Открытый урок по русскому языку по теме "Глагол"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Цели: 1. Систематизировать знания детей о глаголе, развивать умение правильно употреблять их в речи.
2. Углубить знания учащихся о данной части речи.
3. Развивать монологическую речь учащихся.
4. Формировать умение самостоятельно работать с дополнительной литературой
5. Развивать умение работать в группах, парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_3_klasse.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14
Конспект
открытого урока
по русскому языку
3 класс
Составила
учитель начальных классов
Товкань Ю. А.
2013 г.
Тема урока. Понятие о глаголе.
Цели: 1. Систематизировать знания детей о глаголе, развивать умение правильно употреблять их в речи.
2. Углубить знания учащихся о данной части речи.
3. Развивать монологическую речь учащихся.
4. Формировать умение самостоятельно работать с дополнительной литературой
5. Развивать умение работать в группах, парах.
Оборудование: 1. С.И. Ожегов. Толковый словарь.
2. В.И. Даль Толковый словарь.
3. Карточки с заданием:
а) текст "Как лук без земли вырастить",
б) фразеологические сочетания,
4. Карточки со словами
а) частоупотребимые глаголы,
б) глаголы, которые не употребляются в 1 лице ед. ч.
Оформление доски.
Двадцать пятое апреля. Классная работа Гглагол. Урок – семинар План семинара. . | Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. А. Югов. |
Зябн.т осинка дрож.т на ветру стын.т на солнышке мёрзн.т в жару. | И бунту.т, и клокоч.т, Хлещ.т, свищ.т и ревёт, И до звёзд допрянуть хоч.т, До незыблемых высот. Ф.И. Тютчев. |
I. Сообщение темы урока. Определение задач урока.
1. Прочитайте высказывание А. Югова о глаголе, которое будет эпиграфом к нашему уроку.
"Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи".
А. Югов.
- Как вы понимаете их смысл? (Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое).
2. Прочитайте тему урока.
- Что такое семинар? (Читают определение на доске: Семинар – групповые практические занятия под руководством преподавателя.
из словаря С.И. Ожегова)
- Определение задач урока (обобщить знания, выполнять различные задания, узнать новое)
3. Ознакомимся с планом проведения семинара.
План проведения семинара.
1. Происхождение слова "глагол".
2. Роль глагола в речи
а) глагол – необыкновенная часть речи,
б) самые употребимые глаголы,
в) образование глаголов,
г) многозначность глаголов,
д) глаголы – синонимы,
е) глаголы звучания,
ж) употребление глаголов в 1 лице ед. ч.
3. Итоги семинара. Анкетирование.
II. Работа семинара.
1. Значение и происхождение слова "ГЛАГОЛ"
Ответим на первый вопрос семинара. Что означает слово "ГЛАГОЛ"?
Ученик зачитывает из словаря В.И. Даля:
"Слово, речь. Часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние"
- Откуда произошло это слово? В этом нам поможет этимологический словарь
(зачитывает ученик)
Глагол – греческого происхождения, означающее "речь". У Пушкина "Глаголом жги сердца людей", т.е. словом
2. Роль глаголы в речи.
- Как вы думаете, какую роль играет глагол в речи? (Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она тем, что обозначает действие, глагол выражает бесчисленное количество действий, сопровождающих его деятельность).
- На каком месте по употреблению стоит глагол? (На втором, после имени существительного).
- Учёные подсчитали, что самыми употребимыми глаголами являются
3. Образование глаголов.
- Какие части слова участвуют в образовании слов?
- Да, при помощи приставок и суффиксов можно образовывать и новые глаголы
- Образуйте новые глаголы от одного из самых употребимых глаголов
ГОВОРИТЬ (Работа в парах)
Проверка
- Я попросила провести исследование, сколько слов можно образовать от этого глагола. (По словарю А. Тихонова – около 100 слов)
- Сейчас я хочу предложить вам задание: посмотрите на карточку, как вы думаете, каким будет задание? (Списать, употребив нужные приставки)
Как лук без земли вырастить. Надо (резать) кусок картона, (резать) его на квадратики, (резать) в них кружочки. В банку надо (лить) воды, прикрыть её картоном и на вырез положить луковицу. |
- Проверка.
- А для чего нужно уметь образовывать новые глаголы? Зачем мы выполняли эту работу? (Для того, чтобы учиться точно выражать свои мысли, правильно употреблять глаголы в речи)
4. Многозначность глаголов.
- Что такое многозначность? (Многозначность, это когда слово имеет несколько значений)
Разыгрывание сценки
За столом сказала мать:
- Хватит языком болтать
А сынишка осторожно:
- А болтать ногами можно?
Объясните значение словосочетаний "болтать языком", "болтать ногами"
- В каком словосочетании глагол употреблён в переносном значении? Что означает это выражение? (Болтать языком – молчать)
- Подберите словосочетания с глаголом ДЕРЖАТЬ так, чтобы этот глагол имел разные значения.
(Держать книгу, держать речь, держать в секрете, держать в доме, держать путь и т.д.)
- Многие глаголы входят в состав фразеологических сочетаний, объясните, что означают эти фразеологизмы (Задание по группам – 6 групп)
Вставлять палки в колёса.
Обвести вокруг пальца.
Клевать носом.
Ловить ворон.
Зарубить на носу.
Куры не клюют.
- Зачем нужно знать фразеологические сочетания? (Чтоб речь была яркой, образной)
5. Глаголы – синонимы.
- Что такое синонимы?
- Для чего они нужны? (Чтоб речь была образнее, точнее, ярче)
Прочитайте стихотворение Ирины Токмаковой:
Зябн.т осинка дрож.т на ветру стын.т на солнышке мёрзн.т в жару.
- Назовите глаголы – синонимы.
- Запишите это предложение, расставьте знаки препинания.
- Каким членом предложения являются глаголы – синонимы в предложении?
- Какие орфограммы пропущены?
Проверка.
6. Глаголы звучания.
- Нас всюду окружают звуки. Просыпаемся мы от звона будильника, в дождливый день крупные капли барабанят по крыше или по стеклу. А сколько звуков мы слышим в лесу? Какие?
На доске записано стихотворение Ф.И. Тютчева "Море и утёс".
И бунту.т, и клокоч.т,
Хлещ.т, свищ.т и ревёт,
И до звёзд допрянуть хочет,
До незыблемых высот.
- Какую картину вы представили?
- С помощью какой части речи Ф.И. Тютчеву удалось передать картину бушующего моря? (глагол)
- Все ли слова понятны?
- Объяснить значение слов по словарю
Клокочет – бурлит, издаёт рокочущие звуки.
Допрянуть – (Словарь Даля)
Незыблемый – устойчивый, непоколебимый.
- Какие орфограммы пропущены в словах? Доказать.
- Выпишите только те глаголы, которые вы бы отнесли к глаголам звучания.
(клокочет, свищет, ревёт)
7. Употребление глаголов в 1 лице ед.ч.
Разыгрывается сценка
Два мальчика–спортсмена шли с тренировки и разговаривали
- В этом году на соревнованиях области я обязательно победю…, нет побежу…
- Эх, ты, ещё не знаешь, как сказать, а хочешь победить.
- А как сказать правильно?
(Выслушиваются мнения детей)
- Да, некоторые глаголы не употребляются в 1 лице ед. ч.
Вот некоторые из них
- Однако, ситуация не безвыходная.
-Как можно сказать? (Одержать победу)
- Попробуйте записать предложение, раскрывая скобки.
Я (пылесосить) квартиру.
- Как вы думаете, для чего мы выполняли это задание? (Чтоб правильно говорить и употреблять глаголы в нужной форме)
III. Итог урока.
- Итак, мы рассмотрели все запланированные вопросы нашего семинара.
- Какое задание вызвало у вас интерес?
- Затруднение?
- Что нового узнали?
В конце урока я предлагаю вам заполнить небольшую анкету.
Анкета.
1 Фамилия ____________________
2. Глагол обозначает: (обведи кружком номер ответа)
а) признак б) предмет в) действие г) состояние
3. Что называется спряжением глагола:
а) изменение по падежам б) изменение по родам и числам
в) изменение по лицам и числам
4. Сколько спряжений у глагола?
а) одно б) три в) два
5. Глаголы БРИТЬ, СТЕЛИТЬ относятся:
а) к I спряжению б) ко II спряжению
6. Запишите ответ на вопрос. Зачем надо знать спряжение глагола?
Чтобы _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....
открытый урок по русскому языку на тему "Происхождение русских фамилий"
урок- исследование составлен с учётом требований ФГОС по учебнику Канакиной...
Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)
Тип урока: повторение изученного Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...
Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»
Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....