Приемы и методы работы по развитию памяти с обучающимися с задержкой психического развития в начальной школе
методическая разработка
Приемы и методы работы по развитию памяти с обучающимися с задержкой психического развития в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_vystuprenie_zpr_pamyat.pptx | 2.35 МБ |
vystuplenie.docx | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образовательные: совместно с обучающимися открыть новые знания, научиться подбирать антонимы к словам, пользоваться словарем антонимов.
Планируемые образовательные результаты
Упражнение «Лесенка слов» «Кошка. Кошка. Молоко. Кошка. Молоко. Мышка. Кошка. Молоко. Мышка. Клубок. Кошка. Молоко. Мышка. Клубок. Когти.»
Чтоб добиться высоких результатов, педагогу необходимо: Менять виды деятельности во время занятия, таким образом сохраняя внимание и интерес ребят с ЗПР. Делать паузы на занятиях, чтобы не допустить снижения концентрации и усталости ребят. Подталкивать детей с ЗПР к активной деятельности, стимулирующей развитие памяти.
Спасибо за внимание! Всем творческих побед!
Предварительный просмотр:
Здравствуйте уважаемые коллеги. Меня зовут Аккулова Алия Наилевна.
Тема моего выступления «Приемы и методы работы по развитию памяти с обучающимися с задержкой психического развития в начальной школе» (СЛАЙД 1)
Важную роль для ориентировки человека в жизни играет ПАМЯТЬ. СЛАЙД2
Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это тот маленький , но достаточно объемный механизм нашего разума, который сохраняет наше прошлое для нашего будущего.
СЛАЙД 3 Классификация основных видов памяти:
-По характеру психической активности (двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая)
-По характеру целей деятельности ( произвольная и непроизвольная);
-По продолжительности сохранения материала ( долговременная и кратковременная)
СЛАЙД 4
Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит, и воспроизводит информацию. Она дарована человеку с самого рождения, но владеть и управлять ею мы учимся всю жизнь.
1.Особенности развития памяти у детей с ОВЗ.
СЛАЙД4 Развитие памяти детей с ограниченными возможностями здоровья имеет первостепенное значение для их дальнейшего физического, психического развития и социализации в обществе.
СЛАЙД 5 . У детей данной группы наблюдаются разнообразные нарушения памяти: объем, и точность произвольного запоминания снижены в сравнении с нормой, обнаруживается недостаточная произвольная регуляция процесса запоминания, на выполнение поставленной задачи дети с задержкой психического развития затрачивают больше времени, чем нормально развивающиеся дети, наблюдаются отклонения как в области зрительной, так и в области слуховой памяти.
СЛАЙД 6 Следствия нарушения памяти
- трудности в усвоении программы;
- снижение продуктивного потенциала;
- школьная дезадаптация.
- Без достаточного уровня сформированности произвольной зрительной и слуховой памяти возникают существенные трудности при обучении, приводящие к отставанию детей с задержкой психического развития от школьной программы.
СЛАЙД 7
2.Пути и средства педагогической поддержки детей с ослабленной памятью.
- учет и опора на ведущий зрительный или слуховой тип памяти (дополнительное привлечение наглядности или повторного проговаривания вслух);
- организация смыслового запоминания на основе выделения главного;
- визуализация запоминаемой информации (на основе ярких и несложных мнемотаблиц, таблиц, схем);
- многократное повторение подлежащего запоминанию материала с расчленением его на несложную информацию;
- СЛАЙД 8
- определение рационального объема запоминаемого материала с постепенным усложнением (в зависимости от особенностей развития и по годам обучения);
- обеспечение эмоционального богатства передаваемой информации для привлечения резервов эмоциональной памяти.
Обратимся к такой деятельности детей младшего школьного возраста, как игра Игра позволяет в непроизвольной, увлекательной форме осуществить сложные процессы ознакомления, отражения, закрепления, сохранения, и в дальнейшем воспроизведения информации. Развитие памяти детей с ЗПР в игровой форме позволит встать им на качественно новую ступень развития, новых возможностей и перспектив социализации в обществе.
3. Игры и упражнения по коррекции и развитию памяти.
Рассмотрим упражнения и игры, с помощью которых можно стимулировать развитие всех видов памяти у детей с ЗПР младшего школьного возраста..
СЛАЙД 9
«У каждого свой дом.»
Цель: Развитие произвольной памяти, внимания ,способности вспоминать, классифицировать.
Учитель дает слова и просит их распределить по домам ( В данном случае это «дом» животные, растения, инструменты). Дети делят слова на три группы.
СЛАЙД 10
«Чего не стало?»
Цель: Развитие зрительной памяти.
. Ребенок внимательно смотрит на рисунок одну - две минуты, а затем учитель меняет картину.. Задача ребенка - вспомнить, каких предметов не хватает .
СЛАЙД 11
«Сказка по рисункам.»
Весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.
Цели :
- формирование ассоциативного мышления;
- развитие зрительной и слуховой памяти;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие воображения.
СЛАЙД 12
«Ассоциации»
Цель: уточнение и расширение зрительной памяти.
Ассоциация — установление связей по сходству, смежности или противоположности и т. д.
. Объясняя или обсуждая любой материал, можно предложить ребенку следующие вопросы.
На что похоже это изображение?
Что напоминает тебе этот рисунок?
Встречал ли ты раньше нечто похожее? И т. п.
По существу, и при поиске ассоциаций, и при обсуждении их учитель организует повторение материала.
СЛАЙД 13
Упражнение «Лесенка слов»
Это упражнение позволяет поработать над развитием кратковременной слуховой памяти. Суть его заключается в повторении слов за учителем с добавлением нового слова, связанного с предыдущим прямым или косвенным образом. Например:
«Кошка.
Кошка. Молоко.
Кошка. Молоко. Мышка.
Кошка. Молоко. Мышка. Клубок.
Кошка. Молоко. Мышка. Клубок. Когти.»
Таким образом можно добавлять новые слова до тех пор, пока ребенок не начнет путаться и сбиваться. Участие в игре могут принимать сразу несколько детей, каждый из которых будет дополнять по слову, повторяя предыдущую цепочку.
Нужно помнить о том, что дети с ЗПР плохо запоминают связный текст, цифры и даже картинки. Педагоги должны ответственно относиться к подбору материала для тренировки памяти детей, останавливая выбор на тех вариантах, которые будут действительно интересны и доступны школьникам с задержкой психического развития. Тем не менее даже такой материал дети будут усваивать недостаточно точно и не в полном объеме, по крайней мере на начальном этапе обучения.
СЛАЙД 14
Чтобы добиться высоких результатов, педагогу необходимо:
- Менять виды деятельности во время занятия, таким образом сохраняя внимание и интерес ребят с ЗПР.
- Делать паузы на занятиях, чтобы не допустить снижения концентрации и усталости ребят.
- Подталкивать детей с ЗПР к активной деятельности, стимулирующей развитие памяти.
- Планируя коррекционную работу с детьми, нужно учитывать их личностные особенности и основные навыки.
- Начинать стоит с использования наглядного материала, который детьми с ЗПР воспринимается легче.
- Каждая новая информация должна быть основана на ранее известном материале: это поможет ее закреплению.
- Дети с ЗПР лучше усваивают и запоминают материал, который вызывает у них положительные эмоции, поэтому нужно делать акцент именно на позитиве.
- Ну и конечно же, огромное терпение.
В целом можно отметить, что ребята с ЗПР при условии правильно выстроенной коррекционной работы имеют высокие шансы наладить развитие памяти всех типов, таким образом максимально сократив отставание от сверстников.
СЛАЙД 15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная программа по развитию памяти для детей с задержкой психического развития
Коррекционная программа для детей с задержкой психического развития...
Адаптированная основная образовательная программа (АООП) начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
В программе подробно рассматриваются психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР, особые образовательные потребности учащихся, принципы и подходы к формированию АООП начального общего об...
Коррекционная программа по развитию мышления, внимания, памяти для детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Програма занятий...
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ПАООП НОО) для обучающихся с ЗПР для 1 класса по предмету « Музыка»
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ПАООП НОО) для обучающихся с ЗПР для 1 кл...
Рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся с ОВЗ начального образования (АООП для обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.1)
В последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин школьной дезадаптации является нарушение письменной речи. Нарушения чтения и письма...
Методы развития связной письменной речи у обучающихся с задержкой психического развития.
В данной статье приведены некоторые методы и приёмы развития связной письменной речи у детей с задержкой психического развития на уроках русского языка....
Методы и приемы работы учителя –логопеда с обучающимися с задержкой психического развития
Для активизации деятельности учащихся с ЗПР на логопедическихзанятиях можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения...