Проект урока русского языка в 1 классе по теме "Заглавная буква в словах"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Класс: 1
УМК: «Школа России» (Русский язык, 1 класс, Канакина В.П., Горецкий В.Г., 2013)
Тема урока: Заглавная буква в словах
Тип урока: введение нового знания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselova_-_zachetnaya_rabota.docx | 86.46 КБ |
zaglavnaya_bukva_v_slovah.pptx | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Общие сведения о проекте
Учебный предмет: русский язык
Класс: 1
УМК: «Школа России» (Русский язык, 1 класс, Канакина В.П., Горецкий В.Г., 2013)
Тема урока: Заглавная буква в словах
Тип урока: введение нового знания
Задачи урока:
1. Развитие познавательных УУД (действий анализа, сравнения, обобщения) через задания, требующих активизации мыслительных операций при написании имен собственных.
2. Развитие регулятивных УУД контроля и оценки на основе соотнесения результатов собственной деятельности с образцом, формирование прогностической самооценки.
3. Развитие коммуникативных УУД умения слушать и вступать в диалог, учитывать позицию партнера по общению в процессе работы в парах (при составлении предложений).
Ожидаемые результаты (предметные; метапредметные: познавательные, коммуникативные, регулятивные; личностные)
Предметные:
1) Усвоение понятия «имя собственное»;
2) Закрепление умения писать имена собственные с заглавной буквы;
3) Закрепление умения составлять предложения;
4) Развитие наблюдательности при работе с многозначными словами;
Метапредметные:
• Познавательные
1) Развитие логических УУД: сравнение, анализ, обобщение.
• Коммуникативные
1) Развитие умения вежливо высказывать свою точку зрения и отстаивать свою точку зрения.
2) Развитие умения слушать и слышать мнения одноклассников.
• Регулятивные
1) Развитие умения принимать учебную задачу.
2) Развитие умения планировать свою деятельность.
• Личностные
Формирование положительного отношения к обучению.
Оборудование: учебник, карточки с опорными схемами для учащихся, компьютерная презентация.
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:
- В пассивном словаре учащихся присутствуют термины «имя собственное» и «имя нарицательное», некоторые учащиеся используют их в активном словаре;
Учащиеся умеют выделять предложение и слово из речевого потока;
- умеют писать заглавную букву в начале предложения;
- ставить точку в конце предложения;
- грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения.
План урока с хронометражем
1. Мотивация к учебной деятельности – 3 мин.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии – 6 мин.
3. Построение проекта выхода из затруднения – 3 мин.
1) Формулирование темы урока (2 мин.).
2) Постановка учебной задачи (1 мин).
4. Реализация построенного проекта – 7 мин.
1) Выделение новой орфограммы
2) Формулирование правила
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 7 мин.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 5 мин.
7. Включение в систему знаний и повторение – 6 мин
8. Рефлексия учебной деятельности – 3 мин.
Содержание урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Теоретическое обоснование |
1. Мотивация к учебной деятельности | - Ребята, сегодня я нашла на окне тетрадь. Даже не знаю, кому ее отдать. Как вы думаете, что мог сделать хозяин этой вещи, чтобы мы могли быстро его разыскать? - А вы умеете грамотно писать свои имя и фамилию? Имена папы, мамы? Для чего нужно это уметь? - Оцените, на сколько правильно вы умеете это делать. Шкалу нарисуйте на полях и поставьте крестик синей пастой. | - Написать номер телефона. - Подписать свое имя. -Подписывать свои вещи. -Подписать поздравление… -Записать в телефоне.
П (правильность) Дети ставят крестик на шкале. | Личностные УУД – Смыслообразование – беседа Регулятивные УУД – самооценка уровня знаний по критерию «правильность» |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии | На доске письменные буквы: А О Ю Н И С П Л -Чем отличаются буквы? -Что общего у всех этих букв? На чистописании сегодня мы запишем гласные и согласные заглавные буквы. - Как будем писать на минутке чистописания, какие требования будем предъявлять к своей работе? СЛАЙД 2. На экране - предложения: Саша Кошкин приехал ко мне в гости. Мы читали сказку про кошкин дом. - Прочитайте предложения. Давайте понаблюдаем, какое слово встречается и в 1-м и во 2-м предложениях? -Чем отличается его написание? -С чем это связано? -Как определить, когда слово пишется с заглавной буквы, а когда – со строчной? | - Гласные и согласные. - Они письменные. - Они все заглавные. -Будем писать аккуратно. –Надо писать красиво. - Соблюдать наклон. Между буквами одинаковое расстояние. - Это слово «кошкин». В 1 случае оно написано с большой буквы, а во 2-м – с маленькой. - С заглавной буквы пишем имена, фамилии. Кошкин – это фамилия Саши, поэтому написана с большой буквы. | Познавательные логические УУД- сравнение, обобщение Сопоставление букв, поиск общего признака.
Регулятивные УУД – оценка Установление критериев оценивания письменной работы Познавательные логические УУД- анализ, сравнение Использование «подводящего диалога» |
3. Построение проекта выхода из затруднения. | 1. Формулирование темы урока - Итак, помогите мне обозначить тему нашего урока. СЛАЙД 3. - Хорошо, мы понаблюдаем за такими словами. И сегодня поговорим о таких словах, которые всегда пишем с заглавной буквы. – Кто вспомнит, как называются одним словом имена, фамилии, клички, города, страны? Выведем правило. О чем оно будет? 2. Постановка учебной задачи -Чему сегодня мы будем учиться? - Хорошо, ребята поставили задачу – будем упражняться в правописании имен собственных – так мы называем слова, обозначающие клички, имена, фамилии, названия городов… | - Слова, которые можно писать с большой буквы, а можно – с маленькой. - Слова, которые надо писать с заглавной буквы. - Это имена собственные. - О правописании имен собственных. - Будем учиться правильно писать имена собственные. | Общеучебные УУД- формулирование учебной задачи |
4. Реализация построенного проекта | СЛАЙД 2. - Вернемся к нашим предложениям. Выделение новой орфограммы - Как вы будете определять, когда слово «кошкин» следует писать с большой буквы? - Т. е. мы должны определить, прежде всего, значение слова. Какие слова пишем с заглавной буквы, попробуйте сформулировать правило. СЛАЙД 4. - Работаем в парах. - Какие правила работы в паре мы знаем? СЛАЙД 5. Составьте 2 предложения со словами: 1ряд – РОЗА 2 ряд – ШАРИК 3 ряд - СЕРЁЖКА Только в одном предложении это слово должно быть именем собственным, а в другом – нарицательным. Выслушиваются варианты. - В твоем предложении слова «РОЗА» следует писать с какой буквы? -Почему? - Получилось ли составить предложения с разным значением слов? Удалось ли в паре договориться? СЛАЙД 6. - Картинки на слайде подсказывают нам, в каких случаях мы напишем заглавную букву. - Подумайте, а в каком случае слова «роза», «шарик», «сережка» надо писать с заглавной буквы, хотя они не обозначают имен и кличек? | - С большой буквы пишем только, когда это фамилия. - Имена, фамилии, клички, города всегда надо писать с заглавной буквы. Примеры: В саду росла роза. У меня есть подруга Роза. Мама купила воздушный шарик. Моего щенка зовут Шарик. У Сережки есть ролики. Мама купила красивые сережки. - Мою подругу зовут Роза. «Роза» напишу с заглавной буквы, т.к. это имя девочки. - Когда они стоят в начале предложения. | Познавательные логические УУД- анализ. Выделение основного признака Познавательные логические УУД- формулирование правила Коммуникативные УУД – планирование учебного сотрудничества со сверстниками Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, учитывать позицию партнера по общению. Совместное выполнение задания в паре Общеучебные УУД- произвольное построение речевого высказывания Познавательные логические УУД- построение логической цепи рассуждения |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | СЛАЙД 7. -Посмотрите на доску. – Давайте придумаем задание с этими словами. кот (П,п)ушок поэт (С,с)ергей (М,м)ихалков доктор (А,а)йболит ученик (К,к)арпов (А,а)нтон - Давайте соединим. - Что получится? СЛАЙД 8. - А теперь раскроем скобки и запишем эти словосочетания в тетрадь через запятую. | - Соединить слова из 1го столбика и из 2го. - Выбрать правильную букву в начале слов. У доски ученик объясняет, как будет писать слова с новой орфограммой. Один ученик записывает на доске, остальные в тетради. (один ученик – одно сочетание) | Познавательные логические УУД- анализ, синтез Высказывание предположений о возможных вариантах заданий к предложенному речевому материалу. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | -Вспомните еще раз правило, которое мы узнали сегодня. -Подойдет ли это правило для правописания имен героев мультфильмов? СЛАЙД 9. - Прочитайте предложения, заменяя картинки словами. Крокодил Гена играет на гармошке. У пруда играют Лунтик и Кузя. Медведь варит кашу для Маши. (подчеркнутые слова вставляются вместо картинок) - Запишите одно предложение, которое вам понравилось больше остальных. Подчеркните орфограммы в словах, которыми заменили картинки. *Для тех, кто затрудняется, предлагается карточка-помощник со схемой предложения. - Проверьте свою работу. СЛАЙД 10. -Кто выполнил задание без ошибок? - Кто немного ошибся? - Кому требуется еще тренироваться в правописании имен собственных? | - Имена, фамилии, клички пишем с заглавной буквы. - Да, подойдет. После завершения работы учащиеся проверяют свою работу (образец на интерактивной доске). Дети поднимают руки. | Познавательные логические УУД – анализ Регулятивные УУД – контроль Проверка своей работы, сличение с образцом Регулятивные УУД – оценка качества и уровня усвоения |
7. Включение в систему знаний и повторение | Дифференцированная работа (трудность, творчество) -Вы можете выбрать задание, которое вам понравится. СЛАЙД 11. Задание 1 Учебник, с. 122, упр. 1 Найди группу слов с названием и кличками животных. Запиши эти словосочетания в строчку. Задание 2 Учебник, с. 123, упр.2. Выпиши в строчку через запятую только неполные (сокращенные) имена. Н-р, Дима, Оля. «Дмитрий», «Ольга» записывать не надо. Задание 3 Составь из букв слова – имена собственные и запиши их в тетради через запятую (буквы могут повторяться) ЛЕНИВАСМЕНОВ (Лена, Иванов, Семен, Мила, Вова…) Задание для всех - Подчеркните орфограмму. | Регулятивные УУД – прогностическая оценка при выборе уровня трудности задания Познавательные логические УУД – анализ, синтез. Сравнение. | |
8. Рефлексия учебной деятельности | СЛАЙД 12. -Давайте вспомним, какую мы ставили себе задачу на этот урок. - Решили мы ее? - Что для вас было сложным? - Отметьте на шкале зеленым крестиком, как вы оцениваете, на сколько хорошо вы усвоили тему урока. Если вы научились писать имена собственные без ошибок, значит поставьте крестик в верхней точке шкалы. - Если у вас еще есть трудности, то крестик будет ниже. - У кого совпали синяя и зеленая метки? -Где в жизни нам пригодятся сегодняшние знания? | -Научиться правильно записывать имя и фамилию. - Научиться писать без ошибок имена собственные. -Подписывать тетради. -Открытки. - Документы… | Регулятивные УУД – оценка Самооценка по заданным критериям Личностные УУД- смыслообразование Определение значимости полученных на уроке знаний в жизни. |
Литература:
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. , Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2010.
2. Бубнова И. А., Илюшин Л. С., Галактионова Т. Г. и др.
Русский язык. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 1 класс
3. Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова «Введение в школьную жизнь» — 2-е изд., испр. — М.: Генезис, 2003.
4. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС: Методическое пособие. Под редакцией Н.Н. Деменевой.-М.:АРКТИ, 2012.
6. http://www.moodle.niro.nnov.ru/course/view.php?id=274
7. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=43838
8. http://www.ug.ru/new_standards/3
ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования"
Кафедра начального образования
Квалификационные курсы “Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях реализации ФГОС"
Сроки проведения курсов: 3.10. – 14.10.
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА
Проект урока русского языка
Выполнил учитель начальных классов
МАОУ «ШКОЛА №85С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» Сормовского района
Веселова Мария Николаевна
Квалификационная категория_____
Стаж работы учителем начальных классов 3 года
Контакты: 89527675231
veselova_masha@mail.ru
Н.Новгород
2016
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Саша Кошкин приехал ко мне в гости. Мы читали сказку про кошкин дом.
Тема урока : Заглавная буква в словах Наша задача: Научиться правильно писать имена собственные
ПРАВИЛО ИМЕНА ФАМИЛИИ ОТЧЕСТВА КЛИЧКИ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ ВСЕГДА ПИШИ С ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ
1 2 3 РОЗА ШАРИК СЕРЁЖКА
Р оза С ерёжка Ш арик
кот ( П,п ) ушок поэт ( С,с ) ергей ( М,м ) ихалков ученик ( К,к ) арпов ( А,а ) нтон доктор ( А,а ) йболит
кот ( П,п ) ушок поэт ( С,с ) ергей ( М,м ) ихалков ученик ( К,к ) арпов ( А,а ) нтон доктор ( А,а ) йболит
Крокодил играет на гармошке. У пруда играют и . Медведь варит кашу для .
Крокодил Г ена играет на гармошке. У пруда играют Л унтик и К узя. Медведь варит кашу для М аши.
Задание на выбор Задание 1 Учебник, с. 122, упр. 1 Найди группу слов с названиями и кличками животных. Запиши в тетрадь. Задание 2 Учебник, с. 123, упр . 2 Выпиши только неполные (сокращенные) имена. Задание 3 Составь из букв слова – имена собственные и запиши их в тетрадь. Л Е Н И В А С М Е Н О В ПОДЧЕРКНИТЕ ОРФОРГРАММУ
Мы научились… Это пригодится…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 2 класс. "Учимся писать буквы согласных в корне слова. Закрепление.".
Конспект урока русского языка. 2 класс. Программа "Начальная школа 21 века". Тема урока: Учимся писать буквы согласных в корне слова. Закрепление....
Урок русского языка 3 класс "Написание удвоенной буквы согласного на стыке корня и суффикса" УМК "Перспективная начальная школа"
Разработка урока русского языка в 3 классе по теме: "Правописание удвоенной буквы согласного на стыке корня и суффикса"...
Проект урока русского языка 2 класс "Анализ возможных ошибок при определении родственных слов и выделении корня"
На данном уроке в результате анализа возможных ошибок, ребята создают памятку, которая позволит им проверять себя при подборе родственных слов и выделении корня....
Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»
Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...
Открытый урок русский язык 1 класс "Написание строчной буквы х"
Конспект составлен по ФГОС...
Урок русского языка 1 класс "Звуки и буквы"
Мультимедийное приложение к уроку "Звуки и буквы", русский язык, 1 класс ...
Конспект урока русского языка. 2 класс. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы я , ю, е, ё и их функции в слове.
Цель данного урока: конкретизировать понятие гласных звуков; формировать умение сравнивать объекты на примере речевых элементов (звуков, букв). В уроке Вас могут заинтересовать примеры работы с интера...