлась Абевега.

- Расскажите о глаголе по плану:

1. Что такое глагол?

2. Что обозначает?

3. На какие вопрсы отвечает?

4. Как изменяется?

5. Каким членом предложения чаще всего бывает?

По плану составить кластер. (грамматические признаки глагола: лицо, вид, форма, спряжение, время, наклонение, число, род)

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета или его состояние, отвечает на вопросы что делать, что сделать. Глагол изменяется по временам, числам, лицам. В предложении чаще всего является сказуемым.

Следующий наш сказочный город «Орфографический»

- На этом удивительном острове растут  чудо-деревья. А на деревьях удивительные плоды с орфограммами.

1 яблочко – правописание приставок в глаголах.

((по) явился, (на)клеить, (на)поляне, (по)воде, (за)помнить)

2 яблочко – правописание приставок на з-с.

((и…пугаться, ра…дать, и…править, ра…сказать, ра…бежаться)

3 яблочко – правописание не с глаголами.

((не)помогать, (не)смотреть, (не)годовать, (не)волить, (не)спорить

4 яблочко – мягкий знак после шипящих в глаголах.

((береч…, помоч…, сидиш…, чертиш…, знаеш…)

5 яблочко – правописание ться и тся в глаголах.

((удивляе(ца), случае(ца), улыбае(ца), торопи(ца), давно готови(ца)

- Следующий сказочный остров «Грамматический»

- Допиши пословицы. Выдели окончание глаголов, укажи спряжение.

Работа в парах.

1. С кем поведёшься, от того и (наберёшься)

2. По платью встречают, по уму (провожают)

3. Декабрь год кончает, зиму (начинает)

4. Что посеешь, то и (пожнёшь)

5. У скупого зимой снега (не выпросишь)

6.Горе старит, а радость (молодит)

- Укажите спряжение глаголов с ударным окончанием.

Вот передо мною чудный сад цветёт;

В том саду большое дерево растёт.

Золотая клетка на сучке висит;

В этой клетке птица точно жар горит;

Прыгает в той клетке, весело поёт;

Ярким, чудным светом сад весь обдаёт.

- Следующий сказочный остров «Творческий»

Работа в группах

- Восстановите текст (восстановительный диктант)

Учитель читает текст. Дети записывают только глаголы, а затем восстанавливают текст по памяти.

(Даны глаголы: жила, взяла, забросила, рассыпалась, пролегла, освещает, возвращались, находили)

Африканская сказка.

В давние времена жила девушка. Взяла она однажды горсть золы и забросила её на небо. Зола рассыпалась там, и по небу пролегла звёздная дорога. С тех пор эта звёздная дорога освещает ночью Землю мягким светом, чтобы люди возвращались домой не в полной темноте и находили свой дом.

- Составление синквейна «Глагол»

1. Существительное (1 слово)

2. Прилагательное (2 слова)

3. Глагол (3 слова)

4. Фраза, раскрывающая суть, пословица…

5. Существительное – вывод

4.Рефлексия.

- Какой сегодня был урок?

- Назовите тему урока.

- Какую цель вы себе сегодня на уроке поставили?

- Вы достигли цели?

- Что понравилось больше всего?

Оцените себя. Посмотрите на экран и оцените свою работу на уроке, используя подходящий фразеологизм.

- зарубить на носу – запомнить навсегда

- спустя рукава – работать кое- как

- закатив рукава – потрудиться на славу

- быть на седьмом небе от счастья – безграничное счастье

- лебедь, рак и щука – несогласованность

-дело выгорело – благополучно закончилось.

С благоговеньем прикасайся

К тому, чем ты вооружён,

Твори светло и упивайся

Безбрежным русским языком

Воздушно лёгок, сочен, вкусен,

Суров и нежен, многолик,

Во всех мелодиях искусен

Наш удивительный язык.

Ему к лицу и термин узкий,

И междометный вздох и клич.

Гордись, что понимаешь русский,

Старайся глубину постичь!

  1. Домашнее задание – творческое.

Сочинение-миниатюра «Зима». Включить как можно больше глаголов.

Используемая литература:

  1. Волина В.В. «Весёлая грамматика» , год издания 1999;
  2. Ушакова О.Д. «Полный курс русского языка», год издания 2008
  3. Фёдорова Т.Л. «Правила и упражнения по русскому языку», год издания 2015

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку по теме "Глагол"

Цели: 1. Систематизировать знания детей о глаголе, развивать умение правильно употреблять их в речи.          2. Углубить знания учащихся о данной части речи. ...

Открытый урок по русскому языку "Неопределенная форма глагола: особенности, строение. написание"

Познакомить учащихся с неопределенной формой глагола как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам; научить выделять глаголы неопределенной формы в контексте; образовывать от глаголов ...

Открытый урок по русскому языку "Понятие о глаголе как части речи"

Очень интересный урок. На уроке используются разные виды и формы работ . Есть задания,которые носят разноуровневый и творческий характер....

Открытый урок по русскому языку «Неопределённая форма глагола» 4 класс. УМК «Школа России»

Интересный урок.  На уроке используются разные виды работ. На протяжении всего урока детям будет интересно....

Открытый урок по русскому языку "Обобщение о глаголе" 4 класс, Школа России

Интересный урок. На протяжении всего урока учащиеся будут закреплять знания о постоянных и непостоянных грамматических признаках глагола....

Открытый урок по русскому языку по теме :"Глагол"

Открытый урок по русскому языку по теме :"Глагол" (УМК Школа России)...

Открытый урок по русскому языку "Не с глаголами"

Правописание частицы НЕ с глаголами...