Открытый урок по русскому языку "Неопределенная форма глагола: особенности, строение. написание"
материал по русскому языку по теме
Познакомить учащихся с неопределенной формой глагола как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам; научить выделять глаголы неопределенной формы в контексте; образовывать от глаголов неопределенной формы глаголы настоящего, прошедшего и будущего времен; развитие мыслительных процессов и познавательной активности; привитие интереса к русскому языку, воспитание культуры интеллектуального труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ г. Астрахани «Начальная общеобразовательная школа № 60»
Открытый урок
по русскому языку
«Неопределенная форма глагола: особенности, строение, написание».
Составила и провела:
Колесникова В.В.
Тема урока: «Неопределенная форма глагола: особенности, строение, написание».
Цель: познакомить учащихся с неопределенной формой глагола как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам; научить выделять глаголы неопределенной формы в контексте; образовывать от глаголов неопределенной формы глаголы настоящего, прошедшего и будущего времен; развитие мыслительных процессов и познавательной активности; привитие интереса к русскому языку, воспитание культуры интеллектуального труда.
Наглядные пособия: таблицы рисунки, карточки, тексты с заданиями.
Ход урока.
- Организационная часть (психологический настрой).
- Ребята посмотрите внимательно на облачка. Какое вам больше нравиться? (Ответы детей).
- Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех!
- Открыли тетради, записали число. Какие орфограммы можно выделить!
- Чистописание.
ть ти чь
вр чи ро ли
- по данным буквосочетания догадайтесь, какие признаки глагола
имеются в виду (повторение признаков неопределенной формы
глагола; времена и изменение глаголов
- Обратите внимание! Все элементы должны быть одинаковой высоты и
наклона!
Словарная работа.
- работа по вариантам
I в. – ить, - еть
II в. – ать, ять
- обратитесь к стр. 80 задачника и выпишите по 8 слов, I в. – на –ить, -еть; II в. – на ать, -ять.
Взаимопроверка: поменялись тетрадями и проверили запись.
- Изучение новой темы.
-Ребята, вы догадались над чем мы будем работать сегодня на уроке?
1.А сейчас продолжим работу по учебнику, упражнение № 359
-Найдешь ошибки исправь их: (пети – петь, зевать – позевывает, висти – вес,
разинутую пасть – пасть разинутую);
- Какие части речи есть в отрывке?
- Сколько в этих строках глаголов? А сколько среди них разных?
- Выписать глаголы неопределенной формы: как их узнаешь? Какие признаки сможешь у них определить: время, число, лицо, род?
вести чавкать зевать прикрывать
А сейчас обобщим все, что вспомнили о неопределенной форме глагола.
Используем вопросы записанные на доске.
- Почему эта форма так называется?
- По каким вопросам ее узнают?
- На что она может оканчиваться?
- Какие орфограммы в ней встречаются?
Физкультминутка.
Встали из-за парт, руки на пояс. Я прочитаю вам стихотворение
Т. Рик «Сладкая мечта».
Если встретится глагол неопределенной формы, нужно присесть и руки вытянуть вперед.
Не мешайте мне мечтать!
Мне б мешок конфет достать,
Развернуть, жевать, сосать,
Чавкать, чмокать, уплетать,
Долго – долго не глотать,
Наслаждаться, смаковать.
Но не надо в рот смотреть!
Совесть надобно иметь!
Так могу я подавиться
И на месте умереть!.
-Молодцы! А сейчас сделаем глубокий вдох – руки вверх, опускаем руки – выдох. Повторяем несколько раз.
2. Инсценировка отрывка из стихотворения Г. Гюйко
авт. За столом сказала мать:
мать. Хватит языком болтать!
авт. А сынишка осторожно:
сын. А болтать ногами можно?
- назовите глаголы неопределенной формы;
- объясните значение словосочетаний:
болтать языком (говорить много, быстро, а так же о чем-то незначительном),
болтать ногами (делать движения);
- подберите словосочетание с глаголом держать, чтобы глагол имел разные значения, а затем подберите к нему синонимы (держать ручку, тетрадь, держать себя (как вести себя).
3.А сейчас новое задание упр.№ 360.
Задание: впиши нужное слово и реши орфографические задачи.
Пусть крыша т…чет и сломалась калитка, свой дом ни за что не покинет……
Глагол | ? к глаголу | ? неопределенной формы | неопределенная форма |
течет | что делает? | что делать? | течь |
сломалась | что сделала? | что сделать? | сломаться |
не покинет | что сделает? | что сделать? | покинуть |
А теперь пусть отдохнут наши глаза….
Поднимите глаза кверху; опустите их книзу; отведите глаза вправо, а затем влево. Повторите 6 – 8 раз.
Тест по уровням
Уровень 1.
- Выберите глагол в неопределенной форме.
ходить
смеется
думать
читал
2. Выберите из списка вопросов те, которые относятся к неопределенной форме глагола.
а) что делал?
б) что делать?
в) что делает?
г) что сделать?
Уровень 2.
1. Выберите из перечисленных слов глаголы, стоящие в неопределенной форме и подчеркни их.
Ходит, смеется, светит, капает, спит, прогуливается, смеяться, думать, читает.
2. Выбери из списка вопросов те, которые относятся к неопределенной форме глагола.
а) что делал?
б) что делать?
в) что делает?
г) что сделать?
д) что сделал?
Уровень 3.
- Найди в тексте и подчеркни глаголы, стоящие в неопределенной форме.
Была в их стае одна маленькая ласточка, такая проворная: никак ее догнать нельзя было – от всех увертывается. Погонится за ней Пятнышко, а она – туда, сюда, вниз, вверх, в сторону бросится да как пустится лететь – только крылышки мелькают.
- Поставь глагол в неопределенную форму:
скучали –
прячут –
бегает –
гуляла –
поглядел –
любит –
4. Работа в задачнике № 362 (если успеваем).
- Прочитайте строки из стихотворения Б. Заходера и догадайтесь, о какой машине идет речь.
- Допиши заголовок. В каком падеже будет употреблено слово? Укажите его в скобках.
На велосипеде (2 скл., П.п. на столе)
Качу (катить) Нажимаю (нажимать)
Лечу (лететь) На педаль (на педали, на печи)
Во весь опор И машина (на машине, на стене)
Мчится вдаль! (мчаться)
- Найди глаголы и назови время, лицо, в котором они употреблены. Отметить орфограммы. Рядом запиши каждый в неопределенной форме.
- Работа с текстом (по уровням)
У вас у каждого на столе листок с заданиями. Внимательно читаем задания и выполняем: подчеркиваем простым карандашом или обводим букву, а кому – то придется рядом записать.
III. Задание на дом.
С. 17 №361, повторить правила словарь.
С.18 №363.
IV. Подведение итогов. Оценивание по каждому этапу работы. Рефлексия – какие правила русского языка повторили?
Игра: «Честно – пречестно».
- Что для вас было уже легко?
- Что было еще трудно?
- А что показалось самым интересным?
- Что важного узнали на уроке?
- Над чем следует продолжить работу на следующем уроке?
Спасибо вам за работу!
настоящее
время
числам
лицам
прошедшее
время
по числам
в ед. ч. по родам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку. Тема: Глагол.
На уроке использованы инновационные средства обучения по ФГОС....
Открытый урок по русскому языку "Спряжение глаголов" 4 класс
Открытый урок по русскому языку "Спряжение глаголов" 4 класс...
Открытый урок по русскому языку "Спряжение глаголов"
Урок и карточка к уроку "Спряжение глаголов"...
Открытый урок по русскому языку в 3 классе, тема "Написание непроизносимых согласных в корне слова"
Урок построен с учетом системно-деятельностного подхода. Перед учащимися ставится проблема, они ищут пути ее решения....
Открытый урок по русскому языку в 1 классе. Тема: "Написание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК,ЧН".
Написание сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЧК, ЧН....
Технологическая карта открытого урока по русскому языку. "Правописание глаголов". 4 класс
Технологическая карта открытого урока по русскому языку. "Правописание глаголов". 4 класс...
Конспект открытого урока по теме "Неопределённая форма глагола" 4 класс
Урок русского языка в 4 классе по программе XXI век .Автор С. Иванов, А. Евдокимова...