Открытый урок по русскому языку "Правописание частицы НЕ с глаголами"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

LopuhovaLP


Открытый урок по русскому языку. Тренажер

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 31»

                                           

Открытый урок по русскому языку

в 3 В классе

«Правописание частицы НЕ с глаголами»

Учитель начальных классов:

Л.П. Лопухова

Тамбов

2014

Цель урока: формирование навыка правописания НЕ с глаголами.

Задачи урока:

Образовательные:

  • расширить знания детей о служебных частях речи;
  • углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола,
  • положительный и отрицательный смысл глаголов);
  • познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами;
  • обеспечить усвоение нового материала с помощью упражнений.

Воспитательные:

  • воспитание культуры учебного труда;
  • создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе.

Развивающие:

  • развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами;
  • развивать навыки точного употребления глаголов в речи;
  • побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся;
  • развивать умение анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы;
  • развивать внимание и память учащихся;
  • развивать умение слушать товарищей;
  • развивать положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности и удивления.

Формируемые УУД:

  • Регулятивные УУД - умение прогнозировать предстоящую работу; уметь высказывать своё предположение; уметь проговаривать последовательность действий на уроке; уметь определять и формулировать цель на уроке самостоятельно; уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

  • Личностные УУД - мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

  • Коммуникативные УУД - уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

  • Познавательные УУД - уметь находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и имеющиеся знания.

Тип урока: открытие новых знаний.

Ход урока

I. Оргмомент.

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету вам скажу: «Будет интересно!»

Будем мы читать, писать, строить предложения,

Чтоб сегодня, как всегда, в руки к нам удача шла.

У меня хорошее настроение, потому что мы вместе. Я рада видеть вас. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

II. Актуализация знаний.

- На экране: под, и, уж, за, ведь, но, перед, не, а, даже (Слайд 2)

- На сколько групп можно разделить эти слова?

- На какие группы?

- Как назвать одним словом? (служебные части речи)

- Почему они называются служебными? (эти слова выступают только в сочетании с самостоятельными словами и служат для связи слов в предложении)

- Какие слова отнесете к предлогам? Для чего они служат?  Союзам? Частицам?

- Что помогает выразить выделенная частица? (отрицание)

Каллиграфическая минутка.

- Открываем тетради.

- Запишем красиво частицу  НЕ. (Всю строку)

- Из каких звуков она состоит? Дайте им характеристику.

III. Мобилизующий этап.

(Слайд 3)

На экран выведено предложение: Дружба крепкая … сломается.

- Прочитайте предложение, вставьте пропущенное слово.

- Какое? (не) (Слайд 4)

- С какой частью речи стоит рядом частица? (с глаголом)

IV. Формулирование темы и задач урока.

- Какой у вас возникает вопрос? (Как писать не с глаголами?)

- Сформулируйте тему нашего урока. (Правописание частицы НЕ с глаголами) Учитель пишет тему урока на доске. (Слайд 5)

- Сформулируйте задачи урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске. (Слайд 6)

1) научиться находить и правильно писать ….; (частицу НЕ с глаголами)

2) уметь применять правило..... .(правописание НЕ с глаголами)

Теоретическая разминка.  (Слайд 7)

- О какой самостоятельной части речи мы сегодня будем говорить? (о глаголе)

- Почему она называется самостоятельной? (Она имеет свое лексическое и грамматическое значение, является членом предложения.)

- Вспомним, что мы знаем о глаголе. Сделаем это в форме самотестирования.

1. Глагол - это .............часть речи:

а) самостоятельная ; б) служебная

2. Глагол отвечает на вопросы:

а) какой? какая? какое?;    б) кто? что?;     в) что делал? что делает? что сделает?

3. Глагол обозначает:

а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета

4. В предложении чаще всего глагол бывает ...........   .


5. Глаголы………нашу речь. (украшают, обогащают)

- Из правильно выбранных ответов составьте  рассказ-сообщение.  (Слайд 8)

- Глагол – самая живая часть речи.

V. Формирование новых знаний.

(Слайд 9)

- А теперь давайте вернемся к предложению.

- Какой в нем глагол?  

- А что такое НЕ? (частица)

- Вспомните прошлый урок и скажите, как пишутся частицы со словами? (отдельно)

- Сформулируйте правило, как написать НЕ с глаголом?

- Запись предложения с комментированием у доски. (Слайд 10)

- Выделите частицу НЕ. Дайте характеристику предложению и разберите по членам.

- Откройте учебник, стр.129, и прочитайте правило еще раз. (Слайд 11)

(Вывешиваю опорную схему на доску) 

VI. Закрепление пройденного.

Работа в парах. (Слайд 11)

- У вас на столах карточки. На них разбросаны предложения. Что это за предложения? (пословицы) (Слайд 12)

- Что такое пословица? (это краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт)

- Составьте пословицы и запишите их:

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

В чужом доме не указывают.

Не хвали сам себя, есть лучше тебя.

- Как понимаете пословицу?

- Выделите частицу НЕ.

- Как написали частицу НЕ с глаголом?

- Найдите признаки, по которым пословицы можно объединить между собой. (Во всех пословицах речь идет о том, как не надо поступать, о неправильном поведении. Во всех  есть одинаковая орфограмма: правописание НЕ с глаголами).

Работа в группах (по 6 человек). (Слайд 13)

- Вам даны 2 уровня сложности заданий. Вы можете выбрать любой по своим силам.

- Как называются группы слов, с которыми вы работали? (фразеологизмы)

- Что такое фразеологизм? (устойчивое сочетание слов)

- Где можно найти значения фразеологизмов? (в словаре)

- Найдите фразеологизм в словаре и запишите в тетрадь.

(1 группа читает, остальные группы оценивают их работу смайликами)

(Слайд 14)

  1. Не находить себе места.
  2. Не ударить в грязь лицом.
  3. Не смыкать глаз.
  4. Не верить своим глазам.
  5. Не видеть дальше своего носа.
  6. Не давать прохода.

- Какая орфограмма встретилась? (НЕ с глаголом)

- Как пишется НЕ с глаголом?

- Какую роль играют фразеологизмы в нашей речи? (Фразеологизмы обогащают нашу речь, делают ее более образной, красочной)

VII. Физкультминутка. (Слайд 15)

В словах песни употребляются глаголы с частицей НЕ. В конце физкультминутки назовите эти слова.

VIII. Проблемная ситуация.

Работа с учебником.

Стр. 130 №225

- Прочитайте слова.

- Что общего в словах двух столбиков?

- Почему их разделили на 2 группы? (Проблема)

- Мальчики, прочитайте первый столбик, опуская НЕ.

- Употребляются ли эти глаголы без НЕ? (да)

- Девочки, прочитайте второй столбик без НЕ.

- Можно эти глаголы употребить без НЕ? (нет)

- Как записать эти глаголы с НЕ?

В русском языке есть глаголы, которые без НЕ не употребляются. В этих словах НЕ является частью слова – приставкой. Кто догадается, как мы будем писать НЕ с этими глаголами? (слитно)

- Прочитайте сведения о языке стр.131.

- Значение каких слов вам не понятно?

- Где можно посмотреть? (в толковом словаре)

- Запись слов второго столбика с комментированием. Это глаголы – исключения, их надо запомнить.

(Слайд 16)

- Послушайте сказку об этих словах. (Слайд 17)

Задание мальчикам – запомнить и записать глаголы, которые пишутся с НЕ раздельно, а девочкам – слитно.

(Слайд 18)

- В каких словах из сказки НЕ с глаголом напишите слитно? (негодую, ненавижу)

- В каких случаях НЕ с глаголами пишется слитно?

Самостоятельная работа. (Слайд 19)

- Три человека работают по карточкам в это время.

- Прочитайте текст, где нужно, вставьте частицу НЕ.

Береги книгу! … бери ее грязными руками и … клади на грязный стол. … перегибай книгу и … загибай у нее листов. Если ты … взял книгу в библиотеке, то … забудь вернуть ее в срок.

-Какой текст получился?

- Как написали НЕ с глаголами?

- Сверьте с экраном.

- Оцените себя.

Работа на тренажере (работа в группах по 3 человека).

Откройте компьютер.

Включите тренажер.

Выполните работу.

Оцените свою работу с помощью смайлика.

- Наш урок подошёл к концу.  

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Чему мы научились?

- Как  пишется частица НЕ с глаголом?

IХ. Рефлексия (Слайд 20)

Устная работа «Закончи предложение»

1.       Сегодня мы узнали о …

2.       Теперь я могу…

3.       Я научился…

4.       Мне было трудно…

5.       Своей работой я …

- Оцените свою работу на уроке. (Слайд 21)

(Слайд 22)

Запомните, мои друзья, волшебная частица НЕ, отрицая плохое, недостойное человека действие, учит нас мудрому отношению к жизни и к себе. 

Д/З: (Слайд 23)

1 уровень: с. 131№226

2 уровень: составьте и напишите памятку поведения в общественных местах из 3-4 пунктов, употребляя в предложениях глаголы с частицей НЕ (чтобы писалась слитно и раздельно).

  1. Правила поведения на улице.
  2. В общественном транспорте.
  3. В кинотеатре.

Например: Бегай в парке только по дорожкам, не бегай по газонам.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Частица НЕ с глаголами Тренажёр МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области

Слайд 2

ПРАВИЛО ТРЕНАЖЁР

Слайд 3

НЕ с глаголами пиши отдельно. Исключения: ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить, недослышать, нездоровится, неволить.

Слайд 4

(не)мог слитно раздельно

Слайд 5

( не)сверкает слитно раздельно

Слайд 6

( не) годовать слитно раздельно

Слайд 7

( не)цветёт слитно раздельно

Слайд 8

( не)выходим слитно раздельно

Слайд 9

( не) навижу слитно раздельно

Слайд 10

( не)включаю слитно раздельно

Слайд 11

( не)причём слитно раздельно

Слайд 12

( не) волить слитно раздельно

Слайд 13

( не)белеют слитно раздельно

Слайд 14

( не)звонил слитно раздельно

Слайд 15

( не) взлюбить слитно раздельно

Слайд 16

( не) доумеваю слитно раздельно

Слайд 17

( не)знает слитно раздельно

Слайд 18

( не)замечу слитно раздельно

Слайд 19

ВЫХОД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку на тему "Изменение глаголов по числам", 3 класс.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе с презентацией и самоанализом по формированию на каждом этапе урока УУД. Тема: изменение глаголов по числам....

открытый урок по русскому языку. 4 класс. "Спряжение глагола"

На уроке я использовала презентацию и групповую форму работы. Ученики быстро и качественно усваивают тот материал, который после полученной новой информации передается другому. Члены группы помогают д...

Конспект открытого урока по русскому языку "Правописание безударных окончаний глаголов"

Цель: закрепить умение выбирать способ определения спряжения глаголаЗадачи:Образовательные: отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов;Развивающие: спо...

Открытый урок по русскому языку «Обобщение изученного о глаголе»

План - конспект открытого урока по русском уязыку "Обобщение изученного о глаголе"  и презентация к уроку...

Открытый урок по русскому языку "Путешествие в страну Глаголию"

Урок направлен на систематизацию знаний о глаголе. Проведён в нестандартной форме. Урок-путешествие....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ " Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях"

Урок русского языка для 4 класса. Тема: " Развитие умения писать глаголы с безударной гласной   в личных окончаниях" Урок получилсяя на мой взгляд интересным и результативным....