Рабочая программа дополнительного образования "Азбука финансовой грамотности"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа курса «Азбука финансовой грамотности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения начального общего образования, на основе авторской программы «Финансовая грамотность», автор Ю. Н. Корлюгова. Учебная программа. 2–4 классы общеобразовательных организаций — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». «Азбука финансовой грамотности» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 3 классов в сфере экономики семьи, технического творчества и инновационных предпринимательских проектов. Программа направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивации к познанию, приобщение к общечеловеческим ценностям. Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Цель изучения учебного курса «Азбука финансовой грамотности» - развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности, уважения к труду и предпринимательской деятельности, нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
- формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;
- формирование у обучающихся установки на необходимость вести учёт доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;
- формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;
- формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования;
- формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем;
- обучение основным расчётам экономических показателей: прибыли, издержек.
Основные содержательные линии курса:
Ø Для чего нужна экономика?
Ø Потребности
Ø Семейный бюджет
Ø Деньги, их история, виды, функции;
Ø Товары и услуги
Ø Маркетинг
.
Курс рассчитан на 36 часов в год, из расчёта 1 час в неделю.
Используемые учебники и пособия.
Финансовая грамотность: 2-3 классы. Федин С.Н. Материалы для учащихся. Вита-Пресс 2019г.
Преемственность и межпредметное взаимодействие:
Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и предпринимательские проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений в рамках подготовки инновационных предпринимательских проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа Азбука финансовой грамотности | 66.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Направленность: техническая/инновационные предпринимательские проекты
Уровень: ознакомительный
Возраст обучающихся: 9 - 11 лет
Срок реализации программы – 1 год (36 часов)
Составитель: Краснова И.Я., учитель начальных классов
Реализует: Краснова И.Я. учитель начальных классов
Москва 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Азбука финансовой грамотности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения начального общего образования, на основе авторской программы «Финансовая грамотность», автор Ю. Н. Корлюгова. Учебная программа. 2–4 классы общеобразовательных организаций — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». «Азбука финансовой грамотности» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 3 классов в сфере экономики семьи, технического творчества и инновационных предпринимательских проектов. Программа направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивации к познанию, приобщение к общечеловеческим ценностям. Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Данная программа была разработана на основе:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 №1643 «О несении изменений в приказ Министерства образования и науки российской федерации от 6 октября 2009 г. № 373 « Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- письмом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 24.08.2012 № 01-03/06321 « О направлении методических рекомендаций по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования»;
- приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
- основной образовательной программой начального общего образования ГБОУ Школа № 1151
Цель изучения учебного курса «Азбука финансовой грамотности» - развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности, уважения к труду и предпринимательской деятельности, нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
- формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;
- формирование у обучающихся установки на необходимость вести учёт доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;
- формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;
- формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования;
- формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем;
- обучение основным расчётам экономических показателей: прибыли, издержек.
Основные содержательные линии курса:
- Для чего нужна экономика?
- Потребности
- Семейный бюджет
- Деньги, их история, виды, функции;
- Товары и услуги
- Маркетинг
.
Курс рассчитан на 36 часов в год, из расчёта 1 час в неделю.
Используемые учебники и пособия.
Финансовая грамотность: 2-3 классы. Федин С.Н. Материалы для учащихся. Вита-Пресс 2019г.
Преемственность и межпредметное взаимодействие:
Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и предпринимательские проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений в рамках подготовки инновационных предпринимательских проектов.
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Азбука финансовая грамотность» являются: осознание себя как члена семьи, общества и государства; • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса являются: познавательные:• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями; регулятивные:• понимание цели своих действий;• составление простых планов с помощью учителя;• проявление познавательной и творческой инициативы;• оценка правильности выполнения действий;• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;коммуникативные:• составление текстов в устной и письменной формах;• умение слушать собеседника и вести диалог; • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; • умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Предметными результатами изучения курса «Азбука финансовая грамотность» являются:• понимание и правильное использование экономических терминов;• представление о роли денег в семье и обществе; • умение характеризовать виды и функции денег;• знание источников доходов и направлений расходов семьи; • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;• проведение элементарных финансовых расчётов
Методы обучения.
При изучении курса предполагается преобладание активных и интерактивных методов обучения.
Мозаика. Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или решении задач.
Класс делится на группы. В каждой группе число человек соответствует количеству задач.
Членам группы случайным образом (например, на каждом столе лежат карточки с номерами номером вниз) присваиваются номера, соответствующие номеру задачи. Ученики пересаживаются таким образом, чтобы за одним столом оказались игроки с одинаковыми номерами, которые вместе решают задачу (задачи), соответствующую их номерам. Все возвращаются в свои команды, и каждый «эксперт» представляет свою задачу остальным членам команды. Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения задач, в которых они не были экспертами.
«Один — два — вместе». Тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с объяснением смысла (например, пословиц), могут также выполняться в группах следующим образом. На первом этапе каждый член группы пишет собственный ответ, далее ученики объединяются по двое и на основе индивидуальных ответов составляют общий, стараясь не потерять идеи каждого. На следующем шаге создают группу из двух или трёх пар и вырабатывают общий ответ. По этой методике может быть разработан эскиз постера, если он выполняется группой. В этом случае лучше ограничиться четырьмя участниками.
Дерево решений. При выполнении заданий по классификации, например товаров и услуг, или принятию решений, например выбор варианта семейного отдыха, можно построить дерево решений. Оно обычно строится вершиной вниз.
Мозговой штурм. В групповых проектах, например организации праздника в классе, эффективно начинать работу с мозгового штурма. В зависимости от количества участников идеи могут выдвигаться индивидуально или от группы. Роль ведущего, обязанностью которого является фиксирование идей, может исполнять учитель или ученик. На первом этапе важно чётко сформулировать проблему, которая должна быть решена. На втором этапе идеи выдвигаются, фиксируются, но не оцениваются. Число идей не ограничено. Третий этап посвящён группировке идей, близких по содержанию, оценке и отбору.
Мини-исследование. Поскольку цель курса — вовлечение школьников в реальную жизнь, формирование активной жизненной позиции и ответственности, исследовательская деятельность является, вероятно, самым эффективным методом обучения. Любое исследование предполагает определение цели, сбор, обработку и анализ информации, оценку полученных результатов. Естественно, что учащиеся 2–4 классов находятся на разных этапах освоения этой деятельности. Поэтому в контрольных измерительных материалах предлагаются разные варианты заданий. Для проведения мини-исследования используется один источник, результаты представляются в простой форме, например в виде таблицы или короткого текста.
Кейс. Учебные кейсы, которые используются в школе, отличаются от кейсов университетских, которые предполагают разработку ситуации с последующими пошаговыми изменениями, зависящими от принятых решений. Говоря об учебном кейсе, мы будем иметь в виду ситуацию из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для младших детей ситуация может быть приближенной к реальной, но упрощённой.
Аукцион. Проверка знаний и умения логически мыслить успешно проходит в форме аукциона. Эта игра мотивирует даже не особенно успешных учеников. Игра проходит по следующим правилам: У каждого участника в начале игры 100 баллов (очков, фунтиков, тугриков и т. п.). Право ответа на вопрос покупается. Стартовая цена простого вопроса — 5 баллов, сложного — 10 баллов. Цена может меняться с шагом 5 баллов. Окончательная цена определяется в результате торгов. При верном ответе цена вопроса прибавляется к баллам того, кто отвечал, при неверном — вычитается. Роль аукциониста могут выполнять и учитель и ученик. Кроме них необходима комиссия из нескольких человек (число зависит от количества участников), которая будет проверять начисление баллов самими участниками игры или вести собственные ведомости.
Программа реализуется через следующие формы занятий:
- ситуационная игра
- образно-ролевые игры
- исследовательская деятельность
- урок-практикум
- дискуссия, обсуждение
Ситуационные игры — это подвид активного социально-психологического обучения, метод социального тренинга, при котором задаётся некоторая ситуация, и участники действуют в соответствии с ней. При этом они должны следовать как объективным свойствам сформулированной ситуации, так и своими субъективными представлениями о том, как действовать в таких ситуациях.
Образно-ролевые игры – это процесс более насыщенный, отражающий внутренний мир каждого ребенка, его активность, самостоятельность и т. д.
Исследовательская деятельность - это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
Урок-практикум – это уроки формирования умений и навыков, на которых ученики учатся проводить наблюдения, опыты, делать выводы. Здесь выполняются различные практические работы.
Деловая игра – метод осуществления образования, при котором имитируется принятие решений руководящими работниками или специалистами в различных деловых ситуациях, нередко при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости, обучающиеся принимая функцию группы лиц (лица), принимающих решения вступают в диалог организатором игры или с персональным компьютером, который предъявляет им последствия принятого ими решения, задавая новый цикл «проблема - решение – последствие (проблема) и т.д.»
Дискуссионный клуб– метод осуществления образования, при котором периодически организуется дискуссионная площадка, обучающиеся становятся участниками дискуссий, таким образом постепенно вырабатываются регламенты осуществления обсуждения - независимого, объективного анализа тех или иных социальных процессов, в качестве участников дискуссий могут приглашаться эксперты, специалисты, исследователи.
Чтобы интерактивная форма занятия была эффективной и продуктивной, обеспечиваются несколькими условиями: в работу вовлечены все участники; используются технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения; обеспечивается психологическая подготовка участников: постоянно поощряются за активное участие в работе, предоставляется возможность для самореализации.
Формы оценивания.
Текущая аттестация:
- устный опрос;
- тестовые задания;
- решение задач;
- решение кроссвордов и анаграмм;
- мини-исследования;
- проекты
- графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
- творческая работа: постер, компьютерная презентация.
Итоговая аттестация:
- викторина,
- проекты,
- тест.
Внеурочная деятельность:
- творческая работа,
- проект.
Система оценивания
Система оценивания курса «Азбука финансовая грамотность» основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.
Критерии оценивания:
A. Знание, понимание основных принципов экономической жизни семьи; понимание и правильное использование экономических терминов.
B. Обработка, анализ и представление информации в виде простых таблиц, схем и диаграмм.
C. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.
D. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации с помощью учителя.
E. Определение позитивных и негативных последствий решений и действий.
F. Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.
G. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления.
Виды работы | A | B | C | D | E | F | G | Максимальное количество баллов. |
Тест | ||||||||
Решение задачи | ||||||||
Ролевая игра | ||||||||
Доклад, сообщение | ||||||||
Графическая работа |
Содержание программы для 3 класса
Тема 1. Введение в экономику (1 час)
Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика?
Форма: групповая, беседа
Вид деятельности: познавательная.
Тема 2. Потребности (2 часа)
Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности;
Форма: групповая, беседа, игра
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 3. Источники удовлетворения потребностей (6 часов):
Источники удовлетворения потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить. Виды потребностей. Мои желания и потребности.
Форма: групповая, игра, беседа, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая
Тема 4. Домашнее хозяйство (4 часа):
Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы». Важно ли быть богатым. Посчитаем семейный бюджет.
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.
Тема 5. Товары и услуги (7 часов):
Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно
приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы.
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.
Тема 6. Деньги (8 часов)
Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум, игра
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная, игровая.
Тема 7. Маркетинг (6 часа)
Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум, игра
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная, игровая.
Тема 8. Задачи от Гнома - Эконома (2 час): Задачи с экономическим содержанием от Гнома – Эконома. Представление предпринимательских проектов.
Форма: групповая, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Учебно-тематический план программы курса.
Тематическое планирование
№ | Темы | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Введение в экономику | 1 | 1 | |
2 | Потребности | 8 | 6 | 2 |
3 | Домашнее хозяйство | 4 | 2 | 2 |
4 | Товары и услуги | 7 | 1 | 6 |
5 | Деньги | 8 | 3 | 5 |
6 | Маркетинг | 6 | 2 | 4 |
7 | Занимательная экономика | 2 | 2 | |
Итого: | 36 | 15 | 21 |
Календарно-тематическое планирование | ||||||
№ | Наименование разделов и тем программы | всего | практические работы | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Введение в экономику (1час) Введение. Что изучает наука «экономика». | 1 | определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий; | Игра | http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool | |
2 | Потребности (2 часа) Давайте познакомимся: Гном – Эконом рассуждает о понятии «потребность». | 1 | учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; | Игра | http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool | |
3 | Какие бывают потребности? | 1 | учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. | Тест | http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool | |
4 | Источники удовлетворения потребностей (6 часов) Личные потребности. Что нам необходимо в жизни? | 1 | ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу; | Тест | http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool | |
5 | Материальные, социальные, духовные потребности. | 1 | овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий; | Урок-практикум, Игра | http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool | |
6 | Урок от Гнома-Эконома: все потребности важны, все потребности нужны. | 1 | 1 | учиться выражать свои мысли; учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); | Тест | http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool |
7 | Источники удовлетворения потребностей. | 1 | учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарища; | Исследова тельская деятельность | http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool | |
8 | Удовлетворение потребностей. | 1 | 1 | овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий; | Урок-практикум, Игра | http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool |
9 | Урок от Гнома-Эконома: почему все потребности нельзя удовлетворить? | 1 | учиться выражать свои мысли; учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); | Тест, Проект | http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool | |
10 | Домашнее хозяйство (4 часа) Домохозяйство и домашний труд. | 1 | 1 | ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу; | Урок-практикум, Игра | http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool |
11 | Домашние обязанности в семье. | 1 | овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий; | Игра | http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool | |
12 | Домашние обязанности в семье. Бюджет семьи. | 1 | учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарища; | Составление памятки, | http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool | |
13 | Урок от Гнома – Эконома: правила ведения домашнего хозяйства. | 1 | 1 | учиться выражать свои мысли; учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); | Урок-практикум, Игра | http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool |
14 | Товары и услуги (7 часов) Как товар попадает в магазин? | 1 | 1 | ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу; | Исследова тельская деятельность, Игра | http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool |
15 | Где можно приобрести товары? | 1 | 1 | учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарища; | Урок-практикум, Проект | http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool |
16 | Зачем нужна реклама? Реклама и упаковка. | 1 | 1 | учиться выражать свои мысли; учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); | Урок-практикум, Проект | http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool |
17 | Уроки Гнома-Эконома: реклама - «двигатель торговли». | 1 | овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий; | Урок-практикум, Проект | http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool | |
18 | Зачем нужны деньги? | 1 | 1 | учиться выражать свои мысли; учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); | Игра | http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool |
19 | Как и где хранятся деньги? | 1 | 1 | учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарища; | Составление постера | http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool |
20 | Урок от Гнома-Эконома: деньги и страны. | 1 | 1 | овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий; | Урок-практикум, Проект | http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool |
21 | Деньги (8 часов) Деньги России. | 1 | 1 | ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу; | Тест | http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool |
22 | Как появились деньги? Первые деньги. Современные деньги. | 1 | 1 | овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий; | Урок-практикум, Проект | http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool |
23 | Деньги и товары. | 1 | 1 | учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарища; | Урок-практикум, Игра | http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool |
24 | Что такое доходы и расходы? | 1 | учиться выражать свои мысли; учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); | Проект | http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool | |
25 | Доходы и расходы моей семьи. | 1 | 1 | учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарища; | Мини-исследование | http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool |
26 | Доходы и расходы моей семьи. | 1 | 1 | учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарища; | Мини-исследование | http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool |
27 | Роль денег в жизни человека. | 1 | овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий; | Урок-практикум, Проект | http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool | |
28 | Роль денег в жизни человека. | 1 | овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий; | Проект | http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool | |
29 | Маркетинг (6 часов) Урок от Гнома-Эконома: знакомимся с понятием «маркетинг» («рынок»). | 1 | учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарища; | Игра | http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool | |
30 | Урок от Гнома-Эконома: знакомимся с понятием «маркетинг» («рынок»). | 1 | 1 | учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарища; | Тест | http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool |
31 | Рынок. | 1 | 1 | Игра «Магазин», овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий; | Игра | http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool |
32 | Обмен. Торговля. | 1 | 1 | Игра «Магазин», овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий; | Урок-практикум, Проект | http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool |
33 | Продавец и покупатель. | 1 | 1 | овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий; | Урок-практикум, Проект | http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool |
34 | Конкуренция. | 1 | учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарища; | Урок-практикум, Игра | http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool | |
35 | Задачи от Гнома - Эконома (2 часа) Гном – Эконом проводит «Экономическое Поле Чудес». | 1 | 1 | ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу; | Проекты | http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool |
36 | Подводим итоги экономического года. | 1 | 1 | учиться выражать свои мысли; учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); | Проекты | http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm https://fmc.hse.ru/primarySchool |
Итого: | 36 | 21 | 36 |
Список рекомендуемой литературы
- Антипова М.В. Метод кейсов: Методическое пособие. — Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011 — http://mpfmargtu. ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie-1.pdf
- Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая школа, 2010. Электронная версия книги доступна на сайтах: www.nes.ru www.azbukafinansov.ru
- Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? / Авторский коллектив под руководством Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.
- Как вести семейный бюджет: учеб.пособие / Н.Н. Думная, 55 О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.
- Карасев Д. Менялы. История банковского дела. Мир денег, март — апрель 2002 — http://www.mirdeneg.com/rus/mworld/archives/magazine/article/204/
- Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе — http://festival.1september.ru/articles/537420/
- Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе http://www.hse.ru/data /2011/04/22/1210966029/22_2007_2.pdf
- Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: учебное пособие для 7–8 классов общеобразоват. учр./ Образовательная область «Технология». — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2002. 9. Чиркова Е.В. Финансовая пропаганда, или Голый инвестор. — М.: ООО «Кейс», 2010. 10. Экономика для 3–5 классов. Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, ЛейнаСтилс, Мэри С. Сьютер / Пер. с англ. Т. Равичевой, под ред. С. Равичева. — М.: МЦЭБО, 2006.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Интернет-источники
1.Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением — http://ecschool.hse.ru
2.Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» — http://zanimatika.narod.ru/
3. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» — http://festival.1september.ru/
4.Сайт «Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления» — http://www.mind-map.ru
Сайт посвящён истории, философии, технике создания и применения интеллект-карт (mind-map, карты разума, карты мышления, ментальные карты, диаграммы связей).
- Сайт тренингового центра «Стимул» — http://www.stimul.biz/ru/ lib/mindmap/economic/Сайт посвящён разработке интеллект-карт, содержит галерею карт, созданных на компьютере и вручную, в том числе и по экономике
- Метод «дерево решений» — http://www.forex4.info/index.php/ finrisk/4
- Сайт «Тостер». Как построить дерево решений — http://toster. ru/q/23959 Тренинг мозгового штурма — http://www.nnmama.ru/content/evolution/ Methods/tamberg4
Актуальная информация, статистика
- Сайт Федеральной службы государственной статистики — http://www.gks.ru/
- Сайт Пенсионного фонда России — http://www.pfrf.ru/58
- Сайт «История денег» — http://pro.lenta.ru/money
- Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru
- Сайт Общества защиты прав потребителей — http://ozpp.ru/laws/zpp.php
- «Достаток.ру» — сайт по основам финансовой грамотности http://www.dostatok.ru
- Портал «Профориентир» «Мир профессий» — http://www.cls- kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php
- Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» (о страховании школьников) — http://zanimatika.narod.ru/Strahovka.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по курсу "Финансовая грамотность" для 3-4 классов
Рабочая программа по курсу "Финансовая грамотность" для учащихся начальной школы в рамках внеурочной деятельности и тематическое планирование....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"
РП внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 4 класс
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» для 4 класса составлена на основе авторской программы Юлия Корлюгова «Финансовая грамотность»: учебная программа.4 ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Финансовой грамотности» для 1 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Финансовой грамотности» для 1 классов состоит из: пояснительной записки, описания места курса в учебном плане,результатов изучения курс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» 3 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»...
Рабочая программа дополнительного образования Финансовая грамотность" 1 класс
Программа нацелена на первоначальное экономическое образование первоклассников, как фактора их экономической социализации.Детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Они, так или и...
Рабочая программа дополнительного образования Финансовая грамотность" 2 класс
Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами мат...