«Применение информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках в начальной школе»
статья
В данной работе представлено описание инновационного педагогического опыта, в котором раскрыты аспекты повышения эффективности урока с ИКТ. Определены пути активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках в начальной школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья пгт Пижанка»
Описание инновационного опыта по теме:
«Применение информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках в начальной школе»
Подготовила:
Царегородцева Л.Г.
учитель начальных классов
2022 – 2023 уч. год.
В современных условиях развития образовательной системы, стоит вопрос, как обеспечить качественное и комфортное обучение каждого ученика, обеспечить усвоение каждым стандарта образования, повысить мотивацию к учению, дать возможность для дальнейшего развития. Растущим направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является применение новых информационных технологий. В специальном (коррекционном) образовании такие технологии появились достаточно позже и сейчас используются как наиболее адаптируемое к индивидуальным особенностям детей средство обучения. Разумеется, что информационно-коммуникационные технологии не могут освободить ребенка с ограниченными возможностями здоровья от его недостатка и убрать все возникающие в связи с этим проблемы. Однако, когда такой ребенок понимает, что ему открыты неизвестные раньше знания, умения, формы общения, игры, управление окружающей средой, дает ему поверить в себя.
Информационные технологии в специальном образовании постепенно находят свое научное обоснование (Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Н.В. Мазурова, Н.Н. Малофеев,
Свинина, И.А. Филатова и др.), активно используются в разнообразных областях специального образования и в практической деятельности педагогов – дефектологов.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Теория и практика обучения детей с ОВЗ выдвигает проблему использования ИКТ в образовательном процессе в качестве средства активизации познавательной деятельности, повышающих эффективность обучения, а значит и качество. Необходимость поиска путей ее решения обуславливает актуальность данного опыта.
Целью педагогического опыта в данном направлении является создание условий для активизации познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ посредством использования ИКТ в образовательном процессе.
Задачи:
- изучить литературу по проблеме активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ в начальной школе;
- определить степень сформированности познавательной активности;
- наметить возможные пути активизации познавательности деятельности;
- проанализировать полученные результаты;
Новизна опыта заключается в создании новой образовательной среды, способствующей активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ, разработке уроков с использованием ИКТ, подготовке методических материалов и рекомендаций.
Целенаправленное применение ИКТ на уроках позволяет:
- более продуктивно корригировать все имеющиеся нарушения у школьников с интеллектуальной недостаточностью;
- активизировать познавательную деятельность и достигать положительного отношения к работе;
- создавать положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества;
- способствовать интеллектуальному и социальному развитию обучающихся;
- проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
- индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
- повысить объем выполняемой работы на уроке.
Применение ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. Проводя уроки с использованием данной технологии, я пользуюсь принципом: «Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с ОВЗ.
Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:
- создание презентаций к урокам;
- работа с ресурсами Интернет;
- использование готовых обучающих программ;
Включение в учебный процесс ЦОР подобранных согласно учебной программе по предметам, позволяет успешнее решать различные дидактические задачи, повысить учебную мотивацию учащихся и включить их в активную познавательную деятельность.
Основной формой применения ИКТ является проведение уроков разной целевой направленности. Использование компьютерных технологий осуществляет на следующих уроках: математика, русский язык, чтение, мир природы и человека, технология, изобразительное искусство, речевая практика.
Работа ведется не хаотично, а в определенной системе. Прежде всего, она начинается с тематического планирования, при составлении которого продумывается, на каких темах и типах уроков целесообразно использовать ИКТ. После составления тематического планирования подбирается необходимый материал. Корректировка и окончательная разработка урока идет в ходе учебного процесса при подготовке к конкретному уроку.
При подготовке мультимедийного урока рассматриваются следующие моменты:
- психологические особенности обучающихся;
- цели и результаты обучения;
- предмет начальной школы;
- тема урока;
- тип урока;
- форма проведения урока: урок – беседа, урок – путешествие, урок – лекция, групповая форма работы, работа в парах, т. п.);
- местоположение обучающихся;
Структура урока при использовании мультимедийных технологий принципиально не изменяется. В нем сохраняются все основные этапы, изменяются, иногда, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку.
Незаменимой помощницей при подготовке уроков является программам Microsoft Power Point, т.к. большая часть уроков проводится с использованием презентаций. Проведение уроков с использованием презентаций требует от учителя дополнительной подготовки, но все затраты окупаются результатами – повышением познавательной активности и эффективностью обучения. На уроках большую пользу приносит использование звуковых и видеовставок. Дети могут увидеть тех животных или те растения, которые распространены в других природных зонах, могут услышать звуки, издаваемые животными или музыкальными инструментами. Использование в презентациях анимационных изображений героев сказок и мультфильмов создает обстановку психологического комфорта на уроке. С помощью эффектов анимации статичная схема становится «живой картинкой», например тема «Рельеф» – в курсе мир природы и человека, в задачах на движение по математике.
Презентации дают возможность преподносить информацию и через текст диктора, и через слова на экране, и через наглядное изображение изучаемого предмета или явления, таким образом, воздействуя одновременно на несколько органов чувств, что приводит к прочности, быстроте усвоения материала, повышению познавательной активности учащихся, созданию предпосылок активной речевой деятельности, развитию мышления.
При оформлении презентаций используются следующие основные рекомендации:
- не нужно загромождать отдельный слайд большим количеством информации;
- на каждом слайде должно быть не более двух картинок;
- размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов;
- анимация возможна один раз в течение 5 минут в начальной школе;
- вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.);
Интерактивная доска – очень эффективный и удобный инструмент для обучения школьников, который помогает спроектировать урок в соответствии с требованиями ФГОС.
Возможности интерактивной доски в: демонстрации картин, видеороликов, схем, презентаций; создании рисунков, сохранение рисунков, созданных без использования компьютерной мыши и демонстрация их всему классу; возможности выделять отдельные части экрана; вырезать, копировать, вставлять объекты; поворачивать и перемещать объекты дают широкую возможность для формирования универсальных учебных действий. Неоценимую помощь в применении интерактивной доски оказывает книга Брыкиной О.Ф. «Интерактивная доска в начальной школе», где есть готовые упражнения с применением интерактивной доски по различным предметам.
Например, одно из упражнений по изучение правописания словарных слов.
В левой части слайда расположено дерево, на чудо-плодах, которого
изображены гласные буквы. На дереве сидит Петрушка, который, не знает, как выполнить это упражнение. Ребятам предлагается помочь сказочному герою и правильно разместить в словах пропущенные буквы.
С появлением ИД можно теперь предварительно подготовить необходимые для уроков материалы. Все действия на экране ИД можно выполнять, не теряя визуального контакта с классом и не привязывая себя к компьютеру.
При использовании интерактивной доски у педагога не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски, запись новых упражнений, не тратится время и на очистку доски, как раньше. Ученикам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске, сделать ошибку – теперь ее можно стереть маркером или отменят действие. На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока. Записи
и комментарии можно добавлять поверх любого изображения на экране. Учеников привлекает новизна проведения подобных уроков. В классе во время уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.
Педагогические наблюдения показывают, что при использовании интерактивной доски для коллективной работы в классе растёт внимание учащихся, и они реже отвлекаются на посторонние предметы. Факты позволяют утверждать, что интерактивная доска делает обучение более наглядным, отчего ученики активнее участвуют в уроках, растет их заинтересованность и сосредоточенность.
На уроках также используются занимательные интерактивные задания, игровые тренажеры, которые в увлекательной игровой форме помогают учащимся получить прочные знания по русскому языку и математике. И все это непринужденно, увлекательно, интересно, весело. Все дети включаются в процесс изучения, активно участвуют в учебном процессе.
При повторении, обобщении и систематизации знаний используются графические возможности компьютера, программы-тренажеры, которые помогают ученику самому определить степень усвоения материала, исправить ошибки. На уроках применяются максимум Интернет-ресурсы, энциклопедия «Кирилла и Мефодия», Flashигры, например, "Буквы-сестрички", которые берутся с сайта Natalka.com «Дидактические игры и тренажеры»
Так, на уроке «мир природы и человека» в 3 классе по теме «Рыбы» «погружение» учащихся в подводное царство совершается путем просмотра видеоролика из «Энциклопедии подводного мира». В 4 классе при изучении растений, расширить детский кругозор помогает видеофильм «Жизнь леса». Вообще для этих уроков презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, растения, океаны, моря, горы. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады. Всё это делает урок увлекательным, а, следовательно, запоминающимся.
В 1 классе при обучении письму букв и цифр большую помощь оказывают интерактивные плакаты, где ручка «сама прописывает образцы букв и цифр» (материал предоставлен сообществом "ИКТ в начальной школе" "Сети творческих учителей").
Презентации также используются на уроках изобразительного искусства: портреты художников, репродукции картин, схемы, последовательность выполнения рисунка и т.д. В курсе начальной школы введены уроки, изучающие народные промыслы России. Например, дымковская игрушка. С помощью слайдов есть возможность показать историю возникновения вятских промыслов, технологию их создания. Использование ИКТ на уроках технологии упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, с помощью штриховки, стрелок можно обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат. Причем ИКТ дает возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы.
Онлайн-тренажеры. Данный ресурс используется при фронтальной работе с классом на орфографических пятиминутках на уроках русского языка и при проведении устного счёта на уроках математики, а также для индивидуальной работы и для работы дома. Цель использования тренажёров – создание условий для отработки навыков по изученной теме.
Электронные физкультминутки, упражнения для глаз: презентации с песнями, с музыкой «делай с нами», «повторяй за нами» повышают эмоциональный настрой учащихся, сохраняют зрение.
Flash-тесты. Выполнение учащимися тестовых заданий и последующий их анализ учителем помогает своевременно корректировать учебный процесс, находить индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Например, для проверки и закрепления знаний по теме: «Заглавная буква».
При изучении чисел от 1 до 10 в урок включаются развивающие мультфильмы «Уроки тетушки Совы. Арифметика-малышка». В мультипликационной программе много прекрасных детских стихов и считалок, которые легко запоминаются, тетушка Сова знакомит ребят с цифрами, простыми арифметическими действиями и понятиями. Рассказать о каждой цифре так, как этого заслуживает ребенок, то есть интересно, чтобы
это могло его удивить, и в то же время, доступно – к этому стремились создатели программы.
Результатами работы являются количественные показатели учебной деятельности учащихся и качественные изменения личности ученика. Количественные результаты – это качество знаний учащихся, итоги участия в предметных олимпиадах, викторинах, конкурсах, что позволяет говорить о достаточной степени сформированности познавательной активности обучающихся.
2020 г. | Пирогов Константин Мамаев Николай Вохминцев Александр | Всероссийская олимпиада для детей с ОВЗ «Увлекательная математика» | 1 место 1 место 2 место |
2021 г. | Кузнецова Ульяна Вохминцев Александр | Всероссийская блиц-олимпиада «Животные России» Международная интернет-олимпиада по математике «Солнечный свет» | 1 место 1 место |
2022г. | Демакова Анастасия | Всероссийская викторина для младших школьников «Буквы и звуки русского языка» | 1 место |
Система работы с ИКТ позволяет отслеживать развитие уровня познавательной активности у учащихся по каждому предмету и проводить своевременную корректировку педагогической деятельности. По результатам анкетирования обучающихся 4 класса «Какие предметы вам больше нравятся с применением ИКТ?» составлена следующая таблица:
Предмет | % |
Математика | 13 |
Русский | 12 |
Чтение | 17 |
Мир природы и человека | 16 |
Речевая практика | 13 |
Изобразительное искусство | 14 |
Технология | 15 |
Можно обратить внимание, что проведение рефлексии проходит более успешно на тех уроках, где применяется ИКТ (без использования ИКТ-40 %, с использование ИКТ-65 %). Так как успешность учащегося в начальной школе напрямую связанно с его мотивацией, это говорит о том, что использование ИКТ на уроке дает положительную динамику.
Таким образом, анализ уроков с применением информационно-коммуникационных технологий показал, что новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся и эффективность обучения, создают широкие возможности для развития современного образования, прежде всего в направлении индивидуализации, создают условия для реализации творческого потенциала учителя и ученика. Использование ИКТ тем более актуально в наше время, так как в школах, как правило, отсутствуют, или морально устарели необходимые наборы: схем, таблиц, иллюстраций, фотографий, репродукций.
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения, создают условия для активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности учащихся при использовании нетрадиционных уроков в начальной школе.
Для учителя необходимо формировать интерес к изучению учебного материала, активизации познавательной деятельности учащихся. Для этого используются различные формы и методы работы. Очень интересн...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/02/picture-467227-1406997825.jpg)
Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.
Данная статья содержит игровые технологии, которые можно активно использовать на уроках русского языка....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/02/picture-467227-1406997825.jpg)
Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках по русскому языку.
Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках по русскому языку....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/27/picture-1358543-1635347752.png)
Самообразование «Применение информационных технологий для коррекции и активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках в начальной школе»
Програмы помогающие при дистанционном обучении...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/12/picture-1017755-1641976570.png)
Применение информационных технологий для коррекции и активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках в начальной школе.
Применение информационных технологий для коррекции и активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках в начальной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/13/picture-952449-1520926595.jpg)
Игровые технологии как средства активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках изобразительной деятельности
В современной коррекционной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недос...