Распознавание однокоренных слов и выделение в них корня.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Комбинированный урок русского языка на развитие умения распознавать однокоренные слова и выделять в них корень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.docx | 31.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности | Создать благоприятный психологический настрой на работу. | -Что такое? Что случилось? Почему звенит звонок? -Мы готовы. Стол в порядке. Начинается урок! Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
Этап актуализации и пробного учебного действия. | Актуализация опорных знаний и способов действий. | -Кто понял основной смысл стихотворения? У каждого слова свой смысл, иногда у привычных слов он забывается. Например, « здравствуйте»- это не только приветствие, но и пожелание здоровья. К словам нужно относиться очень бережно. -Какие однокоренные (родственные) слова употребил поэт? -С каким словом познакомились вчера на уроке? Что знаете про него? (словарное) -Запишите, выпишите из стихотворения слово у которого такой же корень. -Как мы можем назвать эти слова? (родственные) -Ребята, поднимите руки те из вас, у кого много родственников? -Посмотрите небольшую сценку «Родственники». -Ребята, все ли персонажи в этой сценке родственники? Найдите родственные слова. Сделайте вывод-над какой темой мы будем продолжать работать? Отгадайте загадку, которую приготовила нам мама Маши С.(видео) На доске слово «б…рёза» -Как убедиться в том, что вы правы? -Что же это за дерево, почему его так называют? Учитель организует лексическую работу с обучающимися, в ходе которой уточняют лексическое значение слова береза, узнают истоки слова, знакомятся с фразеологизмом. -Какое однокоренное слово к слову берёза нам встретилось? Запишите, выделите корень, подберите ещё несколько однокоренных слов. -Какие слова мы называем однокоренными? - Как ещё можно назвать родственные слова? Упр. 29 д.т. Физминутка для ладоней и пальцев | К словам привыкаешь день ото дня, А они чудесного смысла полны... И когда я слышу: - Извини меня! - Это значит: - Исключи меня из вины! У слов есть корни. И есть родня. Они не подкидыши под кустом. И когда я слышу: - Защити меня! - Это значит: - Спрячь меня под щитом! Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слов свой характер. Свое нутро. И если ты в эту проникнешь суть - Слово тебе сотворит добро. Записывают на доске и в тетради, производят самопроверку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Дети инсценируют сценку. Вы кто такие? Я- Гусь, это Гусыня, а это наши Гусята. А я ваша тётя, Гусеница. Формулируют вывод. Слушают, отгадывают загадку. Отвечают на вопросы. -Написание нужно запомнить. -Проверить написание этих слов по словарю. Работа с орфографическим словарём в парах. Работа в парах с этимологическим, фразеологическим, толковым словарём. С.р. | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
Этап выявления места и причины затруднения | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока. | Проблемная ситуация. Работа с учебником. Упр.117, с.57 -Можно ли назвать эти слова однокоренными? Как отличить однокоренные слова от слов с похожим корнем? (Учитель организует подводящий диалог) | Обосновывают своё мнение | Регулятивные: - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: - классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; |
Этап построения проекта выхода из затруднения. | Включение учащихся в целенаправленную деятельность. | -Что общего у слов? (Общая часть) Можно ли назвать эти слова однокоренными? (нет, должен быть и общий смысл) Есть ли у каких-то слов и общий смысл? Как это доказать? Ваши предложения. (мнения ребят) Нужно определить значение через какое-то из этих или родственных слов. Как отличить однокоренные слова от слов с похожим корнем?(Нужно определить значение, объяснить слова, найти в них общий смысл) Прочитайте текст в рамке и сравните со своими выводами. Выделите корни в однокоренных словах. Как же правильно выделить корень? Прочитайте рекомендации авторов учебника. | Записывают однокоренные и вычеркивают лишние слова. выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике, сравнивают и добавляют свои слова | Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Интеллектуально-преобразовательная деятельность | Планирование своих действий в соответствии с учебным заданием. Представление результатов своей деятельности. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы |
(корни в однокоренных словах пишутся одинаково) | Объясняют написания слов, делают выводы. | Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; Регулятивные: - составление плана и последовательности действий. |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. | Работа с карточками Игра «Рассели жильцов» На доске два домика. В первом живут родственники с корнем –лед-, а во втором – с корнем -винт-. Дома стоят рядом, родственники потерялись и ждут от вас помощи. 1-й вариант-лед. 2-й вариант-винт. (Ледник, винтик, ледовый, заледенеть, завинтил, винтовой, ледокол, леди, вина). Какие слова остались на улице? Почему? Задание повышенного уровня:Подобрать однокоренные слова к словам: морковь,береза) Психофизическая тренировка Физминутка проводят девочки | Выполняют работу. Проверка в парах. | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; Коммуникативные: - умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками |
Этап включения в систему знаний и повторения. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | тест Учитель задает вопросы | Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока. | Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников. |
Информация о домашнем задании. | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктивные задания | Записывают задание на дом, задают вопросы | Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников. |
Этап рефлексии учебной деятельности. | Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились! Работа с листом самооценки | Получают позитивный настрой от урока | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. |
Технологическая карта урока.
Класс: 2
Учитель: Кондрикова Екатерина Владимировна
Тип урока: комбинированный
Цель: развитие умения распознавать однокоренные слова и выделять в них корень
Задачи по содержанию:
Обучающие:
- учить ребят находить корень в слове, в группе однокоренных слов;
-отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (сходных по звучанию слов)
Развивающие:
- развитие умения работать с информацией;
-развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
- развитие речи, операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др.
Воспитывающие:
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
Планируемые результаты учебного занятия:
- знать роль корня в словах, прием подбора однокоренных слов и нахождение корня в группе однокоренных слов.
-анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.
Метапредметные:
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- составление плана и последовательности действий.
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;
- осуществлять итоговый контроль
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать.
- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
- умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками
Познавательные:
- постановка и решение проблемы;
- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;
Личностные:
- развитие познавательных интересов учебных мотивов;
- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);
- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;
- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.
Используемая технология:
-проблемная;
-информационная;
Информационно-технологические ресурсы: интерактивная доска, документ-камера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка "Однокоренные слова. Проверка безударных гласных в корне слова"
Презентация по русскому языку для 1-2 классов. Данная презентация поможет закрепить понятие однокоренных слов, умения подбирать проверочные слова, а также проверить знания детей по теме....
Упражнения в распознавании однокоренных слов
Данный материал предназначен для учащихся начальной школы, а так же может быть использован в средних классах коррекционной школы 8 вида...
Конспект урока русского языка, тема "Распознавание однокоренных слов", 2 класс
Конспект урока русского языка, тема "Распознавание однокоренных слов", 2 класс, образовательная система "Школа 2100". Урок, соответствующий требованиям ФГОС, с использованием презентации....
Урок русского языка во 2 классе по теме «Упражнения в распознавании однокоренных слов»
Тема урока: Упражнения в распознавании однокоренных слов.Образовательные цели: распознавать группы однокоренных слов, учить детей находить корень в словах, закрепить понятия однокоренные с...
Упражнения в распознавании однокоренных слов
Урок: русский языкТема урока: «Упражнения в распознавании однокоренных слов»Цель урока: научить группировать однокоренные слова и правильно выделять кореньТип урока: открытие новых знанийМетоды и прие...
Урок Упражнения в распознавании однокоренных слов
Урок во 2 классе. Упражнения в распознавании однокоренных слов....
Упражнения в распознавании однокоренных слов
урок русского языка...