Распознавание однокоренных слов и выделение в них корня.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Кондрикова Екатерина Владимировна

Комбинированный урок русского языка на развитие умения распознавать однокоренные слова и выделять в них корень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx31.28 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности

Создать благоприятный психологический настрой на работу.

-Что такое? Что случилось?

Почему звенит звонок?

-Мы готовы. Стол в порядке.

Начинается урок!

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

Этап актуализации и пробного учебного действия.

Актуализация опорных знаний и способов действий.

-Кто понял основной смысл стихотворения?

У каждого слова свой смысл, иногда у привычных слов он забывается. Например, « здравствуйте»- это не только приветствие, но и пожелание здоровья. К словам нужно относиться очень бережно.

-Какие однокоренные (родственные) слова употребил поэт?

-С каким словом познакомились вчера на уроке? Что знаете про него? (словарное)

-Запишите, выпишите из стихотворения слово у которого такой же корень.

-Как мы можем назвать эти слова?

(родственные)

-Ребята, поднимите руки те из вас, у кого много родственников?

-Посмотрите небольшую сценку «Родственники».

-Ребята, все ли персонажи в этой сценке родственники? Найдите родственные слова.

Сделайте вывод-над какой темой мы будем продолжать работать?

Отгадайте загадку, которую приготовила нам мама Маши С.(видео)

На доске слово «б…рёза»
– Какие букву нужно вставить в это слово?
– Можно ли проверить написание этого слова? Почему? 

-Как убедиться в том, что вы правы? 
– Запишите слово, подчеркните орфограмму.

-Что же это за дерево, почему его так называют?

Учитель организует лексическую работу с обучающимися, в ходе которой уточняют лексическое значение слова береза, узнают истоки слова, знакомятся с фразеологизмом.

-Какое однокоренное слово к слову берёза нам встретилось? Запишите, выделите корень, подберите ещё несколько однокоренных слов.

-Какие слова мы называем  однокоренными?

- Как ещё можно назвать родственные слова?

Упр. 29 д.т.

Физминутка для ладоней и пальцев

К словам привыкаешь день ото дня,

А они чудесного смысла полны...

И когда я слышу:

- Извини меня! -

Это значит:

- Исключи меня из вины!

У слов есть корни. И есть родня.

Они не подкидыши под кустом.

И когда я слышу:

- Защити меня! -

Это значит:

- Спрячь меня под щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слов свой характер. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть -

Слово тебе сотворит добро.

Записывают  на доске и в тетради, производят самопроверку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма.

Дети инсценируют сценку.

Вы кто такие?

Я- Гусь, это Гусыня, а это наши Гусята.

А я ваша тётя, Гусеница.

Формулируют вывод.

Слушают, отгадывают загадку.

Отвечают на вопросы.

-Написание нужно запомнить.

-Проверить написание этих слов по словарю.

Работа с орфографическим словарём в парах.

Работа в парах с этимологическим, фразеологическим, толковым словарём.

С.р.

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Этап выявления места и причины затруднения

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока.

Проблемная ситуация.

Работа с учебником.

Упр.117, с.57

-Можно ли назвать эти слова однокоренными?

Как отличить однокоренные слова от слов с похожим корнем?  (Учитель организует подводящий диалог)
 

Обосновывают своё мнение

Регулятивные:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Этап построения проекта выхода из затруднения.

Включение учащихся в целенаправленную деятельность.

-Что общего у слов? (Общая часть) Можно ли назвать эти слова однокоренными? (нет, должен быть и общий смысл) Есть ли у каких-то слов и общий смысл? Как это доказать? Ваши предложения. (мнения ребят) Нужно определить значение через какое-то из этих или родственных слов. Как отличить однокоренные слова от слов с похожим корнем?(Нужно определить значение, объяснить слова, найти в них общий смысл)

Прочитайте текст в рамке и сравните со своими выводами.

Выделите корни в однокоренных словах. Как же правильно выделить корень? Прочитайте рекомендации авторов учебника.

Записывают однокоренные и вычеркивают лишние слова. выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике, сравнивают и добавляют свои слова

Регулятивные:

 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Планирование своих действий в соответствии с учебным заданием. Представление результатов своей деятельности.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы

 

 (корни в однокоренных словах пишутся одинаково) 

Объясняют написания слов, делают выводы.
 

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Регулятивные:

- составление плана и последовательности действий.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

Работа с карточками

Игра «Рассели жильцов» На доске два домика. В первом живут родственники с корнем –лед-, а во втором – с корнем -винт-. Дома стоят рядом, родственники потерялись и ждут от вас помощи.

1-й вариант-лед.

2-й вариант-винт.

(Ледник, винтик, ледовый, заледенеть, завинтил, винтовой, ледокол, леди, вина). Какие слова остались на улице? Почему?

Задание повышенного уровня:Подобрать однокоренные слова к словам: морковь,береза)

Психофизическая тренировка

Физминутка проводят девочки

Выполняют работу. Проверка в парах.

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

- умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Этап включения в систему знаний и повторения.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

тест

Учитель задает вопросы 
о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется 
на следующие уроки.(Что надо уметь, чтобы правильно выделить корень в словах? Что у вас получалось сегодня лучше всего? В чем испытали затруднения? Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?
 

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока.
 

Регулятивные:

 - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем, интегрироваться в группу сверстников.

Информация о домашнем задании.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Проводит разбор домашнего задания, проводит  пояснения к упражнению, дает конструктивные задания

Записывают задание на дом, задают вопросы

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем, интегрироваться в группу сверстников.

Этап рефлексии учебной деятельности.

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Работа с листом самооценки

Получают позитивный настрой от урока

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Технологическая карта урока.

Класс: 2

Учитель: Кондрикова Екатерина Владимировна

Тип урока: комбинированный

Цель: развитие умения распознавать однокоренные слова и выделять в них корень

Задачи по содержанию:

Обучающие:

- учить ребят находить корень в слове, в группе однокоренных слов;

-отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (сходных по звучанию слов)

Развивающие: 

- развитие умения работать с информацией;

-развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

- развитие речи, операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др.

Воспитывающие:

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

Планируемые результаты учебного занятия:

- знать роль корня в  словах, прием подбора однокоренных слов и нахождение корня в группе однокоренных слов.

-анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.

Метапредметные:

Регулятивные:

 -нацеливание на успешную деятельность

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- составление плана и последовательности действий.

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

- умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Используемая технология:

-проблемная;

-информационная;

Информационно-технологические ресурсы: интерактивная доска,  документ-камера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Однокоренные слова. Проверка безударных гласных в корне слова"

Презентация по русскому языку для 1-2 классов. Данная презентация поможет закрепить понятие однокоренных слов, умения подбирать проверочные слова, а также проверить знания детей по теме....

Упражнения в распознавании однокоренных слов

Данный материал предназначен для учащихся начальной школы, а так же может быть использован в средних классах коррекционной школы 8 вида...

Конспект урока русского языка, тема "Распознавание однокоренных слов", 2 класс

Конспект урока русского языка, тема "Распознавание однокоренных слов", 2 класс, образовательная система "Школа 2100". Урок, соответствующий требованиям ФГОС, с использованием презентации....

Урок русского языка во 2 классе по теме «Упражнения в распознавании однокоренных слов»

Тема урока:  Упражнения в распознавании однокоренных слов.Образовательные цели: распознавать группы  однокоренных слов, учить детей находить корень в словах, закрепить понятия однокоренные с...

Упражнения в распознавании однокоренных слов

Урок: русский языкТема урока: «Упражнения в распознавании однокоренных слов»Цель урока: научить группировать однокоренные слова и правильно выделять кореньТип урока: открытие новых знанийМетоды и прие...

Урок Упражнения в распознавании однокоренных слов

Урок во 2 классе. Упражнения в распознавании однокоренных слов....