Конспект урока в 1 классе по Русскому языку - «Речевой этикет: слова приветствия, прощения, извинения»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Каримова Ольга Керимовна
Создание условий для овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения.
Планируемые достижения:
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_1_klass_tehn_karta.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

»

                                 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ   КАРТА   УРОКА

по русскому языку

в  1 классе    МБОУ СОШ № 12 г.о. Самара

        

                                

                                                        

Учитель  : Каримова Ольга Керимовна

г.о. Самара, 2017


Класс   1

Предмет   Русский язык

Учебник, авторы  Иванов С. В.,  Евдокимова А.О., Кузнецова М. И., Петленко Л. В.

Тема урока   «Речевой этикет: слова приветствия, прощения, извинения».

Тип урока   Изучение новых знаний

Цель урока:     Создание условий для овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения.

Планируемые достижения:

предметные  

  • научатся проводить звуковой анализ слов, соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета, осознавать цели и ситуации устного общения; 
  • получат возможность научиться выбирать предложенные этикетные слова, соответствующие заданным ситуациям общения;
  • познакомятся со словами, которые отвечают на вопросы «кто?» и «что?».

Метапредметные  

Личностные:

  • применяют приобретенные навыки в практической деятельности;
  • используют усвоенные приёмы работы для решения учебных задач;
  • осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий;
  • высказывают своё отношение к взрослым людям и своим сверстникам.

Познавательные:

  • осуществляют выбор предложенных этикетных слов, соответствующих заданным ситуациям общения;
  • соотносят слова с приведенными звуковыми моделями;
  • проводят анализ текста с точки зрения наличия/отсутствия в нем необходимых для данной ситуации общения этикетных слов и выражений.

Коммуникативные:

  • строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; 
  • соблюдать нормы речевого этикета.

Регулятивные:

  • оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке;
  • осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

Задачи урока: 

  • познакомить с использованием этикетных слов в речи, со словами, отвечающими на вопросы «кто?» и «что?»;
  • развивать умения работать в парах, совместно обсуждать проблемы;
  • учить оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения правил этикета.

Ресурсы:   Учебник, презентация, тетрадь ТПО, раздаточный материал (карточки).

Этапы урока,

содержание (задания)

Время

Деятельность учителя

(описание, прямая речь)

Деятельность учащихся

(описание, предполагаемые ответы)

Формы,

методы и приёмы обучения

Формируемые УУД

Организационный момент.

1 мин

- Здравствуйте ребята, садитесь. Проверьте все ли у вас готово к уроку: учебник, ручка, карандаш, тетрадь.

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Слушают учителя.

Словесный

Фронтальная работа

ЛУУД (используют усвоенные приёмы работы для решения учебных задач);

РУУД (осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге).

Актуализация знаний.

2 мин

- Ребята, какие вежливые слова мы используем во время приветствия?

- Во время прощания?

- А какие используем слова во время извинения?

- Привет, здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.

- Пока, до свидания, всего доброго, доброй ночи, до встречи,  счастливого пути, счастливо…

- Извините, пожалуйста

Простите, пожалуйста

Я прошу прощения

Я виноват…

Словесный (беседа)

Фронтальная работа

ЛУУД (высказывают своё отношение к взрослым людям и своим сверстникам);

РУУД (соблюдать нормы речевого этикета).

Целеполагание.

3 мин

Чтение стихотворения из учебника (с. 16, упр.1).

- Что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее?

- В этом стихотворении, как теперь стали звучать просьбы старшего брата?

- Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?

- Да, тема урока: «Речевой этикет». Сегодня мы с вами познакомимся с речевым этикетом, научимся определять одушевленные и не одушевленные предметы.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы:

-Добрые слова, улыбка, доброжелательные взгляды.

- Использует доброе слово «пожалуйста».

- Добрые и вежливые слова.

Словесный (беседа);

Наглядный (учебник).

Фронтальная работа

КУУД (строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы).

Открытие новых знаний.

10 мин

Чистописание:

- Работа в ТПО с. 14. Упр.2. Напиши красиво. (Хожу по рядам и проверяю).

- Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа.

- Открыть учебник на с.17, прочитать слово «пожалуйста» орфографически правильно, запомните, запишите в тетради.

Работа с упражнением 2 с. 17.

- Откройте учебник на с. 17 упражнение 2. Рассмотрите рисунки. Где происходит действие? Что произошло?

- Прочитайте вежливые слова. Перечислить их ещё раз.

- Ребята, а кто из вас в этой ситуации будет использовать какие-то другие «добрые» слова?

Самостоятельная работа.

- Ребята, я вам раздам листочки, на них будут слова и вам нужно подчеркнуть те слова, которые являются вежливыми. Слова (спасибо, здравствуйте, простите, извините). Теперь проверьте себе самостоятельно (ответы на слайде).

Пишут в тетради ТПО.

Слушают учителя. Записывают число классная работа. Открывают ученики, читают слово «пожалуйста»  и переписывают его.

Учащиеся рассматривают иллюстрацию к упражнению, анализируют дидактический рисунок и называют на нём ситуацию:

- девочка опоздала на урок, воспроизводят разговор между учительницей и девочкой.

Читают вежливые слова.

Раскладывают ситуацию на составляющие, которые должны назвать ученики:

 - девочка здоровается с учителем, просит извинение за опоздание, получает разрешение пройти на место и не мешать никому.

Учащиеся анализируют и обыгрывают ситуацию, представленную на рисунке.

Слушают учителя и выполняют самостоятельную работу.

Словесный (беседа, объяснение);

Наглядный (учебник, эталон с ответами);

Практический (работа в тетради, самостоятельная работа).

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

ЛУУД (осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий);

 ПУУД (проводят анализ текста с точки зрения наличия/отсутствия в нем необходимых для данной ситуации общения этикетных слов и выражений);

КУУД (строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы).

Физ. минутка (пальчиковая разминка).

2 мин

Разминка пальчиков:

Идёт по парте человек,

Переставляя ножки.

А если ножки смотрят вверх,

Что получилось? Рожки!

Чтобы нам добыть огонь, 

Трём ладонью о ладонь.

Вдруг ладошка заискрится, 

И бумажка загорится.

Наши пальчики сцепились

И тянулись, и крутились. 

Каждый хочет победить

И награду получить.

А теперь одну ладошку

Развернём наоборот

И похлопаем немножко –

Пусть другая отдохнёт

Делают разминку пальчиков.

Словесный;

Наглядный (демонстрация учителя);

Практический (выполнение упражнений).

ЛУУД (применяют приобретенные навыки в практической деятельности).

Открытие новых знаний.

5 мин

- Упр.4 с. 18. Задание: Устно закончить предложения. Обратить внимание на вопросы.

На слайде  вопросы «кто?» и «что?»

- Какие можно составить предложения?

- Нас окружает целый мир. Маленький человек, познавая его, хочет узнать, как называется всё то, что окружает его: люди, животные, предметы. Он ещё не умеет говорить и на всё окружающее показывает пальчиком, как бы спрашивая: что это?

Сведения о языке на стр.19. (читаю).

- Что вы узнали нового из того, что я вам прочитала?

Учащиеся читают предложения и из слов-подсказок находят нужные слова для ответов и дописывают предложения.

-Пролил компот (кто?) братья (сестры, дети).

-Дети разбили (что?) стакан (графин).

- Что в нашем языке есть слова, которые отвечают на вопросы «кто?», «что?». На вопрос «кто?» отвечают слова, которые называют людей, а на вопрос «что?» отвечают остальные слова.

Словесный (беседа).

Фронтальная работа.

РУУД (осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге);

ПУУД (осуществляют выбор предложенных этикетных слов, соответствующих заданным ситуациям общения).

Закрепление изученного материала.

10 мин

- Упр.5, с. 19. Найти слова, которые отвечают на вопрос «что?», записать их в тетрадь.

- Теперь обменяйтесь с соседом по парте тетрадями и проверьте друг друга.

- Откройте тетрадь ТПО на с. 15. Упр.4.

Распределите слова по столбикам и запишите их.

Учащиеся учатся разграничивать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?» и записывать их.

Проверяют работы друг друга.

Учащиеся выполняют работу.

Словесный (объяснение);

Практический

(самостоятельная работа); Наглядный (эталон с ответами).

Индивидуальная работа, работа в парах.

ЛУУД (осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий)

Подведение итогов.

3 мин

- Чему мы учились на уроке?

- Давайте вспомним слова вежливости, которые выучили.

- Какое задание вам понравилось больше всего?

- Кому было трудно?

Отвечают на вопросы.

Словесный (беседа).

Фронтальная работа.

ЛУУД (осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий);

РУУД (осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге).

Рефлексия

2 мин

- Сейчас оцените свою работу: Если вы считаете, что поработали сегодня отлично, то поднимите вверх желтую полоску, а если поработали хорошо, то поднимите фиолетовую полоску.

Оценивают свою деятельность.

Словесный (объяснение).

Индивидуальная работа.

ЛУУД (применяют приобретенные навыки в практической деятельности).

РУУД (осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией по русскому языку по теме: "Слова с непроизносимыми согласными"

Урок по теме "Слова с непроизносимыми согласными" - урок изучения материала. его цель - познакомить с правилом проверки написания слов  с непроизносимыми согласными путём подбора однокоренных сло...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему «Речевой этикет слова приветствия, прощания, извинения»

Данная  технологическая карта  урока русского языка  1 классе по теме «Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения» разработана  к учебнику УМК «Началь...

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: "Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения".

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: "Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения"....

Презентация к уроку русского языка в 1 классе по теме: "Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения".

Презентация к  уроку русского языка в 1 классе по теме: "Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения"....

Конспект урока 2 класс по русскому языку: "Местоимение,как часть речи"

Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему: "Местоимение, как часть речи".Знать, что такое местоимение, его роль в речи, какие слова называют местоимением, на что они указывают....