Открытый урок по русскому языку «Правописание -ться и -тся в глаголах» (4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Маховицкая Татьяна Евгеньевна

Конспект открытого урока по русскому языку "Правописание -ться и -тся в глаголах ", 4 класс Школа России , ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_rus.yaz_._04.04.18_4_klass.docx42.8 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку

«Правописание -ться и -тся в глаголах»

(4 класс)

                                                                                                    Подготовила:

                                                               Маховицкая Т.Е.

                                                                              учитель начальных классов

2018г.

Урок русского языка.4 -бкласс

Тема: «Правописание -ться и -тся в глаголах»

Цели урока: 

- познакомиться с правописанием  глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться;  научиться задавать вопросы к глаголам;

            - развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму; 

- воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные: устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.

Метапредметные:

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ, сравнение, классификация объектов по существенным признакам, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; 

Регулятивные  УУД: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивать правильность выполнения действия.

Задачи:

-Ознакомить с правилом написания сочетаний -тся и -ться в глаголах;

      -Развивать самоконтроль, адекватную самооценку и взаимооценку;

     -Воспитывать положительное отношение к знаниям;

    -Корректировать логическое мышление, внимание, слуховое восприятие на основе упражнений в   узнавании и соотнесении.

    -Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, моделирование

    Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, самостоятельная, парная

    Средства обучения: наглядный материал, раздаточный материал, учебник.

Ход урока

1.Этап мотивации

Начинаем урок русского языка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи!

Продолжите фразу:

«Если я буду хорошо знать русский язык, то смогу….

( лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать…)

2.Актуализация знаний

А)- Какую часть речи мы изучаем? (глагол)

- Что называется глаголом ? (Глагол – часть речи, которая отвечает на вопросы что делал?, что делает?, что сделает?, что сделать? и т.д,  и обозначает действие предмета. Н-р: стоял, стоит, постоят, стоять)

- Что такое неопределённая форма глагола? (Это начальная неизменяемая форма глагола, она не указывает ни на время, ни на число глагола, отвечает на вопросы  что делать? или что сделать?, и имеют ^ –ть или  ^ –ти. Н-р: везти, писать)

Б)- А сейчас работаем в парах по карточкам. Прочитайте текст. Найдите глаголы. Определите морфологические признаки.

Апрель

Апрель – месяц весенний. Весело звенит вешняя капель. На дворах сверкают лужи. Скоро прилетят с юга дикие утки. В голубой вышине зазвенит весёлая песня жаворонка.

- Проверяем. Звенит – н.вр., 3л, ед.ч, 2 спр; сверкают – н.вр., 3л, мн.ч, 1 спр;

                       прилетят – б.вр., 3л, мн.ч, 2 спр., зазвенит – б.вр., 3л, ед.ч.,2 спр.

- Какие глаголы называются возвратными? (Глаголы с  ^ -ся наз-ся возвратными глаголами. Они отвечают на вопросы что делать?, что сделать?.Н-р: купаться, радоваться)

   В)Послушайте легенду.

  “Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес … язык. “Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?” – спросил Ксанф. “Конечно, - ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?”

- Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык – самая лучшая вещь в мире? ( с помощью языка люди общаются)

Продолжите фразу:

Если мы будем хорошо  знать язык, то сможем... (лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать)

- А занимаемся мы всем этим на уроках русского языка.

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

- Сегодня нам предстоит сделать важное открытие. Для этого нужно быть внимательными и  активными. На уроке вы должны  показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

3.Минутка чистописания.

Ь

печь мальчик воробьи читать учиться

Учиться всегда пригодится.

4.Выявление места и причины затруднения

. Знакомство с новой темой  

Цель: подвести к формулировке правила.

а)Поисковая задача. Найди и подчеркнуть однокоренные глаголы.

. Что снится моржу

Что может, ребята,

Присниться

Моржу?

Никто вам не скажет,

А я - расскажу.

Снятся моржу

Хорошие сны:

Африка снится,

Львы и слоны...

( Б. Заходер)

О ком говорится в стихотворении? Почему моржу снится Африка?

Морж - морское млекопитающее. Длина до 4 м, весит до 2т. Клыки верхней челюсти (моржовый клык) выступают изо рта (у самца до 80см). Моржи обитают во всех северных морях, питаются моллюсками: улитками. устрицами и осьминогами. Среди моржей встречаются хищники, питающиеся нерпами, реже птицами.

У доски и в тетрадях: Запишите глаголы и слова, от которых зависит глагол, поставьте вопрос, определите форму глагола.

может (что сделать?) присниться – н.ф

сны ( что делают?) снятся, снятся –3л., наст, время, мн числа

Африка (что делает?) снится, снится – 3.лица, наст, время, ед, числа

он может (что сделать?) проснуться– н.ф

Сравним глаголы и вопросы н.ф и 3л . Что заметили? Чем они отличаются?

Когда будем писать мягкий знак?

Выставим алгоритм проверки написания глаголов .

б) Работа с пословицей

- Прочитайте пословицу:

Тот труда не бои(т…ся),

Кто умеет труди (т…ся).

- Спишите пословицу, вставляя пропущенное сочетание букв.

- Взаимопроверка

- Сравните свои работы.

- Что же получается? (Мы по-разному написали слова с пропущенными буквами)

- Задание было одно, а вы его выполнили по-разному. Почему так вышло? Чего мы ещё не знаем? (Мы ещё не знаем, когда пишется  -тся или  -ться)

- Какой будет тема нашего урока? (Правописание  -тся и  -ться в глаголах)

2)Сообщение темы и целей урока

- Тема урока «Правописание  -тся и  -ться в возвратных глаголах». На уроке я помогу вам познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на  -тся и –ться; научиться задавать вопросы к глаголам; развивать дальнейшее умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму.

- Какую вы поставили перед собой цель учебной деятельности?

(Я хочу научиться определять нахождение ь знака перед ^ -ся в возвратных глаголах; объяснять написание   -тся и  -ться в глаголах; применять правило правописания  -тся и  -ться в возвратных глаголах)

5.Построение проекта выхода из затруднения

а) -Итак, возникла проблема. Нам необходимо найти способы проверки и решить её.

- Прочитайте слова 1 столбика (одеваться, стучаться, промчаться)

- Что их объединяет? (глаголы)

- На какой вопрос они отвечают? (что делать? , что сделать?)

- В какой форме стоят? (неопределённая форма)

- Прочитайте слова 2 столбика (одевается, стучится, промчится)

- Что их объединяет? (глаголы)

- На какой вопрос они отвечают? (что делает? , что сделает?)

- В какой форме стоят? (3-е л., ед.ч., наст. и буд. вр.)

- Прочитайте слова 3 столбика (одеваются, стучатся, промчатся)

- Что их объединяет? (глаголы)

- На какой вопрос они отвечают? (что делают? , что сделают?)

- В какой форме стоят? (3-е л., мн.ч., наст. и буд. вр.)

- Итак, в каком случае пишется -ться? (Если глагол стоит в неопределённой форме, отвечает на вопрос что делать? или  что сделать? перед ^- ся пишется ь знак)

- В каких случаях пишется – тся? ( Если глагол стоит в з-е лице ед. или мн. числа, отвечает на вопросы что делает? , что сделает?, что делают? , что сделают?, то пишется –тся)

б) Работа с учебником

- Сравните  наше открытие с правилом в учебнике на стр. 104- 105.

- Прочитайте 1 часть правила, 2 часть правила.

в)Составление алгоритма

Глагол

-тся        -ться

Поставь вопрос

Если

          что (с) делать?                                   что делает? , что сделает?,

                                                                      что делают? , что сделают?

неопределённая форма                                 3-е лицо, ед. или мн.ч

    в вопросе есть ь знак,                                 в вопросе нет ь знака,                              

         то пиши -ться                                                то пиши -тся

г) Дальнейшая работа над пословицей

- Вернёмся к пословице. Проверьте ещё раз.

6. Закрепление.

     1)- Прочитайте слова.(на карточках) Запишем их в тетрадь и на доске  в два столбика –тся, -ться, подчёркивая орфограммы.

Он  хвалит…ся, вращат…ся, качат…ся, она боит…ся, они нравят…ся, прощат…ся.

-тся                      -ться

 он хвалится                вращаться

она боится                качаться

они нравятся                прощаться

2) Найти глаголы в пословицах.

За всё брат?ся – ничего (не)сделать.

Друзья познают?ся в беде.

-Много мудрых советов для всей нашей жизни можно найти в пословицах.  А вот еще один совет, который нам дал герой Вениамина Каверина в романе “Два капитана” и который стал крылатым выражением, девизом для многих поколений:

 “Б?рот?ся и искать, найти  и (не)сд?ват?ся”.

- Какое задание нужно выполнить?

-Запишите это предложение, устранив все неясности. Проверка.

7.Физкультминутка

8.Вторичное закрепление

1)Работа по учебнику с.104упр.217

-Прочитайте загадку,отгадайте.

-Сравните произношение и написание выделенных слов.(в им.сущ.произношение и написание совпадают,а в глаголах нет.)

-Какой можно сделать вывод?(Правописание –тся и ться в глаголах является орфограммой)

2)Работа по учебнику стр. 105 упр. 219

- А сейчас я вам предлагаю выполнить упр. 219 по вариантам.

1 вариант – 1и 2 предложения,

2 вариант – 3 предложение.

- Самопроверка по образцу.

1в.   Рано утром на рассвете умываются мышата.

     Надо, надо умываться по утрам и вечерам.

                                       2в.   Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

       Кто сказал, что дубу страшно простудиться.

2)Творческая работа

- Прочитайте текст.

В весеннем лесу …….   легко и свободно. Зазвенела короткая, но радостная песня малиновки. Если ………   , то можно разобрать знакомые слова.  Свистит,  ……. на  все лады молодой, зеленеющий лес.

- Какова тема текста? (Весна в лесу)

- Вставьте слова-глаголы, чтобы текст стал завершённым.

В весеннем лесу  дышится  легко и свободно. Зазвенела короткая, но радостная песня малиновки. Если   прислушаться , то можно разобрать знакомые слова.  Свистит, переливается  на  все лады молодой, зеленеющий лес.

3)Самостоятельная работа с самопроверкой по вариантам.

- А сейчас я предлагаю вам выполнить дифференцированные задания с правом на выбор 3 уровней.

- Возьмите карточку. Внимательное послушайте условие её выполнения.

- Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте 1 уровень.

- Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор 2 уровень.

- Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш выбор 3 уровень.

1 уровень.  Вставь в  пословицы  изученную орфограмму

Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени
(что делает?) боит…ся.
Не стыдно не знать, стыдно
(что делать?) не  учит…ся
За всё 
(что делать?) брат…ся  – ничего не сделать.

2  уровень. Вставь в  пословицы  изученную орфограмму

Кто на уроке старает…ся,

У того всё получает…ся.

Если не будешь стремит…ся,

Нечем будет гордит…ся!

3 уровень. Подбери возвратные глаголы на изученное правило

Проявлять стремление – ….

Они испытывают  волнение -…..  

Допускать ошибки -……            

Он испытывает радость-  …… 

7.Итог урока

- Какую цель ставили перед собой на  начало урока?

- Кто считает, что достиг поставленных целей?

- За что бы вы себя похвалили?

- В каких случаях мы пишем перед  ^–ся  ь знак?

- В каких случаях мы не пишем перед  ^–ся  ь знак?

8. Домашнее задание

- Дом. задание я предлагаю вам на выбор:

1) упр. 220 стр. 105,

2) придумать и записать по 5 слов на изученное правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку "Правописание безударных окончаний глаголов"

Цель: закрепить умение выбирать способ определения спряжения глаголаЗадачи:Образовательные: отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов;Развивающие: спо...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку. "Правописание глаголов". 4 класс

Технологическая карта открытого урока по русскому языку. "Правописание глаголов". 4 класс...

Открытый урок по русскому языку. "Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в середине и в конце слова". 3 класс

Развитие умения проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне; сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах; отрабатывать последовательность действий при об...

Конспект открытого урока по русскому языку "Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН" 2 класс

Урок закрепления знаний по теме "Правописание слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, НЩ.."...