Обучающее сочинение как средство развития речи учеников начальной школы.
статья по русскому языку на тему

Шлапак Людмила Николаевна

 Ребёнок обязательно должен жить в творчестве. «Без этого,- писал В. А. Сухомлинский, — он как засушенный цветок» . Сочинение — это первые попытки ребёнка выразить окружающие его мир во внутреннем его отображении, высказывать своё отношение к каким-либо проблемам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx44.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение гимназия №2 г.Новокубанска муниципального образования Новокубанский район

Обучающее сочинение как средство развития речи

 учеников начальной школы.

Автор: Шлапак Людмила Николаевна, учитель начальных классов муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения гимназии №2 г. Новокубанска муниципального образования Новокубанский район

г. Новокубанск, 2018 год


  1. Литературный обзор состояния вопроса.
  1. История темы педагогического опыта в педагогике.

             Проблема развития речи имеет древние корни. С давних времен почитались краткость и простота изложения мысли. В Древней Греции огромное значение имела наука риторика.

             Проблемой развития речи занимаются многие науки, изучающие деятельность человека: педагогика, методика, филология, психология. Выдающиеся лингвисты и методисты прошлого К.Д. Ушинский, В.Я. Стоюнин, Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, А.Д. Алферов, В.П. Шереметевский, М.А. Рыбникова, Л.И. Поливанов, В.И. Чернышев, К.Б. Бархин в своих трудах всесторонне освещали вопросы развития связной речи.

             В настоящее время обучение школьников различным видам речевой деятельности отражены в трудах ученых-методистов и учителей-практиков таких как Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, Е.И. Никитиной, О.В.Сосновской, В.И. Капинос и др. 

                В психолого-педагогических науках проблемой развития речи занимались такими учеными как Л. С. Выгодский, К. Д. Ушинский, Р.С. Немов. Дж. Миллер, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя изучали модели порождения речи. В. Гумбольт, И.А. Бодуэн де Куртенэ, Фердинанд де Соссюр говорили о проблеме соотношения языка и речи. Методика И.Б.Иванова содержит богатейший материал по развитию речевой и мыслительной деятельности учащихся. Филолог, методист Д.Н. Ушаков писал «школа должна научить ученика читать, писать, говорить, мыслить и творить»

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

Данное исследование является инновационным в Новокубанском районе.

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

Информационно-коммуникационные технологии в общеобразовательной школе:

• изучение компьютерных технологий в рамках предмета русского языка и информационных технологий;

• использование компьютера в качестве средства обучения;

•использование компьютера в качестве средства оптимизации управления.

Познавательная самостоятельность - качество личности - проявляется в самообразовании, такой форме самостоятельного познания, которая осуществляется посредством самостоятельной познавательной деятельности.

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

       Речевая деятельность – это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения. Обычно выделяют четыре основных вида речевой деятельности: чтение, аудирование, устная речь, письменная речь.


2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

В 3 «В»  классе  30 учащихся,  из  них  13  девочек,  17  мальчиков.  Дети  в  основном  среднего  и  выше  среднего  уровня  развития.  

Коллектив  уже  сформировался,  дети  организованы,  с  удовольствием  участвуют  во  всех  школьных  делах,  активны.  

          Для ребят характерны такие психологические умения, как:

- собственная активность ребенка;

- сотрудничество  между  членами  группы;

- толерантность.

 Ребята с различным уровнем познавательной деятельности. Около 30% учащихся с хорошо развитой памятью, мышлением, вниманием. Это дети нервно и психологически устойчивы, на уроках активны, быстро усваивают программный материал, являются победителями  и призерами школьных олимпиад. Именно они являются экспериментальной группой для помощи в обучении детей, испытывающих трудности.

Обучаясь  в  школе  и  занимаясь  в  учреждениях  дополнительного   образования,  учащиеся овладевают знаниями, формируют коммуникативные умения, необходимыми умениями.  При этом осуществляется нравственное воспитание личности, формирование таких общепризнанных ценностей, как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь.

           Примерно 50% учащихся среднего уровня познавательной деятельности. Они быстро включаются в работу и охотно осуществляют решение познавательной задачи, не изменяя её. Осознают правило контроля, но затрудняются одновременно выполнять учебные действия и контролировать их. Ребята достаточно хорошо усваивают программный материал, но требуют  дополнительной помощи учителя. На уроках у этих детей средний темп работы.

Около 20% учащихся с низким уровнем познавательной деятельности. Эти ребята  со слабо развитым вниманием, памятью. На уроках малоактивны, постоянно нуждаются в помощи  учителя, быстро устают, с неустойчивой психикой. С этими детьми ведется индивидуальная работа, на уроках предлагаются задания облегченного вида.

 В целом класс дружный. Многие ребята трудолюбивые, добросовестные, требовательные к себе и окружающим,  готовые прийти на помощь друг другу. Дети с удовольствием выполняют свои поручения, участвуют в классных и школьных мероприятиях.


3. Педагогический опыт.

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

Использовались следующие методы теоретического и эмпирического исследования: междисциплинарный анализ философской, педагогической, психологической литературы, работ по теории и методике преподавания; изучение законодательных и нормативных актов и документов, касающихся информатизации образования; опыта инновационной деятельности учебных учреждений; педагогическое проектирование; моделирование; эмпирическая проверка и экспертное оценивание теоретических положений в ходе рефлексии результатов исследования.

3.2. Актуальность педагогического опыта.

              Известно, что успехи учащихся в связной речи обеспечивают и определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

            Современная система работы по развитию связной речи учащихся выделяет в качестве основной задачу формирования умений воспринимать и воспроизводить текст и сознательно создавать собственное высказывание в устной и письменной форме. Устная речь протекает в условиях непосредственного общения, поэтому она быстрее по темпу и менее полная, а в процессе речи используются нелингвистические средства выражения смысла – мимика и жесты. Эти средства, дающие дополнительную информацию в устном сообщении, отсутствуют в письменной речи.

            Письменная форма монологической речи наиболее трудная. Она самая развернутая и нормативная. Построение каждой фразы в письменной речи является предметом специального обдумывания, а на начальной стадии овладения письменной речью осознается также процесс написания каждого слова. Считаю, что главная задача моей педагогической деятельности – дать детям определенную сумму знаний: расширить словарный запас, вырабатывать у детей умение грамотно говорить, связно излагать свои мысли и чувства в устной и письменной речи, развивать интерес к учению, творчеству.

             Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями к школьному обучению, что позволяет учителю творчески решать задачи, поставленные перед современной школой. В последнее время наметились перемены, связанные с техногенным характером развития общества, масштабным внедрением в жизнь электронных средств. Появились новые виды письменной речи, такие как «общение в чате» в масштабе реального времени, а также различные электронные форумы и конференции, которым современные школьники, начиная уже с первого класса, уделяют много времени. Стремясь передать максимум информации, человек сокращает использование языковых средств, в результате его речь становится значительно беднее и невыразительнее. В речи детей не сформированы навыки построения текстовых единиц, использования средств межфразовой связи, нет четко сформированных умений композиционного конструирования, абзацного деления текста.Недостающий словарный запас, плохая дикция, неумение вести диалог приводит ученика начальной школы к коммуникативным неудачам. Речь часто бедна просто потому, что дети не стремятся говорить более ярко, выразительно и разнообразно.

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.

3.4. Результативность педагогического опыта.

Обоснованность полученных результатов и научных выводов обеспечены: системным характером теоретико-методологических оснований исследования; опорой основных положений и выводов на достижения педагогической, психологической и философской наук; применением комплекса методов, адекватных природе исследуемого объекта; практической проверкой результатов посредством их использования в образовательной деятельности.

Результат деятельности учителя отражен в стабильном высоком уровне обученности учащихся по русскому языку.

ВПР по русскому языку за 2015-2016 уч.год

Успеваемость

100%

Качество знаний

88,8%

ВПР по русскому языку

за 2017 г

Успеваемость

100%

Качество знаний

96,5%

     По результатам Всероссийских проверочных работ по русскому языку качество знаний учащихся  увеличилось на 7,7% .

     Использование новых образовательных технологий, педагогический опыт работы позволили Людмиле Николаевне достигнуть следующих результатов. Её ученики являются победителями и  призерами  зонального и муниципального этапа  предметной  олимпиады школьников  по русскому языку и литературе.

     В 2017-2018 учебном году Зузельская Кира, учащаяся 2 класса - призер зонального этапа предметной  олимпиады школьников по литературе  (приказ управления образования администрации муниципального образования города Армавира  от 3 мая 2018 года № 369).

     В 2017-2018 учебном году Туркова Анастасия, учащаяся 2 класса - победитель муниципального этапа предметной олимпиады школьников по русскому языку (приказ управления образования администрации муниципального образования Новокубанский район от 30 марта 2018 года № 186); Сабецкая Виолетта, учащаяся 2 класса - призер муниципального этапа предметной олимпиады школьников по русскому языку (приказ управления образования администрации муниципального образования Новокубанский район от 30 марта 2018 года № 186);  Зузельская Кира, учащаяся 2 класса – призер  муниципального этапа предметной олимпиады школьников по литературному чтению (приказ управления образования администрации муниципального образования Новокубанский район от 30 марта 2018 года № 186)

         В ноябре2017 года Пилипчук Елизавета , учащаяся 2 класса – призер муниципального этапа Международного игрового конкурса по языкознанию  «Русский медвежонок», а в  2014 года Андриенко Елизавета, Виниченко Алина, Пашков  Даниил, учащиеся 3 класса – победители  краевого  этапа Международного игрового конкурса по языкознанию  «Русский медвежонок»

          В феврале 2016 года  Маркелова Мария, учащаяся  4  класса -  победитель  регионального этапа  международного игрового конкурса по литературе «ПЕГАС» ( диплом победителя Российской академии образования института продуктивного обучения учебно-консультационного центра «Ракурс»); Виниченко Алина, учащаяся  4  класса -  призер  муниципального этапа  международного игрового конкурса по литературе «ПЕГАС» ( диплом победителя Российской академии образования института продуктивного обучения учебно-консультационного центра «Ракурс»)

3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

   Новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.

  При разработке педагогического опыта использовались технологии исследовательской деятельности, индивидуальный подход к обучению и информационно-коммуникационные технологии.

  Разработана система заданий по русскому языку, способствующая развитию познавательной самостоятельности учащихся.

  Опыт работы могут использовать учителя начальной школы.

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

            Развитие речи — одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Развивать речь детей — значит систематически работать над её содержанием, последовательностью, учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, грамотному оформлению мыслей. Прошло то время, когда развитие речи было всего лишь одним из направлений работы на уроках русского языка. Сейчас это ведущий принцип обучения. В связи с этим хочется остановиться на подготовке к сочинению. Сочинение — творческая работа. Ребёнок обязательно должен жить в творчестве. «Без этого,- писал В. А. Сухомлинский, — он как засушенный цветок» . Сочинение — это первые попытки ребёнка выразить окружающие его мир во внутреннем его отображении, высказывать своё отношение к каким-либо проблемам. Работа по развитию речи требует разнообразных методов, приёмов и средств, так как в процессе занятий меняется учебная ситуация и мотивы речи, а также это зависит и от жанра сочинений.
         В работе над сочинением как средством развития речи очень важно следовать  определенной системы в обучении. Под системой понимается последовательность методических приемов в проведении упражнений, обеспечивающих увеличение самостоятельности учащихся при их выполнении. Систему работы над сочинением строю от простого к сложному с обучающим характером, и стараюсь направить на то, чтобы каждый текст мои ученики писали как можно лучше.

  Работу над сочинением начинаю в 1 классе. Ведь именно в первом классе учащиеся приобретают первоначальный опыт связного изложения собственных мыслей, т.е. опыт работы над сочинением. Первые сочинения по объему невелики, основным источником является для них личный жизненный опыт. Для проведения сочинений в 1-ом классе не требуются специальные уроки. Сочинения являются составной частью уроков русского языка. Тематика сочинений подсказывается, а иногда и определяется содержанием читаемых произведений. В ходе работы над сочинением закрепляются орфографические навыки и умения, которые получают учащиеся на уроках русского языка. Все сочинения выполняются под моим  руководством.  Для того чтобы ученики могли справиться с требованиями, предъявляемыми к их речи, систематически включаю в работу тренировки с мини-текстами по степени нарастания трудности:

1. В первом классе начинаю работу с восстановления деформированных предложений. На элементарных примерах учащиеся осмысливают, как строится, выражается мысль. Осознают ее синтаксическое и интонационное оформление. (Приложение 1.)

2. Немного позднее начинаю работу с деформированными  текстами, в которых учащиеся учатся отделять одну от мысль от другой. Это развивает умение  строить и свои собственные высказывания,  разделяя их на отдельные, но  обязательно связанные между собой предложения. (Приложение 2.)

3. Большим подспорьем является умение расставить по порядку части текста. Дети наблюдают, анализируют, отрабатывают умение  ориентироваться в структуре текста. Регулярно оперируют понятиями: вступление, основная часть, заключение, кульминация. (Приложение 3.)

4. В других деформированных текстах дети учатся восстанавливать начало или концовку текста, а иногда и основную часть. В этих работах ученики проявляют больше самостоятельности и творчества, используют уже наработанные умения построения  предложений и оформления их на письме, закрепляют умения  связывать между собой не только предложения, но и части текста. (Приложение  4.)

5. Интересно и важно встретиться младшим школьникам с заданием на построение текстов по заданной темой группе слов или составить текст-подражание. Здесь будут востребованы сформированные умения и навыки работы над построением предложений и структуры текста. Сочинить миниатюру, заданную темой, выдержать тему текста, проявить творчество, -  задания этого типа учат развивать и коммуникативные функции, если создавать текст предлагается в паре или мини-группе.  (Приложение 5.)

          Выполняя эти упражнения, учащиеся  учатся излагать мысли в определенном порядке, последовательно. Подготовительная работа к сочинениям начинаю  в букварный период и провожу на протяжении всего учебного года. Итак, первый опыт работы над сочинением мои ученики  приобретают уже в 1-ом классе. В процессе подготовки и проведения сочинений необходимо выработать у первоклассников определенные умения для дальнейшего написания сочинений.        

          Сочинения во 2-ом классе - это небольшие сюжетные рассказы, в которые со второго полугодия можно вводить элемент описания. Провожу я их  как в устной, так и в письменной форме на протяжении всего учебного года. Я считаю, что устному рассказу, как и сочинению, нужно обучать. Работа над сочинением во 2-ом классе, как уже указывалось, предусматривает обогащение словаря учащихся. Кроме того, стараюсь, чтобы словарный состав заданий был разнообразным и включал слова из разных областей: жизни школы, событий в стране, взаимоотношений между людьми, дел и поступков сверстников, родной природы, истории родного народа и др. Особое внимание уделяю подбору материала краеведческой направленности, так как этот материал привлекает младших школьников своей доступностью их возрастным особенностям. Например, в изучении темы «Образование сложных слов» у учеников более вдумчиво происходит осмысление морфемного и лексического значения регулярно используемых слов, обозначающих  технические и производственные термины в хозяйстве города и района: хлебозавод, мясокомбинат, рыбокомбинат, нефтепровод; снегоход, вездеход и другие.

            В 3-ем и 4-ом классах учащиеся работают над сочинениями типа рассказа, но к этим работам предъявляются более высокие требования. Сочинения с элементами рассуждения - новый вид работы для учащихся. Рассуждение - наиболее сложный способ изложения мыслей, т.к. основывается на понимании причинно-следственных связей в явлениях и событиях, на умении делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения.

           Обучение элементарному рассуждению удобно связать с коллективной работой над планом сочинения. Составляю вопросы таким образом, чтобы они помогли учащимся определить сюжет рассказа. А в заключение спрашиваю учащихся: «О чем бы вы хотели написать в конце сочинения?» Попытки детей корректирую и  помогаю включить в сюжет элемент рассуждения.

            В 4 классе так же продолжается работа по обучению особому виду сочинений – составление писем разных видов: письмо-просьба, письмо-сообщение, письмо-приглашение и т.д. Учащимся предъявляю требования : писать грамотно, ясно, конкретным лицам. Письмо оформляем в соответствии с нормами речевого этикета и стилевыми особенностями: пишем приветствие, основная часть (информация, сообщение), а в конце – заключительное обращение, после чего ставиться дата и подпись.

           К концу обучения в начальной школе мои учащиеся могут самостоятельно отобрать материал и написать сочинение на определенную тему. Но чтобы добиться  определенных  результатов по написанию сочинений, на протяжении всех четырех лет учебы в начальной школе, я провожу огромную  работу  по развитию речи моих учащихся, практически на всех уроках. Школьный курс уроков русского языка  и литературного чтения способствует произвольной, развернутой речи, учит ее планировать. На занятиях я ставлю перед учащимися задачу научиться давать полные  и развернутые ответы на поставленные вопросы, рассказывать по определенному плану, не повторяться, говорить правильно, законченными предложениями, связно пересказывать большой по объему материал. И каждый раз сами учащиеся анализируют свои собственные ответы и высказывания одноклассников.

Развитие речи - процесс управляемый, который идет по пути расширения словарного запаса. Поэтому на всех уроках, сообщая новый материал, включаю в него и те новые слова, которые являются понятиями. Раскрывая при этом их значение, опираюсь на уже сложившийся словарный фонд, чтобы ранее усвоенные слова не забывались, а вновь усваиваемые  лучше понимались и сохранялись в памяти.

Вариант простого примера: объясните, какой смысл вносит каждое слово во фразу: Михаил  Юрьевич Лермонтов; поэт Михаил Юрьевич Лермонтов; русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов; великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов.

Одновременно приучаю ребят  пользоваться этими словами  при решении конкретных учебных задач, так как пассивный запас является всего лишь подспорьем для пассивной речи, для понимания, а активный помогает излагать мысль.

Для этого даю возможность чаще высказаться, применяю активные формы ведения занятий (беседы, дискуссии, обсуждения). Очень нравятся моим ученикам нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-концерты, уроки-отчеты, и другие. Учебная игра превращает ученика в репортера, телеведущего, экскурсовода.

Периодически подготавливаю и даю возможность желающим ученикам стать учителем: провести урок технологии, где ученик демонстрирует поделку, объясняет этапы  и последовательность ее изготовления, а потом оказывает индивидуальные  консультации одноклассникам.    

Особое внимание обращаю на молчаливых, замкнутых детей, на тех, кто сомневается в своих знаниях, затрудняется высказать свое мнение.

В своей работе использую методы как: словесные (рассказ, беседа, объяснение); наглядные (иллюстрации, демонстрации); практические (упражнения). Добиваюсь продуктивного результата, благодаря технологиям проблемного обучения, применения элементов компьютерного и интерактивного обучения.

Работа в парах или группах помогает организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка, поэтому с самых первых уроков большое внимание уделяю работе над правильным произношением (орфоэпией), над хорошей и культурной речью: отрабатываются навыки интонирования. Организую  наблюдения над звукописью, работаем над скороговорками в целях исправления дефектов произношения, обращаю внимание на образные средства языка, на речевой этикет.

На разминках, орфоэпических минутках, на этапе актуализации субъективных знаний провожу языковые игры, повышающие мотивацию обучения школьников, позволяющие сделать уроки живыми, интересными, познавательными. (Приложение 6.)

Развитие звуковой стороны речи способствует тому, что ученики начинают видеть соответствие высказывания целям и условиям коммуникации в зависимости от предмета, темы высказываний и слушателей. Громкость речи должна быть уместной, скорость – соответствовать окружающей обстановке и цели высказывания.

          Важный показатель хорошей, правильной речи  - плавность изложения. Этому учит работа с тестом изложения, сочинения.

Пересказ и изложение – это детские речевые упражнения по образцам, основанные на активном подражании. С одной стороны, посредством устного пересказа и письменного изложения обогащается речь школьника, он как бы берет уроки у писателя; с другой стороны – школьник сам строит предложения и текст, проявляет инициативу и активность в рождении речи.

Я в своей педагогической практике учитываю  трудности, с которыми сталкивается школьник в изложении. Тексты для изложений подбираю интересные, понятные, близкие детям.

Предполагаю, что ученик, слушая или читая рассказ, предназначенный для письменного изложения, должен уловить мысль и передать ее своими словами. В изложении должна звучать живая речь школьника.

Использую следующие виды работ:

  • составление плана;
  • выделение главной мысли, выбор наиболее удачных вариантов плана;
  • сверка написанного с записью на доске, в карточке, учебнике;
  • создание коллективного (группового) образца, правила;
  • определение жанровых и речевых особенностей текста, стиля и типа текста;
  • парная и групповая работа по сверке результатов учебной деятельности;
  • формулирование алгоритма действия учащихся по составлению правила, выбора наиболее удачной формулировки. Предлагаю полный конспект урока-изложения для 3 класса. (Приложение 7.)

Живость урокам русского языка, быстроту и остроту мысли вносят на моих уроках элементы соревнования.

Так как дети  не все одинаково усваивают учебный материал,  подбираю такие задания, чтобы каждый ребёнок мог увидеть изучаемую орфограмму, учился работать творчески, не бояться высказывать своё мнение. В работе с предложениями  устраиваю «синтаксическую дуэль» по рядам или  у доски между командами. Каждый хочет показать свои знания в работе: вставить орфограммы, привести свои доводы, доказать правильность выполненной работы  разобрать по членам предложения и частям речи, составить схему, выписать словосочетания.

Если у доски ученик не может в полном объёме выполнить все задания,  позволяю другим детям (из его группы) оказать  «ускоренную грамматическую помощь» своей команде.

        На уроках русского языка использую типовые задачи, нацеленные на развитие правила: нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет коммуникативных учебных действий, например:

  • «Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю об имени существительном». Построить свой рассказ тебе поможет план. Помни, каждую свою мысль нужно подтвердить примером»;
  • «Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения, где обращаются друг к другу сказочные герои».

Развивают коммуникативные умения, формируют навыки общения, осуществляют практическое пользование языком сочинения – миниатюры: которые предлагают написать сводку погоды, шутку о дожде, поведать лесную тайну в форме письма и другие.

Кроме того, выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, архивариусов, составителей словарей, что помогает им раскрыть свои возможности,  реализовать индивидуальные особенности.  

         Развитие лексической стороны речи строится на понимание лексического значения слова и обогащение речи новыми словами, уточнение и активизация словаря.

В словарной работе на первое место выдвигается положение о том , что слово – единица языка, которая служит для наименования предметов, явлений, процессов, свойств, а работа над словом является одной из важнейших в общей системе развития речи. Овладение словарным составом родного языка – необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой культуры речи.

Неотъемлемым свойством слова как единицы языка является значение слова. Поэтому я знакомлю учащихся с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантическую точность его использования. Развитое у ребенка умение употреблять слова  и словосочетания в соответствии с контекстом, речевой ситуацией способствует формированию навыка выбирать языковые средства при построении высказывания, свободно использовать слова и связывать их по смыслу.

Большое значение по обогащению словарного запаса приносит работа по овладению понятием  « синонимы». Это понятие  встречаем  регулярно как на уроках литературного чтения, так и на уроках русского языка, не пропускаем его и в свободных высказываниях детей. Много тестов для овладения  и развития умения подбора синонимов и в моей методической копилке. (Приложение 9.)

Умение кратко выразить мысль говорит о владении речью в высокой степени. Уровень программы развития речи требует от учащихся  выделить главную мысль текста, назвать тему текста, озаглавить текст. (Приложение 10.)

Другим важнейшим пластом  овладения богатством языка является  раздел пословиц, поговорок, фразеологизмов. Дети с интересом включаются  в этимологическое расследование происхождения и сегодняшнего значения  многих из них.  Такие фразеологизмы, как: «Дело в шляпе», «Заруби  на носу», «Собаку съесть», «Ходить гоголем», «Язык до Киева доведет», «Лясы точить» и многие другие мои ученики объясняют  самостоятельно и по очереди доводят до сведения всего класса. Все  вместе  собирают и записывают в тетрадях по литературе эти  «богатства». «Соскучившись», проводим  смотр знаний фразеологизмов: викторины,  КВНы, конкурсы – битвы на уроках литературы, истории, внеклассных мероприятиях. (Приложение 8.)

И в заключении своей работы хочу поделиться конспектами уроков по развитию речи ( Приложение 9.)

4. Выводы.

Итак, центральное место в обучении школьников русскому языку  занимает развитие речи, так как, развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения. Наиболее актуальна работа по развитию речи  именно в начальной школе. Начиная постигать основы наук, учащиеся усваивают много  новых  слов,  овладевают учебно-научным стилем речи. Нужно дать ученику  возможность быть активным членом общества, понимающим других и умеющим быть понятым другими. И чем раньше мы начнем развивать у детей речь, тем скорее добьемся желаемых результатов. А для этого необходимо формировать навыки устной и письменной речи  младших школьников через сочинительную деятельность.            

        Я  пришла к следующему выводу: что развитие речи идет параллельно с развитием личности ребенка. Учащиеся на уроках по написанию сочинений разных видов учатся грамотно излагать свои мысли. Это помогает им быть успешными не только на уроках русского языка и  других уроках, но и в жизни в целом. Развитие речи у учащихся процесс управляемый. Нужно одновременно приучать учащихся пользоваться новыми словами, давать возможность учащимся чаще высказываться. Только в этом случае развивающий эффект обучения будет максимальным.

Опыт показывает, что систематическая и углубленная работа над развитием речи приводит к большим сдвигам в речевом и общем умственном развитии младших школьников. Доказательством служат результаты диагностического обследования, проводимого школьным логопедом. В ходе мониторинга выявилась динамика речевого развития учащихся.

Сводная ведомость результатов обследования речи учащихся

Таблица 1

Критерии

Звуко-

произ-

ношение

Слоговая

структура

слова

Звуковая

структура

слова

Слово-

образова-

тельные

навыки

Грамма-

тический

стой речи

Связная

речь

Письмо

Чтение

1

класс

сентябрь

63%

45%

39%

39%

53%

37%

29%

43%

4

класс

сентябрь

99%

100%

96%

91%

81%

73%

71%

87%

Показания таблицы показывает, насколько существенно повысился уровень развития речи учеников класса, что подтверждает значимость проводимой работы. Ее важность в становлении языковой личности школьника в современном социуме.

          Опыт показывает, что система работы над развитием  речи напрямую влияет на культуру речи, умение выстраивать коммуникативные отношения.

Наработанные навыки позволяют моим ученикам добиваться побед и результатов в олимпиадах, интеллектуальных играх, конкурсах чаще, чем их сверстникам.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Антонова Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 224 с.
  2.  Асмолов А.Г.,  Бурменская Г.В.,  Володарская И.А. и др.;  под ред.  Асмолова А.Г. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: ил. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли пособие для учителя.
  3.  Выготский Л.С. Педагогическая психология - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
  4. Бобкова Н.Н., Гончарова Н.Н. и другие  «Русский язык 2-4 классы. Сочинения и изложения»- Волгоград,: Учитель, 2010.
  5. Дьячкова Г.Т. «Русский язык 2-4 классы. Сочинения и изложения»- Волгоград,: Учитель, 2011.
  6.  Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка / Т.А. Ладыженская -  М., 1991.
  7. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников пособие для учителей начальных классов / М. Р. Львов - М., 1985.
  8. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М.Р.Львов - М., 1975.
  9. Люблинская А. А. Детская психология : учебное пособие для студентов педагогических институтов / А.А. Люблинская - М.: Просвещение, 1971.
  10. Потурьева Л. В. Обучение сочинению в начальных классах / Начальная школа. - 1988. -№ 2. -с. 30-35.
  11. Тикунова Л.И. «Учимся писать изложение и сочинение» 1 класс : Рабочие  тетради : в двух  частях,ч.1,2- М: Росткнига,2007.
  12. Тикунова Л.И., Корепанова М.Н. «Пишем сочинения по картинкам»: Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет- М.: Росткнига,2007.
  13. Тикунова Л.И., Корепанова М.Н. «Пишем сочинения по картинам русских художников»: Рабочая тетрадь для детей 8-10 лет- М.: Росткнига,2007.
  14. Рамзаева Т.Г. Методическое письмо о роли учебника русского языка в развитии письменной связной речи младших школьников//Начальная школа, 1995. - №8. С.66-72.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Сочинение как средство развития речи младших школьников"

В настоящее время отмечается уменьшение интереса к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи у учащихся. Развитие речи - важная задача обучения...

Методический семинар по теме: "Сочинение как средство развития речи младших школьников"

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих четкого грамматического оформления, ре...

"Формирование ключевых компетенций обучающихся средствами УМК Перспективная начальная школа"

Обобщение опыта по теме: "Формирование ключевых компетенций обучающихся средствами УМК Перспективная начальная школа"....

Приемы и методы работы по развитию памяти с обучающимися с задержкой психического развития в начальной школе

Приемы и методы работы по развитию памяти с обучающимися с задержкой психического развития в начальной школе...

Театрализованные игры как средство социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе в рамках школьного театра «Лучик».

Воспитательная практика была проведена мной на базе МБОУ "Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г. Мичуринска Тамбовской области. Цель воспитательной практики:га...

«Применение информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках в начальной школе»

В данной работе представлено описание инновационного педагогического опыта, в котором раскрыты аспекты повышения эффективности урока с ИКТ. Определены пути активизации познавательной деятельности обуч...