"Развитие функциональной грамотности младших школьников средствами внеурочной деятельности и программ дополнительного образования"
статья

Шифердекер Ольга Викторовна

В материале представлен опыт работы начальной школы по развитию функциональной грамотности младших школьников средствами внеурочной деятельности и программ дополнительного образования, реализуемых в образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1.  «Развитие функциональной грамотности младших школьников средствами внеурочной деятельности и программ дополнительного образования»

Слайд 2. Современные процессы развития страны выдвигают в сфере образования Российской Федерации ряд новых требований и задач. Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и обучение функционально- грамотных людей. Поэтому «функциональная грамотность» в обновленных стандартах является одним из основных терминов.

Слайд 3. Основные признаки функционально-грамотной личности: это самостоятельный человек, познающий и умеющий жить среди людей. Именно в 6-7 лет закладывается благодатная почва для развития такой личности.

Слайд 4. Дети приходят в школу самые разные: внимательные-невнимательные, собранные-несобранные, аккуратные-неаккуратные, рассеянные, медлительные, способные. Но большинство их объединяет в том, что все они желают и хотят учиться.  И поэтому педагогам надо поддержать, помочь сохранить это желание. Школа в современном государстве является очень важным источником формирования функциональной грамотности.

Наша школа не остается в стороне. Учителя начальных классов начинают формировать функциональную грамотность у детей с подготовки будущих первоклассников к школе.

      Слайд 5. Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Нулевичок» представлена в реестре программ дополнительного образования. ( https://www.ruobr.ru/s93/school/dod/programs/) 

          Реализуется в рамках платных услуг с октября по апрель месяцы. Работают опытные педагоги с высшей квалификационной категории и прошедшие профессиональную подготовку по курсу «Современные образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых». Обучаем детей со всей территории города.  Занятия проходят по субботам как коллективная игра с применением широкого комплекса дополнительного материала и с использованием современного цифрового оборудования.

Основная цель программы: успешная адаптация к новым образовательным условиям. Содержание программы предусматривает комплекс занятий по направлениям:

- «Введение в математику»;

- «Совершенствование и развитие устной речи»;

- «Подготовка к обучению чтению и письму»;

- «Ознакомление с окружающим миром»

Слайд 6. Результатом реализации программы «Нулевичок» является то, что ребенок адаптирован к социуму и тем самым он готов прийти  в школу и стремится узнавать ему новое и неизвестное. У детей, посещающих «Нулевичок» заложены начальные базы (предпосылки) к дальнейшему  развитию и формированию математической, читательской и естественно-научной грамотностям.

 Слайд 7. В прошлом учебном году по запросам родителей (законных представителей) учащихся начальной школы учителями 1-4 классов была разработана программа по «Читай, считай, смекай», которая способствует развитию функциональной грамотности школьников с 1 по 4 класс. Она также включена в реестр программ дополнительного образования социально-педагогической направленности. Программа курса по рассчитана на поэтапное освоение материала. Всего – 135 часов (1 класс-33 часа; 2-4 классы-по 34 часа).

Весь курс состоит из 4 модулей:

  • «Основы читательской грамотности» (по 8 часов в 1-4 классах);
  • «Основы математической грамотности» (по 8 часов в 1-4 классах);
  • «Основы компьютерной грамотности» (1 класс-7 часов; по 8 часов во 2-4 классах);
  • «Основы естественно-научной грамотности» (по 10 часов в 1-4 классах).

Виды и формы деятельности в рамках программы дополнительного образования

Виды организации занятий в данном курсе: игровые; познавательные, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: лекция-беседа, лекция-обзор урок–практикум, виртуальная экскурсия, библиотечный урок, конференция, выставка-обзор, консультация, индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. В работе с учащимися планируется использование различных методических приемов: практические занятия, экскурсии, самостоятельные работы.

Слайд 8. Ребята с удовольствием посещают занятия, активно участвуют в конкурсах и олимпиадах разного уровня. При реализации программы занятия проводятся согласно расписанию в Центре цифрового и гуманитарного профилей «Точке Роста» на базе нашей школы.

 Модуль «Основы читательской грамотности» предполагает экскурсии в школьную библиотеку и читальный зал городской библиотеки.

Основные разделы модуля

Количество часов

1

Настоящий читатель

4

2

Любимые книги

3

Раздел

Количество часов

1

Основные правила пользования библиотекой

1

2

История возникновения информационных центров

2

3

Библиотека-информационный центр школы

1

Раздел

Количество часов

1

Книги-верные друзья

1

2

Писатели и художники в одном лице

1

3

Будь здорова, книжка!

1

Таким образом, учителя прививают любовь к чтению и книгам.

При изучении модуля «Основы математической грамотности» стараемся организовывать занятия, отличные от урочных. Включаем задания, направленные на следующие задачи:

  • научить оперировать числовой и знаковой символикой;
  • развивать умение последовательно описывать события и выполнять последовательность действий;
  • научить поиску закономерностей;
  • обучить решению логических задач;
  • научить решать задачи с геометрическим содержанием;
  • научить решению и составлению задач-шуток, магических квадратов;

Основные разделы:

  1. Арифметические забавы

Из истории развития математики. Виды цифр. Римская нумерация. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами). Работа с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр).

  1. Логика в математике.

Ребусы. Разгадывание ребусов. Математические ребусы и их решение.

  1. Задачи с геометрическим содержанием.

Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Творческая работа «Составление картины-аппликации из геометрических фигур».

  1. Арифметические забавы.

Из истории математики. Как люди научились считать. Игры с числами. Магические квадраты. Задачи на сообразительность и внимание.

  1. Логика в математике.

Больше-меньше, раньше-позже. Быстрее-медленнее. Множество и его элементы. Способы задания множеств. Сравнение и отображение множеств. Истинные и ложные высказывания. Символы в реальности и в сказке.

  1. Задачи с геометрическим содержанием.

Задачи на разрезание и склеивание. Кодирование.

Таким образом, с младших классов прививаем любовь к математике.

Изучение модуля «Основы естественно-научной грамотности» направлено на углубленное изучение окружающего мира и экологии». Занятия способствуют расширению кругозора учащихся». Основной формой проведения занятий является виртуальная экскурсия, так как проживая в маленьком городе не имеем возможности посещать краеведческие музеи.

 При изучении модуля «Основы компьютерной грамотности» учащиеся отрабатывают полученные знания на практике в компьютерном классе.

Задачи:

  • освоение первоначальных навыков приемов работы в редакторах Paint, Word, Power Point;
  • овладение умением работать с различными видами информации, в т.ч. графической, текстовой, звуковой, приобщении к проектно-творческой деятельности.

После каждого изученного модуля ребята выполняют творческий проект, а Российская образовательная платформа «Учи.ру» выступает как ресурс по оценке функциональной грамотности младших школьников.

 Слайд 9. Данная программа опубликована на сайте: Образовательная социальная сеть работников образования nsportal.ru   (https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2022/01/10/rabochaya-programma-po-razvitiyu-funktsionalnoy-gramotnosti). Опыт работы представлен на региональном онлайн-марафоне «Педагог-мастер» в 2022 году и представленные занятия вошли в базу региональных эффективных практик по развитию функциональной грамотности. Учителя, реализующие данную программу представили свои методические разработки  на Всероссийском конкурсе «Педагогическая копилка».

 Родители (законные представители) положительно оценивают организацию системы дополнительного образования в школе, о чем свидетельствует численность учащихся, выбравших данные направления.

Программы дополнительного образования

2021 год

2022 год

«Нулевичок»

50

40

«Читай, считай, смекай»

100

248

Слайд 10.   В рамках внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности школьников реализуется программа «Уроки финансовой грамотности».(http://school16ber.ru/index.php/about/obrazovanie.html)

Программа  кружка представляет систему научно-познавательных занятий для учащихся 2-4 классов.

Цель: воспитание ответственного и грамотного финансового поведения.

Задачи:

  1. формирование представления о финансовой грамотности;
  2. обучение детей экономическим терминам и понятиям;
  3. развитие культурно-экономического мышления.

Форма занятий разнообразны:

-ситуационная игра;

-образно-ролевая игра;

- исследовательская деятельность;

-уроки-практикумы;

-обсуждения и дискуссии и др.

Слайд 11. В марте месяце в начальной школе проходит Неделя финансовой грамотности «Я и мои финансы».

Задачи недели:

-проведение мероприятий образовательного, информационного и развлекательного характера для детей, которые способствуют у подрастающего поколения ответственного отношения к личным финансам.

 Это проведение различных финансовых игр, просмотр мультипликационных фильмов об умении обращаться с деньгами, лекторий «Интересные факты о деньгах», родительский лекторий «Советы родителям» в рамках проведения родительских собраний, оформление рисунков по данной теме.

Слайд 12. Методические рекомендации

Вывод:

       Таким образом, с момента подготовки детей к школе учителя начальных классов начинают формировать функционально-грамотную личность, продолжая это в дальнейшем на уроках, во внеурочной деятельности и в рамках дополнительного образования.

      Для успешного формирования функциональной грамотности младших школьников необходимо:

-предоставление родителям (законным представителям) наличие выбора разнообразных общеобразовательных программ дополнительного образования и программ внеурочной  деятельности с учетом возрастных особенностей детей;

-использование игровых форм обучения;

-использование современных образовательных технологий;

-использование различных форм проведения занятий внеурочной деятельности и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности

Представлен опыт работы по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности"...

"Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности" (описание опыта работы в форме ИПМ)

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Вооружение нравственными знаниями важно и тем, что...

Обобщение опыта работы в форме ИПМ по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности"

Сущность моего опыта заключается в том, что процесс обучения и воспитания строится с необходимостью приобщения детей к системе духовно-нравственных ценностей....

Формирование и развитие связной речи младших школьников средствами внеурочной деятельности

Данный матеиал подготовлен 04.10.2017 в качества доклада для слушателей курсов ИПКРО...

Доклад Формирование и развитие связной речи младших школьников средствами внеурочной деятельности

Доклад Формирование и развитие связной речи младших школьников средствами внеурочной деятельности...

Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности

Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности...

Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности

Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности...