Методический семинар по теме: "Сочинение как средство развития речи младших школьников"
статья по русскому языку на тему

Гончар Кристина Анатольевна

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Она выполняет функции общения и сообщения. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника-средством успешного обучения в школе. Богатство речи в большей степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями, хорошее владение речью помогает лучше ориентироваться в окружающем мире. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitelskaya_statya.sidorova_k.a.doc197 КБ
Office presentation icon statya.ppt467.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учительская статья.

Тема: «Сочинение как средство развития речи у младших школьников».

                                                                     Выполнила: Сидорова К.А.          

учитель начальных классов.

Аннотация.

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Она выполняет функции общения и сообщения. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника-средством успешного обучения в школе. Богатство речи в большей степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями, хорошее владение речью помогает лучше ориентироваться в окружающем мире.

  На сегодняшний день проблема развития речи является, актуально,     т. к. в последнее время  на низком уровне находится мышление и речевая деятельность учащихся. Мышление представляет собой процесс, направленный на познание объективно существующего мира, на его отображение в человеческом сознании. Это происходит из-за того, что наше поколение, да и не только наше, очень мало читает и не способно передавать свои мысли ни в устной, ни в письменной форме. Дети не видят в этом большой необходимости. А важнейшим показателем уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является - речь.

Школьное сочинение, есть процесс и результат работы над темой, предложенной преподавателем, ученика и самого преподавателя. В этом определении подчеркивается важная для методики мысль о том, что работа ученика зависит от руководства ею со стороны, учителя. От правильно организованной работы на уроках зависит не только написание самого сочинения и отражения темы, но и развития мышления, речи ребенка и грамотности. 60% детей не умеют правильно излагать свои мысли. Впрочем, и без цифр личный опыт учителей свидетельствует, что сочинение является одним из видов работы по развитию речи в школе и одной из наиболее сложных форм деятельности ученика.

И именно поэтому, особую роль в языковом развитии младших школьников играют сочинения. Сочинения это упражнения для обучения разному языку и, конечно же, это естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных данных. Развитие речи через написание сочинений должно занимать одно из важных мест в процессе обучения, поскольку в настоящее время резко снизилось качество правильной речи, употребляемой школьниками; снижено языковое развитие младших школьников, утрачен интерес к родному языку, понизился уровень грамотности.

Проблемой в данной статье  является,  написание сочинений для развития речи младших школьников.

На мой взгляд, если использовать современные методы и приемы, способствующие языковому развитию речи через сочинения, то качественно повышается уровень общего развития школьников, уменьшается количество речевых ошибок  и повышается уровень грамотности.

Для решения проблемы  предлагаю использовать  следующие методы:

- исследование,

- наблюдение,

- сравнение,

- анализ и синтез полученных сведений,

- эксперимент.

Сочинение в школе занимает особое место: ему в известном смысле подчинены все другие речевые упражнения. Устные и письменные сочинения, замыкают собой перечень видов работ, направленных на обучение сознанию высказываний. Этот вид упражнения подводит ученика вплотную к осуществлению собственно речевой деятельности.

Сочинение служит эффективным средством формирования личности. Оно возбуждает эмоции, умственную самостоятельность, приучает детей осмысливать, оценивать виденное, пережитое, т. е. при подготовке сочинения ученику предстоит все определить и реализовать самому.

        В процессе обучения сочинениям, устным и письменным, на практике реализуются общие умения в связной речи: умение понять и раскрыть тему, подчинить свое сочинение определенной мысли, собирать материал, систематизировать его, составлять план и писать по плану, использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями и, наконец, совершенствовать написанное.

         Выше сказанное можно реализовать и получить отличные результаты, выполнив предложенные методы.        

Предлагаю рассмотреть, следующие, методические рекомендации по развитию речи младших школьников, посредством написания сочинений разных жанров.

  1. ежеурочно приучать детей к осознанию роли русского языка с помощью написания сочинения как средство развития речи у младших школьников;
  2. приучивание к последовательному изложению текста и полному раскрытию темы;

Тема – это предмет сочинения, то, что составляет его содержание. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые отражены в сочинении. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависят правильность и полнота сочинения.

  1. наблюдать за употреблением средств языка в речи;
  2. развивать грамматический строй речи, стилевое единство и выразительность речи;
  3. активно использовать различные виды аналитико - синтетической работы по:

- выявлению определенной связи в образовании частей речи;

- проведение лексико - словообразовательного анализа текста;

        (При проведении такого анализа в детских сочинениях будит отслеживаться: правильность употребления лексики, ее разнообразие, наличие или отсутствие слов, обладающих оттенками значений,- использование синонимов, антонимов, фразеологизмов.)

- объяснение лексического значения слов на основе понимания их смыслов;

- составление предложений по наблюдению;

- проведение нестандартных типов уроков;

- достигать стилевого единства и выразительности текста.

6. использовать на уроках упражнения по развитию орфографических навыков.

Работа над сочинением в начальной школе.

Сочинение – творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесение чего–то своего, личного в текст. Сочинение служит эффективным средством воспитания. Оно возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивает наблюдательность, учит находить причинно – следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. В сочинении для ученика обретает смысл орфография, все изучаемые грамматические понятия.

        Сочинения, как устные, так и письменные, различаются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, жанру и по языку.

        По источникам материала выделяются сочинения:

- О пережитом, виденном, слышанном самими учениками;

- По книжному материалу, картине, фильму, спектаклю;

- По различным источникам одновременно (по книге и картине, по картине и личным наблюдениям и т. п.)

        По степени самостоятельности различаются сочинения коллективные и индивидуальные.

        По жанрам связные тексты делятся на повествование, описание, рассуждение и сочинения смешанного типа (повествование с элементами описания или рассуждения).

По языку сочинения разделяются на эмоционально – образные и деловые.        Сочинения можно классифицировать группами: о природе, о труде. Об истории и т. д.

Сочинения в младших классах проводятся как обучающие упражнения; оценка за сочинение ставится в виде поощрения (отрицательная оценка за сочинение не ставится). Сочинение выявляет практические языковые умения лучше, чем любое другое упражнение.

Система проведений сочинений:

- Устные сочинения проводятся чаще, чем письменные;

- Письменные сочинения проводят чаще, чем изложения;

- В течение года проводятся 12 – 15 письменных сочинений;

- Помимо указанного числа на уроках грамматики проводятся сочинения и изложения малых форм (миниатюры).        

Работа над сочинением начинается в первом классе. Дети составляют устные рассказы, небольшие по объему, простые по содержанию. Проводится преимущественно коллективная подготовка текста, предназначенного для записи. Элементы индивидуального творчества вводятся здесь в виде небольших зарисовок, сообщений о себе, о своих чувствах.

Для проведения сочинения в первом классе не требуется специальных уроков. Сочинения являются составной частью уроков русского языка. Все сочинения выполняются под руководством учителя. Чтобы первоклассники приобрели необходимые умения для написания сочинений, необходима система упражнений , основанная на принципе наращивания трудностей:

         1) Составление предложений, объединяемых темой;

         2) Восстановление деформированного текста;

         3) Устные ответы на вопросы, объединяемые темой;

         4) Составление предложений по сюжетным картинкам;

         5) Устные рассказы по получившемуся плану.

Во втором классе школьники учатся работать самостоятельно. Они получают индивидуальные темы, а в работе над ошибками темами все меньше занимает  подготовительная работа в рамках всего класса непосредственно перед  рассказыванием или письмом сочинения.

 Сочинения второклассников – это небольшие сюжетные рассказы, в которые со второго полугодия вводятся элементы описания.

Важное место  в этой работе занимают устные рассказы. Составляя их, учащиеся приобретают умения говорить связано, последовательно, учатся пользоваться планом, правильно строить предложения, точно употреблять слова в собственной речи, приучаются систематизировать, обобщать свои наблюдения, осмысливать свой жизненный опыт. Поэтому устные упражнения расценивают как подготовительные упражнения. Для устных рассказов целесообразно использовать сюжетные картинки. Работу над устным рассказом по этим картинкам рекомендуется проводить по такому плану.

  1. Рассматривание картины.
  2.  Высказывание детей о том, что видят они на картине.
  3.  Беседа по выяснению содержания, в процессе которой уясняются не только факты, но и устанавливаются причинно – следственные связи между явлениями и действиями.
  4. Чтение готового плана и составление ответов на каждый его пункт. Можно предложить детям слова, которыми они воспользуются в своих ответах.
  5.  Полный устный рассказ по картине.

        

В третьем классе практикуется выбор собственных тем из числа предложенных учителем, как школьники подготовлены к ее пониманию, зависит правильность и чистота сочинения.

        Первым шагом в работе над сочинением является выбор темы. Тема и заглавие сочинения не всегда совпадают. В теории литературы понятие «тема» всегда неразрывно связывается с идейным замыслом  произведения. Идея художественного произведения – это мысль писателя, выраженная в художественных образах, т. е. в картинах жизни, поведения действующих лиц, их переживаний. Поэтому важно, чтобы в работе над сочинением дети не просто выполняли задание учителя, а руководствовались стремлением рассказывать о чем-то важном, поделиться своими чувствами.

        Наследует предлагать учащимся  слишком широкую тему. В начальных классах широкие темы непосильны.

        Поверхностное раскрытие темы – один из типичных недостатков рассказов и сочинений. Не всегда дети умеют найти границы темы. Они пишут обо всем, что хотя бы отдаленно связывается в их сознании с темой.

        Работа над темой – это ее суждение и отбор материала: выбор того, что относится, к теме,  отбрасывание того, к ней не относится. Помогает раскрыть школьникам тему и ее ясная, конкретная формулировка.

        Связной речи не может быть без плана. План – «проект» предстоящего высказывания, его «скелет»,  каркас. В начальных классах план обязателен при подготовки всех рассказов и сочинений. Предварительное составление планов необязательно лишь при подготовке  рассказов – импровизаций, зарисовок, песен, сочинений – миниатюр. В первом классе роль плана выполняют вопросы учителя; во втором классе план составляется коллективно; в третьем классе – самостоятельно. В начальных классах рекомендуется простой план из 3-5 пунктов, которые могут формулироваться в виде вопросов или назывных предложений. Чаще всего план составляется непосредственно перед письмом сочинения (например, к сочинению по карте). Но иногда бывает целесообразнее составить план заранее, в ходе подготовительной работы (например, по материалам экскурсии или длительных наблюдений).

Подготовка к сочинению начинается за несколько дней до письма сочинения. Очень важно, чтобы дети имели возможность несколько  раз вернуться к теме будущего сочинения до его написания.

Для сочинения в первом классе отводится обычно один урок, во втором – до полутора уроков, в третьем классе до двух уроков. Кроме того,  еще на одном  уроке проводится анализ лучших сочинений и работа над ошибками.                В зависимости от типа и задач сочинения характер подготовительной работы меняется, но есть общие положения, которые применимы к любому сочинению, независимо от его типа.  Подготовку организует учитель, ее главная цель – формирование потребности рассказать, описать что –то, накопить материал  и выбрать языковые средства. Подготовка организуется на различных уроках и во внеурочное время. Эта работа делится на три этапа:

                1. Накопление материала: наблюдения, походы, экскурсии, походы,              

                    прогулки, труд, рассматривание картин, просмотр фильмов,    

спектаклей, чтение литературы;

2. Отбор материала в соответствии с текстом и замыслом ее            раскрытия, систематизация материалов, ее расположение: беседы, обсуждения, выделение существенного, составление планов, отдельные записи, подготовка лексики и т. д.;

3. Словесное речевое оформление сочинения, т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.

Первый и второй этапы обычно выходят за рамки урока письма сочинения. Так, накопление материала для сочинения по экскурсии проходит иногда задолго до письма; наблюдения за явлениями природы могут продолжаться неделю и даже месяц; картина же обычно рассматривается непосредственно перед сочинением. Иногда заблаговременно составляется план. Поэтому урок, на котором пишется текст сочинения, рассматривается как подведение итога подготовительной работы.

           Если сочинение – итог длительной подготовки, то и построение урока сочинения зависит от характера подготовительной работы. Могут быть выделены основные черты уроков письма сочинений:

  1. Сообщение темы и задач сочинения, обсуждение их с учащимися.
  2. Беседа с целью упорядочения материала, если он накоплен заранее – в ходе наблюдений или для его накопления.
  3.  Составление плана или его уточнение, если план был составлен ранее.
  4. Речевая подготовка  текста: составление отдельных словосочетаний, предложений или фрагментов связного текста.
  5. Орфографическая подготовка к написанию трудных слов.
  6. Письмо сочинения, оказание учителем индивидуальной помощи.
  7. Самопроверка, исправление замеченных недочетов и ошибок.

         

Сочинения – это упражнения, заключающиеся в самостоятельном изложении школьниками своих мыслей на заданную тему. По сравнению с изложением сочинение более сложный вид работы.  Если при изложении учащийся передает готовый материал, следуя замыслам произведения, используется авторскими языковыми средствами, то в сочинении все вопросы, связанные с раскрытием содержания темы и оформлением, решаются учащимися самостоятельно.

Работа над сочинением имеет большое образовательное и воспитательное значение. Готовясь к сочинению, учащиеся мобилизуют свои знания и навыки,  обобщают наблюдения за окружающим, приводят в систему впечатления от прочитанного, виденного или слышанного ими и, таким образом,  пополняют свой умственный багаж. Работа над сочинением развивает мысль учащегося, учит рассуждать, доказывать, анализировать и синтезировать, т. е. способствует развитию мышления.  Логически последовательная, грамматически правильная передача на письме мыслей требует от учащихся знаний и умений в области грамматики и лексики русского языка, тщательного отбора слов и синтаксических конструкций, восстановления пройденного в курсе русского языка и  пополнения знаний  по ряду вопросов, что, несомненно, обеспечивает повышение общего кругозора и развитие речи и мышления учащихся.

Особенно большое воспитательное значение имеет процесс подготовки и создания сочинений на темы, связанные с жизнью, требующие аналитического отношения к действительности, позволяющие раскрыть духовное богатство человека нашего времени, его высокие нормативные качества.

Обучение сочинению осуществляется систематически во всех классах школы, начиная с первого.

В  зависимости от цели сочинения бывают обучающие и контрольные.  Основное место в системе развития речи занимают обучающие сочинения.

По месту выполнения сочинения бывают  классные и домашние, причем предполагается, что подготовка к обучающим домашним сочинениям проводится в классе.

Для раскрытия темы сочинения нужен материал. Источниками получения материала для сочинений учащихся служат личный опыт и наблюдения; знания получаемые из книг, периодической печати; слышанное по радио, на лекциях, в беседах; деятельность воображения.

По источникам знаний классификация сочинений следующая:

  1. Сочинения на основе личных наблюдений и впечатлений                                                                                        учащихся.
  2. Сочинения по картине.
  3. Сочинения, проводимые в курсе чтения.

По способу изложения мыслей могут быть выделены сочинения повествовательного характера, сочинения – описания, сочинения – рассуждения.

Проведению каждого из сочинений предшествует подготовка, начинающаяся с организации наблюдений. Заранее объявляя учащимся тему предстоящего сочинения, преподаватель направляет их внимание, на определенный предмет наблюдения разъясняет, как собирать материал. Хорошей подготовкой к сбору материала для сочинения служат упражнения учебника, которые выполняются постепенно, приучает школьников к  самостоятельной подготовки материала и показывает, как пользоваться им как основой для развития мысли по теме сочинения. Как и при изложении, решающим в обучении сочинению является продуманная система вопрос – заданий. Учащиеся записывают вопросы и, пользуясь ими, проводят наблюдения.

Собирание материала тесно связанно с его систематизацией. Систематизировать материал – значит отобрать то, что необходимо для раскрытия темы и основной мысли сочинения; привести материал в определенный порядок: сгруппировать по отдельным вопросам, установить связь частей, определить последовательность их пользования, т. е. составить план сочинения.

Работа над языком, сочинения ведется в процессе беседы, так как не грамматические формы должны пождать эти языковые формы. Пока элементарные навыки сочинения не приобретены учащимися, целесообразно практиковать перед письменным устное сочинение с однородным анализом формы изложения содержания.

Таким образом, изучение системы работы по развитию речи младших школьников с помощью написания сочинений даёт положительные результаты и является основой для усвоения имеющихся знаний и развития речи, для привития  любви к родному языку.

И хотелось бы подчеркнуть, что предлагаемая программа не будет реализована, если учителю не удастся создать особой атмосферы доверия на уроке, теплоты и ценности человеческого общения. Учитель среди детей – равно заинтересованный в таком общении участник общего диалога, просто имеющий больший, чем у детей, культурный опыт.

В своей статье я пыталась доказать, что использование современных методов и приемов помогает ученику овладеть умением не только совершенствовать написанное, но и развивает речь и мышление, ставит на более качественный уровень общее развитие детей, повышает их грамотность. Любое ученическое сочинение-своеобразное литературное произведение, эта работа, требующая от автора максимального напряжения творческих способностей, настойчивости, терпения. Только в том случае, когда учителю удается преодолеть безразличное отношение ученика к результатам работы, только при условии воспитания взыскательного, и требовательного отношения юного автора к словесному выражению мысли, только при стремлении ученика многократно и неустанно совершенствовать написанное, находить в нем все новые и новые недостатки и исправлять их учитель может рассчитывать на успех в обучении сочинению. Приступая к сочинению, юный автор должен ясно осознавать, что его ждет тяжелый, но в тоже время необычайно интересный и увлекательный труд, во многом подобный труду писателя, что чем строже он будет подходить к написанному, чем больше труда он вложит в свою работу, тем лучших результатов добьется. О бучение совершенствованию, написанного должно основываться на активной мыслительной деятельности учащихся и на максимально вложенной самостоятельности их работы. Но самостоятельность, как и всякое другое умение не происходит сразу, самостоятельность воспитывается в процессе практической работы под руководством учителя. Для того, чтобы сочинение стало формой личностного продукта ученика, учитель должен пробудить интерес к этой работе, воспитать убежденность в ее необходимости, дать ученикам нужные практические умения, научить определенной последовательности в этой работе и обеспечить максимально возможный уровень самостоятельности учащихся в совершенствовании написанного. Если мы будем не просто слушать, но и анализировать звучащую речь, если мы будем не просто читать, а учиться у мастеров слова ярко, громко и точно выражать свои мысли, если мы будем относиться критически к собственным устным и письменным высказываниям, то наша речь станет такой, которой должен владеть образованный человек современной эпохи. В своей работе мы перечислили далеко не все приемы языкового развития младших школьников, однако неоспоримым является тот факт, что именно развитие речи через сочинение - один из важнейших моментов в работе с учащимися начальных классов.

Приложение № 1.

        Содержание сочинений оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика темы и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

        При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

- разнообразие словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число речевых недочетов.

        Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок-орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка

                                          Основные критерии оценки

                  Содержание и речь

               Грамотность

    1

                                 2

                        3

  «5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактически ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

 В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

 Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка.

  «4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме ( имеются незначительные отклонения от темы).
  2. Содержание в основном достоверно, но  имеются единичные фактические  неточности.
  3. Имеются незначительные нарушения последовательность в изложении мыслей.
  4. Лексический грамматический строй речи достаточно разнообразен.
  5. Стиль работы отличается единством  и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

 Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

  «3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
  2.  Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
  3.  Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
  4.  Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается не правильное словоупотребление.
  5.  Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

 Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

  «2»

  1. Работа не соответствует теме.
  2. Допущено много фактических неточностей.
  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  5.  Нарушено стилевое единство текста.

 В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

 Допускаются:  7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

  «1»

 В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

 Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

Приложение № 2.

УРОК: Русский язык.

ТЕМА: «Подготовка к написанию сочинения – «Подарок».

ЦЕЛИ: формировать интерес предмету, научить правильному

            написанию сочинения, чтоб излагаемое содержание было

           последовательным, присутствовала точность словоупотребления,

           работа отличалась богатством словаря, развиваем речь.

ТИП УРОКА: комбинированный.

МЕТОДЫ: - беседа,

                   - рассказ,

                   - демонстрация.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

  1. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы с вами будем готовиться к написанию сочинения, чтобы ваши сочинения были интересными, с правильно изложенным содержанием, с точностью словоупотребления и точно относящиеся к теме.

  1. Повторение раннее пройденного материала.

- Что такое текст?

- Из чего он состоит?

- Что такое предложение и из чего оно состоит?

- Что такое речь и из чего состоит наша речь?

  1. Подготовка к написанию сочинения.

Дома вы напишите сочинение, а готовиться мы будем к нему все вместе. Сочинение называется «Подарок».

- Какое вы испытываете настроение, когда получаете подарки?

- А вы заранее знаете, какой получите подарок?

- И какие у вас при этом ощущения?

- А бывало у вас такое, что ждешь одно, а дарят совсем что – то другое?

- И что вы тогда переживаете? Какое чувство?

- Приведите примеры, когда, получив подарок вы очень огорчились.

- А теперь приведите примеры, когда получили подарок еще интереснее, чем мечтали.

- Вы когда нибудь испытывали чувство зависти к чужому подарку?

- Приведи примеры. Расскажите, когда это было и как так получилось?

- Ребята, не стоит кому-то завидовать, это плохое чувство.

- А сейчас мы с вами обсудим следующее сочинение, которое я вам зачитаю.

Мальчику Алеше на день рождения подарили деревянную милицейскую машинку. Он очень обрадовался. Правда, ему хотелось бы получить в подарок деревянных солдатиков, но когда он увидел эту красивую машинку, он и думать не стал о солдатиках.

        Машина была Ярко – желтого цвета, с синими полосками по бокам. На крыше было три разноцветных фонаря. В середине – красный, а по краям - два синих.

        Алеша весь вечер играл с этим автомобилем, а когда ложился спать, то поставил его рядом со своей кроватью.

- Итак, скажите, мальчик получил тот подарок, о котором он думал?

- Какой подарок он хотел получить и какой получил?

- Какие у него были ощущения, чувства, когда он получил подарок?

- Встретилось ли в тексте описание подарка, который он получил?

- Напомните мне, описание  подарка.

- Ребята в будущем вашем сочинении тоже должно присутствовать описание вашего подарка.

- Давайте сейчас попробуем описать, по картинке следующие предметы.

                             

                                                                       

  1. Итог урока.

- Чем сегодня на уроке мы занимались?

- Что обязательно должно присутствовать в вашем сочинении?

  1. Домашнее задание.

- Написать сочинение на тему: «Подарок».

ТЕМА: «Сочинение загадок».

ЦЕЛИ: формировать интерес к предмету, распознать знания о загадках,  

             потренироваться в составление загадок написать сочинение                                

             загадок, развиваем устную речь.

 

ТИП УРОКА: комбинированный.

МЕТОДЫ: - беседа,

                    - демонстрация,

                    - рассказ,

                    - фронтальная работа.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

  1. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы еще потренируемся составлять загадки, затем вы самостоятельно сочините свои загадки.

  1. Повторение пройденного материала по загадкам.

- Что такое загадка?

- Какие загадки знаете?

- О чем бывают загадки?

- На что похожи загадки?

- Какие типы загадок вы знаете?

  1. Тренировка в составление загадок.

- Что необходимо учитывать при составлении загадок?

- С чем необходимо определиться при составлении загадки?

- Итак, попробуем  найти признаки  для сравнения далеких родственников.

- На что похож светофор. Пример:

Похоже на домик и квартиры.

Один говорит: «Стой». Другой говорит: «Приготовиться». Третий говорит: «Иди».

- Теперь обратите внимание на доску. Кто изображен на нашем рисунке?  (Лягушка)

- Смотря на изображение придумайте загадку. Пример:

       Начинается на «Л»                                                                                    

 Вся зеленная, как ель.

  1. Самостоятельное составление и запись загадок.  

- Теперь вы самостоятельно сочините каждый загадку и

 запишите на листочке.

- Первую загадку вы составите по рисунку, а другую

  придумаете самостоятельно.

- Итак, изображение кого, вы видите на доске?  (Петуха).

- С этим изображением вы составляете загадку, можете

   использовать рифму: поёт – клюёт,

                                        несёт – встаёт,

                                        поёт – зовёт.

- Теперь все могут приступить к работе.                    

  1. Итог урока.

- Назовите типы загадок.

- Вам понравилось составлять, придумывать загадки?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОЧИНЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Сидорова Кристина Анатольевна учитель начальных классов

Слайд 2

Совершенствование речевой деятельности школьников предполагает формирование четырех обобщенных умений: 1. ориентироваться в ситуации общения, в том числе осознавать свою коммуникативную задачу; 2. планировать содержание общения; 3. формулировать собственные мысли и понимать чужие; 4. осуществлять самоконтроль за речью, восприятием её собеседником, а также за пониманием речи партнера.

Слайд 3

Три направления для планомерной работы по развитию речи младших школьников. Работа над слов; Работа над словосочетанием и предложением; Работа над связной речью.

Слайд 4

Речь учащегося должна быть: Содержательной; Выразительной; Логичной; Точной; Богатой; Ясной; Правильной.

Слайд 5

Сочинения – это упражнения для обучению разному языку и, конечно же, естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли , основанная на достаточных данных.

Слайд 6

Объект: развитие речи младших школьников. Предмет исследования: использование сочинения для развития речи младших школьников. Цель исследования: изучение теоретического материала по теме, изучение уровня языкого развиития младших школьников, определить возможности сочинения как средства развития речи младших школьников. Гипотеза: если использовать современные методы и приёмы, способствующие язщыковому развитию речи через сочинения, то качественно повышается уровень общего развития школьников, уменьшается количество речевых ошибок и повышается уровень грамотности. Задачи: Изучить основные теоретические подходы по теме: «Сочинение как средство развития речи младших школьников». Изучить передовой опыт по теме. Изучить историю вопроса и опыт работы современных школ по обучению написанию сочинения как формы личностного продукта. Составить систему работы по развитию речи младших школьников. Разработать методические рекомендации по развитию речи младших школьников.

Слайд 7

Сочинения различаются по: Источникам материала; По степени самостоятельности; Жанрам; Языку.

Слайд 8

Список испытуемых: 1. Борисенко Оксана 2. Васильева Анастасия 3. Гончаров Андрей 4. Ермакова Ирина 5. Еськов Владимир 6. Катарян Мария 7. Ковтун Всеволод 8. Пивнык Виктория 9. Ни Юлия 10. Розина Юлия

Слайд 9

Констатирующий этап эксперимента. Цель: выявить уровень сформированности навыков учащихся. Методы: составление рассказа по иллюстрации; метод беседы.

Слайд 10

Составление рассказа по иллюстрации.

Слайд 11

Метод беседы.

Слайд 12

Иллюстрация для формирующего этапа эксперимента.

Слайд 13

Контрольный эксперимент. Цель: выявление повышения уровня грамотности и речи учащихся через написание сочинений разных жанров.

Слайд 14

Иллюстрация для контрольного эксперимента.

Слайд 15

Контрольный и констатирующий эксперимент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Сочинение как средство развития речи младших школьников"

В настоящее время отмечается уменьшение интереса к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи у учащихся. Развитие речи - важная задача обучения...

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"

Презентация по обобщению опыта по теме"Работа над предложением как средство развития речи младших школьников нв уроках русского языка"...

Методическая разработка по обобщению опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка "

Методическая разработка "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"...

Организация работы над темой Фольклор как средство развития речи младших школьников

Эта работа расчитана на то, чтобы научить детей  воспринимать  выразительные средства языка в соотве ствии с их функцией в художественном   произведении;- на...

Изложение как средство развития речи младших школьников.

Изложение играет особую роль в развитии речи младших школьников. Оно приобщает детей к лучшим образцам литературного языка. Тексты, написанные мастерами слова, способствуют формированию правильности р...

Методическое пособие "Текстовый материал как средство развития речи младшего школьника". Автор-составитель: Скрипаленко Инна Владимировна, учитель начальных классов МБОУ Займо-Обрывской СОШ Азовского района Ростовской области.

В методическом пособии представлены современные технологии развития речи учащихся начальной школы, применяемые на уроках в условиях реализации ФГОС НОО....

Устное народное творчество как средство развития речи младших школьников с патологией речи

Реализация логопедической работы в направлении развития монологиеской и диалогической речи младших школьников с патологией речи средствами устного народного творчества позволяет этим детям учить...