Театрализованные игры как средство социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе в рамках школьного театра «Лучик».
материал (3 класс)
Воспитательная практика была проведена мной на базе МБОУ "Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г. Мичуринска Тамбовской области.
Цель воспитательной практики:гармоничное развитие личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья через формирование благоприятных условий для усвоения социально значимых знаний, норм и традиций общества посредством познания театра и театральной деятельности как особого вида искусства.
3. Задачи воспитательной практики:
Коррекционно-образовательные:
-знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки;
- обучение основам диалогической речи и её грамматическому строю;
- совершенствование речи и звуковой культуры, интонационного строя, активизация словаря обучающихся;
- формирование основы речевой культуры, эстетического вкуса через знакомство учащихся с различными видами театра, практических навыков творческой деятельности учащихся;
- расширение представлений детей о театре как особом виде искусства.
Коррекционно-развивающие:
- развитие и коррекция эмоционально-положительной сферы посредствам умения выражать свои переживания и ощущения телом, мимикой, взглядом, словом и с помощью изобразительных средств;
- снижение агрессивности и тревожности;
- развитие высших психических функций и артистических способностей.
Коррекционно-воспитательные:
- формирование нравственных качеств обучающихся и навыков успешного публичного выступления, чувства ответственности перед коллективом и умение работать в группе;
- воспитание способности улавливать и эмоционально воспринимать нравственную суть поступков героев произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnye_praktiki_sotsialnoy_adaptatsii_detey_s_ovz_petrishcheva_e.v.222.docx | 53.89 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Название воспитательной практики: «Театрализованные игры как средство социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе в рамках школьного театра «Лучик».
2. Цель воспитательной практики: гармоничное развитие личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья через формирование благоприятных условий для усвоения социально значимых знаний, норм и традиций общества посредством познания театра и театральной деятельности как особого вида искусства.
3. Задачи воспитательной практики:
Коррекционно-образовательные:
- знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки;
- обучение основам диалогической речи и её грамматическому строю;
- совершенствование речи и звуковой культуры, интонационного строя, активизация словаря обучающихся;
- формирование основы речевой культуры, эстетического вкуса через знакомство учащихся с различными видами театра, практических навыков творческой деятельности учащихся;
- расширение представлений детей о театре как особом виде искусства.
Коррекционно-развивающие:
- развитие и коррекция эмоционально-положительной сферы посредствам умения выражать свои переживания и ощущения телом, мимикой, взглядом, словом и с помощью изобразительных средств;
- снижение агрессивности и тревожности;
- развитие высших психических функций и артистических способностей.
Коррекционно-воспитательные:
- формирование нравственных качеств обучающихся и навыков успешного публичного выступления, чувства ответственности перед коллективом и умение работать в группе;
- воспитание способности улавливать и эмоционально воспринимать нравственную суть поступков героев произведений.
4. Участники практики: обучающиеся начальных классов (7 – 12 лет).
5.Оригинальная идея воспитательной практики.
В условиях социального проектирования образовательного и воспитательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья возникла острая необходимость в универсальном средстве, которое помогало бы компенсировать комплекс проблем воспитания и развития ребенка. Таким универсальным средством стала театрализованная деятельность, реализованная путем применения художественно-творческих технологий. Оригинальность данной воспитательной практики проявляется в её комплексном и интеграционном характере, заключающемся во взаимодействии не только предметов художественно-эстетического цикла на уровне межпредметных связей, но и непрерывной совместной работе специалистов сопровождения и педагога.
6.Ценностно-смысловое наполнение воспитательной практики.
Театрализованная деятельность – самая эффективная форма воздействия на сознание обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Творческая среда поднимает ребёнка вверх по ступеням личностного развития, полноценно включает в систему социальных отношений, способствует социализации обучающегося с ментальными нарушениями. Театральная деятельность понятна, близка его природе, потому что связана с игрой. Через данный вид деятельности обучающийся получает больше информации об окружающем мире, у него развивается память. Школьный театр помогает детям увидеть, услышать и почувствовать все многообразие окружающей среды, раскрыть свое Я, понять его и войти в мир взрослых полноценно существовать и взаимодействовать в нем. Участие в постановках прививает устойчивый интерес к литературе и театру, формирует артистические навыки, побуждает к созданию новых образов. Кроме того, помогает взрослым установить с детьми тесные контакты в плане сотрудничества, являясь для педагога в то же время эффективным средством раскрытия ребёнка и педагогического воздействия на него.
7. Описание основных этапов реализации воспитательной практики.
1 этап – подготовительно-диагностический (сентябрь 2021)
- Изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы, информации в сети Интернет.
- Создание рабочей группы.
- Разработка плана.
- Подготовка материальной и методической базы.
- Разработка критериев эффективности проекта.
В рамках данного этапа педагог-психолог совместно с руководителем школьного театра провели среди обучающихся психолого-педагогические диагностики:
- Диагностика по методике Е.Р. Гореловой, целью которой стало исследование школьной тревожности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе до начала работы в школьном театре «Лучик». В данном исследовании приняло участие 10 обучающихся. По результатам было установлено 3 основных уровня школьной тревожности:
Уровень | Тревожность | Обучающиеся |
1 | норма | 50% |
2 | повышенная | 50% |
3 | высокая | 0% |
- Диагностика по методике А.Ф. Фидлера - исследование уровня благоприятности психологической атмосферы, которое показало следующие результаты:
Дружелюбие Согласие Удовлетворенность Продуктивность Теплота Сотрудничество Взаимная поддержка Увлеченность Занимательность Успешность | 1 2 3 4 5 6 7 8 5 5 5 5 5 4 4 5 5 5 |
Враждебность Несогласие Неудовлетворенность Непродуктивность Холодность Несогласованность Недоброжелательность Равнодушие Скука Безуспешность |
Итого 48 баллов
высокий 10 – 20
средний 20 – 40
ниже среднего 40 – 60
низкий 60 – 80
Выводы:
У 50% обучающихся с ОВЗ наблюдается повышение школьной тревожности.
Тревожность является неблагополучием обучающихся с ОВЗ в обучении и общении, нарушением в развитии самооценки, в слабой регуляции поведения.
Уровень благоприятности психологической атмосферы - ниже среднего.
2 этап – основной (октябрь-апрель 2022)
Беседы-диалоги: «Что такое театр?», «Театральные профессии», «Поможем Незнайке правильно вести себя в театре».
Просмотр фото зрительного зала, знакомство с понятиями: «сцена», «занавес», «кулисы», «партер», «балкон».
«Театральная азбука». Беседа с детьми о театральных понятиях - сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т.д.
Психогимнастика «Возьми и передай». Разыгрывание мини-сценки: «Лиса» И.Петрова. Разыгрывание по ролям: А.Тетивкина «Как по речке по реке».
Специальные упражнения на ндивидуальных и групповых занятиях с учителем-логопедом: «Ветерок», «Попробуем измениться», «Расскажи стихи руками»; игры на развитие выразительной мимики, пантомимические загадки; речевые упражнения «Кто за кем идет» М.Картушин, «Нам грустно», «Нам весело».
Таетрализованная игры «Театральная разминка», «Веселая пантомима», «Загадки без слов» и речевая игра «Как у бабушки Наташи» в рамках проведения уроков по речевой практике.
Занятия по ритмопластике на уроках ритмики - этюды «Лисичка подслушивает», «Баба-Яга» «Ритмический этюд», танцевальная импровизация, танец- фантазия «Дискотека кузнечиков»
Привлечение родителей (законных представителей) обучающихся к изготовлению рекизита для спектаклей (шитье кукол, изготовление масок, подготовка сцены, декораций, занавеса и зрительного зала) и проведению представлений.
Декорирование театральных кукол на уроках ручного труда, способствующее развитию мелкой моторики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Распределение ролей, заучивание диалогов и движений главных героев, репетиции в рамках ИКРЗ (индивидуальных коррекционно-развивающих занятий).
Рассказывание и чтение русских народных сказок с использованием театра-масок, рассматривание иллюстраций к сказкам, обсуждение с детьми внешности, характера сказочных персонажей, их поступков на уроках чтения. Загадки о сказках и сказочных героях.
Постановка спектаклей школьного театра «Лучик» в рамках внеурочной деятельности школы (общешкольные мероприятия, предметные и тематические недели).
3 этап – заключительно-аналитический
Показ обучающимися начальной школы театрализованного кукольного представления. Обсуждение сюжета сказки. Беседа по итогам сказки.
Диагностика на конец проекта заключалась в следующих исследованиях:
- исследование школьной тревожности у обучающихся с ОВЗ в начальной школе после посещения школьного театра «Буратино» (по методике Е.Р. Гореловой).
- исследование уровня благоприятности психологической атмосферы после посещения школьного театра «Буратино» (по методике А.Ф. Фидлера).
Сроки проведения (25.04.2022г-29.04.2022г.)
Приняло участие в исследовании - 10 обучающихся с ОВЗ.
По результатам исследования было установлено 3 основных уровня школьной тревожности, что отражено в таблице:
Уровень | Тревожность | обучающиеся |
1 | нормальная | 90% |
2 | повышенная | 10% |
3 | высокая | 0% |
Выявление школьной тревожности у обучающихся с ОВЗ
в начальной школе после посещения школьного театра «Буратино»
(по методике Е.Р. Гореловой).
Исследование уровня благоприятности психологической атмосферы
после посещения школьного театра «Буратино»
(по методике А.Ф. Фидлера).
1 2 3 4 5 6 7 8 |
| ||||||||
Дружелюбие | 2 |
|
|
|
|
|
| Враждебность | |
Согласие | 4 |
|
|
|
|
|
| Несогласие | |
Удовлетворенность | 2 |
|
|
|
|
|
| Неудовлетворенность | |
Продуктивность | 2 |
|
|
|
|
|
| Непродуктивность | |
Теплота | 3 |
|
|
|
|
|
| Холодность | |
Сотрудничество | 2 |
|
|
|
|
|
| Несогласованность | |
Взаимная поддержка | 2 |
|
|
|
|
|
| Недоброжелательность | |
Увлеченность | 3 |
|
|
|
|
|
| Равнодушие | |
Занимательность | 3 |
|
|
|
|
|
| Скука | |
Успешность | 2 |
|
|
|
|
|
| Безуспешность |
Итого 25 баллов
высокий 10 – 20
средний 20 – 40
ниже среднего 40 – 60
низкий 60 – 80
Вывод:
После работы в школьном театре «Лучик» у 40% обучающихся с ограниченными возможностями здоровья наблюдается снижение школьной тревожности. Уровень благоприятности психологической атмосферы в повысился и достиг среднего. Это говорит о том, педагогами и специалистами сопровождения были созданы благоприятные условия для усвоения социально значимых знаний, норм и традиций общества посредством познания театра. В деятельности школьного театра стал преобладать бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами и педагогом; отношения стали строиться на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; дети с удовольствием участвовали в театрализованных играх, в отношениях преобладало одобрение и поддержка.
- Результаты воспитательной практики.
Реализация проекта «Театрализованные игры как средство социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе в рамках школьного театра «Лучик» требует целенаправленной и объемной работы, создающей условия для развития эмоционально-личностного роста ребенка. Это длительный процесс, который подразумевает совместную деятельность взрослых и детей и предполагает наличие результатов в виде изменения поведения и эмоционального состояния детей, соприкасающихся с миром прекрасного.
1. Предметно - развивающая среда, созданная на территории школы, будет способствовать благоприятной адаптации детей, коррекции и реализации основных задач через совместную и самостоятельную театрализованную деятельность.
2. В результате создания творческой группы из учителя начальных классов и ритмики, специалистов сопровождения и родителей обучающихся повысится компетентность в вопросах воспитания, организации совместной работы и охраны здоровья детей, что способствует благоприятному развитию личности ребенка с интеллектуальными нарушениями.
3. Театрально – игровая деятельность, наряду с другими видами детской деятельности, позволит ребенку приобретать и демонстрировать начала ключевых компетентностей:
Коммуникативную – возможность понимать речь других, грамматически правильно строить свою речь;
Социальную – в выборе места партнера для совместной деятельности, умение устанавливать и поддерживать отношения с разными детьми и взрослыми, анализировать действия и поступки, включаться в разговор, выбирать стиль общения;
Информационную – в обращении к различным источникам информации при обсуждении темы, способов действия;
Деятельностную – это способность осуществлять результативные действия индивидуально или в сотрудничестве; в выборе планирования дел;
Здоровьесберегающую – в самостоятельном регулировании активности, свободном выборе позы, длительности и темпа выполнения.
Долгосрочная перспективы воспитательной практики
В процессе совместной деятельности у детей воспитывается умение согласовывать свои желания с желаниями других, помогать друг другу в сложных ситуациях, стремиться к общему результату, преодолевать трудности на пути к общей цели, радуясь при этом совместным успехам.
Создание ресурсной базы: банка методического, музыкально-дидактического, мультимедийного материала театральной направленности
9. Место воспитательной практики в системе воспитания образовательной организации.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – особая категория детей, имеющих проблемы в физическом, умственном или психическом развитии. Для «особых» детей, для детей с нарушением интеллекта или имеющих хронические нарушения в здоровье, данная социальная практика является вариативным модулем Программы воспитания МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» на 2020-2025 гг. и дает возможность участникам почувствовать себя полноценным членом социума, внести свой маленький вклад в жизнь школы, поучаствовать в совместной деятельности со взрослыми, осознать свою значимость, свою ценность в очах педагогов школы и администрации.
10. Фото материалы, иллюстрирующие реализацию воспитательной практики (не более 3-х фотографий).
11. Ссылки на актуальную информацию о воспитательной практике в сети Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Работа со сказкой как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере кружковой деятельности, основанной на принципах инклюзивного образования.)
В статье описаны методы и приемы работы в кружке изобразительного искусства, основанного на принципах инклюзивного образования....
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем звене общеобразовательных учреждений города
В статье представлен материал по проблемам адаптации в среднем звене детей с ограниченными возможностями здоровья....
Технология создания ситуации успеха в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе.
В статье раскрывается значение использования технологии создание ситуации успеха в работе с детьми, имеющими трудности в обучении....
«Театрализованная деятельность как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»
Детство – уникальный период в жизни человека. Именно от того, как сложится первый этап вхождения в жизнь, насколько комфортен он будет для ребенка, зависит формирование его самосознания, самооце...
Рекомендации для родителей «Адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе»
Первый год обучения ребенка в школе – это очень сложный период в жизни маленького школьника. Это и новые условия жизни и деятельности ребенка, и новые контакты, новые отношения, новые обязанност...
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В статье предоставлен анализ социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы....
«Адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе".
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Адаптация к шко...