Открытый урок по русскому языку «Неопределённая форма глагола» 4 класс. УМК «Школа России»
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Интересный урок. На уроке используются разные виды работ. На протяжении всего урока детям будет интересно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по русскому языку "Неопределённая форма глагола" | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе. УМК «Школа России»
Тема: «Неопределённая форма глагола»
Цели:
- уточнить представления учащихся о неопределённой форме глагола как начальной;
- развивать умение правильно ставить вопросы что делать? что сделать?
- учить анализировать, классифицировать, сравнивать;
- развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность;
- воспитывать интерес к предмету, любознательность, взаимопомощь.
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайды )
Заливается звонок,
Он зовёт нас на урок.
Будем все внимательны,
Прилежны и старательны!
Ребята, откройте тетради, запишите число.
II. Актуализация знаний.
- Догадайтесь, о какой части речи мы продолжим говорить сегодня на уроке?
- А поможет вам в этом стихотворение:
Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады, и хлеб в полях растёт.
- (О глаголе)
РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ (3-4 человека)
- Что можете сказать о глаголе? Выберите правильный ответ. (Слайд )
Глагол – это
а) часть слова;
б) часть речи
Глагол обозначает
а) признак предмета;
б) действие предмета
Глагол отвечает на вопросы
а) что делать? что сделать?
б) кто? что?
В предложении глагол является
а) главным членом предложения;
б) второстепенным членом предложения
_ Как изменяются глаголы?
(Ответы: по временами по числам. ) (Слайд )
- Какую особенность имеют глаголы прошедшего времени?
(в единственном числе они изменяются по родам) (Слайд )
III. Создание проблемной ситуации (Слайд )
Определите время глаголов:
рисует
идёт
стоять
думает
споёт
пройти
решит
откроет
(Работа в парах.)
- У каких глаголов вы не смогли определить время и почему? (Они отвечают на вопросы - Что делать? Что Сделать? (У этих глаголов нельзя определить ни время, ни число).
- Кто помнит, как называется эта форма? (неопределённая или начальная форма глагола)
- Кто может сформулировать тему урока?
IV. Сообщение темы и целей урока. (Слайд )
- Тема нашего урока: «Неопределённая форма глагола»
Работа с правилом
- Откройте учебник на с .72 (Слайд )
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? (По щелчку на слайде появляются вопросы)
- Какие суффиксы имеют? (-ть, -ти.)
V. Работа над новым материалом. (Слайд )
- - Образуйте от данных глаголов неопределённую форму (фронтальная работа)
(по цепочке)
живёшь – (жить)
поплывёшь – (поплыть)
побежишь – (побежать)
глядим – (глядеть)
жду – (ждать)
машешь – (махать)
несёшь –(нести)
сидит–(сидеть)
- - Выполним упр. 149 на с. 72
-Прочитайте. Объясните смысл пословиц. (Читают по одной пословице и объясняют.)
1. Жизнь прожить - не поле перейти. (В жизни человека бывает всё – и хорошее и плохое, просто это надо пережить. Каждому человеку суждено пройти свой путь.)
2. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. (Не верь ушам, а верь глазам. Впечатление от увиденного гораздо сильнее, чем от много раз услышанного.)
3. Легко друзей найти, да трудно сохранить. (Что настоящего друга трудно найти, но легко потерять).
- Спишите пословицы и подчеркните глаголы.
- Но у нас есть дополнительное задание в упр. - сделать фонетический разбор слова ПРОЖИТЬ (у доски)
Прожить (п р а ж ы т ) 2 слога
- Можно ли определить их время и число? (Нет. Они стоят в неопределённой форме).
- Скажите на какие вопросы отвечают глаголы в н. ф.?
VI. Словарная работа.
У нас словарное слово ЛУЧШЕ.
- Как вы понимаете это слово? (Всё самое хорошее; )
- Составим предложение с этим словом. (Записать на доске и сделать синтаксический разбор предложения) – 1 ученик
В нашем классе учатся самые лучшие ученики и ученицы.
(Повест., невоскл., простое, распр., осложнено однородными подлежащими)
Физкультминутка (Слайд )
От зеленого причала оттолкнулся пароход (встать)
Он шагнул назад (шаг назад)
А потом вперед (шаг вперед)
И поплыл, поплыл по речке
(движения руками)
Набирая полный ход
(ходьба на месте)
VII. Закрепление.
- Работа в группах.
- Образуйте от данных слов глаголы неопределённой формы.
(Класс разбит на 5 групп, каждая группа получает задание). (Слайд )
- темно, светло
- обед, ужин
- зелёный, красный
- рисунок, краска
- работа, груз
- Проверим! Называет ответы 1 ученик с каждой группы (Слайд ).
VIII. Закрепление.
_ А сейчас, поработаете самостоятельно. У вас на партах лежат карточки по уровням. Выберите, то задание, с которым вы справитесь.
1 уровень. (синий)
Задание. Запишите глаголы. Как сказать, одним словом:
Исполнять роль в спектакле – (играть)
Чувствовать холод – (мёрзнуть)
Не разрешать что-либо делать – (запрещать)
Находить решение – (решать)
Найти решение – (решить)
Проверим - (Слайд )
2 уровень. (зелёный)
- Задание. «Установи соответствие». Найди пару синонимов, запиши.
улыбаться скрывать пылать сохранять радоваться смотреть барабанить шагать | гореть ликовать беречь идти таить стучать глядеть смеяться |
Проверим - (Слайд )
3 уровень. (красный)
-Задание. Замените фразеологические обороты глаголами неопределённой формы: (Слайд )
Зарубить на носу – (запомнить)
Держать язык за зубами – (молчать)
Вешать нос – (унывать)
Мозолить глаза –(надоедать)
Бить баклуши – (Бездельничать)
Водить за нос – (Обманывать)
Надуть губы – (Обидеться)
Болеть душой – (Переживать)
Ждать у моря погоды – (Надеяться)
Проверим - (Слайд )
VIII. Итог урока.
- Наш урок подошёл к концу.
- Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали, что-то новое, значит, стали умнее.
IХ. Рефлексия. Самооценка. (Слайд )
- Ребята, перед вами оценочные листы, оцените себя, ответив на вопросы: (ставят напротив «+» или «-»)
- Знаю ли я, что такое глагол?
- Знаю ли я, что обозначает глагол?
- Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол?
- Знаю ли я, как изменяется глагол?
- Смогу ли я определить время глагола?
- Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?
Обратите внимание на свои ответы.
У кого все «+»?
У кого есть «-» ?
(Поднимают руки и объясняют, где поставили минус и почему ?)
Отметки за урок:
ХI. Домашнее задание. (Слайд 17)
Упражнение 150, стр. 73, правило с. 72
Задание. «Оживи текст». Дополни текст подходящими по смыслу глаголами, употребив их в настоящем, прошедшем, будущем времени на тему «Весна».
Весна. Весёлая капель. Ручьи. Деревья. Перелётные птицы.
Например.
Наступила долгожданная весна. Звенит весёлая капель. Бегут говорливые ручьи. Скоро деревья оденутся в листву. Прилетят перелётные птицы.
Карточка. Ф.И. __________________________________
Прочитайте текст, определите время глагола, который используется в каждом предложении, и напишите его, обозначая время каждого глагола.
Лена учится в третьем классе. Вчера она (писать) сочинение и (написать) его хорошо. Сейчас она (писать) диктант. Завтра Лена (писать) изложение. Дома она (прочитать) рассказ и (подготовиться) к изложению.
Карточка. Ф.И. __________________________________
Спишите текст, употребляя глагол каждого предложения: в форме настоящего времени.
(Дуть) весенний ветер. Дерево (оживать). Весело (бежать) ручей. (Прилететь) грач. Он (вить) гнездо.
Карточка. Ф.И. __________________________________
Спишите текст, употребляя глагол каждого предложения: в форме прошедшего времени.
(Дуть) весенний ветер. Дерево (оживать). Весело (бежать) ручей. (Прилететь) грач. Он (вить) гнездо.
Карточка. Ф.И. __________________________________
Распределите глаголы по временам на три группы. Допишите по два глагола к каждой группе.
Вредил, летит, повстречаешь, похвалю, трещал, построим, зарядил, хлопочет, завяжу, плывёт.
прош. в. наст. в. буд. в.
Глаголы изменяются
по числам по временам
ед. ч. мн. ч. н. вр. пр. вр. б. вр
число лицо число род число лицо
Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы:
Что делаю? Что делаешь? Что делает?
Что делаем? Что делаете? Что делают?
Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы:
Что делал? Что делала?
Что делало? Что делали?
Глаголы будущего времени отвечают на вопросы:
Что буду делать? Что сделаю?
Что будешь делать? Что сделаешь?
Что будет делать? Что сделает?
Что будем делать? Что сделаем?
Что будете делать? Что сделаете?
Что будут делать? Что сделают?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку "Неопределенная форма глагола: особенности, строение. написание"
Познакомить учащихся с неопределенной формой глагола как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам; научить выделять глаголы неопределенной формы в контексте; образовывать от глаголов ...
Конспект урока по русскому языку «Неопределённая форма глагола», 3 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с неопределённой формой глагола.Планируемые результаты: Предметные:- уметь правильно ставить вопросы к глаголам неопределённой формы;- знать...
Конспект урока по русскому языку: Неопределённая форма глагола (УМК "Школа России) 3 класс
Конспект урока по русскому языку: Неопределённая форма глагола (УМК "Школа России) 3 класс...
Конспект урока по русскому языку "Неопределённая форма глагола"
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТЕМА: «НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА»Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с неопределённой формой глагола как формой, которая не изменяется по ли...
Конспект урока по русскому языку «Неопределённая форма глагола» (УМК "Школа России", 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Неопределённая форма глагола» Цели деятельности учителя:формирование умения определять неопределенную форму глагола по вопросам. Планируемы...
Конспект урока по русскому языку "Неопределённая форма глагола" (УМК Школа России, 3 класс)
Конспект урока по русскому языкуТема: «Неопределённая форма глагола»Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые рез...
Конспект урока по русскому языку "Неопределённая форма глагола" (Школа России, 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения определять неопределенную форму глагола по вопросу. Планируемые результаты Предметные: - знать: определение «неопределенная форма глагола»; на что ока...