Приемы и методы работы по развитию памяти с обучающимися с задержкой психического развития в начальной школе
методическая разработка

Аккулова Алия Наилевна

Приемы и методы работы по развитию памяти с обучающимися с задержкой психического развития в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_vystuprenie_zpr_pamyat.pptx2.35 МБ
Файл vystuplenie.docx24 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» города Когалыма Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Аккулова Алия Наилевна учитель начальных классов Тема : «Приемы и методы работы по развитию памяти с обучающимися с задержкой психического развития в начальной школе»

Слайд 4

Образовательные: совместно с обучающимися открыть новые знания, научиться подбирать антонимы к словам, пользоваться словарем антонимов.

Слайд 6

Планируемые образовательные результаты

Слайд 14

Упражнение «Лесенка слов» «Кошка. Кошка. Молоко. Кошка. Молоко. Мышка. Кошка. Молоко. Мышка. Клубок. Кошка. Молоко. Мышка. Клубок. Когти.»

Слайд 15

Чтоб добиться высоких результатов, педагогу необходимо: Менять виды деятельности во время занятия, таким образом сохраняя внимание и интерес ребят с ЗПР. Делать паузы на занятиях, чтобы не допустить снижения концентрации и усталости ребят. Подталкивать детей с ЗПР к активной деятельности, стимулирующей развитие памяти.

Слайд 16

Спасибо за внимание! Всем творческих побед!



Предварительный просмотр:

Здравствуйте уважаемые коллеги. Меня зовут Аккулова Алия Наилевна.

Тема моего выступления «Приемы и методы работы по развитию памяти с обучающимися с задержкой психического развития в начальной школе» (СЛАЙД 1)

Важную роль для ориентировки человека в жизни играет ПАМЯТЬ. СЛАЙД2

Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это тот маленький ,  но достаточно объемный механизм нашего разума, который сохраняет наше прошлое для нашего будущего.

СЛАЙД 3 Классификация основных видов памяти:

-По характеру психической активности (двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая)

-По характеру целей деятельности ( произвольная и непроизвольная);

-По продолжительности сохранения материала ( долговременная и кратковременная)

СЛАЙД 4

Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит, и воспроизводит информацию. Она дарована человеку с самого рождения, но владеть и управлять ею мы учимся всю жизнь.

1.Особенности развития  памяти у детей с ОВЗ.

СЛАЙД4   Развитие памяти детей с ограниченными возможностями здоровья имеет первостепенное значение для их дальнейшего физического, психического развития и социализации в обществе.

СЛАЙД 5 . У детей данной группы  наблюдаются разнообразные нарушения памяти: объем, и точность произвольного запоминания снижены в сравнении с нормой, обнаруживается недостаточная произвольная регуляция процесса запоминания, на выполнение поставленной задачи дети с задержкой психического развития затрачивают больше времени, чем нормально развивающиеся дети, наблюдаются отклонения как в области зрительной, так и в области слуховой памяти.

СЛАЙД 6 Следствия нарушения памяти

  • трудности в усвоении программы;
  • снижение продуктивного потенциала;
  • школьная дезадаптация.
  • Без достаточного уровня сформированности произвольной зрительной и слуховой памяти возникают существенные трудности при обучении, приводящие к отставанию детей с задержкой психического развития от школьной программы.

СЛАЙД 7

2.Пути и средства педагогической поддержки детей с ослабленной памятью.

  • учет и опора на ведущий зрительный или слуховой тип памяти (дополнительное привлечение наглядности или повторного проговаривания вслух);
  • организация смыслового запоминания на основе выделения главного;
  • визуализация запоминаемой информации (на основе ярких и несложных мнемотаблиц, таблиц, схем);
  • многократное повторение подлежащего запоминанию материала с расчленением его на несложную информацию;
  • СЛАЙД 8
  • определение рационального объема запоминаемого материала с постепенным  усложнением (в зависимости от особенностей развития и по годам обучения);
  • обеспечение эмоционального богатства передаваемой  информации для привлечения резервов эмоциональной памяти. 

Обратимся к такой деятельности детей младшего школьного возраста, как игра  Игра позволяет в непроизвольной, увлекательной форме осуществить сложные процессы ознакомления, отражения, закрепления, сохранения, и в дальнейшем воспроизведения информации. Развитие памяти детей с ЗПР в игровой форме позволит встать им на качественно новую ступень развития, новых возможностей и перспектив социализации в обществе.

3. Игры и упражнения по коррекции и  развитию  памяти.

Рассмотрим упражнения и игры, с помощью которых можно стимулировать развитие всех видов памяти у детей с ЗПР младшего школьного возраста..

СЛАЙД 9

«У каждого  свой дом

Цель: Развитие  произвольной памяти, внимания ,способности вспоминать, классифицировать.

Учитель дает слова и просит их распределить по домам ( В данном случае это «дом» животные, растения, инструменты). Дети делят слова на три группы.

СЛАЙД 10

 «Чего не стало

Цель: Развитие зрительной памяти.

. Ребенок внимательно смотрит на рисунок одну - две минуты, а затем учитель меняет картину.. Задача ребенка - вспомнить, каких  предметов  не хватает .

СЛАЙД 11

«Сказка по рисункам.»

 Весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.

Цели :

  • формирование ассоциативного мышления;
  • развитие зрительной и слуховой памяти;
  • развитие зрительного и слухового внимания;
  • развитие воображения.

СЛАЙД 12

«Ассоциации»

Цель: уточнение и расширение зрительной памяти.

Ассоциация — установление связей по сходству, смежности или противоположности и т. д.

. Объясняя или обсуждая любой материал, можно предложить ребенку следующие вопросы.

На что похоже это изображение?

Что напоминает тебе этот рисунок?

Встречал ли ты раньше нечто похожее? И т. п.

По существу, и при поиске ассоциаций, и при обсуждении их учитель организует повторение материала.

СЛАЙД 13

Упражнение «Лесенка слов»

Это упражнение позволяет поработать над развитием кратковременной слуховой памяти. Суть его заключается в повторении слов за учителем с добавлением нового слова, связанного с предыдущим прямым или косвенным образом. Например:

«Кошка.

Кошка. Молоко.

Кошка. Молоко. Мышка.

Кошка. Молоко. Мышка. Клубок.

Кошка. Молоко. Мышка. Клубок. Когти.»

Таким образом можно добавлять новые слова до тех пор, пока ребенок не начнет путаться и сбиваться. Участие в игре могут принимать сразу несколько детей, каждый из которых будет дополнять по слову, повторяя предыдущую цепочку.

Нужно помнить о том, что дети с ЗПР плохо запоминают связный текст, цифры и даже картинки. Педагоги должны ответственно относиться к подбору материала для тренировки памяти детей, останавливая выбор на тех вариантах, которые будут действительно интересны и доступны школьникам с задержкой психического развития. Тем не менее даже такой материал дети будут усваивать недостаточно точно и не в полном объеме, по крайней мере на начальном этапе обучения.

СЛАЙД 14

Чтобы добиться высоких результатов, педагогу необходимо:

  1. Менять виды деятельности во время занятия, таким образом сохраняя внимание и интерес ребят с ЗПР.
  2. Делать паузы на занятиях, чтобы не допустить снижения концентрации и усталости ребят.
  3. Подталкивать детей с ЗПР к активной деятельности, стимулирующей развитие памяти.
  4. Планируя коррекционную работу с детьми, нужно учитывать их личностные особенности и основные навыки.
  5. Начинать стоит с использования наглядного материала, который детьми с ЗПР воспринимается легче.
  6. Каждая новая информация должна быть основана на ранее известном материале: это поможет ее закреплению.
  7. Дети с ЗПР лучше усваивают и запоминают материал, который вызывает у них положительные эмоции, поэтому нужно делать акцент именно на позитиве.
  8. Ну и конечно же,  огромное терпение.

В целом можно отметить, что ребята с ЗПР при условии правильно выстроенной коррекционной работы имеют высокие шансы наладить развитие памяти всех типов, таким образом максимально сократив отставание от сверстников.

СЛАЙД 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная программа по развитию памяти для детей с задержкой психического развития

Коррекционная программа для детей с задержкой психического развития...

Адаптированная основная образовательная программа (АООП) начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

В программе подробно рассматриваются психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР, особые образовательные потребности учащихся, принципы и подходы к формированию АООП начального общего об...

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ПАООП НОО) для обучающихся с ЗПР для 1 класса по предмету « Музыка»

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа  начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития  (ПАООП НОО) для обучающихся с ЗПР  для 1 кл...

Рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся с ОВЗ начального образования (АООП для обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.1)

В последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин школьной дезадаптации является нарушение письменной речи. Нарушения чтения и письма...

Методы развития связной письменной речи у обучающихся с задержкой психического развития.

В  данной статье  приведены некоторые методы и приёмы развития связной письменной речи у детей с задержкой психического развития на уроках русского языка....

Методы и приемы работы учителя –логопеда с обучающимися с задержкой психического развития

Для активизации деятельности учащихся с ЗПР на логопедическихзанятиях можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения...