Конспект урока в 1 классе на тему «Заглавная буква в словах»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Цель: создание условий для ознакомления с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных и формирования умения отличать имена собственные от имён нарицательных.

Задачи урока:

  •  формировать знания о правилах написания имён, отчеств, фамилий людей, кличек животных, названий городов, рек, деревень, улиц, персонажей сказок; учить использовать полученные знания на практике;
  • содействовать развитию речи учащихся, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;
  •  способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям, вызвать интерес к изучению названий населённых пунктов своей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaglavnaya_bukva_v_slovah.docx523.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока в 1 классе на тему «Заглавная буква в словах»

Класс: первый

УМК: «Школа России»

Учебный предмет: русский язык

Цель: создание условий для ознакомления с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных и формирования умения отличать имена собственные от имён нарицательных.

Задачи урока:

  •  формировать знания о правилах написания имён, отчеств, фамилий людей, кличек животных, названий городов, рек, деревень, улиц, персонажей сказок; учить использовать полученные знания на практике;
  • содействовать развитию речи учащихся, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;
  •  способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям, вызвать интерес к изучению названий населённых пунктов своей страны.

Тип урока: открытие новых знаний

Планируемые результаты:

  • предметные: учащиеся научатся писать имена собственные с большой буквы, объяснять их написание; получат возможность научиться: находить информацию о названии своего населённого пункта, составлять ответы на вопросы;
  • метапредметные: познавательные – работать с текстом, отвечать на вопросы, сопоставлять факты, находить объяснения, соотносить полученные знания с примерами;
  • коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться печатными средствами и электронными ресурсами;
  • регулятивные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять;
  • личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества во взрослых и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: учебник «Русский язык. 1 класс», автор - В. П. Канакина (М.: Просвещение, 2016); Электронное приложение к учебнику; презентация, выполненная учителем; рабочая тетрадь «Русский язык. 1 класс», автор - В. П.Канакина (М.: Просвещение, 2016); Е. М. Тихомирова. «Тесты по русскому языку. 1 класс». Ч. 2 (М.: Издательство «Экзамен», 2016); компьютер с необходимым программным обеспечением, проектор, интерактивная доска.

Структура (план) урока:

  1. Организационный момент: игра «Меня звали. Меня зовут. Меня будут звать»; пальчиковая гимнастика.
  2. Мотивация к учебной деятельности: запись имён друзей.
  3. Актуализация и пробное учебное действие: обоснование записи.
  4. Выявление места и причин затруднения: работа с учебником, вопрос на с. 122.
  5. Целеполагание и построение выхода из затруднения: работа с ЭОР; работа в малых группах с материалом упр. 1 с. 122; работа со словарным словом Москва; работа группы экспертов с материалами странички для любознательных; работа с рабочей тетрадью, упр. 1.
  6. Электронная физ. минутка для глаз.
  7. Реализация построенного проекта: работа в парах, упр. 2 с. 123.
  8. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи: работа с полными и сокращёнными именами.
  9. Физ. минутка.
  10. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону: упр. 2 в РТ; работа с ЭОР - самопроверка «Упражнение из рабочей тетради»; работа с тестовыми заданиями с самопроверкой.
  11. Включение в систему знаний и повторение: работа с учебником – заметка на с. 124 об уважительном отношении к собеседнику; работа с предложением – запись, подчёркивание и обоснование изученных орфограмм.
  12. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент: проверка готовности к уроку, оформление записей в тетради.

 Ребята, а вам нравится играть в игры? (да)

- Давайте с вами поиграем. Игра называется «Меня звали. Меня зовут. Меня будут звать». Вот меня в детстве звали Наташа, а сейчас как зовут? А потом будут звать бабушка Наташа. А вас? Повернитесь и назовите друг другу все ваши имена. (Парная работа). Правда, имена у всех красивые? Давайте попробуем записать наши имена.

Личностные: учатся взаимодействовать с учителем и со сверстниками.

 - Но прежде, чем начать письмо, разогреем наши пальчики. Становимся в круг: пальчиковая гимнастика, упражнение «Заготавливаем капусту».

Руками имитируем соответствующие действия:

Мы капусту рубим!

прямыми, напряженными ладонями имитируем движения топора: вверх-вниз.

Мы капусту режем!

энергичные движения прямыми ладонями вперед - назад.

Мы капусту солим!

пальцы собраны "щепотью", "солим капусту".

Мы капусту жмем!

энергично сжимаем пальцы в кулаки то одновременно на двух руках, то поочередно.

Мы морковку трем!

пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмичные движения вверх-вниз по ладони другой руки. Затем меняем руки.

 2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Кто готов написать на доске имя своего лучшего друга?

(3 человека записывают имена). Я тоже запишу рядом имя своей подруги. 

3. Актуализация и пробное учебное действие.

- Так почему же я написала с большой буквы, а некоторые из вас с маленькой? Кто из нас прав? Ответить на вопрос нам поможет наш урок.

Личностные: понимают, что могут допустить ошибки; способны понять причину своего неуспеха.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

4. Выявление места и причины затруднения.

- В связи, с чем у нас возникли трудности? (Не знаем точно, как правильно писать.)

- Давайте посмотрим, на какой вопрос каждый из вас должен будет дать ответ в конце урока. 

Какие слова пишутся с заглавной буквы?

- Так вот в конце урока мы увидим, кто же правильно написал имя своего друга.

5. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

- Как вы думаете, какой будет тема нашего сегодняшнего урока? - А зачем нужно это знать? (Формулируют тему, цель). Интерактивная доска

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_572864b3847c3/konspiektotkrytoghourokarusskoghoiazyka1klass_2.png

- Встречали ли вы ещё слова, которые пишутся с заглавной буквы? (Ответы детей).

- Давайте посмотрим анимацию и попробуем ответить на вопрос, какие же слова в русском языке пишутся с большой буквы. (ЭОР к теме: «Заглавная буква в словах», сюжет «анимация»).

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_572864b3847c3/konspiektotkrytoghourokarusskoghoiazyka1klass_3.png Вопросы после просмотра частей:

  1. Какие буквы выделены? Что они обозначают?
  2. А что обозначают буквы, выделенные на конверте? Как вы поняли?
  3. Так как же пишутся фамилии, имена и отчества?
  4. Почему некоторые буквы в словах выделены? Что обозначают эти слова?

- Попробуйте сделать вывод. Какие же слова пишутся с заглавной буквы?

Проверим наш вывод по упр. 1 с. 122. работаем в малых группах по 3 человека: по две группы слов каждой группе. Каждая группа делает вывод по своим словам. - Так что же нужно сделать, чтобы правильно написать слова? - Как определить, какую букву выбрать? Запишите по одному словосочетанию из любой группы слов. (Записывают словосочетания)

- А теперь давайте обратим внимание на слово Москва, записанное на с. 123. Что это за слово? (Словарное)

ЭОР: Работа со словарным словом: прослушивание информации о слове Москва.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_572864b3847c3/konspiektotkrytoghourokarusskoghoiazyka1klass_4.png

- Кто может сказать, как пишется это слово? Почему нужно запомнить его правописание? Запишем слово в тетрадь. Составим предложение.

-Ребята, а вы знаете, что названия городов, деревень, посёлков появились не просто так?

- Давайте попросим группу экспертов рассказать, почему именно так названы города Орехово- Зуево, Тобольск, Лермонтов. (Группа ребят из 3 человек работает с материалами странички для любознательных).

Остальные ребята выполняют задание в рабочей тетради стр.60,упр.1. Взаимопроверка, выявление причин затруднения.

- Слушаем экспертов: ребята сами выбирают, кто о каком городе рассказывает.

- Ребята, как вы поняли, почему именно так названы города?

Познавательные:

  • общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о том, какие слова пишутся с большой буквы;
  • логические – осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, отвечают на поставленные вопросы, слушают и понимают речь других, оформляют свои мысли в устной речи.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, определяют план выполнения заданий.

Электронная физ. минутка для глаз.

6. Реализация построенного проекта.

- А теперь давайте вспомним игру в начале урока. - Почему меня раньше называли Наташа, а теперь называют Наталия.  Это разные имена?

- О том, как называются эти имена, узнаем из текста учебника с. 123.

Работа в парах: упр. 2(разбиваем столбики между парами учащихся).

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Как будем выполнять задание? (Ответы, уточнения).

-А теперь каждый из вас попробует сам найти полные и сокращённые имена и написать своё полное и сокращённое имя.

Физ. минутка:

Очень трудно так стоять –
Ножку на пол не спускать.
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Выполняем упр. 2, стр. 60 в рабочей тетради.

Проверка с помощью ЭОР: «Упражнение из рабочей тетради» Интерактивная доска

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_572864b3847c3/konspiektotkrytoghourokarusskoghoiazyka1klass_6.png

-Кто допустил ошибку. Как думаете, почему?

- А теперь давайте выполним тестовые задания с. 44 з. №2, с. 45 з. 6, 7.

Самопроверка (правильные ответы на доске). Выяснение, кем и почему допущены ошибки. (Коррекция знаний)

9. Включение в систему знаний и повторение.

-Почему одних людей называют по имени, а других по имени отчеству? Как лучше?

- Давайте прочтём заметку в учебнике на стр. 124.

Да действительно, ребята, называя собеседника по имени, отчеству, мы показываем своё уважительное к нему отношение.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_572864b3847c3/konspiektotkrytoghourokarusskoghoiazyka1klass_7.png

- И последнее задание. Запишем предложение и подчеркнём известные нам орфограммы.

У Наташи Егоровой живет чудесный кот Щёголь.

(самопроверка, анализ написанного, обоснование орфограмм.)

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

- Подходит к концу наш урок? Давайте посмотрим на записи, сделанные в начале урока. Кто же правильно написал имя друга? Почему?

- Можем ли мы ответить на главный вопрос нашего урока?

- Давайте продолжим фразу: Документ- камера

На уроке я узнал, что…

Я выполнял задания… (Как?)

Лучше всего у меня получилось….

Я работал (самостоятельно или с помощью кого – то?)

Лучше всего у меня получилось…


Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.


Список использованной литературы:

  1. В. П. Канакина. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Просвещение, 2013.
  2. В. П. Канакина. Русский язык. 1 класс. Учебник. – М.: Просвещение, 2013.
  3. Е. М. Тихомирова. Тесты по русскому языку. 1 класс. Ч. 2 (М.: Издательство «Экзамен», 2013г.
  4. О. И. Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку: 1 класс. – М.: ВАКО, 2013.
  5. Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной.


Приложения к уроку:

  • Электронная презентация.
  • Тестовые задания по теме. (Е. М. Тихомирова. Тесты по русскому языку. 1 класс. Ч. 2 (М.: Издательство «Экзамен», 2013)
  • Электронная физ. минутка для глаз.
  • ЭОР к учебнику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в кличках животных»

КОНСПЕКТ УРОКАпо русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных.                  З...

Проект урока русского языка в 1 классе по теме "Заглавная буква в словах"

Класс: 1 УМК: «Школа России» (Русский язык, 1 класс, Канакина В.П., Горецкий В.Г., 2013)Тема урока: Заглавная буква в словахТип урока: введение нового знания...

Конспект урока русского языка по теме: «Заглавная буква в именах собственных» 2 класс УМК «Школа России»

Конспект  урока  русского  языкапо  теме:  «Заглавная  буква  в  именах  собственных»2 класс  УМК «Школа  России»...

План-конспект урока русского языка "Повторение правописания заглавной буквы в словах и предложениях"

План-конспект урока русского языка "Повторение правописания заглавной буквы в словах и предложениях"...

Сценарий открытого урока по русскому языку для 2 класса на тему: "Заглавна буква в слове" по УМК Школа России

Сценарий открытого урока по русскому языку для 2 класс на тему "Заглавная буква в слове" по УМК Школа Росси с играми, физкультминутками, групповой работой,  готовой презентацией к уроку...