Программа дополнительного образования "Путь к грамотности"
рабочая программа по русскому языку (2, 3, 4 класс) на тему
Цель программы:
формировать у учащихся умение осуществлять проектную деятельность как самостоятельно, так и в группе, определять значимые проблемы и решать их;
обучать детей разным способам поиска материала и разным видам исследования;
Основные задачи:
- развитие логического мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: умение четко и ясно излагать мысли, давать определение понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать проектные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умения общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_put_k_gramotnosti_-_kopiya.docx | 44.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Путь к грамотности»
Составитель:
педагог дополнительного образования
Козлова С.А.
Возраст детей: 8 - 11 лет
Срок реализации: 3 года
Уровень: I ступень – ознакомительный
Москва, 2016 г.
Пояснительная записка
Направленность программы:
общеинтеллектуальная
Актуальность:
Одним из главных факторов, обеспечивающих эффективность и результативность обучения младших школьников в соответствии с требованием Федеральных государственных образовательных стандартов, является проектная деятельность. Проектное обучение способствует формированию умений самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, формулировать задачи, решать их, делать выводы и умозаключения. Научить процессу «думать», как нити выстраивать последовательность логичных рассуждений, наиболее эффективно в проектной деятельности.
Программа «Путь к грамотности» является актуальной, так как в большей мере обеспечивает развитие у учащихся общеучебных умений, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, поэтому она имеет общеинтеллектуальную направленность.
Программа способствует формированию общей культуры обучающихся, их духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию; она направленна на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Личность ученика становиться центром внимания учителя
Прослеживается приемственность содержания программы учебного курса с важнейшими нормативными документами, такими как, национальная образовательная инициатива «наша новая школа», Конвенция ООН о правах ребенка, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Педагогическая целесообразность:
Принципы, подходы, педагогическая целесообразность программы обусловлены важностью создания условий для всего процесса обучения младших школьников через проектную деятельность. Это средство развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основной канал социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения другим школьным предметам. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное национально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.
Цели программы:
- формировать у учащихся умение осуществлять проектную деятельность как самостоятельно, так и в группе, определять значимые проблемы и решать их;
- обучать детей разным способам поиска материала и разным видам исследования;
- развивать у учащихся творческие способности, пробудить интерес к исследовательской деятельности.
Основные задачи:
- развитие логического мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: умение четко и ясно излагать мысли, давать определение понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать проектные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умения общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Отличительные особенности программы:
- В программе определены виды организации деятельности учащихся, направленной на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
- В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
- Ценностные ориентиры организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
- Достижение планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренне й системы оценки: педагогом, психологом.
- В основу оценки личностных и метапредметных результатов освоения программы положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
- При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы:
8 – 11 лет.
Сроки реализации образовательно программы:
3 года
Формы и режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 мин в группах от 8 до 15 человек в год 34 часа.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ:
- познавательные игры
- дидактический прием «волшебный цветок незабудки»,
- языковые задачки,
- рифмовки
- считалки
- ребусы
- кроссворды
- головоломки
- задания повышенной трудности
Формы работы:
- мозговой штурм,
- аукцион,
- интеллектуальный тренинг,
- лингвистические посиделки,
- школа эйдетики.
Учебно-тематический план
Разделы, темы | Всего часов: | Теория | Практика | |
1 | Наш помощник - язык. | 5 | 2 | 3 |
2 | Мир слов. | 4 | 1 | 3 |
3 | Добрые звуки. | 14 | 7 | 7 |
4 | Живые буквы. | 11 | 6 | 5 |
5 | Части речи. | 9 | 4 | 5 |
6 | Состав слова | 12 | 5 | 7 |
7 | Правописание. | 13 | 5 | 8 |
6 | Ситаксис. | 10 | 4 | 6 |
7 | Пунктуация. | 6 | 2 | 4 |
8 | Морфология. | 18 | 6 | 12 |
Итого: | 102 | 42 | 60 |
Содержание программы
1 год
Раздел «Наш помощник – язык».
Тема 1. Чудо из чудес.
Понятие «проект». Этапы проекта в «Волшебной незабудке». Разработка пробного проекта «Любимый портфель». Эксперимент и лингвистическое исследование. Язык как средство общения.
Тема 2. Язык и речь – одно и то же?
Тема проекта. Методы исследования. Представление о языке и речи. Эксперимент: необычное чтение. Пословицы о речи.
Тема 3. Как возник язык?
Цель, задачи, гипотеза проекта. Возникновение речи у древних людей. Язык – слово многозначное. Использование языка. Этимологический анализ как метод исследования.
Научное задание «Мои первые слова»
Тема 4. Какие языки есть на свете?
Информация и продукт проекта. Географическая карта – источник информации. Самые распространенные языки в мире. Языковые ветви – славянская, романска, германская.
Тема 5. Защита проекта.
Этапы проекта. Результаты исследования «Мои первые слова». Школа в античном мире. Первый русский букварь. Разработка проекта «Деревенские школы». Решение кроссворда.
Раздел «Мир слов».
Тема 6. Для чего придуманы словари?
Для чего служит библиотека? Чем занимается библиотекарь, библиограф? Работа с толковым, историческим, этимологическим, словообразовательным, орфографическим, фразеологическим словарями. Тема, цель и задачи проекта «Мир слов».
Тема 7. Архаизмы, неологизмы, омонимы.
Симпозиум «мир слов». Рождение и старение: неологизмы и архаизмы. Многозначность слов: омонимы.
Тема 8. Синонимы и антонимы.
Лексическая группа слов: синонимы, антонимы. Книжная и разговорная речь. Исследование стихотворного текста В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?».
Тема 9. Защита проекта по лексике.
КВН «Мир слов». Разработка мини-проекта «Визитная карточка». Исследование текста «Рыцарь русского слова» о выдающемся ученом В.И. Дале. Презентация рекламы толкового словаря. Словарь – это Вселенная в алфавитном порядке.
Раздел «Добрые звуки».
Тема 10. Поиграем со звуками.
Фонетика. Звуки, которые нас окружают. Низкие и высокие, светлые и темные звуки. Эксперимент как метод исследования. Этапы работы над проектом: формулирование цели и задач проекта. Анаграммы.
Тема 11. Транскрипция.
Распределение обязанностей для выполнения проекта. Назначение транскрипции. Изучение транскрибированных текстов.
Тема 12. Слабые и сильные позиции звуков.
Анализ как метод исследования. Слабая и сильная позиция. Игра «Я знаю орфограмму». Исследование звучащей речи – текста детской песни.
Тема 13. Тайна фонемы.
Звуки-смыслоразличители. Фонема. Ключ к тайне фонемы – определение позиции звука. Наблюдение как метод исследования.
Тема 14. Фонемные и нефонемные правила.
Фонемные и нефонемные правила. Статистический анализ. Непроверяемые и проверяемые сочетания звуков.
Тема 15. На сцене гласные!
Назначение гласных. Мозговой штурм. Эксперимент как метод исследования. Творческий продукт – ода о гласных.
Тема 16. Опасные» согласные.
Назначение согласных. Мозговой штурм. Эксперимент как метод исследования. Творческий продукт – конспект о звуках. Метаграммы.
Тема 17. Выходим на главное правило.
Проверка безударных гласных и «сомнительных» согласных. Пиктограмма по песне о проверке орфограмм.
Тема 18. Фонетическая задачка «Колобок».
Фонетический анализ гласных звуков. Синонимы. Работа с энциклопедиям: «Растения», «Птицы», «Грибы». Творческий продукт – эскиз домика для гласных и согласных звуков.
Тема 19. Фонетическая задачка «Гуси – лебеди».
Фонетический анализ согласных звуков. Антонимы. Творческий продукт – «Ротонда для гласных» и «небоскреб для согласных».
Тема 20. Фонетическая задачка «Маша и Медведь».
Фонетический анализ твердых и мягких согласных. Синонимы. Транскрипция слов. Критерии оценки проектных работ.
Тема 21. Фонетическая задачка «Морозко».
Фонетический анализ звонких и глухих согласных звуков. Устаревшие и современные слова. Работа с фразеологизмами и пословицами.
Тема 22. Фонетическая задачка «Иван-царевич и Серый Волк».
Фонетический анализ гласных и согласных звуков. Графический диктант. План защиты проекта.
Тема 23. Защита проектов по фонетике.
Презентация творческих продуктов и защита проектов по фонетике.
Раздел «Живые буквы».
Тема 24. Кто повелевает буквами.
Виды проектов. Графика. Этапы работы над проектом: формулирование цели и задач проекта.
Тема 25. Как человека научился писать?
История письменности. Беседа по сказке Р. Киплинга «Как было напиано первое письмо». Творческий продукт – иллюстрированные сказки.
Тема 26. Пиктография.
Самый древний вид письма – пиктография. Пиктографическое письмо. Творческий продукт - письмо другу в рисунках. Детские песенки в рисунках. Ребусы.
Тема 27. История письменности.
Картинное письмо – пиктография. Иероглифы – идеография. Звуковое и слоговое письмо. Финикийское письмо. Греческий, латинский алфавит. Славянская азбука. Творческий продукт – конспект – «История письменности».
Тема 28. Древнерусский алфавит.
История русского алфавита. Латиница и кириллица. Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки. Информационные продукт – плакат «Древнерусский алфавит».
Тема 29. Самая молодая буква русского современного языка.
Гипотезы и аргументы. Преобразование русского алфавита: Карамзин Н.М., Петр Первый, Дашкова Е.Р., Державин Г.Р.. Даль В.И., Толстой Л.Н. Сказка о букве Ё.
Тема 30. Творческая мастерская: древнерусские буквы.
Творческий продукт «Буква древнерусского алфавита в моем имени». Акростих.
Тема 31. Забавный алфавит.
Алфавитный порядок букв. Эксперимент «На что похожи буквы?». Творческий продукт – плакат «Город из букв».
Тема 32. Каллиграфия.
Каллиграфия – это необыкновенное искусство. Буквица. Красная строка. Лигатуры. Использование искусства каллиграфии в настоящее время.
Тема 33. Защита проектов по графике.
Презентация творческих продуктов и защита проектов по графике.
Тема 34. Конкурс «Грамотей».
Путешествие в царства Фонетики и Графики. Особенности букв и звуков. Игра «Самые умные». Фонетическая эстафета. Калейдоскоп графики.
2 год.
Раздел «Части речи»
Тема 1. Проекты дают знания.
Беседа о проектах. Этапы проекта в «Волшебной незабудке». Раздел русского языка – морфология. Эксперимент и лингвистическое исследование. Оценка и отметка. Игра «Крестики – нолики» в интеллектуальном тренинге: метаграммы, шарады, хитрые вопросы, логогрифы, перевертыши, песенный марафон, анаграммы, ребусы, загадки.
Тема 2.В гостях у частей речи.
Методы исследования: анализ и синтез. Разработка коллективного проекта «Части речи». Самостоятельные и служебные части речи. Тематика проектов по морфологии. Мозговой штурм и мини-тест. Интеллектуальный тренинг.
Тема 3. Все, что существует.
Распределение обязанностей в группе при работе над проектом. Карточка участника проекта. Разработка группового проекта «Паспорт имени существительного». Мозговой штурм: частотность части речи, постоянные и непостоянные признаками части речи. Интеллектуальный тренинг. Информационный и творческий продукт проекта.
Тема 4. Прилагательное.
Разработка группового проекта «Паспорт имени прилагательного»: грамматические признаки, частотность части речи. Морфологическая задачка «Приключение Буратино». Интеллектуальный тренинг.
Тема 5. Глагол.
Разработка группового проекта «Паспорт глагола»: грамматические признаки, частотность части речи. Мини-тест и интеллектуальный тренинг. Творческий продукт проекта: сказка – загадка «Жизнь сказочного героя».
Тема 6 . Вместо имени. Местоимение. Имя числительное. Наречие.
Разработка группового проекта. Самостоятельная работа по сбору информации к проекту. Особенности местоимения, имени числительного, наречия, частотность употребления этих частей речи. Интеллектуальный тренинг. Критерии оценки проектных работ. Инфомационный продукт «паспорт для самостоятельных частей речи». Творческий продукт «Числительные в поговорках и фразеологизмах».
Тема 7. Служба частям речи.
Подготовка выступления на защите проекта, мини-тест. Групповая работа по сбору информации к проекту. Сравнение как метод исследования. Викторина о предлогах, частицах, союзах. Интеллектуальный тренинг.
Тема 8. Для чего нужна морфология?
Анализ информации и обобщение знаний по морфологии в ходе симпозиума. Работа по толковому словарю, мини-тест, мозговой штурм, работа в группах. Требования к презентации проекта, предзащита, интеллектуальный тренинг.
Тема 9. Защита проектов по морфологии.
Защита индивидуальных проектов по морфологии. Презентация информационных и творческих продуктов. Вопросы проектантам и творческие оценки проектных работ.
Раздел «Состав слова».
Тема 10. Из чего состоят слова?
Работа по толковому словарю. Самоанализ «после защиты проекта»: мыслительные, информационные, деятельностные, коммуникативные умения. Раздел русского языка – морфемика, тематика проектов по морфемике. Проблемные вопросы, проблемная ситуация. Интеллектуальный тренинг.
Тема 11. Зрим в корень!
Наблюдение как метод исследования, его составляющие: описание, измерение, сравнение. Лингвистический анализ с помощью словарей: толкового, фразеологического, словообоазовательного. Дедукция как метод познания. Игра «Родственные слова». Интеллектуальный тренинг.
Тема 12. Окончание и основа.
Помощники в работе над проектом. Мини-тест, исследование с помощью методов сравнения и индукции. Работа с толковым и лингвистическим словарями. Омонимов, антонимы. Поисковик, интеллектуальный тренинг.
Тема 13. Слово о префиксах.
Понятие префикса. Эксперимент. Работа с толковыми и лингвистическим словарями. Поисковик, эксперимент, работа в группах. Викторина «Что могут приставки», интеллектуальный тренинг.
Тема 14. Приставки-труженницы.
Индукция как метод познания. Исследование: неизменяемые, изменяемые и иноязычные приставки. Интеллектуальный тренинг.
Тема 15. Говорящие суффиксы.
Электронный помощник в работе над проектом: компьютер, системный блок, монитор, клавиатура, мышка, звуковые колонки, принтер, сканер. Разработка группового проекта «Суффиксы частей речи» с помощью методов индукции и дедукции. Работа с толковым словарем. Роль суффиксов в определение частей речи, мозговой штурм. Словообразующие и формообразующие суффиксы. Интеллектуальный тренинг.
Тема 16. Суффиксы существительных.
Знакомство с программой Microsoft Word. Разработка группового проекта «суффиксы существительных» в ходе симпозиума. Работа с толковым словарем. Исследование с помощью методов анализа и синтеза, морфемный разбор имени существительного, создание информационного продукта. Интеллектуальный тренинг.
Тема 17. Суффиксы прилагательных.
Программа Microsoft Word, порядок работы. Разработка группового проекта «Суффиксы прилагательных» в ходе симпозиума. Работа с толковым словарем. Исследование с помощью анализа и синтеза, морфемный разбор имен прилагательных, создание информационного продукта. Интеллектуальный тренинг.
Тема 18. Суффиксы глаголов.
Программа Microsoft Word, порядок работы. Разработка группового проекта «Суффиксы глаголов» в ходе симпозиума. Исследование с помощью анализа и синтеза, морфемный разбор глаголов, создание информационного продукта. Интеллектуальный тренинг.
Тема 19. Интерфикс и постфикс.
Разработка мини-проекта «Интерфикс и постфикс». Работа с толковым словарем. Мини-тест, поисковик, подготовка к защите проектов. План выступления на защите проекта (устный, письменный). Создание творческого продукта: пластический образ морфем. Интеллектуальный тренинг.
Тема 20. Слова замаскировались.
Критерии оценки проектных работ. Предзащита проекта. Морфемный разбор слов в форме игры «Слова замаскировались».
Тема 21. Защита проектов по морфемике.
Защита групповых проектов. Презентация творческих и информационных продуктов: суффиксы частей речи, плакаты с творческими заданиями. Вопросы проектантам и оценка проектных работ.
Раздел «Правописание».
Тема 22. Где прячутся ошибки?
Самоанализ «после защиты проекта» Работа с толковым словарем Тематика проектов по орфографии. Поиск информации в ходе игры «Я знаю орфограмму». Орфография, орфограммы, слабая и сильная позиции звуков, ассоциации. Интеллектуальный тренинг.
Тема 23. Самоинструкция.
Работа с толковым словарем. Алгоритм – порядок действий. Разработка коллективного проекта «Алгоритм грамотности». Исследование разделов русского языка: фонетики, морфологии, морфемики, орфографии, графики с помощью методов синтеза и анализа. Создание творческого продукта – опорного конспекта.
Тема 24. Орфограммы в стихах.
Разработка группового продукта «Проверяемые орфограммы в стихах и песнях». Рифма, размер стиха, способ рифмовки. Исследование, создание творческого продукта, интеллектуальный тренинг.
Тема 25. Что нельзя проверить?
Разработка группового проекта «Непроверяемые орфограммы». Исследование с помощью методов индукции и дедукции. Работа в группах. Викторина, интеллектуальный тренинг. Создание информационного продукта.
Тема 26. Этимология.
Этимология – раздел русского зыка. Работа с толковым, этимологическим словарями и словарем иностранных слов. Способы объяснения и запоминания написания непроверяемых орфограмм. Поисковик, работа в группах. Создание творческого продукта – словарного лото «Календарь природы». Интеллектуальный тренинг.
Тема 27. Школа эйдетики.
Игра в словарное лото «Календарь природы». Особенности школы эйдетики. Способ запоминания информации с помощью ассоциаций. Развитие образной памяти в играх: «Оживи цифры», «Лови мяч – дари ассоциацию», «Раз, два, три – замри». От метода исследования – аналогия к созданию информационного продукта.
Тема 28.Образ слова.
Работа с толковым словарем. Школа эйдетики, игры на развитие образной памяти «Пантомима», «Геометрические фигуры вокруг нас». Разработка коллективного проекта «Ассоциации для словарных слов». Обозначение слабой и сильной позиции звуков. Создание творческого продукта – тематического словаря слов с непроверяемыми написаниями.
Тема 29. Цепочка ассоциаций.
Школа эйдетики, игры на развитие логического мышления и двигательной памяти «Цепочка слов», «Актер театра». Разработка коллективного проекта «Ассоциации для словарных слов», алгоритм работы. Работа с этимологическим словарем. Создание творческого продукта – тематического словаря слов с непроверяемыми написаниями.
Тема 30. Стоп! Перенос!
Школа эйдетики, игры на развитие слуховой и тактильной памяти «Разгадай звук», «Что в мешочке?». Разработка коллективного проекта «Перенос слова». Правила переноса; слог, дефис, тире. Создание творческого продукта – песни. Интеллектуальный тренинг.
Тема 31. Предлоги и приставки.
Школа эйдетики, игры на развитие образной памяти «Слова спрятались одежде», «Живые буквы». Исследование общих и отличительных признаков у приставок и предлогов с помощью методов исследования: сравнения, индукции. Подготовка к защите проектов, план выступления (устный и письменный). Интеллектуальный тренинг.
Тема 32. Пишем раздельно.
Школа эйдетики, игры на развитие двигательной и речевой памяти «Что вокруг нас?», «Все сначала». Обобщение знаний и создание творческого продукта – танца в стиле «реп». Предзащита групповых проектов. Критерии оценки проектной работы. Советы по выступлению.
Тема 33. Защита проектов по правописанию.
Защита групповых проектов. Презентации творческих и информационных продуктов: сказок, песен, танцев, стихов, алгоритма грамотности. Вопросы проектантам и оценка проектных работ.
Тема 34. Конкурс «Что написано пером, не вырубишь топором»!»
Применение знаний на практике в ходе конкурсной программы. Обобщение материала по изученным разделам русского языка: лексике, морфологии, фонетики, морфемике, орфографии, графике. Подведение итогов работы над проектами.
3 год
Раздел «Синтаксис».
Тема 1. Как прекрасен наш язык!
Понятие и этапы, составляющие наш проект. Цель и задачи итогового проекта «Путь к грамотности». Работа с толковым словарем. Синтаксис – раздел русского языка. Методика исследования: анализ и синтез, индукции, наблюдение. Игры «Что? Где? Когда?», «Что за признак?», «Что за орфограмма?». Создание творческого проекта – стихотворение о русском зыке в форме синквейна.
Тема 2. Королевство предложений.
Эксперимент как метод исследования. Преобразование текста детской песни. Грамматика предложений. Тематика проектов по синтаксису. Создание творческого продукта – плаката «Королевство предложений».
Тема 3. Виды предложений.
Разработка группового проекта «Королевство предложений». Опорный конспект «Виды предложений». Цель высказывания, эмоциональная окраска, знаки препинания. Наблюдение как метод познания. Работа с толковым словарем. Презентация материала к проекту в виде песни. Создание творческого продукта – пиктограммы.
Тема 4. Кто здесь главный?
Разработка группового проекта «Главные члены предложения». Грамматическая основа предложения. Как использовать анализ, синтез и эксперимент при исследовании. Алгоритм синтаксического разбора предложений. Интеллектуальный тренинг.
Тема 5. Дружба слов.
Разработка группового проекта «Друзья – словосочетания». Создание информационного продукта – паспорта словосочетаний. Мозговой штурм. Сравнение – метод исследования. Мини-тест, интеллектуальный тренинг.
Тема 6. Дополнение.
Разработка группового проекта «Второстепенные члены предложения». Дополнение: чем выражено, графическое изображение. Косвенные падежи. Алгоритм синтаксического разбора. Решение синтаксической задачи «Незнайка на луне». Интеллектуальный тренинг.
Тема 7. Определение.
Разработка группового проекта «Второстепенные члены предложения». Определение: чем выражен, грамматическое изображение. Алгоритм синтаксического разбора. Решение синтаксической задачки «Нарисую грамоту». Государственный символ: флаг, значение цветов российского флага. Групповая работа по толковому, этимологическому словарям, словарю синонимов. Поисковик, интеллектуальный тренинг
Тема 8. Обстоятельство.
Разработка группового проекта «Второстепенные член предложения». Обстоятельство: чем выражено, графическое изображение. Виды обстоятельств. Алгоритм синтаксического разбора. Решение синтаксической задачи «Русская изба». Работа с толковым словарем. Подготовка к защите проекта, критерии оценки проектной работы. Поисковик, чтение скороговорок.
Тема 9. Родня в предложении.
Разработка группового проекта «Однородные члены предложения». Виды однородных членов предложения: чем выражены, графическое изображение. Мозговой штурм. Алгоритм синтаксического разбора. Решение синтаксической задачки «Незнайка в Солнечном городе». Интеллектуальный тренинг, мини-тест. Предзащита проекта.
Тема 10. Защита проектов по синтаксису.
Защита групповых проектов. Презентация творческих и информационных продуктов: конспектов, плакатов, игр, сказок. Вопросы проектантам и оценка проектных работ.
Раздел «Пунктуация»
Тема 11. Знаки препинания.
Самоанализ «После защиты проекта». Назначение пунктуации. Тематика проектов по пунктуации. Работа с толковым словарем. Разработка группового проекта «Знаки препинания». Интеллектуальный тренинг.
Тема 12. Обращение.
Назначение и алгоритмы работы по программе Microsoft Office PowerPoint, компьютерная презентация, слайд, анимация. Разработка группового проекта «Разрешите обратиться!». Роль обращения, постановка знаков препинания. Создание информационного продукта – схем предложений с обращением. Интеллектуальный тренинг.
Тема 13. Как пишут письма?
Разработка коллективного проекта «Я к вам пишу». Сбор информации об особенностях написания писем. Правила переписки, план личного письма, приветствие, обращение, поздравительный текст, электронное письмо. Игра «Шиворот – навыворот». Создание творческого продукта – написание письма.
Тема 14. Эксперты предложений.
Работа с толковым словарем. Экспертиза предложений. Методы исследования: сравнение, анализ. Мозговой штурм, эксперимент. Решение синтаксической задачки «Новый год в Простоквашино». Простое и сложное предложение, грамматическая основа.
Тема 15. Грамматическое исследование.
Подготовка к защите проекта, план выступления (устный и письменный). Мозговой штурм: взаимосвязь морфологии, синтаксиса и пунктуации. Алгоритм пунктуационной грамотности. Интеллектуальный тренинг.
Тема 16. Защита проектов по пунктуации.
Защита групповых проектов. Презентация творческих и информационных продуктов: плакатов, компьютерной презентации, сказок. Вопросы проектантам и оценка проектных работ.
Раздел «Морфология».
Тема 17. Неутомимые глаголы.
Самоанализ «После защиты проекта»: мыслительные, информационные, деятельностные, коммуникативные умения. Разработка группового проекта «Неутомимые глаголы», мозговой штурм. Назначение глаголов и роль глаголов в речи, общение информации на аукционе знаний.
Тема 18. Спряжение глаголов.
Школа эйдетики, игра на развитие двигательной памяти «Догони зверька», прием ассоциаций. Решение грамматической задачки «Сказка о спряжении глаголов», личное окончание глаголов. Интеллектуальный тренинг. Создание творческого продукта – сочинение сценария сказки.
Тема 19. Алгоритм правописания.
Алгоритм записи безударных окончаний глаголов: инфинитив, суффикс, спряжение, окончание. Мозговой штурм с помощью методов исследования: синтеза и анализа. Создание информационного продукта – таблицы личных окончаний глаголов. Решение орфографической задачки, интеллектуальный тренинг.
Тема 20. Всезнающие существительные.
Разработка группового проекта «Всезнающие существительные». Морфологические признаки имени существительного: категория рода и числа, общий род. Интеллектуальный тренинг, творческий продукт.
Тема 21. Склонение существительных.
Разработка мини-проекта «Разносклоняемые имена существительные». Склонение, разносклоняемые имена существительные, начальная форма, падеж. Решение морфологической задачи «Аленький цветочек». Интеллектуальный тренинг, творческий продукт.
Тема 22. Слово о падежах.
Работа с толковым словарем. Разработка мини-проекта «Слово о падежах». Прямой и косвенный падежи. Создание информационного продукта – таблица падежей и предлогов с помощью метода исследования (наблюдение). Интеллектуальный тренинг.
Тема 23. Великолепная шестерка падежей.
Разработка мини-проекта «Слово о падежах». Работа в группах, эксперимент, сбор информации: окончание, склонение, частотность падежей, местный, звательный падежи, письменная, деловая, разговорная, политическая, научная речь. Презентация материала, творческий продукт.
Тема 24. Слова-помощники.
Алгоритм правописания безударных окончаний имен существительных: таблицы, формулы, предлоги, слова-помощники. Варианты использования метода дедукции. Интеллектуальный тренинг, творческий продукт.
Тема 25. Морфологический разбор существительного.
Использование синтеза как метода исследования. Алгоритм морфологического разбора имени существительно: постоянные и непостоянные признаки. Решение морфологической задачки «Веселая ярмарка». Интеллектуальный тренинг, викторина.
Тема 26. Чувствительные прилагательные.
Беседа об именах прилагательных: признак предмета, главное и зависимое слово, эпитет. Решение морфологической задачки «Что задумано?», «Кто задуман?». Характеристика человека: черты характера, способности, волевые качества, эмоциональное состояние, отношение к людям, делу. Интеллектуальный тренинг.
Тема 27. Полезная краткость.
Сравнение как метод исследования. Работа с толковым словарем. Краткая и полная форма имен прилагательных. Значение и роль имен прилагательных. Значение и роль имен прилагательных в предложении. Решение морфологической задачки «Как хорош!»: резюме, качества характера человека. Интеллектуальный тренинг.
Тема 28. Доброта мягкого знака.
Анализ и синтез в проекте. Обобщение знаний о мягком знаке: буква «ерь», показатель мягкости, разделительный и грамматический мягкий знак. Презентации знаний в «Песне про мягкий знак». Решение орфографической задачки «Мышка-норушка» в интеллектуальном тренинге.
Тема 29. Суровость твердого знака.
Роль справочной литературы при разработке проекта. Сбор информации об истории буквы «ер». Поисковик: разделительный твердый знак в пословицах и фразеологизмах. Пластический этюд. Решение орфографической задачки «Заяц – Хваста». Интеллектуальный тренинг.
Тема 30. Конкурс «Грамотеи».
Самопроверка с помощью мини-теста: проблема, тема, цель, задачи проекта, гипотеза исследования. Значение категорий и понятий изученных разделов русского зыка для грамотности. Интеллектуальный тренинг.
Тема 31. Путь к грамотности.
Самопроверка с помощь. Мини-теста: поиск информации, продукт проекта. Алгоритм орфографической и пунктуационной грамотности. Интеллектуальный трниинг.
Тема 32. Подготовка к защите проекта.
Самопроверка с помощью мини-теста: презентация проекта, выступление. Беседа6 интересные факты о письменности и книгах. Подготовка к защите проекта.
Тема 33. Защита проекта.
Защита итогового проекта. Презентация творческих и информационных продуктов (спектакль, компьютерная презентации, плакаты, поделки, справочное пособие созданное учащимися). Вопросы проектантам и оценка проектных работ.
Тема 34. Лингвистические посиделки.
Самоанализ «После защиты проекта». Конкурс чтецов «Язык, великолепный наш язык». Подведение итогов изучения курса «Путь к грамотности».
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация к моральной децентрации.
Метапредметным результатом курса является формирование следующих универсальных учебных действий.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладевают действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условие деятельности в речи.
Поскольку область исследования в данной программе - русский язык, ожидаемым результатом будет грамотная речь школьников (письменная и устная). Атак же,интерес к русскому языку.
Формы подведения итогов:
В программе представлены различные формы работы и проверки знаний, умений учащихся. Это занимательные упражнения, дидактические игры, конкурсы, творческие задания.
В числе прочих предусмотрены следующие формы проверки знаний: творческий, интеллектуальный, информационный продукты, проект.
Участие в онлайн-олимпиаде «Русский с Пушкиным», предметных олимпиадах по русскому языку.
Критерии оценки результатов обучения по программе:
Критерии оценки уровня теоретической подготовки воспитанников:
- соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям,
- широта кругозора,
- свобода восприятия теоретической информации
- развитость практических навыков работы со специальной литературой,
Критерии оценки уровня практической подготовки воспитанников:
- соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям,
- качество выполнения практического задания,
Критерии оценки уровня развития и воспитанности детей:
- культура организации своей практической деятельности,
- культура поведения,
- творческое отношение к выполнению практического задания,
- аккуратность и ответственность в работе,
- развитость специальных способностей.
Методическое обеспечение
Основной формой проведения занятий является комбинированное тематическое занятие. Примерная структура данного занятия:
- Объяснение учителя или доклад учащегося по теме занятия.
- Разработка конкретного проекта.
- Работа со справочной или художественной литературой.
- Подведение итогов занятия, ответы на вопросы учащихся.
Таким образом, учащиеся обучаются проектной деятельности без существенных домашних заданий.
Условия реализации программы
• возможность копирования раздаточных материалов;
• цветные карандаши, картон, цветная бумага, клей;
• наличие дидактических материалов для индивидуальных занятий;
• мультимедийные образовательные ресурсы (ЦОРы).
Список литературы:
- Олейник О.В.. Кабанюк Л.П. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку 2-4 классы. М.: ВАКО, 2014.
- Лаврова С. Занимательная лексика. Методическое пособие для взрослых. Для чтения взрослыми детям. М.: Воскресный день, 2015.
- Лаврова С. Занимательная фонетика. Методическое пособие для взрослых. Для чтения взрослыми детям. М.: Воскресный день, 2015.
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
- Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г
- Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
- Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
- Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
- Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г
Список литературы, рекомендуемой для учащихся.
- Олейник О.В., Кабанюк Л.П., Яицко С.М. Проектная деятельность: рабочая тетрадь. 2 класс. М.: ВАКО, 2015.
- Олейник О.В., Кабанюк Л.П., Яицко С.М. Проектная деятельность: рабочая тетрадь. 3 класс. М.: ВАКО, 2015.
- Олейник О.В., Кабанюк Л.П., Яицко С.М. Проектная деятельность: рабочая тетрадь. 4 класс. М.: ВАКО, 2015.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Мир и образование, 2014 г.
- Шклярова Т. Орфографический словарь. Начальная школа. ФГОС. М.: ВАКО, 2016 г.
- Гуркова И. Словарик синонимов и антонимов для учащихся начальной школы. М.: Феникс, 2015
- Составитель: А.В. Ковригина. Новейший школьный словообразовательный словарь. М.: Славянский Дом Книги, 2014 г.
- Сычева Г.: Толковый словарик для начальной школы. М: Феникс, 2015.
Интернет-ресурсы:
- http://www.gramota.ru
- http://language.edu.ru
- http://www.gramma.ru
- http://www.philolog.ru/dahl/
- http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
- http://slovesnik-oka.narod.ru
Календарно-тематический план на 2016-2017 учебный год
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Чудо из чудес. | 1 | |
2. | Язык и речь – одно и то же? | 1 | |
3. | Как возник язык? | 1 | |
4. | Какие языки есть на свете? | 1 | |
5. | Защита проекта. | 1 | |
6. | Для чего придуманы словари? | 1 | |
7. | Архаизмы, неологизмы, омонимы. | 1 | |
8. | Синонимы и антонимы. | 1 | |
9. | Защита проекта по лексике. | 1 | |
10. | Поиграем со звуками. | 1 | |
11. | Транскрипция. | 1 | |
12. | Слабые и сильные позиции звуков. | 1 | |
13. | Тайна фонемы. | 1 | |
14. | Фонемные и нефонемные правила. | 1 | |
15. | На сцене гласные! | 1 | |
16. | Опасные» согласные. | 1 | |
17. | Выходим на главное правило. | 1 | |
18. | Фонетическая задачка «Колобок». | 1 | |
19. | Фонетическая задачка «Гуси – лебеди». | 1 | |
20. | Фонетическая задачка «Маша и Медведь». | 1 | |
21. | Фонетическая задачка «Морозко». | 1 | |
22. | Фонетическая задачка «Иван-царевич и Серый Волк». | 1 | |
23. | Защита проектов по фонетике. | 1 | |
24. | Кто повелевает буквами. | 1 | |
25. | Как человека научился писать? | 1 | |
26. | Пиктография. | 1 | |
27. | История письменности. | 1 | |
28. | Древнерусский алфавит. | 1 | |
29. | Самая молодая буква русского современного языка. | 1 | |
30. | Творческая мастерская: древнерусские буквы. | 1 | |
31. | Забавный алфавит. | 1 | |
32. | Каллиграфия. | 1 | |
33. | Защита проектов по графике. | 1 | |
34. | Конкурс «Грамотеи». | 1 |
Календарно-тематический план на 2017-2018 учебный год
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Проекты дают знания. | 1 | |
2. | В гостях у частей речи. | 1 | |
3. | Все, что существует. | 1 | |
4. | Прилагательное. | 1 | |
5. | Глагол. | 1 | |
6. | Вместо имени. Местоимение. Числительное. Наречие. | 1 | |
7. | Служба частям речи. | 1 | |
8. | Для чего нужна морфология? | 1 | |
9. | Защита проектов по морфологии. | 1 | |
10. | Из чего состоят слова? | 1 | |
11. | Зрим в корень! | 1 | |
12. | Окончание и основа. | 1 | |
13. | Слово о префиксах. | 1 | |
14. | Приставки-труженницы. | 1 | |
15. | Говорящие суффиксы. | 1 | |
16. | Суффиксы существительных. | 1 | |
17. | Суффиксы прилагательных. | 1 | |
18. | Суффиксы глаголов. | 1 | |
19. | Интерфикс и постфикс. | 1 | |
20. | Слова замаскировались. | 1 | |
21. | Защита проектов по морфемике. | 1 | |
22. | Где прячутся ошибки? | 1 | |
23. | Самоинструкция. | 1 | |
24. | Орфограммы в стихах. | 1 | |
25. | Что нельзя проверить? | 1 | |
26. | Этимология. | 1 | |
27. | Школа эйдетики. | 1 | |
28. | Образ слова. | 1 | |
29. | Цепочка ассоциаций. | 1 | |
30. | Стоп! Перенос! | 1 | |
31. | Предлоги и приставки. | 1 | |
32. | Пишем раздельно. | 1 | |
33. | Защита проектов по правописанию. | 1 | |
34. | Конкурс «Что написано пером, не вырубишь топором»!» | 1 |
Календарно-тематический план на 2018-2019 учебный год
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Как прекрасен наш язык! | 1 | |
2. | Королевство предложений. | 1 | |
3. | Виды предложений. | 1 | |
4. | Кто здесь главный? | 1 | |
5. | Дружба слов. | 1 | |
6. | Дополнение. | 1 | |
7. | Определение. | 1 | |
8. | Обстоятельство. | 1 | |
9. | Родня в предложении. | 1 | |
10. | Защита проектов по синтаксису. | 1 | |
11. | Знаки препинания. | 1 | |
12. | Обращение. | 1 | |
13. | Как пишут письма? | 1 | |
14. | Эксперты предложений. | 1 | |
15. | Грамматическое исследование. | 1 | |
16. | Защита проектов по пунктуации. | 1 | |
17. | Неутомимые глаголы. | 1 | |
18. | Спряжение глаголов. | 1 | |
19. | Алгоритм правописания. | 1 | |
20. | Всезнающие существительные. | 1 | |
21. | Склонение существительных. | 1 | |
22. | Слово о падежах. | 1 | |
23. | Великолепная шестерка падежей. | 1 | |
24. | Слова-помощники. | 1 | |
25. | Морфологический разбор существительного. | 1 | |
26. | Чувствительные прилагательные. | 1 | |
27. | Полезная краткость. | 1 | |
28. | Доброта мягкого знака. | 1 | |
29. | Суровость твердого знака. | 1 | |
30. | Конкурс «Грамотеи». | 1 | |
31. | Путь к грамотности. | 1 | |
32. | Подготовка к защите проекта. | 1 | |
33. | Защита проекта. | 1 | |
34. | Лингвистические посиделки. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования кружка "Говори грамотно и красиво" в условиях ФГОС второго поколения.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 40 часов, на учеников 1 класса....
Дополнительная профессиональная программа (повышения квалификации) «Финансовая грамотность в английском языке»
Настоящая примерная программа учебного предмета английский язык разработана для 2 класса, является преемственной по отношению к программе Быкова Н., Дули Д., Поспелова М., Эванс В. У...
"Развитие функциональной грамотности младших школьников средствами внеурочной деятельности и программ дополнительного образования"
В материале представлен опыт работы начальной школы по развитию функциональной грамотности младших школьников средствами внеурочной деятельности и программ дополнительного образования, реализуемых в о...
Рабочая программа дополнительного образования Финансовая грамотность" 1 класс
Программа нацелена на первоначальное экономическое образование первоклассников, как фактора их экономической социализации.Детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Они, так или и...
Рабочая программа дополнительного образования Финансовая грамотность" 2 класс
Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами мат...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Финансовая грамотность» 4 и 4 дополнительный классы
Адаптированная рабочая программа по финансовой грамотности для 4 и 4 дополнительного классов с ЗПР составлена на основе следующих нормативно правовых документов...
Рабочая программа дополнительного образования "Азбука финансовой грамотности"
Рабочая программа курса «Азбука финансовой грамотности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...