Урок "Речевой этикет: слова-приветствия. Интонация предложение: восклицательный знак в конце предложения"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Разработка урока русского языка.
Тема урока: «Речевой этикет: слова-приветствия. Интонация предложений; восклицательный знак в конце предложений ».
1 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_1_klass_3_chetvert_2014_god.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Отрадненская средняя общеобразовательная школа.
Разработка урока русского языка.
Тема урока: «Речевой этикет: слова-приветствия. Интонация предложений; восклицательный знак в конце предложений ».
1 класс.
Подготовила
учитель начальных классов
Петрова Елена Витальевна.
п. Отрадный.
УМК «Начальная школа XXI века»
Урок № 3 по теме: «Речевой этикет».
Блок «Развитие речи».
Цель урока: создать условия для формирования речевой культуры учащихся
( осознанного применения в повседневной речи слов-приветствий)
Учебные задачи: создать условия для овладения нормами речевого этикета в ситуациях
учебного и бытового общения; освоения применения правила
постановки восклицательного знака в конце предложения, для
усвоения и отработки приёмов и последовательности правильного
списывания текста.
Планируемые результаты обучения:
1) предметные – учащиеся научатся соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета - правильно употреблять слова-приветствия; продолжат обучение безошибочному списыванию; получат возможность научиться участвовать в диалоге, сотрудничать.
2) метапредметные
– познавательные: общеучебные (овладение нормами речевого этикета, усвоение интонационных особенностей восклицательных предложений); логические (осуществление анализа – звуко-буквенного и смыслового, т.е. анализа этикетных слов и определение ситуаций, в которых они могут быть использованы;
- регулятивные: оценка правильности выбора языковых средств общения, элементарный самоанализ успешности участия в учебном диалоге;
- коммуникативные: построение понятного для слушателей высказывания, умение задавать вопросы, формулировать простые выводы; сотрудничество;
3) личностные
- применение приобретённых навыков в практической деятельности, использование усвоенных приёмов работы для решения учебных задач, осуществление самоконтроля при выполнении письменных заданий .
Оборудование: учебник «Русский язык. 1 класс» (авторы – Иванов С.В, Евдокимова
А.О., Кузнецова М. И.- «Вентана – Граф. 2012 год) и рабочая тетрадь к
к нему («Русский язык. Рабочая тетрадь №1»), демонстрационные
слайды, карточки по каллиграфии, цветные карандаши.
Ход урока.
1. Организационная часть.
Организация рабочего места.
Пальчиковая гимнастика.
Правильная посадка при письме.
2 Разминка.
Читаем загадку у Лунтика:
Говорит она беззвучно, но занятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней – будешь вчетверо умней!
Отгадываем – дорисовываем книги в рабочей тетради (с. 8, упр. 1)
Книги – наши верные друзья. Относиться к ним нужно бережно.
3. Актуализация знаний.
1) Называем буквы на первой строке в упражнении 2 – отыскиваем общий их элемент у Корнея Корнеевича – выполняем упражнение в чистописании.
*Аналогично строится работа со второй строкой в упражнении 2.*
На третьей строке (с. 8, упр. 2) записываем дату: 20 января.
2) Упражнение в звукобуквенном анализе (с. 9, упр. 3)
Вупсень выбрал слова кричать и клевер, а Пупсень – слова привет и цветок. Как вы думаете, почему они не выбрали слово салют? (В нём 5 звуков, а не шесть.) Проверим, правильно ли они выполнили задание. (В итоге отбираются и записываются слова привет и клевер.
3) Читаем загадку у Лунтика:
Куда бежит – сама не знает.
В степи ровна, в лесу петляет.
И вдруг споткнётся у порога.
Как зовут её? (дорога)
Читаем словарное слово - подчёркиваем «ошибкоопасное» место – записываем это слово на четвёртой строке (с. 8, упр. 2)
Читаем пословицу от генерала Шера:
Знайка по дороге бежит, а незнайка на печке лежит.
Физминутка «Гномы».
4. Определение темы урока, постановка цели урока.
Слушаем стихотворение Г. Остера.
Если ты пришёл к знакомым – не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори!
Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай!
И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.
- Согласны ли вы с советом автора? Почему? Это стихотворение так и называется «Вредный совет». Конечно же следовать этому совету не рекомендуется.
- А теперь давайте прочтём стихотворение В. Орлова (учебник, с. 11 упр. 1).
После чтения отвечаем на вопрос: почему настроение у рассказчика стало добрым?
Читаем пословицы от генерала Шера:
Доброе слово дороже золота.
Доброе слово лечит.
Доброе слово – что весенний день.
Кто уже догадался, чем мы будем заниматься на уроке? ( И работать не просто с добрыми словами, а со словами-приветствиями.) А зачем нам это нужно? Зачем знать добрые слова приветствия? (С приветствия начинается встреча, поэтому именно от приветствия зависит настроение - нужно уметь поделиться своим добрым настроением!)
Физминутка «Самолёт».
5. Работа по теме урока.
- Давайте прочтём стихотворение О. Дриза (учебник, с. 12 упр. 2).
Выполняем задание к стихотворению – смотрим слайды «Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!»
- В упражнении 3 записаны слова – приветствия. Прочитаем их вместе!
Как вы думаете, какие слова-приветствия сложно назвать добрыми? Да, слова здорово! и здрасьте! лучше в качестве слов приветствий не употреблять - звучат они грубо, пренебрежительно и уж точно не доставят радости окружающим.
Какое из приветствий - универсальное, т.е. слово, которым мы можем поприветствовать любого человека в любое время суток? А что значит слово «здравствуйте»?
Наше привычное «здравствуйте» - это ничто иное как пожелание здоровья.
*Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов.
Потому что «здравствуй»
Значит «будь здоров!»
Правило запомни,
Знаешь – повтори:
Людям это слово
Чаще говори.
Вечером расстались,
Встретились с утра –
Значит, слово «здравствуй»
Повторять пора!*
А какие слова-приветствия подойдут только для своих друзей-ровесников?
- А теперь поиграем: я показываю вам картинку, а вы называете слово-приветствие, уместное в данном случае. ( Упражнение в применении слов-приветствий)
- А сейчас поработаем с упражнением 4 в рабочей тетради.
Какие слова нужно вставить? ( Выбираем слово – аргументируем выбор – вписываем слово, соблюдая правила списывания: читаю слово – проговариваю – диктую себе - списываю – проверяю.)
- Что общего в получившихся у нас предложениях? (В конце стоит !) Такие предложения так и называют - восклицательные. И читать их нужно с особой – восклицательной - интонацией. (Тренируемся читать предложения- приветствия)
Читаем вывод в учебнике (с.13)
6. Обобщение.
- О чём мы сегодня говорили на уроке? Чему научились? С какой интонацией нужно произносить предложения- приветствия? Какой знак ставится в конце таких предложений на письме? Зачем нужны слова – приветствия в повседневной жизни?
Я надеюсь, что вы будете приветливо здороваться и со своими близкими, и с односельчанами, и с друзьями, будете дарить им хорошее доброе настроение.
Демонстрация слайдов «Слова-приветствия».
Повторяем слова приветствия.
7. Итог урока.
Прочитайте пословицу от генерала Шера (упр.5, с. 13). Как вы её понимаете?
*Спишите эту пословицу на свободные строчки в упражнении 3 (с.9 рабочей тетради), не забудьте правила списывания: читаю слово – проговариваю – диктую себе - списываю – проверяю.*
Дополнительные задания (по возможности, по выбору учителя).
1. Рабочая тетрадь с.10, упр.5 – работа в парах с последующей взаимопроверкой.
2. Слушание и обсуждение стихотворения «Доброе утро».
Солнышко ясное встало:
- Доброе утро! – сказало.
- Доброе утро! – кричу я прохожим,
Весёлым прохожим, на утро похожим.
А если проснёшься – и дождик в окно
Стучит и стучит, и без солнца темно?
- Доброе утро, друзья, - всё равно!
Придумано мудро - Доброе утро!
В. Коркин.
3. Стихотворение о восклицательном знаке.
Ребята! В предложении
Стою я для того,
Чтоб выразить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество!
Не зря я от рождения
Противник тишины!
Где я, те предложения
С особым выражением
Вы прочитать должны!
А. Тетивкин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс УМК Начальная школа XXI века Русский язык Знаки в конце предложения
1 класс УМК "Начальная школа XXI века" Русский язык "Знаки в конце предложения"Коспект урока и презентация. (Есть элементы работы на Смарт доске)...
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ: СЛОВА ПРИВЕТСТВИЯ. ОТРАБОТКА ПОРЯДКА ДЕЙСТВИЙ ПРИ СПИСЫВАНИИ
Педагогические задачи: создать условия для овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; научить письму предложений с соблюдением гигиенических норм; способствовать усв...
Конспект урока русского языка в 1 классе Тема: Речевой этикет: слова приветствия. Отработка порядка действий при списывании.
Речевой этикет: слова приветствия. Отработка порядка действий при списывании....
Знаки в конце предложений. Урок по русскому языку во 2 классе, УМК "Школа России".
Презентация, можно использовать на интерактивной доске....
Конспект урока в 1 классе по Русскому языку - «Речевой этикет: слова приветствия, прощения, извинения»
Создание условий для овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения.Планируемые достижения:...
Диалог. Оформление предложений в диалогической речи. Знаки препинания конца предложения.
Диалог. Оформление предложений в диалогической речи. Знаки препинания конца предложения.Цель: дать первоначальное представление о диалоге и его оформлении,-учить различать диалог,-находить диалог в те...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему «Речевой этикет слова приветствия, прощания, извинения»
Данная технологическая карта урока русского языка 1 классе по теме «Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения» разработана к учебнику УМК «Началь...