Проект урока русского языка в 1 классе по теме "Заглавная буква в словах"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Веселова Мария Николаевна

Класс: 1

 УМК: «Школа России» (Русский язык, 1 класс, Канакина В.П., Горецкий В.Г., 2013)

Тема урока: Заглавная буква в словах

Тип урока: введение нового знания 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselova_-_zachetnaya_rabota.docx86.46 КБ
Файл zaglavnaya_bukva_v_slovah.pptx1.35 МБ

Предварительный просмотр:

Общие сведения о проекте

Учебный предмет: русский язык

Класс: 1

 УМК: «Школа России» (Русский язык, 1 класс, Канакина В.П., Горецкий В.Г., 2013)

Тема урока: Заглавная буква в словах

Тип урока: введение нового знания

 Задачи урока:

1. Развитие познавательных УУД (действий анализа, сравнения, обобщения) через задания, требующих активизации мыслительных операций  при написании имен собственных.

 2. Развитие регулятивных УУД контроля и оценки на основе соотнесения результатов собственной деятельности с образцом, формирование прогностической самооценки.

3. Развитие коммуникативных УУД умения слушать и вступать в диалог, учитывать позицию партнера по общению в процессе работы в парах (при составлении предложений).

Ожидаемые результаты (предметные; метапредметные: познавательные, коммуникативные, регулятивные; личностные)

 Предметные:

 1) Усвоение понятия «имя собственное»;

 2) Закрепление умения писать имена собственные с заглавной буквы;

3) Закрепление умения составлять предложения;

4) Развитие наблюдательности при работе с многозначными словами;

 Метапредметные:

• Познавательные

1) Развитие логических УУД: сравнение, анализ, обобщение.

• Коммуникативные

1) Развитие умения вежливо высказывать свою точку зрения и отстаивать свою точку зрения.

2) Развитие умения слушать и слышать мнения одноклассников.

• Регулятивные

 1) Развитие умения принимать учебную задачу.

2) Развитие умения планировать свою деятельность.

• Личностные

Формирование положительного отношения к обучению.

Оборудование: учебник, карточки с опорными схемами для учащихся, компьютерная презентация.

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:

  • В пассивном словаре учащихся  присутствуют термины «имя собственное» и «имя нарицательное», некоторые учащиеся  используют их в активном словаре;

Учащиеся умеют выделять предложение и слово из речевого потока;

  • умеют писать заглавную букву в начале предложения;
  • ставить точку в конце предложения;
  • грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения.

  План урока с хронометражем

1. Мотивация к учебной деятельности – 3 мин.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии – 6 мин.

3. Построение проекта выхода из затруднения – 3 мин.

 1) Формулирование темы урока (2 мин.).

 2) Постановка учебной задачи (1 мин).

 4. Реализация построенного проекта – 7 мин.

1) Выделение новой орфограммы  

2) Формулирование правила

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 7 мин.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 5 мин.

7. Включение в систему знаний и повторение – 6 мин

8. Рефлексия учебной деятельности – 3 мин.

Содержание урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

1. Мотивация к  учебной деятельности

- Ребята, сегодня я нашла на окне тетрадь. Даже не знаю, кому ее отдать. Как вы думаете, что мог сделать хозяин этой вещи, чтобы мы могли быстро его разыскать?

- А вы умеете грамотно писать свои имя и фамилию? Имена папы, мамы? Для чего нужно это уметь?

- Оцените, на сколько правильно  вы умеете это делать. Шкалу нарисуйте на полях и поставьте крестик синей пастой.

- Написать номер телефона.

- Подписать свое имя.

-Подписывать свои вещи.

-Подписать поздравление…

-Записать в телефоне.

   

 

              П

(правильность)

Дети ставят крестик на шкале.

Личностные УУД – Смыслообразование – беседа

Регулятивные УУД – самооценка уровня знаний по критерию «правильность»

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

На доске письменные буквы:

А О Ю Н И С П Л

-Чем отличаются буквы?

-Что общего у всех  этих букв?

На чистописании  сегодня мы запишем гласные и согласные заглавные буквы.

- Как будем писать на минутке чистописания, какие требования будем предъявлять к своей работе?

СЛАЙД 2.

На экране - предложения:

Саша Кошкин приехал ко мне в гости.

Мы читали сказку про кошкин дом.

- Прочитайте предложения. Давайте понаблюдаем, какое слово встречается и в 1-м и во 2-м предложениях?

-Чем отличается его написание?

-С чем это связано?

-Как определить, когда слово пишется с заглавной буквы, а когда – со строчной?

- Гласные и согласные.

- Они письменные.

- Они все заглавные.

-Будем писать аккуратно.

–Надо писать красиво.

- Соблюдать

наклон. Между буквами одинаковое расстояние.

- Это слово «кошкин».

В 1 случае оно написано с большой буквы, а во 2-м – с маленькой.

- С заглавной буквы пишем имена, фамилии. Кошкин – это фамилия Саши, поэтому написана с большой буквы.

Познавательные логические УУД- сравнение, обобщение

Сопоставление букв, поиск общего признака.

 

Регулятивные УУД – оценка

Установление критериев оценивания письменной работы

Познавательные логические УУД- анализ, сравнение

Использование «подводящего диалога»

3. Построение проекта выхода из затруднения.

1. Формулирование темы урока

- Итак, помогите мне обозначить тему нашего урока.

СЛАЙД 3.

- Хорошо, мы понаблюдаем за такими словами.  И сегодня поговорим о таких словах, которые всегда пишем с заглавной буквы.

– Кто вспомнит, как называются одним словом имена, фамилии, клички, города, страны?

 Выведем правило. О чем оно будет?

2. Постановка учебной задачи

-Чему сегодня мы будем учиться?

- Хорошо, ребята поставили задачу – будем упражняться в правописании имен собственных – так мы называем слова, обозначающие клички, имена, фамилии, названия городов…

- Слова, которые можно писать  с большой буквы, а можно – с маленькой.

- Слова, которые надо писать с заглавной буквы.

- Это имена собственные.

- О правописании имен собственных.

- Будем учиться правильно писать имена собственные.

Общеучебные УУД- формулирование учебной задачи

4. Реализация построенного проекта

СЛАЙД 2.

- Вернемся к нашим предложениям.

Выделение  новой орфограммы

- Как вы будете определять, когда слово «кошкин» следует писать с большой буквы?

- Т. е. мы должны определить, прежде всего, значение слова. Какие слова пишем с заглавной буквы, попробуйте сформулировать правило.

СЛАЙД 4.

- Работаем в парах.

- Какие правила работы в паре мы знаем?

СЛАЙД 5.

Составьте 2 предложения со словами:

1ряд – РОЗА

2 ряд – ШАРИК

3 ряд - СЕРЁЖКА

Только в одном предложении это слово должно быть  именем собственным, а в другом – нарицательным.

Выслушиваются варианты.

- В твоем предложении слова  «РОЗА» следует писать с какой буквы?

-Почему?

- Получилось ли составить предложения с разным значением слов? Удалось ли в паре договориться?

СЛАЙД 6.

- Картинки на слайде подсказывают нам, в каких случаях мы напишем заглавную букву.

- Подумайте, а в каком случае слова «роза», «шарик», «сережка» надо писать с заглавной буквы, хотя они не обозначают имен и кличек?

- С большой буквы пишем только, когда это фамилия.

- Имена, фамилии, клички, города  всегда надо писать с заглавной буквы.

Примеры: В саду росла роза. У меня есть подруга Роза.

Мама купила воздушный шарик.

Моего щенка зовут Шарик.

У Сережки есть ролики. Мама купила красивые сережки.

- Мою подругу зовут Роза. «Роза» напишу с заглавной буквы, т.к. это имя девочки.

- Когда они стоят в начале предложения.

Познавательные логические УУД- анализ.

Выделение основного признака

Познавательные логические УУД- формулирование правила

Коммуникативные УУД –

планирование учебного

сотрудничества со

сверстниками

Коммуникативные УУД –

умение слушать и

вступать в диалог,

учитывать позицию партнера по общению.

Совместное выполнение

задания в паре

Общеучебные УУД- произвольное построение речевого высказывания

Познавательные логические УУД- построение логической цепи рассуждения

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

СЛАЙД 7.

-Посмотрите на доску. – Давайте придумаем задание с этими словами.

кот     (П,п)ушок                    поэт           (С,с)ергей              (М,м)ихалков

доктор    (А,а)йболит

ученик    (К,к)арпов (А,а)нтон

- Давайте соединим.

- Что получится?

СЛАЙД 8.

- А теперь раскроем скобки и запишем эти словосочетания в тетрадь через запятую.

- Соединить слова из 1го столбика и из 2го.

-  Выбрать правильную букву в начале слов.

У доски ученик объясняет, как будет писать слова с новой орфограммой.

Один ученик записывает на доске, остальные в тетради. (один ученик – одно сочетание)

Познавательные логические УУД- анализ, синтез

Высказывание предположений о возможных вариантах заданий к предложенному речевому материалу.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 -Вспомните еще раз правило, которое мы узнали сегодня.

 -Подойдет ли это правило для правописания имен героев мультфильмов?

СЛАЙД 9.

- Прочитайте

предложения, заменяя картинки словами.

Крокодил Гена  играет на гармошке.

У пруда играют Лунтик и Кузя.

Медведь варит кашу для Маши. (подчеркнутые слова вставляются вместо картинок)

- Запишите одно предложение, которое вам понравилось больше остальных. Подчеркните орфограммы в словах, которыми заменили картинки.

*Для тех, кто затрудняется, предлагается карточка-помощник со схемой предложения.

- Проверьте свою работу.

СЛАЙД 10.

-Кто выполнил задание без ошибок?

- Кто немного ошибся?

- Кому требуется еще тренироваться в правописании  имен собственных?

- Имена, фамилии, клички пишем с заглавной буквы.

- Да, подойдет.

После завершения работы учащиеся проверяют свою работу (образец на интерактивной доске).

Дети поднимают руки.

Познавательные логические УУД – анализ

Регулятивные УУД – контроль

Проверка своей работы, сличение с образцом

Регулятивные УУД – оценка

качества и уровня усвоения

7. Включение в систему знаний и повторение

Дифференцированная работа (трудность, творчество)

-Вы можете выбрать задание, которое вам понравится.

СЛАЙД 11.

Задание 1

Учебник, с. 122, упр. 1

Найди группу слов с названием и кличками животных. Запиши эти словосочетания в строчку.

Задание 2

Учебник, с. 123, упр.2.

Выпиши в строчку через запятую только неполные (сокращенные) имена. Н-р, Дима, Оля. «Дмитрий», «Ольга» записывать не надо.

Задание 3

Составь из букв слова – имена собственные и запиши их в тетради через запятую (буквы могут повторяться)

ЛЕНИВАСМЕНОВ

(Лена, Иванов, Семен, Мила, Вова…)

Задание для всех -  Подчеркните  орфограмму.

Регулятивные УУД – прогностическая оценка при выборе уровня трудности задания

Познавательные логические УУД – анализ, синтез.

Сравнение.

8. Рефлексия учебной деятельности

СЛАЙД 12.

-Давайте вспомним, какую мы ставили себе задачу на этот урок.

- Решили мы ее?

- Что для вас было сложным?

- Отметьте на шкале зеленым крестиком, как вы оцениваете, на сколько хорошо вы усвоили  тему урока. Если вы научились писать имена собственные без ошибок, значит поставьте крестик в верхней точке шкалы.

- Если у вас еще есть трудности, то крестик будет ниже.

- У кого совпали синяя и зеленая метки?

-Где в жизни нам пригодятся сегодняшние знания?

-Научиться правильно записывать имя и фамилию.

- Научиться писать без ошибок имена собственные.

-Подписывать тетради.

  -Открытки.

- Документы…

Регулятивные УУД – оценка

Самооценка по заданным

критериям

Личностные УУД- смыслообразование

Определение значимости полученных на уроке знаний в жизни.

Литература:

1.  Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. , Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2010.

2. Бубнова И. А., Илюшин Л. С., Галактионова Т. Г. и др.

Русский язык. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 1 класс

3. Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова «Введение в школьную жизнь» — 2-е изд., испр. — М.: Генезис, 2003.

4. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС: Методическое пособие.  Под редакцией Н.Н. Деменевой.-М.:АРКТИ, 2012.

5. http://nsportal.ru  

6. http://www.moodle.niro.nnov.ru/course/view.php?id=274 

7. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=43838

8. http://www.ug.ru/new_standards/3

ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования"

Кафедра начального образования

Квалификационные курсы “Теория и методика  преподавания в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

Сроки проведения курсов: 3.10. – 14.10.

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

Проект урока русского языка

                                          Выполнил учитель начальных классов

МАОУ «ШКОЛА №85С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ

 ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»  Сормовского района

                               Веселова Мария Николаевна

                                                                  Квалификационная категория_____

                                                                  Стаж работы учителем начальных классов 3 года

                                                                  Контакты:  89527675231

                                                                       veselova_masha@mail.ru

Н.Новгород

2016


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Заглавная буква в словах. Выполнил: учитель начальных классов МАОУ «Школа №85 с углубленным изучением отдельных предметов» Веселова М. Н.

Слайд 2

Саша Кошкин приехал ко мне в гости. Мы читали сказку про кошкин дом.

Слайд 3

Тема урока : Заглавная буква в словах Наша задача: Научиться правильно писать имена собственные

Слайд 4

ПРАВИЛО ИМЕНА ФАМИЛИИ ОТЧЕСТВА КЛИЧКИ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ ВСЕГДА ПИШИ С ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ

Слайд 5

1 2 3 РОЗА ШАРИК СЕРЁЖКА

Слайд 6

Р оза С ерёжка Ш арик

Слайд 7

кот ( П,п ) ушок поэт ( С,с ) ергей ( М,м ) ихалков ученик ( К,к ) арпов ( А,а ) нтон доктор ( А,а ) йболит

Слайд 8

кот ( П,п ) ушок поэт ( С,с ) ергей ( М,м ) ихалков ученик ( К,к ) арпов ( А,а ) нтон доктор ( А,а ) йболит

Слайд 9

Крокодил играет на гармошке. У пруда играют и . Медведь варит кашу для .

Слайд 10

Крокодил Г ена играет на гармошке. У пруда играют Л унтик и К узя. Медведь варит кашу для М аши.

Слайд 11

Задание на выбор Задание 1 Учебник, с. 122, упр. 1 Найди группу слов с названиями и кличками животных. Запиши в тетрадь. Задание 2 Учебник, с. 123, упр . 2 Выпиши только неполные (сокращенные) имена. Задание 3 Составь из букв слова – имена собственные и запиши их в тетрадь. Л Е Н И В А С М Е Н О В ПОДЧЕРКНИТЕ ОРФОРГРАММУ

Слайд 12

Мы научились… Это пригодится…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 2 класс. "Учимся писать буквы согласных в корне слова. Закрепление.".

Конспект урока русского языка. 2  класс. Программа "Начальная школа 21 века". Тема урока: Учимся писать  буквы согласных в  корне  слова. Закрепление....

Урок русского языка 3 класс "Написание удвоенной буквы согласного на стыке корня и суффикса" УМК "Перспективная начальная школа"

Разработка урока  русского языка  в 3 классе по теме: "Правописание удвоенной буквы согласного на стыке корня и суффикса"...

Проект урока русского языка 2 класс "Анализ возможных ошибок при определении родственных слов и выделении корня"

На данном уроке в результате анализа возможных ошибок, ребята создают памятку, которая позволит им проверять себя при подборе родственных слов и выделении корня....

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Урок русского языка 1 класс "Звуки и буквы"

Мультимедийное приложение к уроку "Звуки и буквы", русский язык, 1 класс ...

Конспект урока русского языка. 2 класс. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы я , ю, е, ё и их функции в слове.

Цель данного урока: конкретизировать понятие гласных звуков; формировать умение сравнивать объекты на примере речевых элементов (звуков, букв). В уроке Вас могут заинтересовать примеры работы с интера...