Организационный момент
Слайд № 1 | Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересной темой. Её название вы должны будете сформулировать самостоятельно и для этого вам необходимо быть очень внимательными. - Каким бы вы хотели видеть этот урок?
Дети. Мы хотим видеть этот урок ярким, интересным, запоминающимся, чтобы он нёс в себе новое открытие, которое мы сделали бы сами!
Учитель. Желаю успехов! А если вы столкнётесь с трудностями, я и ваши одноклассники непременно придём к вам на помощь и поможем справиться с ними!
|
2.Актуализация знаний. . Слайд №2
(Самостоятельная работа, с последующей самопроверкой)
Слайд № 3 | Учитель.Предлагаю приступить к выполнению словарной работы Спишите словарные слова в рабочую тетрадь. Вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение. В.Р.БЕЙ П.НАЛ М ЛИНА ЖУЖЖ.Т Учитель. А сейчас проверьте работы, сверив написание словарных слов в тетради с их написанием на слайде. (самопроверка)
- Посмотрите на слова. Найдите лишнее. - Почему оно лишнее? Дети. Слова воробей, малина, пенал – существительные. Слово жужжит – обозначает действие предмета. Это слово лишнее. Учитель. Что вы знаете об имени существительном? - Что такое имя СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ? - Какие морфологические признаки имеет? Учитель показывает схему - Правильно, ребята, им. СУЩ. – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?
|
3.Постановка учебной задачи
Слайд №4. | Учитель. Ребята осталось слово ЖУЖЖИТ. К какой части речи его можно отнести и какая тема нашего сегодняшнего урока ВЫ назовёте сами, когда решите «ФИЛВОРД»
|
(Работа в парах) «ФИЛВОРД»
(Самопроверка) | Учитель. Будете работать в парах. На каждой парте лежит «Филворд»
Ф | Л | Г | О | Т | В | Ь | Н | А | А | А | Л | С | И | Л | О | В | Г | Л | Щ | Е | Т | Е | Е | И | Т | С | У | Ь | Ч | Е | Р |
Слова в «филвордах» могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, но не пересекаться. Слушайте внимательно! Итак, ищем и вычеркиваем в таблице первое слово: - Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы, На одной живут странице, А повсюду славятся. (Алфавит)
- Ищем второе слово: - Кто спешит так рано в школу?
Все спешат ученики! Что несут они в портфелях? Книги, ручки, дневники. Как вы сделали открытие Это удивительное? Помогло нам всем ответить Имя… (существительное).
- Следующее слово: - Она помогает людям понимать друг друга, много знать и дружно жить. (Она бывает письменная и устная). (Речь).
- Сейчас проверим правильно ли вы справились с заданием. Учитель. Какое слово составили и прочитали из оставшихся букв? (Глагол) |
4.Открытие нового знания (темы и цели урока)
| - Учитель. Да, ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи - глаголом. - и узнаем что же такое глагол? Запишите тему урока в тетрадь |
(фронтальная работа)
(знакомство с правилом)
| Учитель. – Откройте учебник на стр. 68 , разберём упр. 116. - Рассмотрите рисунки. Что делает мальчик? Назовите слова обозначающие действие предмета. (МОЕТ, ПОЛИВАЕТ, СТИРАЕТ, ЧИТАЕТ) - На какой вопрос отвечают эти слова? -ЧТО ДЕЛАЕТ? - К какой части речи они относятся? (ГЛАГОЛУ) Ребята, давайте мы попытаемся дать определение «ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГЛАГОЛ?» - А теперь, сравним с правилом в учебнике, правильно ли вы дали определение? Дети. читают правило в учебнике. Составим предложение по любому рисунку. (ДЕТИ СОСТАВЛЯЮТ) Давайте запишем одно предложение в тетрадь и подчеркнём главные члены предложения.
(Мальчик моет посуду.)
Какой частью речи выражено подлежащее? (сущ.) Какой частью речи выражено сказуемое? (гл.) |
5. Физкультминутка
Слайд № 5
| Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой, Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы кружимся потом! Мы топаем ногами: топ –топ – топ. Мы хлопаем руками: хлоп – хлоп – хлоп. Мы руки разведём И побежим кругом! Учитель. Ребята, что сейчас делали?
Дети. Мы выполняли действия.
Учитель. Как называются слова, обозначающие действия?
Дети. Глаголы. |
6.Конкретизация и уточнение первоначальных понятий.
Слайд № 6
(работа в парах)
(самопроверка) (Слайд № 7)
(работа в тетрадях)
(проверка зачитает 1 уч-ся)
(Слайд № 8, правило)
| Учитель. - Гномики-глаголики большие непоседы! Гномы очень разговорчивы. Они любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают их друзья – имена Существительные. Стоит спросить: что делать предмету, что сделать с предметом, что будут делать предметы? – гномики – глаголики тут как тут.
Итак, что же обозначает глагол? (действие предмета) - Глядя на весёлого человечка составьте словосочетания с глаголами. Молодцы! - Продолжаем с вами работу в парах.
Учитель. У вас на парте находится лист с творческим заданием. - Вставь слова так, чтобы получилась рифма. Очень – очень вкусный пирог Я захотел устроить бал Я ждал, пока хватало сил, И я гостей к себе __________ Потом кусочек _________ Купил муку, купил творог, Потом подвинул стул и сел, Испёк рассыпчатый _______ И весь пирог в минуту ____ Пирог, ножи и вилки тут – Когда же гости подошли, Но что –то гости не ________ То даже крошек не _______ Д.Хармс - Предлагаю посмотреть и сверить правильный вариант выполнения этого задания. -Молодцы!
-Внимательно посмотрите на слова, которые вы вставили. - Запишите в тетрадь, только те слова, которые обозначают действия предметов. Откусил, пирог, позвал, съел, нашли, идут.
Как назовём эти слова? (глаголами) - Что такое глагол? (ответы детей)
- Какое слово не записали? (пирог) - Почему? (это имя существительное, оно обозначает предмет.) |
Физкультминутка для глаз (Слайд № 9) (включить отдельно) Творческая работа
(фронтальный опрос) | Физкультминутка для глаз. Ребята, наблюдая за движением предметов, опишите картину, используя глаголы, самостоятельно записывая словосочетания в тетрадь. (Ответы детей) |
Дополнительное разноуровневое задание по карточкам. (если хватит времени) |
7. Индивидуальная работа.
(На выполнение этого задания даётся 3 минуты)
ИЛИ
8. Игра “Найди пару синонимов”. (Индивидуальная работа у доски)
(Слайд № 10)
| Следующее задание носит разноуровневый характер. - Кто будет выполнять 1 уровень поднимите синию карточку. - 2 уровень – зелёную карточку. - 3 уровень – красную. - Задания лежат на столах. Каждый берёт карточку с выбранным уровнем и самостоятельно выполняет в тетради. - Оставьте карточки в тетрадях я потом проверю.
Цель игры – развитие речи. Найти и соединить пары синонимов линиями. Бояться | Трусить | Бранить | Ругать | Спешить | Торопиться | Плакать | Рыдать | Работать | Трудиться | Радоваться | Веселиться |
|
9. Подведение итогов.
(Слайд № 11)
Самооценка.
Оценивание учителем. | - Ребята, оцените свою работу на уроке, поднимине: «Солнышко» - мне всё удалось, и всё было понятно. «Солнышко с тучкой» - я затруднялся, мне не всё удалось. «Тучка» - требуется помощь учителя.
|
10. Рекомендации по выполнению домашнего задания.
(Слайд № 12) | 1 уровень – учебник с. 68 - правило, с. 69, упр. 118. Назвать правильно действия животных и записать в тетрадь.
2 уровень - – учебник с. 68 – правило, с. 69, упр. 118. Назвать правильно действия животных, записать в тетрадь и надписать части речи. 3 уровень – учебник с. 68, правило, упр. 117. Составит рассказ на тему «Домашние обязанности» и записать в тетрадь. (4-5 предложений).
|
(Слайд № 13) | - Закончен урок, и выполнен план,
- Спасибо, ребята, огромное вам
- За то, что упорно и дружно трудились,
- Что на уроке вы не ленились!
|
(Слайд № 14) | МОЛОДЦЫ! |