Открытый урок по русскому языку «Правописание -ться и -тся в глаголах» (4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Конспект открытого урока по русскому языку "Правописание -ться и -тся в глаголах ", 4 класс Школа России , ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_rus.yaz_._04.04.18_4_klass.docx | 42.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку
«Правописание -ться и -тся в глаголах»
(4 класс)
Подготовила:
Маховицкая Т.Е.
учитель начальных классов
2018г.
Урок русского языка.4 -бкласс
Тема: «Правописание -ться и -тся в глаголах»
Цели урока:
- познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; научиться задавать вопросы к глаголам;
- развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму;
- воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные: устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.
Метапредметные:
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ, сравнение, классификация объектов по существенным признакам, построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивать правильность выполнения действия.
Задачи:
-Ознакомить с правилом написания сочетаний -тся и -ться в глаголах;
-Развивать самоконтроль, адекватную самооценку и взаимооценку;
-Воспитывать положительное отношение к знаниям;
-Корректировать логическое мышление, внимание, слуховое восприятие на основе упражнений в узнавании и соотнесении.
-Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, моделирование
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, самостоятельная, парная
Средства обучения: наглядный материал, раздаточный материал, учебник.
Ход урока
1.Этап мотивации
Начинаем урок русского языка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи!
Продолжите фразу:
«Если я буду хорошо знать русский язык, то смогу….
( лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать…)
2.Актуализация знаний
А)- Какую часть речи мы изучаем? (глагол)
- Что называется глаголом ? (Глагол – часть речи, которая отвечает на вопросы что делал?, что делает?, что сделает?, что сделать? и т.д, и обозначает действие предмета. Н-р: стоял, стоит, постоят, стоять)
- Что такое неопределённая форма глагола? (Это начальная неизменяемая форма глагола, она не указывает ни на время, ни на число глагола, отвечает на вопросы что делать? или что сделать?, и имеют ^ –ть или ^ –ти. Н-р: везти, писать)
Б)- А сейчас работаем в парах по карточкам. Прочитайте текст. Найдите глаголы. Определите морфологические признаки.
Апрель
Апрель – месяц весенний. Весело звенит вешняя капель. На дворах сверкают лужи. Скоро прилетят с юга дикие утки. В голубой вышине зазвенит весёлая песня жаворонка.
- Проверяем. Звенит – н.вр., 3л, ед.ч, 2 спр; сверкают – н.вр., 3л, мн.ч, 1 спр;
прилетят – б.вр., 3л, мн.ч, 2 спр., зазвенит – б.вр., 3л, ед.ч.,2 спр.
- Какие глаголы называются возвратными? (Глаголы с ^ -ся наз-ся возвратными глаголами. Они отвечают на вопросы что делать?, что сделать?.Н-р: купаться, радоваться)
В)Послушайте легенду.
“Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес … язык. “Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?” – спросил Ксанф. “Конечно, - ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?”
- Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык – самая лучшая вещь в мире? ( с помощью языка люди общаются)
Продолжите фразу:
Если мы будем хорошо знать язык, то сможем... (лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать)
- А занимаемся мы всем этим на уроках русского языка.
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
- Сегодня нам предстоит сделать важное открытие. Для этого нужно быть внимательными и активными. На уроке вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
3.Минутка чистописания.
Ь
печь мальчик воробьи читать учиться
Учиться всегда пригодится.
4.Выявление места и причины затруднения
. Знакомство с новой темой
Цель: подвести к формулировке правила.
а)Поисковая задача. Найди и подчеркнуть однокоренные глаголы.
. Что снится моржу
Что может, ребята,
Присниться
Моржу?
Никто вам не скажет,
А я - расскажу.
Снятся моржу
Хорошие сны:
Африка снится,
Львы и слоны...
( Б. Заходер)
О ком говорится в стихотворении? Почему моржу снится Африка?
Морж - морское млекопитающее. Длина до 4 м, весит до 2т. Клыки верхней челюсти (моржовый клык) выступают изо рта (у самца до 80см). Моржи обитают во всех северных морях, питаются моллюсками: улитками. устрицами и осьминогами. Среди моржей встречаются хищники, питающиеся нерпами, реже птицами.
У доски и в тетрадях: Запишите глаголы и слова, от которых зависит глагол, поставьте вопрос, определите форму глагола.
может (что сделать?) присниться – н.ф
сны ( что делают?) снятся, снятся –3л., наст, время, мн числа
Африка (что делает?) снится, снится – 3.лица, наст, время, ед, числа
он может (что сделать?) проснуться– н.ф
Сравним глаголы и вопросы н.ф и 3л . Что заметили? Чем они отличаются?
Когда будем писать мягкий знак?
Выставим алгоритм проверки написания глаголов .
б) Работа с пословицей
- Прочитайте пословицу:
Тот труда не бои(т…ся),
Кто умеет труди (т…ся).
- Спишите пословицу, вставляя пропущенное сочетание букв.
- Взаимопроверка
- Сравните свои работы.
- Что же получается? (Мы по-разному написали слова с пропущенными буквами)
- Задание было одно, а вы его выполнили по-разному. Почему так вышло? Чего мы ещё не знаем? (Мы ещё не знаем, когда пишется -тся или -ться)
- Какой будет тема нашего урока? (Правописание -тся и -ться в глаголах)
2)Сообщение темы и целей урока
- Тема урока «Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах». На уроке я помогу вам познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на -тся и –ться; научиться задавать вопросы к глаголам; развивать дальнейшее умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму.
- Какую вы поставили перед собой цель учебной деятельности?
(Я хочу научиться определять нахождение ь знака перед ^ -ся в возвратных глаголах; объяснять написание -тся и -ться в глаголах; применять правило правописания -тся и -ться в возвратных глаголах)
5.Построение проекта выхода из затруднения
а) -Итак, возникла проблема. Нам необходимо найти способы проверки и решить её.
- Прочитайте слова 1 столбика (одеваться, стучаться, промчаться)
- Что их объединяет? (глаголы)
- На какой вопрос они отвечают? (что делать? , что сделать?)
- В какой форме стоят? (неопределённая форма)
- Прочитайте слова 2 столбика (одевается, стучится, промчится)
- Что их объединяет? (глаголы)
- На какой вопрос они отвечают? (что делает? , что сделает?)
- В какой форме стоят? (3-е л., ед.ч., наст. и буд. вр.)
- Прочитайте слова 3 столбика (одеваются, стучатся, промчатся)
- Что их объединяет? (глаголы)
- На какой вопрос они отвечают? (что делают? , что сделают?)
- В какой форме стоят? (3-е л., мн.ч., наст. и буд. вр.)
- Итак, в каком случае пишется -ться? (Если глагол стоит в неопределённой форме, отвечает на вопрос что делать? или что сделать? перед ^- ся пишется ь знак)
- В каких случаях пишется – тся? ( Если глагол стоит в з-е лице ед. или мн. числа, отвечает на вопросы что делает? , что сделает?, что делают? , что сделают?, то пишется –тся)
б) Работа с учебником
- Сравните наше открытие с правилом в учебнике на стр. 104- 105.
- Прочитайте 1 часть правила, 2 часть правила.
в)Составление алгоритма
Глагол
-тся -ться
Поставь вопрос
Если
что (с) делать? что делает? , что сделает?,
что делают? , что сделают?
неопределённая форма 3-е лицо, ед. или мн.ч
в вопросе есть ь знак, в вопросе нет ь знака,
то пиши -ться то пиши -тся
г) Дальнейшая работа над пословицей
- Вернёмся к пословице. Проверьте ещё раз.
6. Закрепление.
1)- Прочитайте слова.(на карточках) Запишем их в тетрадь и на доске в два столбика –тся, -ться, подчёркивая орфограммы.
Он хвалит…ся, вращат…ся, качат…ся, она боит…ся, они нравят…ся, прощат…ся.
-тся -ться
он хвалится вращаться
она боится качаться
они нравятся прощаться
2) Найти глаголы в пословицах.
За всё брат?ся – ничего (не)сделать.
Друзья познают?ся в беде.
-Много мудрых советов для всей нашей жизни можно найти в пословицах. А вот еще один совет, который нам дал герой Вениамина Каверина в романе “Два капитана” и который стал крылатым выражением, девизом для многих поколений:
“Б?рот?ся и искать, найти и (не)сд?ват?ся”.
- Какое задание нужно выполнить?
-Запишите это предложение, устранив все неясности. Проверка.
7.Физкультминутка
8.Вторичное закрепление
1)Работа по учебнику с.104упр.217
-Прочитайте загадку,отгадайте.
-Сравните произношение и написание выделенных слов.(в им.сущ.произношение и написание совпадают,а в глаголах нет.)
-Какой можно сделать вывод?(Правописание –тся и ться в глаголах является орфограммой)
2)Работа по учебнику стр. 105 упр. 219
- А сейчас я вам предлагаю выполнить упр. 219 по вариантам.
1 вариант – 1и 2 предложения,
2 вариант – 3 предложение.
- Самопроверка по образцу.
1в. Рано утром на рассвете умываются мышата.
Надо, надо умываться по утрам и вечерам.
2в. Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
2)Творческая работа
- Прочитайте текст.
В весеннем лесу ……. легко и свободно. Зазвенела короткая, но радостная песня малиновки. Если ……… , то можно разобрать знакомые слова. Свистит, ……. на все лады молодой, зеленеющий лес.
- Какова тема текста? (Весна в лесу)
- Вставьте слова-глаголы, чтобы текст стал завершённым.
В весеннем лесу дышится легко и свободно. Зазвенела короткая, но радостная песня малиновки. Если прислушаться , то можно разобрать знакомые слова. Свистит, переливается на все лады молодой, зеленеющий лес.
3)Самостоятельная работа с самопроверкой по вариантам.
- А сейчас я предлагаю вам выполнить дифференцированные задания с правом на выбор 3 уровней.
- Возьмите карточку. Внимательное послушайте условие её выполнения.
- Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте 1 уровень.
- Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор 2 уровень.
- Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш выбор 3 уровень.
1 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму Друзья (что делают?) познают…ся в беде. 2 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму Кто на уроке старает…ся, У того всё получает…ся. Если не будешь стремит…ся, Нечем будет гордит…ся! 3 уровень. Подбери возвратные глаголы на изученное правило Проявлять стремление – …. Они испытывают волнение -….. Допускать ошибки -…… Он испытывает радость- …… |
7.Итог урока
- Какую цель ставили перед собой на начало урока?
- Кто считает, что достиг поставленных целей?
- За что бы вы себя похвалили?
- В каких случаях мы пишем перед ^–ся ь знак?
- В каких случаях мы не пишем перед ^–ся ь знак?
8. Домашнее задание
- Дом. задание я предлагаю вам на выбор:
1) упр. 220 стр. 105,
2) придумать и записать по 5 слов на изученное правило.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку "Правописание личных безударных окончаний глагола"
Открытый урок по ФГОС...
Открытый урок по русскому языку "Правописание частицы НЕ с глаголами"
Открытый урок по русскому языку. Тренажер...
Открытый урок по русскому языку "Правописание парных согласных" (2 класс)
Отработка навыков письма...
Конспект открытого урока по русскому языку "Правописание безударных окончаний глаголов"
Цель: закрепить умение выбирать способ определения спряжения глаголаЗадачи:Образовательные: отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов;Развивающие: спо...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку. "Правописание глаголов". 4 класс
Технологическая карта открытого урока по русскому языку. "Правописание глаголов". 4 класс...
Открытый урок по русскому языку. "Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в середине и в конце слова". 3 класс
Развитие умения проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне; сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах; отрабатывать последовательность действий при об...
Конспект открытого урока по русскому языку "Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН" 2 класс
Урок закрепления знаний по теме "Правописание слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, НЩ.."...