1.Эмоциональный настрой.
2.Мотивация.
- Актуализация знаний.
Фронтальная инструкция
4.Поиск решений. Первая часть правила.
Побуждение к гипотезе.
Вторая часть правила.
Побуждение к гипотезе.
Треть часть правила.
Побуждение к гипотезе.
Вывод.
Самостоятельная работа. | Заливается звонок. Начинаем наш урок. … Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. «О, мои поданные!» обратился он к ним,- у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повел он их в сад, в углу была дверь с огромным замком. «Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем». Один за другим пытались они открыть дверь и, не добившись успеха - отходили. Но один визирь внимательно осмотрел, навалился плечом на дверь, толкнул её и - о, чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась. Тогда султан сказал: «Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы».
- Ребята, я очень хочу, чтобы на этом уроке каждый из вас поверил в свои силы и тогда вы сможете «открыть любую дверь» в науку русского языка. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Пожелайте мысленно себе, своим друзьям и мне удачи. - Приступим к работе. На доске начерчена схема:
. - Что это? - Почему вы так решили? На доске записаны слова:
Носище, нос, Носов, носик, носатик. - Прочитайте слова про себя. Какие это слова? - Выделяем корень. -Какой частью речи они являются? -Какое слово лишнее и почему? - Но вы только что сказали, что с большой буквы пишется слово в начале предложения. А в данном случае слово «Носов» стоит посередине строчки, и это не предложение. Так что же это за слово? Почему оно написано с большой буквы? -Почему так получилось? Чего мы пока не знаем? -Кто из вас может объяснить? -Так какова же тема сегодняшнего урока? - А основная наша цель, в чем заключается, как вы думаете? - А сейчас, напишите каждый свою фамилию вот так (на доске : Моя фамилия…) -О чем надо помнить при написании фамилии? -А с какой фамилией мы встретились в начале урока? Кому она принадлежит? Запишите, вот так: (на доске: Фамилия писателя…) -Как напишем Носов? Почему? -Давайте подумаем, есть ли еще в русском языке имена существительные, которые пишутся с заглавной буквы? Проведем исследования. -Вы будете работать в группах. У каждой группы большой лист, в котором спрятано одна часть правила (у каждой группы свое).Вы должны: 1. Прочитать предложения «про себя». 2. Обратить внимание на выделенные слова. 3. Сделать вывод: какие слова пишутся с большой буквы.
-Заслушаем первую группу. (материал для выдвижения гипотез) Моя Родина – Россия. В России есть крупные города - Москва, Ростов, Петропавловск-Камчатский. Мой город расположен на берегу Авачинской бухты. -К какому выводу вы пришли? Какое правило спряталось в вашем задании? -Заслушаем вторую группу: (материал для выдвижения гипотез) На лугу пасется корова Звездочка, конь Воронок и коза Милка. Их охраняет собака Дружок. -Какое правило спряталось в вашем задании? К какому выводу вы пришли? -Заслушаем третью группу: (материал для выдвижения гипотез) К празднику наряжали класс Андрей Соколов и Люда Иванова. Им помогала Люда Петрова и учительница Наталья Григорьевна. Какое правило спряталось в вашем задании? К какому выводу вы пришли? Итак, объединим все наши выводы и сформулируем правило. Проверим наши выводы и сравним с правилом в учебнике стр.13. 1.На доске написаны слова: Сорока, петух, береза, яблоко. 1вариант: образуйте и запишите фамилии людей от слов, обозначающих неодушевленные предметы. 2 вариант: образуйте и запишите фамилии людей, от слов обозначающих одушевленные предметы. Проверка задания. 2.Упр. №
Итог урока: -Вспомните, какова цель нашего урока? -Достиг ли цели наш урок?
Рефлексия. -Послушайте басню С.Михалкова «Смешная фамилия». Посчитайте, сколько в ней фамилий. Каких фамилий только нет: Пятёркин, Двойкин, Супов, Слюнтяев, Тряпкин-Дармоед, Пупков и Перепупов! В фамилиях различных лиц, Порою нам знакомых, Звучат названья рыб и птиц, Зверей и насекомых! |
| Но может некий Комаров Иметь характер львиный, А некий Барсов или Львов - Умишко комариный. А Грибоедов, Пирогов Прославились навеки! И вывод, стало быть, таков: Всё дело не в фамилии, а в человеке! |
Коллективное обсуждение - Какие они? Какой вывод сделал автор? Почему? -А вы согласны с ним? Почему? Выводы: не фамилия красит человека, а человек фамилию. Воспитанный человек никогда не будет переиначивать чужие имена и фамилии, тем более давать прозвища и клички. -Какой вывод мы сделаем по нашему уроку? Каким получился сегодняшний урок? Что полезного для себя вы усвоили? Как вы себя чувствовали на уроке? А почему?
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание: записать 10 фамилий. |
Схема предложения (правило)
Однокоренные
Имена существительные Носов (с большой буквы)
Пишут в тетради.
Пишут в тетради.
Представитель у доски, показывает лист.
Вывод: географические названия пишутся с большой буквы.
Вывод: клички животных пишутся с большой буквы.
Вывод: имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы.
Чтение правила в учебнике.
|
ПУУД : анализ с целью выявления признаков, построение логической цепи рассуждений.
ПУУД: формулирование проблемы.
ПУУД: формулирование познавательной цели
РУУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
ПУУД: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, строить сообщения в устной форме. РУУД: сохранять заданную цель. КУУД: принятие решения и его реализация, оценка действий партнера ,умение с достаточной точность выражать свои мысли, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
ПУУД: осуществлять синтез как составление целого из частей.
ЛУУД нравственно-этическое оценивание |