Рабочая программа дополнительного образования Финансовая грамотность" 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Программа нацелена на первоначальное экономическое образование первоклассников, как фактора их экономической социализации.
Детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Они, так или иначе, сталкиваются с миром финансов, обсуждают ли дома мама с папой повышение цен или прибавку к зарплате, или же в магазине игрушек, когда игрушка слишком дорогая и ее купить не могут, или же когда получают в подарок на день рождения конверт с купюрами. Программа поможет детям понять, как зарабатываются деньги, что такое семейный бюджет, почему он ограничен и, как сделать так, чтобы преумножить достаток. Курс Финансовая грамотность» значим потому, что подразумевает широкую практику применения полученных детьми знаний: и в быту, и в будущей профессии.
Одной из важнейших задач является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений. Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей младшего школьного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях. Процесс познания экономики не прост для младшего школьника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_gramotnost_1_klass.docx | 24.66 КБ |
tablitsy_1_klass.docx | 17.62 КБ |
kim_1_kl_fin_gr.docx | 13.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Цель: раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у первоклассников.
Задачи:
Образовательные задачи:
- сформировать у детей представление о потребностях человека на основе экономических понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуга, потребители;
- дать представление детям о разных видах ресурсов, понятии «экономия ресурсов»; о производителях товаров и услуг;
- расширить представление об обмене товарами и услугами, о понятии «рынок», «спрос»,
- «предложение», «цена», «заработная плата»;
- создать на основе принципа интеграции видов детской деятельности, условия для решения практических задач самими детьми;
- познакомить детей с экономическими терминами через экономический словарь, кроссворд, игру, значимость жизненно важных потребностей человека;
- заложить основы экономического образа мышления у ребѐнка – первоклассника.
Развивающие задачи:
- развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость, самостоятельность.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту.
Направленность программы: социальная
Актуальность поставленных целей:
Программа нацелена на первоначальное экономическое образование первоклассников, как фактора их экономической социализации.
Детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Они, так или иначе, сталкиваются с миром финансов, обсуждают ли дома мама с папой повышение цен или прибавку к зарплате, или же в магазине игрушек, когда игрушка слишком дорогая и ее купить не могут, или же когда получают в подарок на день рождения конверт с купюрами. Программа поможет детям понять, как зарабатываются деньги, что такое семейный бюджет, почему он ограничен и, как сделать так, чтобы преумножить достаток. Курс Финансовая грамотность» значим потому, что подразумевает широкую практику применения полученных детьми знаний: и в быту, и в будущей профессии.
Одной из важнейших задач является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений. Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей младшего школьного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях. Процесс познания экономики не прост для младшего школьника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность.
Отличительные особенности программы:
Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, и представления информации и публичных выступлений.
Характеристика целевой группы:
Данная программа предназначена для детей 1 классов общеобразовательного учреждения. По программе обучаются дети всех социальных групп, включая детей-инвалидов, сирот, детей из неблагополучных семей. Осуществляется дифференцированный подход с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Краткая характеристика:
Программа кружка «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в РФ», Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В основу Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.
Данный курс реализуется в рамках внеурочной деятельности. Программа предусматривает приобщение учащихся к культурным, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает:
• создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих учащемуся осваивать и на практике полученные знания;
• формирование у учащегося активной жизненной позиции;
• приобщение учащегося к общечеловеческим ценностям.
Программа содержит перечень планируемых результатов воспитания – формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников.
Программа «Финансовая грамотность» составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста.
Сроки реализации программы:
1 год обучения. Рассчитана на 17 часов, 0,5 часа в неделю.
Режим занятий:
Занятия в кружке проводятся один раз в неделю по 1ч одно полугодие, продолжительностью 35- 40 минут. Во время занятия обязательно проводятся физкультурные минутки, гимнастика для глаз.
Формы обучения и контроля:
игры, соревнования, конкурсы, марафон, защита проекта. Практические работы, тестирование. Повторные тесты, дополнительные упражнения Зачетные, контрольные работы, творческие проекты.
Методическое обеспечение программы и условия её реализации:
В основу работы с первоклассниками по финансовой грамотности положен деятельностный подход, который предусматривает формирование экономических знаний через различные виды деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др. В зависимости от содержания знаний ведущим является тот или иной вид деятельности. Например, усвоение экономических понятий (деньги, цена, стоимость и т.п.) успешно проходит в игровой деятельности: сюжетно-ролевые игры («Супермаркет», «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Ярмарка», «Поликлиника», «Парикмахер»), дидактические игры («Купи другу подарок», «Рекламный мешочек»), настольно-печатные («Кому что нужно?», «Магазины»), речевые («Наоборот», «Что лишнее?»).
Знания о том, почему следует беречь результаты труда людей, дети успешнее всего осваивают в процессе трудовой и продуктивной деятельности. Особое место занимают интеллектуальные игры-викторины «Что? Где? Почём?», «Бизнес-клуб», «Аукцион», которые позволяют в игровой соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал. Знакомство с новым материалом очень интересно и увлекательно проходит в ходе игры-путешествия «Музей денег», «Путешествие по территории детского сада» (с целью познакомиться с профессиями сотрудников).
При организации образовательной деятельности по экономическому воспитанию наиболее эффективным является метод проблемного обучения, который позволяет педагогу не только познакомить первоклассников с экономическими понятиями, но и развивать у детей умение самостоятельно «добывать» знания, учиться искать пути решения задач, проявлять инициативу, анализировать и делать выводы.
Формы работы.
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
- фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников
- индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.
- групповой - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.
Планируемые результаты освоения обучающимися содержания программы:
1.1. Личностные результаты:
Личностные результаты освоения программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;
3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
4) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
5) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
6) бюджетная грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы.
1.2. Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
• умение определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
• умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
• умение следовать при выполнении задания инструкциям учителя;
• умение понимать цель выполняемых действий.
Познавательные универсальные учебные действия:
• перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
• осуществлять поиск информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• умение договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе;
• координировать различные позиции во взаимодействии с одноклассниками;
• принимать общее решение;
• контролировать действия партнёра в парных упражнениях;
• умение участвовать в диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию.
1.3. Предметные результаты:
По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать:
1) сформированность системы знаний о бюджете и финансах в жизни общества;
2) понимание сущности финансовых институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества;
3) сформированность у обучающихся стандартов новой финансовой потребительской культуры, предусматривающей активное освоение гражданами современных способов сбережения и инвестирования личных средств на основе легитимных институтов и инструментов;
4) сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
5) владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в реальной жизни;
6) умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, покупателя, продавца, заёмщика, вкладчика, застрахованного, налогоплательщика);
7) умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире;
8) умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по социально-экономическим проблемам, по различным аспектам социально-экономической политики государства.
Список литературы:
Для педагогов:
1. Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной школы».
2. Детский экономический словарь – М.: Просвещение, 1997.
3. Шведова И. Ф. Азбука для детей и взрослых; Выпуск 1. – М.: Экономика, 1992.
4. Экономика для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А. Сасовой; РАО.– М., 2003.
5. Прутченков А. С., Райзберг Б. А. Практическая экономика.
6. Забродина И.П. и коллектив авторов. Экономика. Программа 1 –11 классов. Московская экономическая школа.
7. Экономика. Программа для 1 -11 классов. Авторы А. Самохина; Е. Крохина, журнал Экономика в школе; № 2, 2005.
8. Кларина Л.М Экономика и экология в начальной школе: пособие для учителя. М.: Вита- пресс; 1997.
Для обучающихся:
1. Попова Т.А., Меньшиков О.И. Сказка о царице Экономике, злодейке Информации, волшебном компьютере и верных друзьях. – М.: Просвещение; 1993.
2. Смирнова А.С. Белка и компания. Экономика для учащихся начальной школы. Самара; 2001
Предварительный просмотр:
Учебный план
Название раздела | Название темы | Количество часов | |
Теоретических | Практических | ||
Введение в экономику | Инструктаж по технике безопасности. Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика. | 0,5 | 0,5 |
Потребности | Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности. Домашнее хозяйство. Домашние обязанности в семье. | 2,5 | 2,5 |
Товары и услуги | Что такое бюджет семьи. Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы. | 2,5 | 2,5 |
Деньги | Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода. Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция. | 3 | 3 |
Содержание учебно – тематического плана
Наименование раздела, темы | Количество часов | Содержание раздела, темы | Формы контроля |
Введение в экономику | 1 | - Введение в экономику; - Знакомство с понятием «экономика»; - Для чего нужна экономика. | |
Потребности | 5 | - Потребности; - Что такое «потребность»; - Какие бывают потребности; - Домашнее хозяйство; - Распределение ролей в семье; - Домашние обязанности в семье; - Что такое бюджет семьи. | игры, практические работы, творческие проекты. |
Товары и услуги | 5 | -Что такое «товар»; - Какие бывают товары; -Где можно приобрести товары и услуги; - Зачем нужна реклама; - Роль рекламы. | соревнования, конкурсы, марафон |
Деньги | 6 | -Зачем нужны деньги; - Как появились деньги; - Деньги и страны; - Где и как хранятся деньги; - Что такое источник дохода; -Что такое «маркетинг»; - Обмен; - Рынок; - Торговля; - Взаимоотношения продавца и покупателя; -Конкуренция. | Тестирование контрольные работы, творческие проекты. |
Календарно – тематический план
Дата проведения занятия | №п.п. | Тема | Интернет-ресурсы | |
1 | Инструктаж по технике безопасности. Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика. | |||
2 | Потребности. Что такое «потребность». | |||
3 | Какие бывают потребности. | |||
4 | Домашнее хозяйство. | |||
5 | Домашние обязанности в семье. | |||
6 | Что такое бюджет семьи | |||
7 | Что такое «товар». Какие бывают товары. | |||
8 | Какие бывают товары. | |||
9 | Где можно приобрести товары и услуги. | http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php | ||
10 | Зачем нужна реклама | |||
11 | Роль рекламы | |||
12 | Зачем нужны деньги. Как появились деньги. | |||
13 | Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. | |||
14 | Что такое источник дохода. Что такое «маркетинг». | |||
15 | Обмен. Рынок. | |||
16 | Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя.. | |||
17 | Итоговое занятие |
Предварительный просмотр:
Стартовый тест по курсу «Финансовая грамотность» 1 кл
Ф.И._______________________________________________________________________
1.Медная монета сначала достоинством в две копейки, а позднее с 1838г. в полкопейки.
А) копейка Б) грош В) алтын
2.Обмен одного товара на другой.
А) мена Б) банк В) бартер
3.Зарплата родителей, пенсия бабушки и дедушки – это …
А) доход Б) кредит В) расход
4.Юань – денежная единица
А) США Б) Китай В) Россия
5.Деньги, взятые в долг в банке – это …
А) зарплата Б) пенсия В) кредит
6.Денежная единица Японии
А) Доллар Б) Иена В) Евро
7.Первые бумажные деньги появились в …
А) России Б) Китае В) Англии
8.Что делает с рублем копейка?
А) тратит Б) бережет В) считает
9.Лицевая сторона монеты называется –
А) реверс Б) номинал В) аверс
10.Закончить вторую часть пословицы: «Деньги делают - …»
А) товар Б) зарплату В) деньги
Ответов
Б
В
А
Б
В
Б
Б
Б
В
В
ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» 1 класс
1. Какая монета появилась во время правления князя Владимира Красное Солнышко?
1) алтын; 2) копейка; 3) гривна; 4) сребреник.
2. Безналичные деньги:
1) появились раньше обычных; 2) включают монеты, купюры и чеки;
3) состоят из чековых книжек и векселей; 4) представляют собой информацию.
3. Деньги используются для:
1) упрощения обмена; 2) измерения ценности разных товаров;
3) получения дохода в виде банковского процента; 4) все ответы верны.
4. Какое из предлагаемых определений является лучшим для понятия «премия»?
1) часть заработной платы; 2) денежное вознаграждение;
3) поощрение за отлично выполненную работу; 4) награда.
5. Банк:
1) платит проценты вкладчикам; 2) платит проценты тем, кто берёт кредиты;
3) платит проценты и тем и другим; 4) платит проценты государству.
6. Плата за квартиру, воду, отопление, электричество называется:
1) налогами; 2) коммунальными платежами; 3) пособиями; 4) субсидиями.
7. Человек, который за свой счёт и на свой страх и риск открывает собственное дело, называется:
1) первооткрывателем; 2) предпринимателем; 3) последователем; 4) авантюристом.
8. Доход, который получает акционер, называется:
1) акцией; 2) презентом; 3) дивидендом; 4) бонусом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования детского объединения учащихся 3 классов «Юный математик»
Направленность программы «Юный математик» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – ...
Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
Рабочая программа дополнительного образования "Заниматика" - 2 класс
Темы занятий спланированы с учётом прохождения учебного материала на уроках математики. Таким образом, создаётся возможность сочетать изучаемый раздел программы по математике с внеклассной работ...
Рабочая программа дополнительного образования "Считарик" 4 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО
Пояснительная запискаРабочая программа кружка «Считарик» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на...
Рабочая программа дополнительного образования 1- 4 класс "Уроки здоровья"
Одним из результатов преподавания программы «Уроки здоровья» является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими...
Рабочая программа дополнительного образования Финансовая грамотность" 2 класс
Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами мат...
Рабочая программа дополнительного образования "Азбука финансовой грамотности"
Рабочая программа курса «Азбука финансовой грамотности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...